Моделирование ситуации успеха на уроке. Тема: "Рисуем автопортрет"
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
МБОУ «Гимназия №4»
Мастер-класс
Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли,
дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Цели мастер-класса:
-
Способствовать развитию ассоциативно образного мышления; активизации развития психических процессов (памяти, воображения, мышления, внимания) участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;
-
Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной и музыкальной деятельности;
-
Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.
Практическая работа: Задание. Нарисуйте первую букву своего имени. Нарисуйте букву так, чтобы было понятно, что буква - это вы. Затем украсьте ее и сочини свой музыкальный портрет.
Материалы и инструменты: альбомный лист, фломастеры, акварельные краски, кисти. Баночки для воды, клеенки, музыкальный синтезатор, схема с элементами музыки, листы бумаги, авторучки, магниты.
Музыкальный ряд: песня «Коробка с карандашами» - Григорий Гладков.
Форма работы: индивидуальная.
1. Организационный момент:
-
а) приветствие
- Уважаемые коллеги в рамках нашего мастер-класса мы хотим вам предложить интегрированный фрагмент урока из образовательной области искусства.
Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы.
2. Введение в тему занятия:
-
б) эмоциональный настрой на урок
- Скажите, вы, когда нибудь рисовали портрет?
- А самого себя?
- Я напомню, что изображение самого себя называется автопортретом.
- Сегодня мы хотим вам предложить нарисовать свой автопортрет средствами живописи и музыки.
- Думаете, что у вас это не получиться? Мы вас уверяем, что у вас все получиться, т.к. все вы все обладаете художественными и музыкальными способностями.
3. Сообщение вида деятельности учащихся
- Сегодня на нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – бумага, фломастеры или карандаши, краски.
4. Подготовка к практической работе
- Каждому человеку при рождении дается имя, которое в течение всей жизни накладывает определенный отпечаток на его характер. У каждого из вас здесь сидящего он неповторим.
- Для того чтобы приступить к изображению автопортрета возьмите в руки краски, кисть, и напишите на весь лист бумаги лежащей перед вами первую букву своего имени. Выберете цвет краски, которая вам больше всего нравиться. Напишите букву красиво. Это ваша буква. Это – вы.
Гости выполняют все действия.
- Пока буква подсыхает, у вас есть время подумать, какие черты характера свойственны вам. На то, что существует взаимосвязь между именем человека и событиями его жизни, старались обратить внимание многие умы человечества. Исследователь Феликс Величко предлагает семантико-фонетический вариант анализа имени. Он обращает внимание на то, что каждая буква в слове имеет свой смысловой и эмоциональный оттенок.
- Я хочу вам зачитать, какими чертами характера наделяет буква человека.
(Зачитываются характеристики первых букв имен участников мастер-класса)
А - сила и желание что-то начать и осуществить, стремление к духовному и физическому комфортному состоянию;
В - легкость в общении, умение быстро установить контакт, творческий характер личности;
И – тонкая духовность, впечатлительность, романтическая мягкая натура, деловитость и практичность чаще всего являются ширмой для скрытия своей истинной сути.;
Л – утонченное понимание прекрасного, незаурядные артистические и художественные способности, необходимость поиска своего истинного назначения в жизни;
Н – знак протеста, неприятие всего подряд без разбора, внутренняя сила, острый критический ум, стремление к духовному и физическому здоровью, старательность и усердие в работе, неприятие неинтересного труда;
О - сильные и глубокие чувства, умение обращаться с деньгами, богатая интуиция, способность выделить самое главное и существенное из всей суеты жизни;
Т – творческая личность, чувствительная натура, склонность к интуиции, стремление к постоянному поиску правды, желания не всегда соизмеряются с возможностями, символ креста напоминает о быстротечности жизни, и поэтому не следует откладывать на потом дела, которые можно сделать сейчас;
Ю – склонность к идеалам всеобщего равенства и братства, стремление к истине, способность к самопожертвованию и, одновременно, к жестоким поступкам» необходимость которых определяется высшими соображениями.
5. Практическая деятельность
- Сейчас попрошу вас взять в руки фломастеры, посмотреть на вашу букву. Напоминаю вам, что буква – это вы. Дорисуйте вашей букве характерные именно вам детали, отражающие ваш характер и ваши черты. Причесанные волосы, красивую прическу, большие глаза, губы и т.д.
Участники мастер-класса дорисовывают свой автопортрет, используя изобразительные графические материалы (фломастеры). Предлагается не только рисовать внутри буквы, но и дорисовать пространство, которое также поможет в изображении автопортрета.
Во время работы звучит музыка Григория Гладкова «Коробка с карандашами».
После выполнения практической работы, предлагается каждому выйти к доске и повесить свой автопортрет для всеобщего обозрения (вызывается каждый гость по очереди).
- Какие вы молодцы. У вас все получилось. Давайте похлопаем (хлопаем каждому гостю, когда он вывешивает свою работу)
- Вы видите перед собой нарисованные автопортреты при помощи художественных материалов, а теперь вы попробуете написать музыку для своего портрета, в которой должен отразиться ваш характер.
- Верите ли вы что это осуществимо?
- Сейчас вы получаете схему, которая поможет вам написать музыкальный портрет.
- На схеме вы видите элементы музыки по таблице.
-
Жанр (тип музыки) - песенный, танцевальный, маршевый;
-
Тембр (окраска звука) - музыкальный инструмент
-
Лад (настроение) - мажор (радость), минор (грусть);
-
Регистр (высота звучания) - высокий, средний, низкий;
-
Темп (скорость звучания) - быстрый, умеренный, медленный;
-
Динамика (сила звучания) – громкая, умеренная. Тихо;
-
Штрихи (способ извлечения звука) – связно, не связно, отрывисто.
- Согласно вашему выбору по таблице мы прослушаем музыку вашего характера.
Каждый из гостей по очереди подходит к учителю со своей буквой и слушает свой музыкальный портрет по аплодисменты.
Слушаем музыку.
6. Итог занятия
- Понравилось вам изображать себя? (Ответы)
- Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)
- А теперь давайте рассмотрим, какие приемы, методы и технологии мы использовали на нашем мастер-классе.
Применяемые технологии и методики:
-
Метод планирования деятельности по достижению цели;
-
Технология преобразования (умение перевоплощаться в кого-то или во что-то), методы активного воображения (использование игры внутреннего воображения (открытие живого в неживом);
-
Ассоциативный метод (графический и звуковой);
-
Метод эмоциональной драматургии (включает в себя импровизацию мелодий, развивает эмоционально-образную сферу);
-
Методика «Нарисуй слово». Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержания образов воображения;
-
Прием оценивания и взаимооценивания.
Практические методики, технологии воображения, связанны с развитием творческого воображения учащихся, ориентированные на познание, преобразование и использование разнообразных способов передачи изображения предметов, ситуаций и явлений в новом качестве.
Отличительная особенность всех приемов и методов, которые мы использовали в заданиях, состоит в том, что ученикам предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность рисунков и музыки учащихся не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.
Применяемые технологии и методики обеспечивают:
-
Художественно-творческую активность школьников, путем введения в задания на освоение цвета, формы и пространства, задач с элементами проблемности;
-
Смена видов заданий на поддержание мотивации к изучению изобразительного и музыкального искусства;
-
Применение разнообразных художественных материалов и техники;
-
Последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий;
-
Введение в структуру заданий игровых элементов;
-
Развитие у учащихся способности анализировать средства художественной и музыкальной выразительности ;
-
Развитие творческого воображения учащихся.
Вывод: Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Уласень А.Ф.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- ИКТ на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)