Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина "Недоросль"
• рассмотреть систему воспитания в комедии «Недоросль»
• развивать навыки выразительного чтения, анализа драматического произведения
• определить, каким должен быть настоящий гражданин, способствовать развитию качеств истинного гражданина
Кумпинь Светлана Николаевна
город Омск
БОУ г.Омска «Гимназия №139»
литература
учебник «В мире литературы» под редакцией А.Кутузова
урок «Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»
8 класс
Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»
Подготовка к сочинению
Цели:
-
рассмотреть систему воспитания в комедии «Недоросль»
-
развивать навыки выразительного чтения, анализа драматического произведения
-
определить, каким должен быть настоящий гражданин, способствовать развитию качеств истинного гражданина
Предварительное задание к уроку по вариантам: характеристика Стародума – 1 вариант, Правдина – 2 вариант, Милона – 3 вариант, Простаковой – 4 вариант, Скотинина – 5 вариант, Миттрофана – 6 вариант.
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Активизация знаний учащихся.
-
Сообщение темы и целей урока.
IV. Беседа по пьесе и составление плана сочинения.
-
Тревога Д.Фонвизина за судьбу родины.
- Что волновало Д.Фонвизина? Какова главная мысль пьесы? Чем может быть интересна комедия современному читателю?
Всякая страна сильна прежде всего людьми – талантливыми, умными, образованными, честными, трудолюбивыми. Фонвизин, увидевший, как развращает крепостное право крепостных, и крепостников, обеспокоен судьбой страны. Он хотел бы видеть всех сограждан такими, как Стародум, Правдин, Милон, Софья, а видел Простаковых и Скотининых. Вот почему поднял писатель в своей комедии проблему воспитания. Это очень важная проблема: она определяет будущее страны в целом.
-
Что формирует характер человека?
-
Образец хорошего воспитания.
- Кто является образцом хорошего воспитания?
Образец истинного гражданина мы видим в лице Стародума, Правдина, Милона, Софьи. Выступления по вариантам.
Автор ничего не говорит, как они воспитывались. Стародум рассказывает о том, как воспитывал его отец: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Прочитайте афоризмы Стародума и прокомментируйте их. Устарели ли они?
Видимо, так воспитывали и остальных положительных героев пьесы.
- Кто такой истинный гражданин?
Истинный гражданин трудится на благо родины, честный, справедливый, умный, «отечества достойный сын».
Но драматургу нужно показать, к чему приводит неправильное воспитание. И он это делает на примере Митрофана.
-
Характеристика Митрофана.
- Каковы главные черты характера Митрофана?
Лень и невежество.
Кутейкин издевается над ним, заставляя повторять за собой: «Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков».
Он не может решить ни одной задачи и задумывается над вопросом, сколько будет один плюс один.
- Выразительное чтение по ролям - 3 действие явление 7 («Митрофан на уроке»); 4 действие 8 явление («Экзамен»). Чему учится Митрофан? Какие у него знания?
У него самые дикие представления о грамматике: «дверь» – прилагательное, потому что приложена к своему месту. Об истории и географии вообще не имеет представления.
Перед нами образец человека, который в человека не разовьется. Он будет Скотининым.
Самая мысль об учебе вызывает у него отвращение. Он явно не прочел в жизни ни одной книги. Все его интересы чисто животные: поесть сытно, побездельничать, жениться. Лентяй и обжора, он существо жестокое, бездушное, неспособное ни на какие человеческие чувства. Не случайно он предает мать в трудную для нее минуту.
-
Что сделало его таким?
Таким его сделала неразумная, слепая любовь матери.
-
Что неверно в системе воспитания Простаковой? (характеристика Простаковой)
Во-первых, нет никакой системы вообще. Ей и в голову не приходило, что ребенка нужно не только родить, накормить, в новый кафтан одень, но его надо воспитать человеком. В воспитании надо ставить цели благородные.
Во-вторых, кругозор Простаковой ограничен. Она не видит дальше своего носа, и цели у нее чаще всего сиюминутные: чтобы Митрофанушке в данный момент было хорошо, чтобы он был сыт, спокоен, здоров.
- О чем заботилась Простакова, воспитывая сына?
Она стремится удовлетворить любую его прихоть, потакает во всем. Не нравится задачка - не решай, не хочется учиться - не учись, хочется жениться – женись. И невесту ему найдет, потому что Митрофану лень будет ее искать.
Она не понимает, как сама осложняет жизнь любимому чаду, стремясь убрать с его пути все трудности. Из жизни их не уберешь, а Митрофан привык прятаться за маменькину юбку и даже за юбку Еремеевны.
-
Сила примера.
- Кто подает ему пример?
- Что видит Митрофан? Видит, как живут его мать, отец, дядя (характеристика Скотинина). Как жестоко они обращаются с крепостными, как глубоко они убеждены, что без наук люди жили и живут, а самое главное в жизни – деньги. Видит, как они ради выгоды хитрят, подличают, унижаются, поступают жестоко.
Никаких других людей Митрофан не видит вокруг и думает, что так и надо жить. И подражает матери, не случайно его имя переводится «подобный матери». Он так же грубо, как и мать, разговаривает с учителями, со своей нянькой Еремеевной, которая воспитывала его с пеленок.
Среда, дурная среда – страшное дело. Надо иметь сильный характер, чтобы ей противостоять и поступать по своим убеждениям, но у Митрофана убеждений нет. Чтобы выработать их и силу характера, надо учиться, читать, работать над собой. А у него одна цель – голубей гонять да пирогов наесться.
-
Воздействие крепостничества.
И крепостничество, и сознание, что он может распоряжаться другими людьми, тоже действует на Митрофана отрицательно, развивая в нем пренебрежение к людям и жестокость.
-
Люди не выбирают обстоятельства – они выбирают судьбу. Итог воспитания.
Если учесть все эти обстоятельства: бездарное воспитание, дурные примеры, положение помещика, эпоху – так, на первый взгляд, Митрофан вроде и не виноват в том, что он такой.
Но отвечать в жизни за свои поступки он будет сам, а не маменька, не обстоятельства и не эпоха.
Митрофан уже в таком возрасте, когда человек обязан сам себя воспитывать.
Не случайно пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!».
- Проблема воспитания актуальна и сегодня. Молодежь – это будущее страны. Пьеса Фонвизина и сейчас актуальна, мысли драматурга не устарели. Эта комедия – и совет, и предостережение.
Домашнее задание: написать работу «Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»