Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе проектной деятельности в предметной области "Математика"
Каруна Галина Владимировна,
учитель математики
муниципального общеобразовательного учреждения
«Илёк- Кошарская средняя общеобразовательная школа»
Ракитянского района Белгородской области
e-mail: taba4naja@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»
Аннотация.Модернизация образования включает в себя подготовку обучающихся, которые могут применять знания и навыки, приобретенные в школе, в своей повседневной жизни. Они могут работать самостоятельно, критически мыслить и развиваться. В плане развития образования особое внимание уделяется одному из ключевых механизмов реализации инициативы – проектному методу работы. В статье мы рассмотрим проектную деятельность учащихся по предметной области "математика" на общеобразовательном уровне.
Ключевые слова:метод проектов, проектная деятельность, математика, формирование познавательных учебных действий.
Главная задача образования – научить школьников работать самостоятельно и выстраивать собственную систему знаний в соответствии с их собственными потребностями, способностями и пожеланиями. Проектная деятельность может быть использована в качестве отправной точки для того, чтобы учащиеся заинтересовались математикой. Результатом каждой проектной работы является шаг в личностном развитии ученика [1].
Основная цель занятий –ориентировать школьников на практическое применение предметных знаний и постепенно формировать у них склонности к проектной и исследовательской деятельности. Рекомендуется придерживаться следующих принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: решение проблем, взаимное обучение, исследование научных проблем, персонализация, самообучение и принципы мотивации.
Формировать познавательную группу УУД позволяют действия определения темы и выявления конкретной проблемы, пути решения которой необходимо будет найти.В это время у обучающихся формируются исследовательские навыки, способствующие развитию способности к инновациям и логическому мышлению, а именно: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и публичная демонстрация навыков конечного продукта интеллекта. На этапе исследования они собирают, обрабатывают информацию, чтобы использовать для решения проблем и достижения целей проекта, а это означает самостоятельное овладение научными и практическими знаниями и ключевыми умениями для создания конечного продукта[2].
Инструментом, который формирует неотъемлемую часть мышления обучающихся, являются методы исследования, которые включают в себя задания на "обдумывание", "угадывание", головоломки, нестандартную логику и творческие задания.В процессе проектной и исследовательской деятельности дети не только находят способы решения поставленных проблем, но и побуждаются их самостоятельно формулировать и предлагать цели своей деятельности. В качестве примера применения этого метода можно привести проектную работу при изучении темы "Окружность и площадь круга" в 6 классе. В результате своей деятельности учащиеся пришли к выводу, что отношение длины окружности к диаметру и отношение площади окружности к квадрату радиуса соответствующей окружности являются постоянным числом. Это число называется греческой буквой π. Примером исследования может быть тема: "Ремонт моего кабинета математики" при изучении темы "Площади и объемы" в 5 классе. При изучении темы "Масштаб" в 6 классе "Экскурсионные маршруты по школе". Следует отметить, что при выборе тем исследований будут учитываться личные предпочтения учащихся [3].
В то же время продолжается формирование познавательных УУД, среди которых можно выделить: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей и построение логических цепочек выводов.
На основе набора универсальных учебных действий формируется ядро проектных навыков как общий результат, позволяющий эффективно осуществлять проектную деятельность:
– способность выявлять проблемы и прогнозировать изменения в ситуации;
– способность определять источники информации и метод сбора;
– способность определять содержание, масштаб и часть проекта;
– способность проектировать рабочие этапы проекта, определять детали мероприятий на каждом этапе и формулировать план действий;
– понимать элементы исследования (наблюдения, гипотезы и т.д.) в процессе работы над проектом.);
– умение ставить цели для проекта, определите конечный результат (продукт), готовить презентацию [6].
Сегодня проектная деятельность актуальна и очень эффективна, поскольку помогает преодолеть присущий обществу эгоцентризм. Развитие интеллектуальной инициативы, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, развитие умения определять возможные пути решения проблем с помощью взрослых и самостоятельности. Одна и та же совместная творческая деятельность помогает формировать познавательную, коммуникативную и регулятивную образовательную деятельность: поиск и обработку информации, умение делать определенные выводы [5].
Проектный метод универсален с точки зрения предметного содержания и эффективен, поскольку стимулирует практическую деятельность учащихся и позволяет им сформировать полный набор способностей. Реализация проекта поможет решить следующие цели обучения:
1.Овладение и систематизация знаний, связанных с основами информатики, –это формирование способностей в области информационно-аналитической деятельности.
2.Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, которое включает в себя совокупность знаний, умений и навыков,всестороннеоценивать ситуацию, осуществлять поиск информации, необходимой для решения проблемы, принимать соответствующие решения.
3.Приобретение опыта создания и преобразования различных типов информационных объектов с помощью современных информационных технологий –это формирование информационных возможностей.
4.Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности [4].
Используя метод проектовв своей работе, вы можете видеть, какза скучными формулами и теоремами открывается удивительный мир, как меняется отношение учащихся к математике, одному из самых сложных предметов.Учащиеся понимают, что математика существует не только в тетрадях, но и в архитектуре, живописи, музыке и окружающей нас природе. Необходимо помочь им понять смысл проектов и исследовательской деятельности и рассматривать их как возможность реализовать свои таланты и способности, способ самосовершенствования и самореализации. В конце концов, только заинтересовав детей конкретными творческими занятиями и поддержав их инициативу и любознательность, можно решить любые проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Андреева, Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся – приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения // Концепт. – 2013. – №1. – С. 36-42.
2.Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. – 2016. – №1. – С. 54-60.
3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе /А.В. Бычков.– М., 2000. - 128с.
4.Горев П.М., Ошергина Н.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний // Концепт. – 2015. – №10. – С. 36-40.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
6. Шкерина Л. В., Константинова А. С., Курсиш И. Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – №1(35). – С. 39-42
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»