Формирование культурной, социально-активной личности детей и подростков через использование музыкального репертуара на занятиях хореографии.
Е.М.Торопова, концертмейстер
Детской школы хореографии №3
Формирование культурной, социально-активной личности детей и подростков через использование музыкального репертуара на занятиях хореографии.
На новом этапе развития социально- экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционных подходов к художественному воспитанию – как основе дальнейшего совершенствования личности. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений.
Музыка совместно с хореографическим искусством также успешно развивает зрительные, слуховые и формы чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и чётки. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок. Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определённую двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить её в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.
На начальном этапе обучения дети занимаются общедоступной хореографией. В процессе занятий дети получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на несложных музыкальных произведениях, но очень ярких по характеру и музыкальной окраске.
. Я использую для этого разнообразные марши, польки, вальс, в том числе произведения М.Глинки «Детская полька», А.Красина «Полька», А.Грибоедова «Вальс». Они способствуют развитию образного мышления.
Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведётся концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Совместная работа педагога-хореографа и концертмейстера предполагает координацию их совместных действий и усилий. Во время занятий танцами дети получают не только физическое, но и музыкальное развитие. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические оттенки помогают детям правильно отразить музыку в танцевальных движениях.
Занятия хореографии целиком строятся на музыкальном материале. Занятия классического танца начинается с поклона. Сопровождает его музыкальное построение, представляющее собой законченный восьмитактовый период в трёхдольном размере, с чётким делением на два предложения по четыре такта в каждом.
Поклоны, при переходе от одного движения к другому должны быть музыкально оформлены. Все упражнения классического танца начинаются со вступления-preparation,на котором открываются руки. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позиции происходит на два заключительных дополнительных аккорда (например, доминанта-тоника) У детей формируются первичные эстетичные оценки. На уроках хореографии они приобщаются не только к танцевальному искусству, но и к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Которая действует на развитие ребенка, но и также имеет огромное влияние на воспитание национального самосознания. Получение сведений о танцах и музыке разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы и музыку, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Например, на занятиях я использую такую народную музыку, как «Светит месяц», « Утушка», «Русская плясовая», «Субботея».
Музыкальное сопровождение является составной частью учебных занятий. От качества музыкального материала, используемого на уроках танца, и его исполнения зависит и становление художественного вкуса детей. Содержательная, эстетически привлекательная музыка, танцевальная в своей основе, способна оказать существенную помощь в освоении сложной системы выразительных средств танца: техники исполнения и артистизма. В течение одного занятия концертмейстер исполняет до 30-40 музыкальных построений простой двух-трёхчастной безрепризной или репризной формы.
Музыкальное сопровождение зависит от предмета программы по хореографическому искусству: «Классический танец», «Народно - сценический танец», «Современный танец».
Концертмейстер – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, музыкального звучания занятия с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса. Ещё одно необходимое в концертмейстерской работе качество—умение работать в ансамбле с танцорами. Играя, концертмейстер должен всё время чётко осознавать, что он не самостоятельный исполнитель, а музыкант, который своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца.
Важным вопросом является многообразие используемого репертуара на занятиях хореографии. Помимо произведений романтиков (Шопена, Грига, Шуберта и т.д.) следует указать на необходимость использования в качестве сопровождения современной серьёзной музыки. На самых начальных этапах обучения могут оказаться приемлемыми сочинения советских композиторов для детей школьного возраста. Это некоторые пьесы Прокофьева, Шостаковича, Щедрина и других.
Таким образом, музыка способствует при обучении танцу, пробуждает в детях художественное начало. С ее помощью, дети, осваивая танцевальную лексику, не просто пассивно воспринимают красивое, они преодолевают определённые трудности, совершая немалую работу для того, чтобы эта красота стала им доступна. Познав красоту в процессе творчества, дети глубже чувствуют прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.
Список использованной литературы :
-
Ваганова А.Я Основы классического танца.
-
Ладыгин Л.А Музыкальное оформление уроков танца.
-
Ярмолович Л.И. Элементы классического танца и их связь с музыкой.
-
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.
Примерный репертуарный список произведений музыкального
оформления урока классического танца
Поклон Л.Вальдтейфель. Вальс
Plie А.Грибоедов. Вальс
Battement tendu Э.Григ. Норвежский танец
Б.Асафьев. Танец.
Battment tendu gete М.Глинка. Детская полька.
И.Штраус. Полька
Rond de gambe par terre А.Лепин. Вальс.
С.Майкапар. Вальс.
Grand battement gete В.Соловьёв-Седой. Спортивный марш.
С.Заславский. Полька.
Растяжка Н.Щедрин.Вальс. А.Хачатурян. Вальс. А.Флярковский. Вальс.
Allegro прыжки В.Моцарт.Турецкий марш. Ф.Шуберт. Музыкальный момент
М.Красев. Полька.
Поклон Л.Вальдтейфель. Вальс.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»