Открытый урок по предмету Технология в 8 классе "В поход за калориями"
Фамилия, имя, отчество автора: Алексеева Ольга Александровна
Место проживания, название учебного заведения:
учитель технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 6» города Волжска Республики Марий Эл
Учебник, по которому ведется обучение: Технология: 5-8 классы: Программа – М.: Вента-Граф, 2007, авторы Сасова И.А., Марченко А.В.
Тема урока: В поход за калориями из раздела «Технология обработки пищевых продуктов»
Класс: 8
Продолжительность урока: 45 минут
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Раздел: Технология обработки пищевых продуктов
Тема урока: В поход за калориями
Тип урока: закрепление полученных знаний
Наглядные пособия: Таблицы – «Энергозатраты при различных видах деятельности и отдыха», «Дневной рацион питания при напряженной физической работе», «Важнейшие источники белка, жиров и углеводов», «Калорийность 100 гр. продукта», «Калорийность блюд», меню, прейскуранты
Цель урока:
обучающая: продолжить знакомство учащихся со свойствами пищевых веществ, их нормами в пищевых рационах различных групп населения, с гигиеническими требованиями составления меню, научить самостоятельно рассчитывать калорийность блюд, рациона питания согласно режиму , формирование умения ставить цель, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;
воспитывающая: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе, уважения к народным традициям, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга;
профориентационная: обобщить знания о профессиях, связанных с кулинарией
ХОД УРОКА
I. Организационная часть – готовность к уроку
II.Проверка домашнего задания – учащимся было предложено составить меню дневного рациона питания. Давайте вспомним, как и чем мы питались в течение дня. В конце урока проанализируем, правильно ли мы питались.
II.Повторение пройденного: учащиеся рассказывают о составе продуктов питания (пища содержит более 600 наименований химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами), о понятии меню (Меню – перечень блюд и напитков с указанием цены, массы и калорийности), рацион питания (рациональное питание – полноценное питание здоровых людей с учётом из возраста, характера труда и пола).
III.Сообщение познавательных сведений: Форма урока проходит в виде игры-путешествия по стране Калорий.
«В здоровом теле – здоровый дух!», - говорили древние, и настроение, и здоровье, готовность трудиться зависят от питания и отдыха.
Зачем нужна пища, знает каждый. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой, особенно молодой, человек. К сожалению, интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказываются вредными для постаревшего организма. Функциональные нарушения организма являются следствием неправильного питания.
А сейчас, давайте, отправимся в путешествие по стране Калорий.
Первая станция назначения: Питательные вещества. Пища – основной источник существования человека, она содержит более 600 наименований химических веществ, 90% из которых обладают лечебными свойствами.
??? Какие питательные (или пищевые) вещества вы знаете?
Учитель обобщает ответы учащихся и добавляет, что источником белков – являются продукты животного и растительного происхождения (см. приложение 2). В питании особую ценность представляют животные белки, имеющие все нужные человеку аминокислоты. Полноценные белки содержаться в мясе, рыбе, молоке, яйцах, и т. д. Разумеется, в питании необходимы и растительные белки – неполноценные, которые содержаться в капусте, картофеле, гречке, овсянке, рисе, орехах, бобовых. Среди бобовых особенно много белка в сое, её даже называют «растительным мясом»; в тяжелые годы блокады Ленинграда единственной белковой пищей была соя: соевое молоко, соевые изделия; они помогли сохранить жизнь многим ленинградцам.
Чтобы повысить питательную ценность растительных белков, их хорошо сочетать с полноценными белками животного происхождения. Например, в гречневой каше нет некоторых важных аминокислот, а при употреблении её с молоком этот недостаток восполняется.
При нагревании свыше 50 градусов белки начинают свёртываться. Наглядным примером свёртывания белка может служить пена, образующаяся во время варки супов, и свёртывание белка при варке яиц. (Кстати, для варки яиц установлено определённое время; если варить яйца свыше положенного времени, то белок яйца измениться и усвояемость его резко снизиться.) Белки быстро портятся и разлагаются, поэтому мясные, молочные и рыбные продукты и блюда из них надо хранить согласно санитарным требованиям.
Наиболее ценными считаются жиры молочных продуктов, а также жир, входящий в состав яичного желтка, рыбий жир – эти жиры легко усваиваются. На свету и при высокой температуре происходит разложение жиров, они приобретают сальный вид, горький стеариновый вкус.
К углеводам относят сахар, крахмал, клетчатку. Сахар хорошо растворяется в воде и быстро всасывается в кровь, поэтому раньше усваивается организмом. Крахмал более сложный углевод, он нерастворим в воде, но под действием пищеварительных соков расщепляется на более простые соединения и всасывается в кровь постепенно. Клетчатка ещё более сложный углевод, чем крахмал. Она входит в состав клеток растительных продуктов. Клетчатка организмом почти не усваивается, но играет большую роль в процессе пищеварения, вызывая продвижение пищи по пищеварительному тракту. Содержится клетчатка в недозрелых плодах, ржаном хлебе, грубых волокнах овощей, оболочке круп (см. приложение 2).
??? Вывод: что мы можем назвать питательными веществами? (записать в тетради).
Вторая станция назначения: Энергетические затраты. Человек расходует энергию даже в состоянии покоя (см. таблица). Энергия измеряется в джоулях и калориях. Энергию, получаемую и расходуемую организмом, измеряют в килокалориях. Обратимся к таблице на доске «Энергозатраты при различных видах деятельности и отдыха». Определим, что даже в состоянии сна человек расходует 45 ккал. (0,9 ккал х 50 кг х 10 час = 45 ккал).
Как же восстановить затраченные калории? Организму нужно топливо – питание. Ведь при сгорании 1г жира образуется 9,3 ккал, а при сгорании 1г белков или углеводов – 4,1 ккал.
В таблице «Суточная потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях» (приложение 1) приведены группы населения и определены для них нормы общей калорийности – запаса необходимой человеку энергии, находящейся в питательных веществах. Выбираем свою группу, определяем норму – 2760 ккал.
Вывод: что такое калорийность?
Третья станция назначения: Режим питания. Учитель говорит о том, что о процессах, происходящих в организме человека и связанных с требованиями рационального питания, они узнают на уроках биологии по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека. Он спрашивает учащихся о режиме питания, объясняет, что он должен быть установлен в соответствии с общим режимом дня, т.е. с учётом работы или занятий человека и его отдыхом. Рассказывает, как примерно распределяют в процентном отношении общую калорийность суточного рациона одного дня при 3-х и 4-х разовом питании.
Пример 1.Для взрослого человека: Завтрак – 25-30%
Второй завтрак 10-15%
Обед 35-40%
Ужин 14-20%.
Пример 2. Для детей 13 – 14 лет, занимающихся в первую смену
Завтрак 25 %
Второй завтрак 15%
Обед 35 – 40%
Ужин 20 – 25%.
Рассчитаем количество калорий, приходящихся на завтрак, обед, ужин, исходя из нормы 2760 ккал.
И, наконец, четвёртая станция прибытия: Меню.
IV. Практическая работа, анализ самостоятельной работы.
Фронтально анализируется с учащимися меню с учетом рекомендаций, составленных специалистами института питания (см. приложение 3).
Что ещё нужно учитывать при составлении меню?
При составлении меню необходимо учитывать: а) наличие продуктов, которые необходимо включать в меню ежедневно, - хлеб из муки простого помола, молочные продукты, макаронные изделия или крупу, масло сливочное или растительное, картофель, капуста, морковь, зелень, мясо или рыба, яйцо, фрукты и ягоды и др.; б) сезонность продуктов, например, весной – ранняя зелень и овощи,; летом – ягоды, грибы; осенью – фрукты, овощи; зимой – натуральные правильно сохранённые овощи, консервированные и свежезамороженные фрукты, ягоды; в) время года, например, зимой – горячие щи с мясом, летом – окрошка; г) требования разнообразия (вид, запах); д) действие на организм, например, не создадут ли планируемые продукты чувство тяжести, излишней сытости; не вызовут ли обострение хронического заболевания; е) возраст человека; ж) взаимное сочетание блюд. Рекомендации блюд, которые необходимо включать в ежедневное меню см. в приложении 3.
Задание: а) рассчитать исходя из общей калорийности рациона в процентном отношении калорийность завтрака, обеда и ужина, б) составить меню согласно полученной калорийности, в) определить для какой группы населения можно рекомендовать данное меню, удовлетворяет ли оно гигиеническим, эстетическим и практическим требованиям.
Во время составления меню учащиеся пользуются справочными таблицами (приложения 4 и 5), учитель даёт практические индивидуальные рекомендации учащимся.
На предприятиях общественного питания меню занимаются калькуляторы. Химический состав и калорийность пищи определяют в химических лабораториях. Калькулятор в своей работе использует справочную литературу – рецептуру и прейскуранты.
Надо иметь в виду, что дорогое и обильное питание не всегда является полноценным – полезным и здоровым. Например, 1г белка трески почти в 6,5
раз дешевле белка курицы, а 1г нежирного творога в 5 раз дешевле белка куры. Наиболее дешевым углеводом – носителем энергии - является хлеб, наиболее дорогим – сахар, если хлеб и сахар сравнить, то хлеб является более полноценным продуктом. Сахар иногда называют концентратом «чистых калорий», другой ценности, как пищевой продукт, он не имеет.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия, оценка работы, анализ меню, составленного учащимися в качестве домашнего задания в начале урока.
Домашнее задание: к следующему занятию принести откорректированное меню.
Приложение 1 к уроку «В поход за калориями»
Калорийность – энергетическая ценность продукта, поступающего в организм с пищей для восполнения энергетических затрат организма.
Килокалории – единица измерения энергетической ценности.
Наиболее важные вещества, влияющие на рост и развитие организма, восполнение энергетических затрат: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества, органические кислоты, дубильные вещества, пигменты, фитонциды, экстрактивные вещества.
Вещества |
Суточная норма потребления, грамм |
Калорийность при окислении 1 грамма |
Влияние на организм |
Белки |
80-120 (93) |
4 Ккал |
Строительный материал клетки |
Жиры |
80-100 (93) |
9 ккал |
Обменные процессы в клетках (дыхание) |
Углеводы |
450-500 (366) |
4 Ккал |
Способствуют усвоению пищи |
Суточная потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях
-
Дети 7 - 10 лет 2380
-
Дети 11 - 13 лет 2860
-
Юноши 14 – 17 лет 3160
-
Девушки 14 – 17 лет 2760
-
Студенты юноши 3300
-
Студенты девушки 2800
-
Спортсмены мужчины 4500-5000
-
Спортсмены женщины 3500-4000
-
Мужчины, занятые тяжелым 4500 и больше
физическим трудом
Приложение 2 к уроку «В поход за калориями»
Важнейшие источники белка
Продукт |
Содержание белка, гр. в 100 гр. продукта |
Мясо |
14 – 20 |
Рыба |
12 – 16 |
Яйца |
10,8 |
Сыр |
30 |
Молоко |
5 |
Хлеб |
5 – 10 |
Картофель |
1,7 |
Фасоль |
19,6 |
Соя |
34 |
Горох |
19,7 |
Важнейшие источники холестерина (жиров)
Продукт |
Содержание холестерина, мг. В 100 гр. |
Мозги |
2300 |
Сердце |
210 |
Яйца |
468 |
Печень |
320 |
Масло сливочное |
280 |
Сыр |
160 |
Мясо (говядина) |
125 |
Сало свиное |
70 – 100 |
Сало говяжье |
60 – 140 |
Свинина тощая |
70 – 100 |
Птица |
60 – 90 |
Рыба |
50 – 60 |
Молоко |
12 |
Растительные продукты |
0 |
Важнейшие источники углеводов
Продукт |
Содержание углеводов гр. в 100 гр. |
Хлеб ржаной |
42 – 45 |
Хлеб пшеничный |
43 – 50 |
Крупа гречневая |
64 |
Крупа манная |
70 |
Рис |
72 |
Сахар |
95 – 99 |
Картофель |
20 |
Капуста белокочанная |
5 |
Арбуз |
9 |
Морковь |
7 – 8 |
Свёкла |
10 |
Яблоки |
11 |
Приложение 4 к уроку «В поход за калориями»
Калорийность 100 гр. продукта
Продукт |
Ккал |
Продукт |
Ккал |
Хлебные изделия, крупы, сласти |
Овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи |
||
Хлеб ржаной |
200 |
Салат, огурцы |
15 – 20 |
Хлеб пшеничный |
230 |
Картофель |
90 |
Батоны |
250 |
Морковь |
40 |
Булки |
280 |
Свёкла |
50 |
Сухари |
360 |
Капуста свежая, квашеная |
25 |
Печенье |
420 |
Лук репчатый |
50 |
Пирожные |
430 |
Грибы свежие |
30 |
Пирожки печёные |
220 |
Ягоды |
30 – 50 |
Макаронные изделия |
340 |
Арбуз |
40 |
Крупа овсяная |
380 |
Абрикосы, апельсины |
40 – 50 |
гречневая, манная, рис |
330 |
Лимоны |
40 – 50 |
Сахар |
400 |
Виноград |
70 |
Шоколад |
570 -600 |
Бананы |
100 |
Конфеты фруктовые |
400 |
Орехи |
600 |
Халва |
500 |
Напитки |
|
Пастила, зефир |
330 – 350 |
Сладкие фруктовые воды |
30 – 80 |
Варенье |
270 - 295 |
Квас хлебный |
20 – 30 |
Жировые продукты |
Минеральная вода |
0 |
|
Масло сливочное |
780 |
Мясо |
|
Масло топлёное |
925 |
Мясо |
100 – 150 |
Масло растительное |
870 – 930 |
Птица |
160 – 200 |
Шпик свиной |
800 |
Ветчина |
370 |
Маргарин молочный |
720 – 760 |
Колбаса любительская |
300 |
Жир свиной, говяжий |
925 |
Колбаса чайная |
160 – 200 |
Молочные продукты |
Колбаса украинская |
350 |
|
Молоко, кефир |
60 |
Сосиски |
200 |
Сметана |
280 |
Рыба |
|
Творог жирный |
230 |
Судак, треска |
60 – 70 |
Творог нежирный |
80 |
Окунь морской |
100 |
Сливки 20% жирности |
200 |
Палтус |
100 |
Сырки творожные |
330 |
Семга, севрюга |
150 – 180 |
Сыры твёрдые |
300 – 350 |
Икра кетовая |
230 |
Сыры плавленые |
240 |
Икра зернистая |
250 |
Молоко сгущенное |
320 |
Икра паюсная |
280 |
Мороженое сливочное |
130 – 170 |
|
|
Мороженое пломбир |
220 |
Яйца |
75 |
Приложение 3 к уроку «В поход за калориями»
Меню представляет собой перечень блюд и напитков с указанием цены, массы и калорийности
При составлении меню рекомендуется включать следующие блюда
Для завтрака –
-
одно мясное или рыбное блюдо
-
с овощным или крупяным гарниром
-
молочные или кисломолочные продукты
-
чай или кофе
-
выпечные изделия
Для обеда – (обязательно)
-
холодные закуски
-
первые блюда
-
вторые блюда (если первое – мясное, то второе – рыбное, творожное или овощное)
-
сладкие блюда
-
напитки
Для ужина – (желательно)
-
творожные блюда
-
крупяные блюда
-
овощные блюда
-
молочные блюда
При составлении меню желательно учитывать взаимное сочетание блюд.
Дневной рацион питания при напряженной физической работе
Продукт |
Количество, г. |
Мясо (мясные или рыбные продукты) |
Около 200 |
Молоко (кефир, творог, масло, сыры и др.) |
Около 500 |
Хлеб и хлебные изделия |
300 -500 |
Сахар |
50 -100 |
Картофель |
Около 300 |
Прочие овощи |
400 |
Крупы |
40 |
Растительное масло |
20 -30 |
Животные жиры |
10 -15 |
Яйца |
1 шт. в 2 дня |
Приложение 5 к уроку «В поход за калориями»
Калорийность блюд
(порции предприятий общественного питания)
Блюдо |
Ккал |
Масса, гр. |
Салаты, винегреты, закуски |
||
Салат с огурцами, помидорами, сметаной |
100 |
120/30 |
Салат из редиса со сметаной |
140 |
120/30 |
Винегрет |
60 |
90/10 |
Салат зимний |
300 |
200 |
Икра кабачковая |
175 |
100 |
Сельдь с гарниром |
230 |
50/125/20 |
Грибы маринованные с луком |
120 |
90/10 |
Студень |
290 |
200 |
Бутерброд с сыром |
370 |
25/10/200 |
Бутерброд с колбасой |
360 |
30/10/100 |
Супы |
||
Бульон |
90 |
500 |
Щи, борщ |
240 |
500 |
Овощной суп, рассольник |
230 |
500 |
Солянка сборная мясная |
410 |
500 |
Супы молочные (крупяные, с лапшой) |
400 |
500 |
Свекольник холодный |
250 |
500 |
Окрошка мясная |
360 |
500 |
Мясные блюда |
||
Мясо отварное (говядина) |
200 |
75 |
Говядина с овощами |
300 |
75/150 |
Бифштекс |
250 |
75 |
Гуляш из говядины |
350 |
75/100 |
Голубцы с мясом, рисом |
500 |
300/100 |
Котлеты московские |
92 |
40 |
Печёнка говяжья тушёная |
230 |
75/100 |
Курица отварная |
130 |
100 |
Рыбные блюда |
||
Отварная рыба (судак, щука, окунь…) |
70 |
100 |
Осетрина, горбуша, кета с соусом |
210 |
100/50 |
Рыбные тефтели, тушёные в соусе |
250 |
100/100 |
Филе судака, трески |
90 |
100 |
Филе морского окуня |
140 |
100 |
Рыба, тушенная с овощами |
220 |
100/100 |
Гарниры |
||
Каша из ядрицы (гречневая) |
370 |
200/9 |
Макаронные изделия отварные |
330 |
200/9 |
Морковь в молочном соусе |
150 |
200 |
Картофель отварной |
250 |
200/9 |
Картофель жареный |
540 |
150/10 |
Капуста тушеная свежая |
150 |
200 |
Капуста тушеная квашеная |
170 |
200 |
Творожные и мучные изделия |
||
Пельмени |
350 |
200 |
Вареники с творогом |
500 |
200/30 |
Блинчики с творогом и сметаной |
650 |
200/30 |
Сырники из творога со сметаной |
450 |
150/20 |
Блины с маслом |
400 |
150/10 |
Оладьи с маслом |
510 |
150/10 |
Сладкие блюда, напитки |
||
Кисель ягодный |
150 |
200 |
Кисель молочный |
250 |
200 |
Компот |
150 |
200 |
Мусс ягодный |
100 |
200 |
Кефир, простокваша с сахаром |
200 |
200/20 |
Чай с сахаром |
50 – 60 |
200 |
Кофе с молоком |
150 |
200 |
Какао |
200 |
200 |
Соки ягодные, фруктовые, томатные |
80 |
100 |
Зависимость энергетических затрат от группы интенсивности труда
Группа интенсивности труда |
Характер труда |
Энергетические затраты, ккал |
Первая |
Умственный |
2800 |
Вторая |
Лёгкий физический |
300 |
Третья |
Физический средней тяжести |
3200 |
Четвёртая |
Тяжёлый физический |
3700 |
Пятая |
Особо тяжёлый физический |
4300 |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»