Проект для детей старшего дошкольного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1912 имени Бауыржана Момышулы»
(ГБОУ Школа № 1912)
Обобщение опыта
Проект для детей старшего дошкольного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Подготовила: Иванова Галина Николаевна, воспитатель
г. Москва
Содержание
Пояснительная записка проекта……………………………………….…3
Паспорт проекта…………………………………………………………...7
Основная часть………………………………………………………….....9
Список литературы……………………………………………………..…14
Материалы для проведения проекта………………………………….....15
Пояснительная записка проекта
Тема проекта: «Доброта из сказки в сказку». Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: Декабрь- январь
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Актуальность проекта. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, направленным на ознакомление детей с моральными ценностями человечества и конкретного общества. Одной из задач воспитания является углубление понимания доброты как ценности, неотъемлемой части характера человека, а также закрепление знаний о правилах вежливого общения и развитие качеств, таких как доброта, отзывчивость и дружелюбие. Чем сильнее эти качества формированы, тем меньше шансов нарушений моральных устоев в обществе и выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В современном обществе много проблем, связанных с рыночными отношениями, экономической нестабильностью и политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные принципы. Это приводит к нетерпимости и жестокости среди людей, а также к разрушению внутреннего мира личности.
Однако, решая задачу воспитания, необходимо опираться на разум и нравственность каждого человека, определить ценности, на которых основывается его жизнедеятельность и осознать ответственность за сохранение моральных основ общества.
В дошкольном возрасте под руководством взрослых дети начинают приобретать первоначальный опыт поведения и формирования отношений со своими близкими, сверстниками, окружающим миром, природой. Они усваивают моральные нормы общества, постигают мир человеческих отношений и нормы поведения, стремясь подчинять свои действия общепринятым нормам и правилам.
Главная задача воспитателя заключается в формировании у детей любви к своей родине, уважительного отношения к окружающим, бережного отношения к результатам труда людей и желания помогать взрослым. Он также стимулирует активность и самостоятельность, учит детей быть отзывчивыми и сострадательными, добрыми и находить радость в добрых поступках. Чувства побуждают детей к активным действиям: помощи, проявлению заботы, вниманию, утешению и радости.
Мир детства традиционно рассматривается как мир добра. Добро исходит от заботливой материнской руки, заботы бабушки, заключено в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Однако, к сожалению, в мире существует и зло. Оно может принимать разные формы и быть незаметным. Одно человек может посмеяться над недостатками другого, придумать оскорбительное прозвище, не помочь кому-то в трудный момент или пройти мимо чужой беды — все это зло. Особенно оно разрастается там, где добро ослабевает. Поэтому особенно важно посеять зерна добра и вырастить его внутри каждого человека, особенно у детей.
В нашем проекте мы обращаем особое внимание на добро в сказках. Сказка — это волшебный мир, в котором авторы показывают, что лучше всего быть добрым и честным человеком. Нам предстоит взглянуть на сказки великого сказочника - Х. К. Андерсена - с новой стороны. Русский писатель Паустовский сказал: «Удивительная, душистая, словно дыхание цветов, человеческая доброта проистекает из сказок Х. К. Андерсена». Герои его сказок, не скупясь на усилия, преодолевают огромные трудности, чтобы помочь своим близким.
Вид проекта - творческий.
По составу участников - групповой.
По целевой установке - информационно-практико-ориентированный.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Цель проекта - формирование у детей положительных качеств характера и мотивация к добрым поступкам.
Задачи данного проекта включают:
Образовательные задачи:
- Учить детей передавать характер и настроение героев сказки.
- Создавать условия для свободного самовыражения каждого ребенка.
Развивающие задачи:
- Развивать творческие способности и творческую самостоятельность детей.
- Развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов.
- Приобщать детей к активной эстетической и художественной деятельности.
- Развивать речевые навыки детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать творческую личность через театрализованную деятельность.
- Воспитывать нравственные качества и эстетические чувства.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Создание подходящих условий в группе, чтобы они могли ознакомиться с простыми общепринятыми нормами и правилами общения со сверстниками и взрослыми.
- Организация тематических книжных выставок, посвященных сказке «Снежная Королева» и зимним сказкам, а также выставок рисунков, отображающих тему «Доброта в сказке».
- Расширение кругозора детей и укрепление их дружеских связей в детском коллективе.
- Создание уголка для родителей с рубрикой «Сделай что-то доброе».
- Проведение новогоднего праздника.
- Развитие художественно-эстетического восприятия у детей.
- Развитие навыков согласования и взаимоподдержки у детей.
Для родителей:
- Активное участие родителей в реализации проекта, способствующего согласованному моральному воспитанию детей в саду и дома.
- Помощь педагогам при оформлении группы и музыкального зала.
- Участие родителей в выставке, проводимой в детском саду.
Формы работы:
- организованная образовательная деятельность;
- непосредственная образовательная деятельность;
- речевые игры;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- музыкально – ритмические движения;
- Развлечения.
Паспорт проекта
Тема проекта |
«Доброта из сказки в сказку». Г.Х. Андерсен «Снежная королева» |
Вид проекта |
познавательно-творческий |
Участники проекта |
дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
Актуальность проекта |
Моральное воспитание — это целенаправленный процесс, который ставит перед собой задачу ознакомить детей с моральными ценностями, характерными как для человечества в целом, так и для конкретного общества. В рамках этого процесса мы ставим перед собой важные задачи: углубление представлений о доброте, рассматриваемой как ценное и важное качество каждого индивида, закрепление знаний о правилах вежливого общения, а также развитие доброты, отзывчивости и дружелюбия. Чем качества у детей лучше сформированы, тем меньше будет отклонений от общепринятых моральных норм и выше будет оценка их нравственности со стороны окружающих. |
Практическая значимость |
Заключает в себе формирование положительных качеств личности детей, например доброты, отзывчивости, доброжелательности, желания помочь другим. Проект способствует развитию коммуникативных навыков, эмоциональному и духовно-нравственному развитию детей. |
Проблемный вопрос |
Как сделать мир лучше и добрее? |
Цель проекта |
формирование у детей положительных качеств характера и мотивация к добрым поступкам. |
Задачи проекта |
Образовательные задачи: - Учить детей передавать характер и настроение героев сказки. - Создавать условия для свободного самовыражения каждого ребенка. Развивающие задачи: - Развивать творческие способности и творческую самостоятельность детей. - Развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов. - Приобщать детей к активной эстетической и художественной деятельности. - Развивать речевые навыки детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать творческую личность через театрализованную деятельность. - Воспитывать нравственные качества и эстетические чувства. - Воспитывать уважительное отношение друг к другу. |
Продукт проекта |
Материал для проведения проекта: Игры доброй направленности. |
Ресурсы проекта |
- художественные сказки и книги для чтения; - материалы для рисования; - музыкальные инструменты; - помещение для проведения мероприятий |
Сроки реализации проекта |
6 недель |
Этапы реализации проекта
I этап. Введение в тему. Постановка проблемных вопросов.
Сказка — это произведение искусства, которое является результатом народного фольклора и личной фантазии автора. С помощью сказок люди учатся доброте, честности, смелости, трудолюбию и разным другим положительным качествам. В процессе обсуждения вопросов о сказках, мы выяснили, что в сказках всегда побеждает добро, а зло оказывается наказанным. Сказки также известны своими яркими и красочными иллюстрациями, которые можно найти в книгах сказок. В нашей группе есть много таких книг.
II этап. «Планирование»» (на основе использования модели трёх вопросов)
В ходе обсуждения мы рассмотрели различные варианты поиска нужной информации, осмыслили их достоинства и недостатки. В результате мы пришли к общему соглашению о наиболее эффективных подходах к поиску необходимых данных.
Затем был проведен тщательный анализ произведений с целью выбора, наиболее подходящего для постановки в инсценирование. Мы обсудили различные литературные работы и проанализировали их сюжеты, языковые особенности и эмоциональную глубину. В итоге у нас сложилось ясное представление о том, какое произведение будет наилучшим выбором для нашей инсценировки.
После этого мы приступили к планированию исследовательских и творческих этапов нашей деятельности. Мы определили последовательность шагов и разработали детальный план, который позволит нам систематически и эффективно выполнять поставленные задачи.
Наконец, мы провели обсуждение сказки «Снежная королева», анализировали ее сюжет, образы героев и культурные смыслы, рассмотрели разные интерпретации и точки зрения. Как результат, мы сделали выводы о том, как эта сказка связана с нашей жизнью и какие важные уроки она может нам преподать.
III этап. «Поиск информации» - исследовательский этап
Исследовательский этап включает самостоятельную и совместную работу детей с родителями по поиску информации о происхождении и содержании сказок, которые могут рассказывать о любви, поиске, одиночестве, дружбе, взаимопомощи и просто о жизни. Этот этап также включает образовательную деятельность, организованную педагогом.
В рамках проекта образовательная деятельность осуществляется:
- педагогом при организации различных видов детской деятельности;
- во время режимных моментов;
- в ходе самостоятельной работы детей;
- при установлении сотрудничества с родителями воспитанников и специалистами детского сада.
IV этап. «Организация работы с детьми по реализации замысла»
- Чтение разных видов сказок и историй, которые позволяют расширить воображение и развить языковые навыки детей.
- Подбор книг и иллюстраций, чтобы создать особую атмосферу и помочь малышам лучше понимать содержание сказок.
- Организация выставки детских книг, которые были созданы совместно с родителями, чтобы показать их творческие способности и поддержать их связь с детьми.
- Использование полученной информации в дидактических играх, ролевых играх и театрализованных представлениях, чтобы помочь детям активнее участвовать в образовательном процессе.
- Организация художественно-творческой деятельности, включающей рисование, лепку и аппликацию, чтобы помочь детям развивать свои творческие навыки и воображение.
- Создание атрибутов для театрализованных и ролевых игр, а также декоративное оформление интерьера с использованием дизайн-техник, чтобы создать особую и уникальную атмосферу.
- Обучение и исполнение народных танцев, песен и игр, связанных с тематикой проекта, чтобы популяризировать народную культуру и развивать музыкальные навыки у детей.
- Организация образовательной деятельности, учитывающей интеграцию различных образовательных областей, чтобы помочь детям развивать разносторонние навыки и способности.
V этап. «Презентация проекта»
Заключительный этап
Выставка детских произведений, книг и иллюстраций для сказок, произведенных детьми на протяжении Проекта.
№ |
Содержание |
Участники |
1. Предварительная работа |
Исследование материалов в Интернете на данную тему проекта: общение с детьми, рекомендации и советы для родителей, создание офрмление для интерьера. |
Воспитатели, родители |
|
Подбор детской художественной литературы, иллюстраций и презентаций для чтения детям. |
Воспитатели. |
|
Подбор ролевых игр и образовательных материалов. |
Воспитатели. |
|
Написание сценария для новогоднего утренника, подбор песен и танцев. |
Воспитатели, музыкальный руководитель. |
2.Работа с детьми. |
Обсуждение мероприятий в рамках проекта «Доброта из сказки в сказку». Проведение дидактических игр, таких как «Верно – неверно», «Собери сказку», «Подбери пару» и других. Подбор игр, способствующих развитию доброты. Чтение художественной литературы, включая сказки Г. Х. Андерсена и сборник стихов к Новому году. Рассмотрение иллюстраций, связанных с сказками, поговорками и пословицами о доброте. Просмотр сказки «Снежная королева». Изготовление альбома «Добро в сказке» и украшение группы к Новому году. Создание сувениров, подарков, открыток и коллективных работ на праздник. Проведение бесед. Оформление снежных построек на улице. Проведение новогоднего утренника. |
Воспитатели. Родители. Муз руководитель. |
3. Работа с родителями |
Памятки в родительский уголок: - Тема проекта: безопасность во время праздников. - Приготовление детских новогодних блюд и десертов. - Создание зимних построек на участке. - Изготовление поделок на тему "Снежная королева" и пополнение альбома "Доброта в сказках". - Учите стихи к праздникам вместе с детьми. - Создание новогодних костюмов для детей. - Педагогическая карточка с решением ситуаций для родителей. - Активное участие в мероприятиях в детском саду, оформление группы и музыкального зала. |
Воспитатели. |
Дальнейшее развитие проекта
1. Продолжать воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие и желание помогать другим людям, приносить пользу им.
2. Продолжать развивать веру в себя и свои собственные возможности.
3. Продолжать формировать навыки общения, включая познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки.
4. Совместно с детьми и их родителями создать альбом «Наши добрые дела».
5. Подготовить методическое пособие под названием «Мирилки».
6. Продолжить знакомить детей с художественной литературой.
Мы верим, что данный проект позволит детям познакомиться с универсальными нравственными ценностями и найдет свое отражение в дальнейшей работе. Сказка является источником детского мышления, а мысль дошкольника неразрывно связана с чувствами и переживаниями. Применение сказок в воспитании позволяет развивать духовно-нравственные ценности у детей.
Игры доброй направленности
Игра "Я не должен - я должен".
Цель этой игры - формирование умения оценить свои действия и действия других. Также основной задачей игры является воспитание уважительного отношения, сочувствия и отзывчивости к окружающим. В процессе игры нужно закрепить в себе умение сознательно выбирать и объяснить.
Вариант 1: ребенок располагает шаблоны картинки, изображающие, соответственно, ситуацию неприемлемых или неприемлемых взаимоотношений между человеком. Потом он объясняет свои выборы.
Вариант 2: Дети сидят на стуле, каждый имеет по 2 варианта. Взрослый демонстрирует сюжетную картину и предложит детям выбор, показывая соответствующую картинку. Затем слушаются объяснения 2-3-х детей.
Игра "Звери на болоте".
Цель данной игры состоит в том, чтобы научить детей быть отзывчивыми к сверстникам и оказывать им помощь в нужный момент. Также, в процессе игры воспитывается доверие друг к другу и чувство ответственности за товарища. Важным аспектом игры является обогащение словаря детей словами вежливости, такими как "пожалуйста" и "спасибо".
Ход игры: Все дети группы играют. Они представляют себя в роли "зверей", которые попали в болото. У каждого ребенка есть по три дощечки или три листа бумаги. Единственный способ выбраться из болота - парные перемещения по дощечкам. Однако у одного игрока сломались две доски и попали ко дну. Для того, чтобы игрок не погиб, ему нужна помощь от партнера. Каждый ребенок должен быть в роли жертвы и спасителя. Оцениваются и готовность к помощи, и предлагаемые варианты оказания помощи.
Словесная игра "Все наоборот".
Цель данной игры заключается в активизации использования противоположных по смыслу слов в речи детей. Также, игра вызывает положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Взрослый называет животное, а дети должны подобрать к нему добрые слова. Например, если называется "злой волк", дети должны назвать качества волка, которые противоположны слову "злой". Например, "волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный" и т.д. Затем дети продолжают игру, называя существа, и подбирая к ним противоположные по смыслу слова.
Дидактическая игра "Оцени поступок".
Цель данной игры – развивать связную речь детей, упражнять их в установлении причинно-следственных отношений с помощью сюжетных картинок, а также воспитывать честность, скромность и вежливость.
Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры "Оцени поступок" и просит детей найти к ним продолжение.
Игра "Построение моста дружбы".
Цель данной игры заключается в развитии коммуникативных навыков, умении слушать и понимать других, а также в построении положительных взаимоотношений в группе.
Участники становятся в круг, а ведущий игры дает каждому из них по карточке с положительным качеством или характеристикой. Например, "добрый", "талантливый", "внимательный" и т.д.
Затем ведущий говорит: "Давайте построим мост дружбы, используя наши положительные качества. Каждый участник должен найти соседа, протянуть руку и назвать его положительное качество. Затем они должны соединить свои руки, образуя мост".
Участники начинают двигаться по кругу, находя соседей и называя их положительные качества. При этом они должны протягивать руки и соединяться с соседом, создавая мост.
Ведущий игры может предложить разные варианты, например, участники могут называть положительные качества не только соседей, но и себя. Также можно добавить условия, что каждый участник должен назвать положительное качество, которое еще не было названо.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соединятся в один большой мост дружбы.
После окончания игры можно провести обсуждение, какие чувства и эмоции вызвала игра, какие положительные качества были отмечены участниками и как они могут применять их в повседневной жизни для улучшения взаимоотношений с другими людьми.
Игра "Волшебный стул".
В данной и игре ребенок, сидящий на «волшебном стуле», становится принцем или принцессой, а все остальные ребята поочередно должны только хорошие и добрые слова говорить ребенку, который сидел на кресле.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре