Карточки РЕСS как средство альтернативной коммуникации для детей с ОВЗ
«Карточки РЕСS, как средство альтернативной коммуникации для детей с ОВЗ»
РЕСS – коммуникативная система обмена изображениями при помощи карточек. Она была разработана доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 1985г, для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.
Система РЕСS изначально была создана для детей с аутизмом. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых отмечается трудности с речью и общением.
Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Обучение по данной системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать. Молчащие дети обучаются само выражаться, сообщать о своих желаниях и потребностях, продуктивно коммуницировать с другими людьми.
Этапы обучения:
Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS следующие:
1 этап. Представляет собой простой обмен без выбора. Ребенок обучается основам общения между людьми.
Конечная цель: передавать карточку с изображением желаемого предмета, когда желаемый предмет находится в поле зрения ребенка.
2 этап. Ребенок обучается настойчивости в коммуникации. Формируем навык «путешествовать» на все большие расстояния от собеседника до альбома. Важная составляющая находить нужную карточку. (Можно использовать коммуникационное поле альбома, дома холодильник).
Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагогу.
3 этап. Различение карточек.
Конечная цель: Умение ребенка попросить желаемый предмет. Ребенок подходит к альбому для занятий и выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и отдает ее. Или же ребенок ищет показываемый на карточке предмет. («Что сначала?», «А что будет потом?» Расписание). Карточки следует располагать таким образом, чтобы занятия по программе чередовались с любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д.
4 этап. Построение из карточек осмысленных предложений.
Конечная цель: ребенок заканчивает на полоске фразу «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне…(предмет)» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику. Ребенок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.
5 этап. Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. («Что ты хочешь?»).
Конечная цель: ребенок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?»
6 этап. Обучение комментированию. Ребенок должен научиться различать предметы, когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы
Конечная цель: ребенок отвечает на вопросы «Что ты слышишь?», «Что у тебя в тарелке?», «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?», «Что это?».
Каких результатов можно достичь
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками помогает при решении сразу нескольких задач:
-
Во-первых, использование карточек пекс помогает детям начать взаимодействовать с другими людьми социально-приемлемым способом, причем общаться с помощью этой системы можно не только со взрослыми, но и с ровесниками.
-
Во-вторых, когда ребенок получает способ доступной для него коммуникации, снижается нежелательное поведение.
-
Помимо этого, исследования доказывают и то, что использование PECS помогает детям развить речь.
Учитель-дефектолог
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»