Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1912 имени Бауыржана Момышулы»
Обобщение опыта
«Преемственность в работе детского сада и школы
как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Подготовила: Иванова Галина Николаевна, воспитатель
г. Москва
Содержание:
-
Актуальность.
-
Методы и формы создания преемственности на пороге школы
-
План работы «Преемственность в работе педагогов ДО и педагогов начальных классов на учебный год»
-
Результаты преемственности детского сада и школы
-
Выводы.
-
Актуальность, цель, задачи
«…Школьное
обучение никогда не начинается с пустого
места,
а
всегда опирается на определенную стадию
развития,
проделанную ребенком ранее»
В.А. Сухомлинский
Поступление в школу является важным периодом в жизни каждого ребенка. Это начало школьного обучения, которое радикально изменяет его образ жизни, предъявляя новые правила и требования, к которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Степень готовности ребенка к школе всегда была актуальной проблемой. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной из-за разных факторов. Современные исследования показывают, что 30-40% детей, поступающих в первый класс обычной школы, не готовы к обучению. У них недостаточно развиты следующие компоненты готовности: социальный, психологический и эмоционально-волевой.
Решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения и успешная профессиональная адаптация во многом зависят от уровня готовности детей к школе. Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) для начального школьного образования является важным этапом сохранения преемственности между детским садом и школой. Утвержденные на государственном уровне стандарты образования значительно способствуют развитию качества образования в целостной системе.
Главной целью образования и его основным результатом является преемственность, которая способствует физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка в детском саду и начальной школе. Преемственность позволяет сохранять и укреплять здоровье детей и успешно адаптироваться к новой среде. Важно, чтобы детский сад оставался в памяти как райский уголок детства, а школа становилась ярким и желанным местом.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении зависят от качества знаний и умений, развития интересов и познавательной активности ребенка, а также развития его умственных способностей. Наша цель – создать эффективную систему взаимодействия между педагогическими коллективами детского сада и начальных классов.
Для достижения этой цели мы предлагаем следующие задачи: укрепление и сохранение здоровья будущих первоклассников, всестороннее развитие детей, чтобы они успешно освоили школьную программу, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка
-
Методы и формы
создания преемственности на пороге школы
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
Возможные формы работы с дошкольниками:
Предлагаем различные формы работы с дошкольниками, включая экскурсии в школу, знакомство с учителями и учениками начальной школы, проведение совместных спортивных мероприятий и праздников, а также адаптационные занятия.
Мы также предлагаем работу с педагогами, включая посещение уроков, проведение тренингов и анализ готовности детей к обучению. Взаимодействие с родителями будущих первоклассников включает проведение дней открытых дверей, встречи с учителями, консультации с педагогами и психологами, а также организацию совместных родительских собраний и курсов по психологической готовности к школе.
Одним из важнейших показателей работы дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе. При выпуске из детского сада, воспитатели предоставляют полную психологическую характеристику каждого ребенка и рекомендации для учителя. Такая работа способствует успешной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильном выборе пути.
Результаты мониторинга уровня развития выпускников
-
Количество выпускников
Обследовано
Средний балл
(начало года)
Средний балл
(конец года)
26 (100%)
26 (100%)
3,1
4,2
-
План работы
«Преемственность в работе
педагогов ДО и педагогов начальных классов на учебный год»
№ п/п |
Мероприятие |
Категория участников |
Сроки выполнения |
Исполнители |
Итоговый документ |
1 |
Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы |
Завуч школы, старший воспитатель детского сада |
Сентябрь |
Педагоги детского сада и школы |
План по реализации преемственности |
2 |
Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка» |
завуч начальных классов, старший воспитатель |
сентябрь-октябрь |
завуч начальных классов, старший воспитатель |
Анализ программ |
3 |
Проведение праздника «День Знаний» |
Педагоги детского сада |
1 сентября |
Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели групп |
Сценарий праздника «День знаний» |
4 |
Оформить уголки для игр в школу в группах |
Дети ДО |
сентябрь |
воспитатели групп |
Атрибуты для игр |
5 |
День открытых дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей детского сада |
Педагоги, дети, родители воспитанников |
Октябрь |
Администрация, педагоги школы |
Выступление завуча начальных классов о работе школы План проведения дня открытых дверей |
6 |
Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» |
дети, родители воспитанников |
Октябрь |
воспитатели подготов. групп |
|
7 |
Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе» |
Педагоги, родители воспитанников |
Октябрь |
Старший воспитатель |
Аннотированный каталог по литературе |
8 |
Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы |
Дети подготовительной к школе группы |
Октябрь |
Педагоги детского сада |
Разработка рекомендаций для родителей. |
9 |
Посещение учителями начальных классов занятий по математике, обучению грамоте в детском саду |
Учителя нач.школы, воспитатели |
Ноябрь |
Воспитатели подготовительной к школе группы |
Конспекты занятий, анализ проведения занятий |
10 |
Выступление на педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» |
Заведующая, Старший воспитатель, Педагоги ДОУ |
Октябрь |
Воспитатели подготовительной группы |
Статистическая справка по результатам предварительной диагностики готовности детей к школе. |
11 |
Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников |
Родители воспитанников |
Ноябрь |
Воспитатели подготовительной к школе группы |
Тематические папки |
12 |
Выступление первоклассников перед дошкольниками |
Дети детского сада, первоклассники |
Ноябрь (в дни школьных каникул» |
Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы |
Фоторепортаж о выступлении |
13 |
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Возрастные особенности детей, подготовка их к школе» |
Администрация, Учитель начальной школы родители воспитанников |
Ноябрь |
Учитель начальной школы, Воспитатели подготовительной к школе группы |
Рекомендации учителя начальной школы для родителей по подготовке детей к школе |
14 |
Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе» |
Дети и Воспитатели подготовительной к школе группы |
в течение года |
воспитатели подготов. групп |
Материалы для бесед |
15 |
Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе») |
Дети, воспитатели, завуч, учителя начальной школы |
Декабрь |
Завуч, учителя начальной школы |
Фоторепортаж об экскурсии Альбом детских рисунков |
16 |
Анкетирование родителей детей предшкольного возраста
|
Администрация, родители |
Декабрь |
старший воспитатель |
Анкеты Сводная справка по результатам анкетирования |
17 |
Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе» |
Старший воспитатель, воспитатели |
Январь |
Старший воспитатель |
Материалы консультации |
18 |
«Новогоднее чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники» |
школьники-выпускники ДО и воспитанники детского сада) |
Январь |
ст. воспитатель, завуч начальных классов |
Фотоотчет |
19 |
Совместный физкультурный праздник |
Дети подготовительной группы и первоклассники и родители |
январь |
Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы |
Конспект праздника |
20 |
Мониторинг готовности детей к школьному обучению |
Дети подготовительных к школе групп |
Февраль |
Воспитатели подготовительной к школе группы |
Папка (результаты) диагностики детей подготовительной к школе группы |
21 |
Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду». |
Педагоги ДО и школы |
Февраль |
завуч начальных классов, ст. воспитатель |
|
22 |
Консультация: «Скоро в школу» |
Родители
подготовительной группы |
Февраль |
Воспитатели подготовительной группы |
Материал для консультации (папка-передвижка) |
23 |
Заседание творческой групп по результатам мониторинга
|
Заведующая, Завуч начальной школы Старший воспитатель, Воспитатели подготовительной группы |
Март |
Завуч начальной школы, старший воспитатель |
Справка по результатам мониторинга |
24 |
День открытых дверей в школе |
Дети, родители, педагоги детского сада |
Март |
Завуч начальной школы, учителя начальной школы |
План проведения дня открытых дверей |
25 |
Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада |
Дети, родители, педагоги детского сада |
апрель |
ст.медсестра д\с |
Карты здоровья детей |
26 |
Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год |
Старший воспитатель, Завуч начальной школы |
Май |
Завуч начальной школы |
Справка «Анализ успеваемости выпускников детского сада» |
|
Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники» альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики иллюстрации «Все о школе» |
Дети, родители, педагоги детского сада |
Май |
Воспитатели родители, педагоги детского сада |
Фотоотчет Материалы |
27 |
Выпускной бал |
Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы) |
Май |
Музыкальный руководитель, Воспитатели |
Сценарий праздника «Выпуск в школу» |
-
Результаты преемственности детского сада и школы
могут быть следующими:
1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения. Продолжение и развитие полученных знаний, навыков и умений в детском саду помогают детям успешно адаптироваться к школе и учиться в новых условиях.
2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. Преемственность помогает ребенку пережить переход от детского сада к школе без стресса и проблем, что способствует успешной адаптации и обучению.
3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Преемственность детского сада и школы позволяет продолжить образовательный процесс без перебоев, что способствует успешной освоению ребенком основных знаний и навыков.
4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Преемственность создает благоприятную образовательную среду, которая способствует физическому и психическому развитию детей.
5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Продолжение и развитие интересов и мотивации детей в детском саду позволяет им сохранять мотивацию к обучению и достижению учебных целей в школе.
6. Создание системы преемственности ДО и школы как необходимое условие непрерывного образования. Преемственность помогает создать непрерывный образовательный процесс, где знания и навыки, полученные в детском саду, успешно передаются и развиваются в школе.
5. Выводы.
В целом, преемственность детского сада и школы имеет положительные результаты, которые способствуют успешной адаптации, обучению и развитию детей. Это позволяет создать непрерывную систему образования, где дети могут безболезненно и успешно переходить от детского сада к школе.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре