Игра как необходимое условие социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников в рамках дополнительного образования
Цель: продемонстрировать варианты применения игровых технологий
Игра, как необходимое условие развития дошкольников по социально-коммуникативному
и познавательному развитию в рамках дополнительного образования
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко
В формировании познавательного развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его ведущей деятельностью.
Работу по дополнительному образованию дошкольников 6 – 7 лет мы выстраиваем на игровой деятельности, как наиболее эффективном способе для ребёнка-дошкольника обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Воспитанники знакомятся с Тульским краем, осваивают компьютер и шахматы, познают основы английского языка. В подготовительной группе создана развивающая предметно-пространственная по реализации данных направлений, которая включает в себя: настольно-печатные игры, тематические альбомы, лэпбуки, дидактические пособия и дидактические упражнения по освоению детьми основных шахматных понятий, употребления в речи несложных лексических единиц английского языка.
Для расширения представлений дошкольников о природе Тульской области, формировании чувство гордости за свою малую Родину, воспитании эстетических и нравственных чувств педагогами применяются следующие игры: мемо «Красная книга Тульского края», лото «Животные Тульского края», квест-игра «Путешествие по Туле», пазлы «Ясная Поляна», «Храмы Тульского Кремля». Особый интерес воспитанники проявляют к лэпбуку «Тульская область».
Для закрепления знаний о составе компьютера используются ребусы «Информатика», настольно-печатная игра «Собери из частей», дидактическое упражнение (анаграмма) «Переставь буквы». С целью свободного владения работы с манипулятором «мышь» и в программе Paint применяются игровые упражнения: «Построй домик», «Собери неваляшку», «Нарисуй радугу», «Открытка для мамы», «Нарисуй, что хочешь».
Для усвоения правил поведения, техники безопасности при работе за компьютером используются тематические альбомы, видеоролики.
Игровая деятельность по модулю «Шахматы детям» основывается на дидактических упражнениях: «Соедини фигуру по точкам», «Раскрась правильно», «Шахматные фигуры». Также дошкольники проявили творчество в создании шахматных фигур из воздушного пластилина, которые впоследствии были использованы для проведения групповых турниров. Отметив большой интерес детей к лэпбукам, педагогом был изготовлен лэпбук «Шахматы», который ориентирован на закрепление ценностей фигур, шахматных ходов и комбинаций, правил игры.
Что касается иностранного языка, у него как такового собственного содержания нет, он метапредметен. В дошкольном возрасте главная задача – научить детей воспринимать иностранную речь на слух, набрать базовый словарный запас, научить детей использовать слова в простых предложениях. Основной упор делается на аудирование и игровой подход.
Игры по английскому языку разнообразны, многочисленны и используются на каждом занятии, они направлены на активизацию лексики, повышения учебной мотивации, создания благоприятной атмосферы для усвоения знаний.
Одна из самый популярных игр - «Семейки» способствует активизации лексических единиц по теме «Семья». Повторяется систематически, так как на занятия то и дело приходит гость (игра «Гость») со всей своей семейкой. Это позволяет создать эффект неожиданности, дети никогда не знают, кто придет, это создает устойчивый интерес, это вводит слова по теме животные, закрепляет слова по теме семья. Дети очень любят эту игру.
Игра «Школа», в которой ребенок выступает в роли учителя и игру «Магазин» так же имеют большую популярность у детей. На ряду с сюжетно-ролевыми играми на каждом занятии есть и пальчиковые игры, и action songs (песенки с движениями), что позволяет внести разнообразие в занятие, обеспечить устойчивый интерес и высокую мотивацию у детей за счет частой смены деятельности. Дошкольники не устают.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Позволяет и вводить новую лексику и закреплять старую в зависимости от целей занятия. В этой игре отрабатываются вопросительные конструкции, когда дети угадывают, что в мешочке.
Также воспитанникам полюбились дидактическая игра «Цвета», пальчиковая игра «Семейки», «Мальчики и девочки».
Периодически проводятся тематические игровые занятия с социокультурным компонентом, где дети не только учат английский, но и знакомятся с обычаями, традициями и праздниками стран изучаемого языка.
Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Для того, чтобы разнообразить игровую деятельность, сделать процесс познания более интересным, наглядным и увлекательным мы используем интерактивные игры. Интерактивные игры являются мощным обогащающим элементом развивающей предметно-пространственной среды. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию — им очень нравится работать у доски. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО. Реализуя общеобразовательную программу по социально-коммуникативному и познавательному развитию «Современные дети» мы используем следующие интерактивные игры: «Собери компьютер», «Что перепутал художник?», «Четвертый лишний, а также шахматные задачи и кроссворды в онлайн -формате.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Наша задача поддержать познавательную активность, которая проявляется в любознательности, выражается в принятии информации, самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении инициативы в процессе овладения знаниями, в умении усвоить способ познания и применить его на практике (либо в повседневной жизни). Дополнительное образование предоставляет больше возможностей педагогам детских садов для расширения кругозора воспитанников и его коммуникативных качеств.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для познавательного развития, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра – это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Список литературы:
1. А.А. Гилева «Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007
2. А.С. Дьяченко. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. Дошкольное развитие. 2008. №4
3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 2015. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 176 с.
4. Методика В. Мещеряковой I love Englich. Ступень I can sing, I can speak.
5. Е.И. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск. Беларусь, 2006.
6. Интернет ресурсы: http://mimio-edu.ru/projects/doshkolniki, https://bibusha.ru, https://vneuroka.ru.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»