В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина "Недоросль"

Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина "Недоросль"

Светлана Кумпинь
Тип материала: Урок
просмотров: 5511
Краткое описание
Урок литературы в 8 классе по пьесе Д.Фонвинзина "Проблемы воспитания". На уроке ведется подготовка к сочинению по указанной теме. Цели:
•    рассмотреть систему воспитания в комедии «Недоросль»
•    развивать навыки выразительного чтения, анализа драматического произведения
•    определить, каким должен быть настоящий гражданин, способствовать развитию качеств истинного гражданина
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Копия Фонвизин Проблемы воспитания 1 .docx Скачать

uchmet_bnr_wdg 1.GIF





Кумпинь Светлана Николаевна

город Омск

БОУ г.Омска «Гимназия №139»

литература

учебник «В мире литературы» под редакцией А.Кутузова

урок «Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»

8 класс












































Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»

Подготовка к сочинению

Цели:

  • рассмотреть систему воспитания в комедии «Недоросль»

  • развивать навыки выразительного чтения, анализа драматического произведения

  • определить, каким должен быть настоящий гражданин, способствовать развитию качеств истинного гражданина

Предварительное задание к уроку по вариантам: характеристика Стародума – 1 вариант, Правдина – 2 вариант, Милона – 3 вариант, Простаковой – 4 вариант, Скотинина – 5 вариант, Миттрофана – 6 вариант.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Активизация знаний учащихся.

  3. Сообщение темы и целей урока.

IV. Беседа по пьесе и составление плана сочинения.

  1. Тревога Д.Фонвизина за судьбу родины.

- Что волновало Д.Фонвизина? Какова главная мысль пьесы? Чем может быть интересна комедия современному читателю?

Всякая страна сильна прежде всего людьми – талантливыми, умными, образованными, честными, трудолюбивыми. Фонвизин, увидевший, как развращает крепостное право крепостных, и крепостников, обеспокоен судьбой страны. Он хотел бы видеть всех сограждан такими, как Стародум, Правдин, Милон, Софья, а видел Простаковых и Скотининых. Вот почему поднял писатель в своей комедии проблему воспитания. Это очень важная проблема: она определяет будущее страны в целом.

  1. Что формирует характер человека?

  1. Образец хорошего воспитания.

- Кто является образцом хорошего воспитания?

Образец истинного гражданина мы видим в лице Стародума, Правдина, Милона, Софьи. Выступления по вариантам.

Автор ничего не говорит, как они воспитывались. Стародум рассказывает о том, как воспитывал его отец: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Прочитайте афоризмы Стародума и прокомментируйте их. Устарели ли они?

Видимо, так воспитывали и остальных положительных героев пьесы.

- Кто такой истинный гражданин?

Истинный гражданин трудится на благо родины, честный, справедливый, умный, «отечества достойный сын».

Но драматургу нужно показать, к чему приводит неправильное воспитание. И он это делает на примере Митрофана.

  1. Характеристика Митрофана.

- Каковы главные черты характера Митрофана?

Лень и невежество.

Кутейкин издевается над ним, заставляя повторять за собой: «Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков».

Он не может решить ни одной задачи и задумывается над вопросом, сколько будет один плюс один.

- Выразительное чтение по ролям - 3 действие явление 7 («Митрофан на уроке»); 4 действие 8 явление («Экзамен»). Чему учится Митрофан? Какие у него знания?

У него самые дикие представления о грамматике: «дверь» – прилагательное, потому что приложена к своему месту. Об истории и географии вообще не имеет представления.

Перед нами образец человека, который в человека не разовьется. Он будет Скотининым.

Самая мысль об учебе вызывает у него отвращение. Он явно не прочел в жизни ни одной книги. Все его интересы чисто животные: поесть сытно, побездельничать, жениться. Лентяй и обжора, он существо жестокое, бездушное, неспособное ни на какие человеческие чувства. Не случайно он предает мать в трудную для нее минуту.

  1. Что сделало его таким?

Таким его сделала неразумная, слепая любовь матери.

  1. Что неверно в системе воспитания Простаковой? (характеристика Простаковой)

Во-первых, нет никакой системы вообще. Ей и в голову не приходило, что ребенка нужно не только родить, накормить, в новый кафтан одень, но его надо воспитать человеком. В воспитании надо ставить цели благородные.

Во-вторых, кругозор Простаковой ограничен. Она не видит дальше своего носа, и цели у нее чаще всего сиюминутные: чтобы Митрофанушке в данный момент было хорошо, чтобы он был сыт, спокоен, здоров.

- О чем заботилась Простакова, воспитывая сына?

Она стремится удовлетворить любую его прихоть, потакает во всем. Не нравится задачка - не решай, не хочется учиться - не учись, хочется жениться – женись. И невесту ему найдет, потому что Митрофану лень будет ее искать.

Она не понимает, как сама осложняет жизнь любимому чаду, стремясь убрать с его пути все трудности. Из жизни их не уберешь, а Митрофан привык прятаться за маменькину юбку и даже за юбку Еремеевны.

  1. Сила примера.

- Кто подает ему пример?

- Что видит Митрофан? Видит, как живут его мать, отец, дядя (характеристика Скотинина). Как жестоко они обращаются с крепостными, как глубоко они убеждены, что без наук люди жили и живут, а самое главное в жизни – деньги. Видит, как они ради выгоды хитрят, подличают, унижаются, поступают жестоко.

Никаких других людей Митрофан не видит вокруг и думает, что так и надо жить. И подражает матери, не случайно его имя переводится «подобный матери». Он так же грубо, как и мать, разговаривает с учителями, со своей нянькой Еремеевной, которая воспитывала его с пеленок.

Среда, дурная среда – страшное дело. Надо иметь сильный характер, чтобы ей противостоять и поступать по своим убеждениям, но у Митрофана убеждений нет. Чтобы выработать их и силу характера, надо учиться, читать, работать над собой. А у него одна цель – голубей гонять да пирогов наесться.

  1. Воздействие крепостничества.

И крепостничество, и сознание, что он может распоряжаться другими людьми, тоже действует на Митрофана отрицательно, развивая в нем пренебрежение к людям и жестокость.

  1. Люди не выбирают обстоятельства – они выбирают судьбу. Итог воспитания.

Если учесть все эти обстоятельства: бездарное воспитание, дурные примеры, положение помещика, эпоху – так, на первый взгляд, Митрофан вроде и не виноват в том, что он такой.

Но отвечать в жизни за свои поступки он будет сам, а не маменька, не обстоятельства и не эпоха.

Митрофан уже в таком возрасте, когда человек обязан сам себя воспитывать.

Не случайно пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!».


- Проблема воспитания актуальна и сегодня. Молодежь – это будущее страны. Пьеса Фонвизина и сейчас актуальна, мысли драматурга не устарели. Эта комедия – и совет, и предостережение.

Домашнее задание: написать работу «Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина»



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос