Работа над проектом "Создание элементов макета «Битва под Москвой» с использованием лазерных технологий"
Талалаев Сергей Иванович, учитель технологии МАОУ СОШ №22
ИМ.ГЕРОЯ РФ Д.Е.ИВАНОВА
В современных реалиях, когда историю пытаются переписать на свой лад, возникает необходимость напоминания учащимся о событиях, благодаря которым сейчас мы можем жить, учиться, работать и пользоваться благами.
Мой урок является отражением моего педагогического кредо «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
Я решил подготовить урок технологии, который напомнит учащимся о людях, которые в трудную минуту встали на защиту своей Родины. Использование современных технологий только усиливает интерес у учащихся. Урок проводится по модулю «Лазерные технологии» с использованием программы Компас 3Д. Основным событием, на котором основан мой урок, является битва за Москву.
Для проведения урока был изготовлен небольшой макет.
На уроке учащиеся осваивают работу в программе Компас 3Д с использованием чертежа. За основу практического задания был взят брелок-головоломка из фанеры 6 мм. Брелок-головоломка очень похож на противотанковый еж, который применяли в ходе Великой Отечественной войны. Урок начался с исторических сведений о танках и оборонительных сооружениях. Затем с помощью проектора учащимся продемонстрированы приемы работы в графическом редакторе Компас 3Д, после чего они начали работу. После создания файла, ребята вырезали детали ежа на лазерном станке. После шлифования и сборки изделия, ребятам было предложено разместить на макете противотанковые сооружения. Это как раз и являлось результатом проведенного урока. Ребята быстро расставили защитные сооружения на линии обороны.
Эта работа сопровождалась музыкальным видеофрагментом из кинофильма «Офицеры». Этот урок настолько ярок и раскрывает чувство патриотизма, любовь к своей Родине, что до сих пор в моей душе оставил неизгладимые впечатления и чувство гордости.
На уроке использовались методики коллективного способа обучения, которые формируют коммуникативные умения и навыки и способствуют здоровьесбережению. Также я использовал такие методы обучения как, проблемный, рассказ, объяснение, видеометод и практический. В сочетании с наглядными средствами обучения на уроке были достигнуты высокие результаты. Ребята грамотно читали чертежи и с интересом работали в программе. Единственное чего нам не хватало, так это опыта работы в программе Компас 3Д. Когда ребята полностью освоят интерфейс программы, им будет требоваться меньше времени на поиск нужного инструмента.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 им.Героя РФ Д.Е.Иванова
г. Тамбов
Конспект урока по технологии
7 класс
Тема урока: «Работа над проектом: Создание элементов макета «Битва под Москвой» с использованием лазерных технологий»»
Урок разработал учитель технологии Талалаев Сергей Иванович
Цели урока:
-
Познавательная: познакомить учащихся с лазерными технологиями, с интерфейсом программы векторной графики компас 3D, приемами работы в программе, основными инструментами создания деталей. Развивающая: развить у учащихся память, мышление, речь, пространственное воображение.
-
Воспитательная: воспитывать в детях уважительное отношение к истории своей страны, чувство гордости за героизм и мужество, проявленные нашим народом в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
-
Орг.момент -1 мин.
-
Сообщение целей и задач урока – 4 мин.
-
Подготовка к усвоению нового материала 2 мин
-
Сообщение нового материала – 8 мин.
-
Вводный инструктаж – 2 мин.
-
Текущий инструктаж – 16 мин.
-
Заключительный инструктаж – 2 мин
-
Рефлексия – 5 мин
Оборудование урока:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Экран
-
Лазерный станок
-
Фанера 6 мм
-
Наждачная бумага
Планируемые результаты обучения
Личностные: формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные: Умение использовать свои наблюдения; формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов.
Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Техники и технологии: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая.
Ход урока
1. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
2. Сообщение целей и задач урока
Урок начинается с просмотра на макете фрагмента битвы за Москву. Октябрь 1941 года... Фашистская армия подошла к Москве. Битва под Москвой, длившаяся свыше 6 месяцев, резко изменила дальнейший ход войны. Советское контрнаступление не оставило врагу никаких надежд на осуществление плана молниеносной войны. Немцы получили сокрушительный удар и повернули вспять от столицы. И вот приближается 77 годовщина великой победы.
Каждый из нас свято чтит этот праздник. Наши деды и прадеды сражались за мир во всем мире. Благодаря их отваге и веры в победу мы с вами учимся в уютных классах, оборудованных по всем современным требованиям, а также пользуемся другими благами цивилизации. И нам не стоит забывать, какой ценой досталась эта победа. В честь этого праздника усилиями школ нашего города был создан этот макет. Он еще находится в стадии изготовления и наша задача с вами закончить его. Скажите, по вашему мнению, чего здесь не хватает? (Далее следуют ответы ребят, и учитель подводит их ответы к противотанковым сооружениям, благодаря которым наши войска не пустили врага к столице).
Мы сегодня с помощью лазерных технологий создадим противотанковый еж в масштабе 1:20 для макета.
3.Подготовка к усвоению нового материала
А для начала я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
(Показ видеоролика про изобретателя противотанковых звездочек).
4. Сообщение нового материала
Перед вами на столе находятся чертежи, по которым мы с вами будем работать. Внимательно изучите чертеж. Скажите, из каких геометрических фигур он состоит? Правильно! Для создания «ежа» нам потребуется программа Компас 3Д. С рабочего стола или панели задач запускаем программу. Нам потребуется работа в фрагменте. Мы с вами вверху видим набор инструментов, которыми мы с вами будем пользоваться, это прямоугольник, отрезок, окружность и надпись.
Для начала выбираем прямоугольник и в параметрах вводим его размеры 40х17.1. Затем создаем еще один прямоугольник 16.9х5.9. Эти десятые значения необходимы, так как лазерный луч оставляет рез шириной 0.1 мм и после обработки размеры деталей достигнут нужных параметров. После этого мы с вами центруем эти прямоугольники и получаем первую готовую деталь. Копируем эту деталь два раза и разрушаем все эти прямоугольники.
Уменьшаем стороны в соответствии с чертежом и с помощью отрезков выстраиваем вторую и третью деталь. Сохраняем файл в фрагменте и в dxf для резки на станке.
-
Вводный инструктаж
А сейчас мы переходим к практической работе. Ваша задача создать детали «ежа» в программе Компас 3Д в соответствии с чертежом. После этого вы сохраняете файл в формате dxf и переходите в цех лазерной резки, где вырезаете детали. После этого вам необходимо отшлифовать детали наждачной бумагой и собрать полученное изделие. Не забываем о правилах техники безопасности.
6. Текущий инструктаж
Во время текущего инструктажа обход рабочих мест с целью выявления ошибок и методов их исправления, а также соблюдение учащимися правил безопасного труда и использования оборудования. Выявление готовых работ и резка деталей изделия на лазерном станке.
7. Заключительный инструктаж
Ознакомление учащихся с общими ошибками, допущенными в процессе работы.
8. Рефлексия
Мы с вами сегодня проделали очень большую работу. Скажите, что нового вы сегодня узнали? (Далее следуют ответы учащися). Хорошо, молодцы! А теперь предлагаю эти ежи расставить на будущем макете (Для обеспечения наглядности планируется создание небольшого макета, на котором можно восстановить картину попытки прорыва вражеских танков).
Далее включаем видеоролик из кинофильма «Офицеры» и звучит четверостишие.
Мир
добыт немыслимой ценою,
И его, чтоб в
пепле не погас,
Бережем мы так, как
перед боем
Берегут в полку боезапас.
Автор:
Леонид Шкавро
На этом наш урок окончен.
Технологическая карта на изготовление «Противотанкового ежа»
N п/п |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение |
|
Запуск программы Компас 3Д |
|
|
Выбор фрагмента |
|
|
Выбираем прямоугольник и в параметрах задаем размеры: высота – 38 мм; ширина 17,1 мм и нажимаем Enter |
|
|
Строим еще один прямоугольник: высота 16,9 мм; ширина 5,9 мм. |
|
|
Нажимаем Enter и ставим этот прямоугольник внутрь первого, чтобы у них точка центра совпала. В итоге получаем готовую первую деталь. |
|
|
Копируем эту деталь два раза (выделяем деталь, наводим курсор на сторону прямоугольника, жмем лкм, копировать, затем рядом с деталью пкм и вствить) и разрушаем полученные прямоугольники. Для этого необходимо выделить прямоугольник и не меняя положения мыши нажать правую кнопку, затем - разрушить. |
|
|
Согласно чертежу укорачиваем правую сторону прямоугольника до 17 мм и достраиваем остальные линии с помощью отрезка. |
|
|
В итоге получаем вторую деталь. |
|
|
В третьей детали укорачиваем правую сторону до 16.1 мм и сверху проводим такой же отрезок. |
|
|
Достраиваем остальные части согласно чертежу, не забывая о 2 мм выступе на внутреннем прямоугольнике. Разрез на третьей детали должен быть равен 5.8 мм и располагаться по центру. |
|
|
Сохраняем работу в фрагменте и дополнительно сохраняем в формате dxf для лазерной резки. |
|
|
Переносим файл на съемный носитель и запускаем его на лазерном станке. |
|
|
Шлифуем полученные детали мелкозернистой шлифовальной бумагой |
|
|
Сборка изделия |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»