Новые формы занятий для изучающих керамику в рамках дополнительного образования
Новые формы занятий для изучающих керамику
в рамках дополнительного образования.
Белкина Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО “Центр творчества” г.Макарьев
Формы проведения учебных занятий в учреждениях дополнительного образования подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее часто используемыми в дополнительном образовании обучающихся керамике в возрасте 7-18 лет в практике составителя являются следующие формы: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия (в т.ч., виртуальная), защита творческого проекта. К дополнительным можно отнести такие формы как: игра, кроссворд, викторина, исследование, аукцион, прогулка. Рассмотрим подробнее несколько новых (1,2), адаптированных (3) дополнительных форм проведения учебных занятий, наиболее интересных и эффективных для освоения программы по керамике.
1. (Упражнение) Работа с гончарным тренажёром. Гончарный тренажёр разработан автором статьи в 2018 году: условия для занятий с детьми были ограничены полугодом и одним гончарным кругом на всё объединение. 13 обучающихся, от 10 до 14 лет, разделили на две подгруппы равноценные по половозрастному составу. Экспериментальная группа из 6 человек показала высокие результаты освоения практической работы за гончарным кругом гораздо быстрее и качественнее, тогда как контрольная группа (7чел), занятия с которой отличались только отсутствием тренажёра, шла в обычном темпе, особенно это было заметно на этапе закрепления навыка поднятия стенок. Было принято решение использовать тренажёр в дальнейшей работе для всех желающих осваивать гончарное дело в интенсивном режиме.
Гончарный тренажёр изготавливается педагогом самостоятельно из подручных средств; представляет собой вертикально расположенную резинку, прикрепленную к подставке (струбцина с рамкой или нижняя часть перевёрнутого ученического стула и т.п.). Эта резинка имитирует стенку выкручиваемого сосуда, по ней обучающийся проводит руками, повторяя движение при работе за кругом, но при этом отчетливо видит, чувствует и понимает, как расположены руки относительно друг друга (правая снаружи, чуть ниже, левая – внитри, чуть выше) и прорабатывает совместное движение рук с низу до верха резинки-"стенки сосуда" («гонит волну»). Таким образом, при использовании этого несложного приспособления, значительно уменьшается время на освоение техники работы за гончарным кругом при меньшем расходе глины, увеличивается возможность наставничества среди обучающихся, повышается уровень наглядности.
2. (Упражнение) Работа с гончарным конструктором Михаила Бывших. Тренажёр представляет собой набор фанерных фрагментов плоскостных изображений различных тел вращения (сфера – круг, цилиндр-прямоугольник и т.д.), распиленных по горизонтали с определённым шагом, на магнитах для закрепления на маркерно-магнитной доске. Конструктор оказывается чрезвычайно полезен, в первую очередь, при изучении раздела «Теория конструирования гончарных форм». Позволяет педагогу быстро и наглядно продемонстрировать построение различных вариантов гармоничных/дисгармоничных, простых/сложных, традиционных/инновационных сосудов, состоящих при всём своём многообразии, из одних и тех же элементов. Обучающимся позволяет закрепить полученные знания по разделу через своеобразную увлекательную игру-упражнение, смоделировать процесс изготовления и продумать подробности – например, почему может не получится какая-то выдуманная форма, почему она будет удобна или не удобна в использовании и т.д. Конструктор приобретается непосредственно у разработчика, но при необходимости, наличии времени и аналитическом складе ума можно изготовить некое подобие данной разработки из плотного картона для выкладки форм на столе.
3. Деловая игра «Керамическое производство»/«Артель». Подобных игр разработано немало, но все они дают довольно поверхностное понимание производственных процессов, направлены на начальное знакомство с работой керамиста, имеют только гуманитарную направленность.
Адаптированный, углублённый вариант такой игры, разработанный автором статьи, направлен на формирование и закрепление представления обучающихся объединения керамики, гончарного дела обо всех этапах производственного процесса на предприятии художественной керамики/гончарной артели; на закрепление знаний о традиционных промыслах народной глиняной игрушки, о формах традиционной керамической посуды; на сплочение команды; на отработку принятия самостоятельных и коллективных решений, решение нестандартных задач. Может использоваться как одно из оценочных средств при промежуточной или итоговой аттестации.
Детали и наполнение игры зависят от возраста участников и уровня освоения ими учебной программы. Время проведения от 40 мин.
Общий ход деловой игры следующий:
1.Вступительное слово педагога (в т.ч., правила игры, разъяснение понятия «артель»)
2.Обучающиеся делятся на две команды-артели.
3.Распределяются и разъясняются роли (и необходимый или символический инвентарь):
артельный староста (ежедневник, ручка, карандаши), принимает и фиксирует окончательные решения;
(необязательно) казначей (кошелёк), хранит, подсчитывает «деньги»-очки;
гончар (фартук), «изготавливает» изделия из гончарного конструктора;
технолог (карточки с изображением процессов: формовка, ангобирование, сушка, обжиг(2шт), глазуровка, упаковка и пр.), решает, в какой последовательности и какие этапы изготовления проходит изделие;
хранители коллекции (образцы народной глиняной игрушки, посуды, можно частично в фото или картинках), предоставляет по необходимости образцы изделий;
контролёр/отдел тех.контроля (лупа/линейка), проверяет «изделия» на гармоничность, соблюдение технологии изготовления;
завхоз (точилка, запасные ручки, карандаши, бумага, набор деталей гончарного конструктора), выдаёт материалы по необходимости.
Педагог играет за банкира («деньги»-очки - монетки/глинкоины), выдаёт «деньги» за выполнение заданий, принимает в конце игры от казначеев;
Педагог или приглашённые обучающиеся/педагоги/родители – за посетителей (заказы/запросы на карточках), озвучивают вопросы и заказы артельным.
4.Участники артелей придумывают соответствующие названия (обсуждается, но не оценивается).
5.Разминка: загадки на тему (горшок, глина, гончар, вода, гончарный круг и пр.). За первый правильный ответ – по 1 монете на артель.
6. Теоретическое задание: приходят «посетители» с запросами (просят подсказать, что за игрушку/посудину они «когда-то видели», зачитывают описание внешнего вида/функционал). За правильный ответ – по 2 монеты на артель.
7. Практическое задание: приходят два «посетителя» с заказами. Описывают что именно хотят, для чего, как должно выглядеть изделие. Гончары собирают на доске изделие из гончарного конструктора (гармонично или нет, 1-0 монет), контролёры проверяют на соответствие запросу, на гармоничность формы (0-1). Технологи составляют последовательность выполнения изделия(неправильно(0)-спорно(1)-точно(2)). За правильное выполнение задания по каждому действию начисляется указанное количество монет, за скорость (чья артель быстрее выполнит заказ) добавляется ещё монетка ( в сумме может быть до 5 монет).
8. Подсчёт очков-"денег" казначеями, отчёт старосте, сдача «денег» банкиру на пересчёт.
9. Подведение итогов игры, вручение призов артели, набравшей более количество очков и утешительных призов второй артели. Заключительное слово педагога.
В статье мы рассмотрели три формы занятия для изучающих керамику в рамках дополнительного образования. Они могут применяться в программе вместе или по отдельности (в случае неиспользования конструктора в деловой игре применяется рисование или выкладывание сосудов из картонных деталей), могут выносится за рамки реализации программы (как элемент знакомства с объединением; профориентационное мероприятие); могут быть использованы в процессе проведения открытого урока. Кроме того, приведённые формы занятий повышают уровень реализации принципов научности, наглядности, доступности и др. в обучении керамике и гончарному делу.
Список использованных источников
Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: учебно-метод. пособие. – Мн.: Университетское изд-во, 1989. – 125 с.
Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учеб. и практ. для вузов / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 315 с.
Петренко, С. А. Использование модельных тренажеров в образовательном процессе / С. А. 6. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72033/
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»