В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе проектной деятельности в предметной области "Математика"

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе проектной деятельности в предметной области "Математика"

Галина Каруна
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 439
Краткое описание
В плане развития образования особое внимание уделяется одному из ключевых механизмов реализации инициативы –  проектному методу работы. Используя метод проектов , можно увидеть, как за скучными формулами и теоремами открывается удивительный мир, как меняется отношение учащихся к математике.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Каруна Г.В._статья.docx Скачать


Каруна Галина Владимировна,

учитель математики

муниципального общеобразовательного учреждения

«Илёк- Кошарская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области

e-mail: taba4naja@yandex.ru



ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»



Аннотация.Модернизация образования включает в себя подготовку обучающихся, которые могут применять знания и навыки, приобретенные в школе, в своей повседневной жизни. Они могут работать самостоятельно, критически мыслить и развиваться. В плане развития образования особое внимание уделяется одному из ключевых механизмов реализации инициативы – проектному методу работы. В статье мы рассмотрим проектную деятельность учащихся по предметной области "математика" на общеобразовательном уровне.

Ключевые слова:метод проектов, проектная деятельность, математика, формирование познавательных учебных действий.



Главная задача образования – научить школьников работать самостоятельно и выстраивать собственную систему знаний в соответствии с их собственными потребностями, способностями и пожеланиями. Проектная деятельность может быть использована в качестве отправной точки для того, чтобы учащиеся заинтересовались математикой. Результатом каждой проектной работы является шаг в личностном развитии ученика [1].

Основная цель занятий –ориентировать школьников на практическое применение предметных знаний и постепенно формировать у них склонности к проектной и исследовательской деятельности. Рекомендуется придерживаться следующих принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: решение проблем, взаимное обучение, исследование научных проблем, персонализация, самообучение и принципы мотивации.

Формировать познавательную группу УУД позволяют действия определения темы и выявления конкретной проблемы, пути решения которой необходимо будет найти.В это время у обучающихся формируются исследовательские навыки, способствующие развитию способности к инновациям и логическому мышлению, а именно: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и публичная демонстрация навыков конечного продукта интеллекта. На этапе исследования они собирают, обрабатывают информацию, чтобы использовать для решения проблем и достижения целей проекта, а это означает самостоятельное овладение научными и практическими знаниями и ключевыми умениями для создания конечного продукта[2].

Инструментом, который формирует неотъемлемую часть мышления обучающихся, являются методы исследования, которые включают в себя задания на "обдумывание", "угадывание", головоломки, нестандартную логику и творческие задания.В процессе проектной и исследовательской деятельности дети не только находят способы решения поставленных проблем, но и побуждаются их самостоятельно формулировать и предлагать цели своей деятельности. В качестве примера применения этого метода можно привести проектную работу при изучении темы "Окружность и площадь круга" в 6 классе. В результате своей деятельности учащиеся пришли к выводу, что отношение длины окружности к диаметру и отношение площади окружности к квадрату радиуса соответствующей окружности являются постоянным числом. Это число называется греческой буквой π. Примером исследования может быть тема: "Ремонт моего кабинета математики" при изучении темы "Площади и объемы" в 5 классе. При изучении темы "Масштаб" в 6 классе "Экскурсионные маршруты по школе". Следует отметить, что при выборе тем исследований будут учитываться личные предпочтения учащихся [3].

В то же время продолжается формирование познавательных УУД, среди которых можно выделить: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей и построение логических цепочек выводов.

На основе набора универсальных учебных действий формируется ядро проектных навыков как общий результат, позволяющий эффективно осуществлять проектную деятельность:

способность выявлять проблемы и прогнозировать изменения в ситуации;

способность определять источники информации и метод сбора;

способность определять содержание, масштаб и часть проекта;

способность проектировать рабочие этапы проекта, определять детали мероприятий на каждом этапе и формулировать план действий;

понимать элементы исследования (наблюдения, гипотезы и т.д.) в процессе работы над проектом.);

умение ставить цели для проекта, определите конечный результат (продукт), готовить презентацию [6].

Сегодня проектная деятельность актуальна и очень эффективна, поскольку помогает преодолеть присущий обществу эгоцентризм. Развитие интеллектуальной инициативы, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, развитие умения определять возможные пути решения проблем с помощью взрослых и самостоятельности. Одна и та же совместная творческая деятельность помогает формировать познавательную, коммуникативную и регулятивную образовательную деятельность: поиск и обработку информации, умение делать определенные выводы [5].

Проектный метод универсален с точки зрения предметного содержания и эффективен, поскольку стимулирует практическую деятельность учащихся и позволяет им сформировать полный набор способностей. Реализация проекта поможет решить следующие цели обучения:

1.Овладение и систематизация знаний, связанных с основами информатики, –это формирование способностей в области информационно-аналитической деятельности.

2.Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, которое включает в себя совокупность знаний, умений и навыков,всестороннеоценивать ситуацию, осуществлять поиск информации, необходимой для решения проблемы, принимать соответствующие решения.

3.Приобретение опыта создания и преобразования различных типов информационных объектов с помощью современных информационных технологий –это формирование информационных возможностей.

4.Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности [4].

Используя метод проектовв своей работе, вы можете видеть, какза скучными формулами и теоремами открывается удивительный мир, как меняется отношение учащихся к математике, одному из самых сложных предметов.Учащиеся понимают, что математика существует не только в тетрадях, но и в архитектуре, живописи, музыке и окружающей нас природе. Необходимо помочь им понять смысл проектов и исследовательской деятельности и рассматривать их как возможность реализовать свои таланты и способности, способ самосовершенствования и самореализации. В конце концов, только заинтересовав детей конкретными творческими занятиями и поддержав их инициативу и любознательность, можно решить любые проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева, Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся – приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения // Концепт. – 2013. – №1. – С. 36-42.

2.Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. – 2016. – №1. – С. 54-60.

3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе /А.В. Бычков.– М., 2000. - 128с.

4.Горев П.М., Ошергина Н.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний // Концепт. – 2015. – №10. – С. 36-40.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

6. Шкерина Л. В., Константинова А. С., Курсиш И. Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – №1(35). – С. 39-42







5


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров