В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Сценарий праздника "Чудеса России"

Сценарий праздника "Чудеса России"

Ольга Бигдаш
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 487
Краткое описание
Воспитание патриотизма, сознания ответственности за наше культурное наследие; бережного отношения к духовным и культурным ценностям, к русским традициям; чувства гордости за творения своего народа, повышение культурного уровня.
Познакомить учащихся с географией народных промыслов России,    с разными видами народного искусства.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Чудеса России - конспект урока.doc Скачать

7


СЦЕНАРИЙ

ПРАЗДНИКА «ЧУДЕСА РОССИИ»

(о народных промыслах на Руси)


I. Цели:

  1. Воспитание патриотизма, сознания ответственности за наше культурное наследие; бережного отношения к духовным и культурным ценностям, к русским традициям; чувства гордости за творения своего народа, повышение культурного уровня.

  2. Познакомить учащихся с географией народных промыслов России, с разными видами народного искусства.

II. Задачи:

  1. Дать учащимся знания о разных видах народных художественных промыслов - неотъемлемой части общемировой культуры.

  2. Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла.

III. План проведения праздника:

Первый этап - подготовка к празднику.

За месяц до проведения праздника библиотекарь знакомит учащихся с темой праздника, предлагает познакомиться с литературой по данной теме, дети находят информацию для подготовки к празднику. Создаются творческие группы, распределяются роли, готовятся задания, обсуждаются костюмы, проводятся репетиции номеров художественной самодеятельности. Готовится выставка,

обсуждается оформление библиотеки на праздник.

Заранее создается презентация с фотографиями, рисунками в формате Microsoft Power Point. Готовится музыкальное оформление праздника: фонограммы русских народных песен, песни «Гжель», «Камаринской», «Во поле береза стояла».

Второй этап - проведение праздника.

Второй этап состоит из организационного момента (1-2 мин.) и собственно праздника.

Сначала библиотекарь произносит вступительное слово, кратко рассказывая об особенностях народного искусства и географии промыслов, а затем предоставляет слово учащимся.

По ходу проведения праздника показываются слайды презентации, библиотекарь делает пояснения, дополняет выступления учащихся.

Третий этап – подведение итогов.

В конце праздника дети выражают свое мнение: понравился им праздник или нет, прикрепляя цветочки определенного цвета на чудо-дерево, красный цветочек – да, желтый – нет. Итоги подводит библиотекарь, акцентируя внимание на роль народного искусства в деле патриотического воспитания, на уникальном характере народных художественных промыслов, многие изделия которых являются шедеврами мирового искусства.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА


Хозяйки:

- Добро пожаловать, гости дорогие!

- Веселья вам да радости желаем.

- Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

- У нас для каждого найдется и место, и словечко.

- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Гость:

- Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Библиотекарь:

- В тесноте, да не в обиде. Расскажите, гости дорогие откуда прибыли, что интересного в ваших краях?

Дымковские гости:

- Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок дымковскую игрушку. А чем знаменито Дымково?

- Игрушкою своей!


В ней нету цвету дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!


- Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново – так назывался раньше город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием – свистунья.

Библиотекарь:

- А почему свистунья? Вот что об этом рассказывает легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходится без ярких игрушек.

Хозяйка:

- Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. А что скажете-расскажете вы, гости желанные? (Обращается к новым гостям.)


Гости: (держат в руках матрешки)

- А вот Загорская матрешка,

Пухлая красавица.

С очень давних пор она

Всем ребятам нравится.

Библиотекарь:

Ну что, ребята, узнали? Это наша матрешка. Ей почти 100 лет. А начиналось все так. В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И решили наши мастера сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках.

По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.

Гости:

- Кто матрешку сделал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

- Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

- Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Хозяйка:

- Спасибо, гости дорогие! К нам еще гости пожаловали, давайте послушаем их. Но сначала отгадайте загадку:

Есть в Подмосковье такое местечко:

Синее небо, синяя речка,

А над домами из беленьких труб

Белых дымочков колечки плывут.

И мастера те, что здесь проживают,

Синею краскою все украшают.

Птицы и розы на белом цветут.

Как же местечко это зовут?

Дети отвечают: «Гжель».

Гости:

- А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

- И игрушки и посуду

Прославлять вам здесь мы будем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

- Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

- Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Похвалиться привезли.


- Мы приехали к вам из чудесного города Гжель. И о нем мы споем песню.

(Исполняется песня “ГЖЕЛЬ”, музыка и слова З. Роот)

Хозяйка:

- Спасибо, гости дорогие, порадовали!

Библиотекарь:

А я хочу рассказать вам еще одну легенду.

Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и стала она золотой.

Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц: чаши, ковши. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать разные сказочные, фантастические узоры, цветы, различные ягоды.

Хозяйка:

- Встречайте гостей из Хохломы!

(выходят гости с изделиями из Хохломы)

Гости:

- Да, молва идёт не зря

Через горы и моря,

Восхищается весь мир -

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо - краски,

Ух, российские умы!

И по свету бродят сказки

И улыбки Хохломы!



- Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй, сумей-ка!

- А где-то Кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

Еще характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

(Ребята исполняют номер на хохломских ложках по музыку).

Гости: (с жостовскими подносами)

- Известно всем и Жостово

Подносами нарядными

Там украшают черный фон

Цветочными гирляндами.

- Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О мастерах из Жостова

Пойдет у нас рассказ.

- Удивительные изделия создавали мастера из Жостова, чудесные расписные подносы, на которых распускаются дивной красоты цветы и узоры. На весь мир прославились мастера из Жостова.

Хозяйка:

- Спасибо, гости дорогие, проходите на наш праздник!

(Выходят девочки в русских костюмах с Павлово - Посадскими шалями, водят хоровод с шалями.)

Гости:

- Посмотрите, вот так чудо!

Знают все о нем повсюду.

Павлова - Посадские яркие платки

Цветастыми узорами всех радуют они.

- Город Павловский - Посад,

Побывать здесь каждый рад.

Вот так платок, украшенье какое!

Ну-ка, платок, поиграем с тобою.


(Проводится «ИГРА С ПЛАТКОМ»)


Играющие встают двумя шеренгами лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Выбирают двух ведущих, в руках у каждого из них разноцветный платочек. Остальные играющие прячут руки за спину.

Под 1 часть “Камаринской” (в обработке П. И. Чайковского) ведущие бегут вдоль своих шеренг и вкладывают платок в руки кому-нибудь из детей, а сами встают в шеренгу с окончанием музыки.


На 2 часть музыки дети, в чьих руках оказался платок, выбегают на середину. Начинается пляска “Кто кого перепляшет”, остальные дети хлопают. Затем игра повторяется уже с другими ведущими.

Библиотекарь:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.


Пусть красотой многоглавой блистая,

По задумчивым волнам веков

Вдаль плывет лебединая стая

Белокаменных городов.

Здесь художник по имени Русский народ

Создает чудеса несравненных красот.


Библиотекарь:

Да, действительно, богата земля русская талантами! Это и сказочная Гжель, и жостовские подносы, и дымковские игрушки и чудо - платки из Павлова - Посада. А еще вышивка, вологодское кружево, резьба по дереву, плетение из лозы, бересты и много-много других чудес России.


(Показываются слайды презентации «Чудеса России»)


Библиотекарь:

Мы сегодня побывали в гостях у народных мастеров, познакомились с удивительными творениями русских умельцев. Чувство прекрасного наполняет наше сердце и душу, когда мы слушаем народные сказки и песни, любуемся величественными соборами и церквями, полотнами художников с изображенными на них раздольными просторами и лесными далями, произведениями народного искусства…

Очень важно научиться дорожить духовным наследием, которое оставили нам наши предшествующие поколения. Искусство, творчество российских мастеров дает нам такую возможность.

А сейчас я хочу вас пригласить на нашу выставку, где вы сможете познакомиться с книгами, рассказывающими о культуре русского народа, его традициях и обычаях, об удивительных творениях российских мастеров. А так же полюбоваться на изделия русских народных промыслов, которые тоже представлены на выставке.







Литература:

  1. Терещенко А.В. История культуры русского народа. А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007, 736 с.

В книге подробно описано, как русские люди еле и пили, во что одевались и в каких домах жили, какими промыслами и ремеслами славились, а также – особенности семейного уклада, правовых отношений, народной медицины, обрядов и обычаев.

  1. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. – СПб.: «Паритет», 2005. Книга представляет собой своеобразную энциклопедию, в которой представлена культура русского народа второй половины ХIХ – начала ХХ века.

  2. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. М.: Дет. лит., 1987.

  3. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. Л.: Ленинздат, 1991.

Автор этой книги рассказывает о возникновении и развитии одного из самых древних видов народного творчества – резьбе по дереву.

  1. РоговА.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. М.: Просвещение, 1982.

Книга рассказывает о непреходящей художественной ценности русского народного искусства, знакомит юного читателя с современными центрами промыслов (Палех, Городец, Скопин и др.).

  1. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985.

В книге рассматриваются специфика прикладного искусства и эстетическая природа ремесла. Автор книги оперирует материалом народного искусства и художественных промыслов.

  1. Образцов С.В. Моя Кунсткамера: Рассказы. М.: Дерт. лит., 1990. Народный артист Сергей Владимирович Образцов рассказывает о своей коллекции интересных и диковинных предметов, вошедших в его «Комнату искусств», среди которых широко представлены изделия русских народных промыслов.

  2. Шпикалова Т.Я. Творения российских мастеров: научно-популярное издание для учащихся начальной школы. Шпикалова Т.Я. М.: Просвещение, 2006.

В книге представлены произведения древнерусского зодчества, иконописи, творчество народных мастеров и художников

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров