В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудо-грядка и гидропоника"

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудо-грядка и гидропоника"

Сергей Артюхин
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 919
Краткое описание
формирование у обучающихся системы знаний и умений в области современного растениеводства, с широким применением новейших технологий.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Чудо грядки и гидропоника.doc Скачать



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ульяновска

«Центр детского творчества № 1»



Принята на заседании

Педагогического совета

от « 05» апреля 2023 г.

Протокол №_6_

Утверждаю

Директор МБУ ДО ЦДТ №1

___________ И.В. Нефедова

«05 » апреля 2023 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественно-научной направленности


«Чудо- грядка и гидропоника»




Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 13 – 15 лет

Уровень программы: базовый






Программа разработана:

Артюхиным Сергеем Владимировичем,

педагогом дополнительного образования






Ульяновск – 2023





Содержание


1.

Комплекс основных характеристик программы

3-25

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

6

1.3.

Планируемые результаты

7

1.4.

Учебный план

8

1.5.

Содержание учебного плана

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

25-36

2.1.

Календарный учебный график

25

2.2.

Условия реализации программы

32

2.3.

Формы аттестации/ контроля

32

2.4.

Оценочные материалы

33

2.5.

Методическое обеспечение программы

35

2.6.

Воспитательный компонент

35

3.

Список литературы

37

4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

38-42


























1.Комплекс основных характеристик.

1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо - грядка и гидропоника» является модифицированной, имеет естественно-научную направленность и реализуется в учреждении дополнительного образования за рамками муниципального задания. Программа реализуется в соответствии с национальным проектом «Образование» по созданию высокооснащенных мест в дополнительном образовании.

Программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Концепции развития дополнительного образования до 2030 года;

- «Методических рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», направленными Министерством образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;

- Методических рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), адаптированных дополнительных общеразвивающих программ МБУ ДО ЦДТ №1;

- Положения о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБУ ДО ЦДТ №1;

- Устава МБУ ДО ЦДТ №1.

Актуальность программы обусловлена тем, что на фоне усиливающейся антропогенной нагрузки на окружающую среду и постоянно растущем населении Земли, все острее встают вопросы получения экологических продуктов питания и проблемы поиска кадровых ресурсов, обладающих высоким уровнем экологической культуры и хорошим багажом знаний о современном уровне технологии и средств, применяемых в растениеводстве 21 века.

Современному поколению необходимо обладать знаниями об основных принципах превращений энергии и вещества на нашей планете, чтобы понимать, что продукция растениеводства является, пожалуй, одним из самых важных звеньев в этих круговоротах и соответственно в обеспечении людей продуктами питания.

С одной стороны, площади посевных угодий стремительно сокращаются, падает уровень плодородия, на первый план в растениеводстве выходит выращивание растительной продукции на искусственных субстратах или без них. С другой стороны, все острее встает проблема безответственного отношения людей к живым растениям, которое в итоге приводит к тотальному опустыниванию огромных территорий. Возможно одним из эффективных способов изменения этой ситуации является ведение постоянной образовательной деятельности с раннего возраста, широкая популяризация системы знаний о культивировании живых растений и всем что с этим связано, а также организация центров дополнительного образования, в которых обучающиеся смогут изучать выращивание растений на суперсовременном уровне.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудо - грядка и гидропоника» состоит в следующем:

- образовательный процесс базируется, прежде всего, на применении самых современных технологий и методик выращивания биологических культур;

- обучение направлено не столько на умение вырастить любое растение в лабораторных условиях, сколько на то, почему растения нужно беречь, и что будет, если они исчезнут;

- большинство занятий построено в формате, предусматривающем обязательную повторяемость результата в дистанционном режиме, и транслируются средствами сети Интернет, что позволяет существенно расширить аудиторию обучающихся в муниципалитетах области;

- занятия предусматривают широкое применение СНИТ и ИКТ, и нацелены на вовлечение в процесс работы обучающихся (создание ими тематических медиаматериалов, использование мобильных приложений и применение других информационных продуктов, характерных для образовательного процесса с высоким уровнем цифровизации).

В процессе грамотно выстроенной образовательно-воспитательной работы, обучающиеся учатся взаимодействовать с живой природой, формируя позитивно-созидательные стороны личности и закладывая прочную психологическую основу экологически сознательного типа современных людей.

Отличительная особенность программы является то, что, занятия по данной программе позволяют обучающимся на практике освоить основы современного «умного» растениеводства. Дополнительно получить базовые навыки исследователя естественных наук - научиться ставить перед собой цели; самостоятельно планировать свою работу; получать дополнительные знания; развивать необходимые для организации исследований умения; приобретать опыт публичных защити ведения дискуссий. В процессе реализации программы большое внимание уделяется формированию творческого мышления, которое успешно реализуется в рамках предметно-практической деятельности. При таком подходе программа становится мощным стимулом экологического воспитания детей.

Педагогическая целесообразность. Программа «Чудо - грядка и гидропоника» направлена на изучение основ земледелия и растениеводства, овладения практических навыков по данному направлению. Данная программа знакомит с методами изучения почв, сельскохозяйственных культур, предусматривает проведение опытов по изучению состава почвы, ее проницаемости и плодородия; опыты по прорастанию семян, росту и развитию растений. Программой запланировано подготовка учащихся к творческим конкурсам и конкурсам исследовательских работ. Учащиеся в процессе изучения программы получат умение работать с информацией, слушать, владеть приёмами рационального запоминания, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главную мысль, проводить наблюдения, планировать и проводить опыты, владеть монологической и диалогической речью. По мере обучения определяются способности экологического и ботанического мышления и интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности.

Профориентационный компонент программы состоит в том, что учащиеся в процессе освоения программного материала могут познакомиться с особенностями профессий сити фермера, агронома, эколога и т.п., тем самым ориентируются на выбор этих профессий в дальнейшем.

Программа адресована детям 13 - 15 лет. Программа ориентирована на средний школьный возраст, для которого становится особенно важным самоопределение в направлении дальнейшей специализации образования. Форма детского объединения – учебная лаборатория, в которой занимаются группы с постоянным составом.

Срок реализации программы: 1 год (36 учебных недель).

Объём программы: 144 часа.

Форма обучения: очная. Обучение по программе может вестись с использованием различных форм обучения (очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма занятий: основной формой организации учебно-воспитательного процесса по программе является учебное занятие, которое в зависимости от содержания изучаемого материала, проводится в форме лекции, практики, комплексного занятия.

При обучении с применением дистанционных образовательных технологий используются следующие формы занятия:

-видеоконференция,

-онлайн тестирование;

-интернет- урок;

-практическое занятие;

-лабораторная работа и прочее.

При дистанционном обучении используются следующие образовательные ресурсы:

Образовательная платформа/ресурс

Ссылка

Виртуальная образовательная лаборатория

 http://www.virtulab.net

«Лужок»

www.luzhok.ru/ -

Библиотека 'Жизнь растений'.

http://plant.geoman.ru/

Ученые - детям. Пущинский сервер

http://www.iteb.serpukhov.su/scch/Educat.htm 

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева – экспозиция, выставки, экскурсии и другая информация

http://www.gbmt.ru/

Форма реализации программы традиционно-инновационная с применением телекоммуникационного оборудования и работой с живым материалом.

Уровень освоения программы: стартовый.

Особенности организации образовательного процесса отражают:

- региональные (муниципальные) особенности и традиции. Для осуществления образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе «Чудо - грядка и гидропоника» создана система форм и методов оптимальных для нашего региона;

-особенности форм проведения занятий -групповые.

В процессе освоения программы организация и проведение образовательного процесса строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Занятия проводятся в группах по 12-15 человек. Зачисление производится на основании заявления родителей или законных представителей. Специального отбора в объединении не производится.

При организации учебных занятий создаётся игровая ситуация, позволяющая развивать у учащихся мыслительные процессы. Для успешного освоения программного содержания используются также различные формы занятий:

- комплексные занятия;

- интегрированные занятия.

Режим занятий: занятия проходят в группах 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут-занятие+15 минут перерыв х 2). Программа предполагает работу в группах и индивидуальную работу с детьми при выполнении конкурсных работ. При дистанционном обучении режим занятий: 2 раза в неделю по часу (30 минут занятие online+ 30 минут offline).


1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся системы знаний и умений в области современного растениеводства, с широким применением новейших технологий.

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать начальные знания по основам грамотного ведения современного АПК и в том числе сити- фермерского хозяйства;

- сформировать представление о растениеводстве как о науке возделывания полевых и овощных культурах, их происхождении, способах выращивания;

- обучить работать с химическими и биологическим препаратами, приёмами их использования и оборудованием.

2. Развивающие:

- развить умения и навыки самостоятельного планирования деятельности, работы на результат;

- развить коммуникативные навыки учащихся;

- развить творческие способности учащихся, их потребность в самореализации;

- развить интеллектуальные и практические умения, самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.

3. Воспитательные:

- содействовать воспитанию устойчивого интереса к изучению естественных наук;

- содействовать воспитанию экологической культуры;

- формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению;

- содействовать воспитанию интереса к профессиям, связанным с фермерством.


1.3. Планируемые результаты

Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

1. Предметные результаты (по направлению (профилю) программы учащиеся научатся):

- проводить наблюдения и эксперименты с растениями;

- выполнять логические мыслительные операции в процессе поиска и работы с информацией о растениях;

- апеллировать системой эколого-ботанических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями о закономерностях роста и развития растений и условиях их обитания;

- реализовывать естественно-научные методы исследования, используя соответствующее оборудование;

- осуществлять работу с живыми растениями на основе определения их принадлежности к таксономическим группам;

- владеть и осознанно применять комплекс экологизированных и ресурсосберегающих знаний и умений.

2. Метапредметные результаты (учащиеся приобретут, будут уметь):

- навыкам ведения учебно-исследовательской деятельности;

-осуществлять само- и взаимооценку в процессе выполнения проектно- исследовательских работ;

- формулировать цели, задачи в процессе выполнения учебной работы;

- основным приемам моделирования научно-проектной работы;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и отстаивать свою позицию;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и моделировать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3. Личностные результаты (учащиеся будут проявлять, научаться):

- правильным стереотипам экологического поведения.

- основам экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


1.4. Учебный план

занятий

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практик.

контроль

1-13

РАЗДЕЛ 1. Умное растениеводство

26

11

13,5

1,5


1

Биологическое разнообразие.

Станции юннатов ТБ

2

1

0,5

0,5

Анкетирование

2

Современные направления в растениеводстве. История

создания и развития

2

1

1



3

От сельскохозяйственной революции к городским фермам, проблемы современного растениеводства.

2

1

1



4

Умные технологии выращивания клубники и шпината

2

1

1



5

Учимся быть исследователями.

2

1

1



6

Учимся быть исследователями.

2


2



7

Излучение и растения (опыт

с живыми растениями)

2

1

1



8

Значение воды для растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



9

Влияние субстрата на рост и

развитие растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



10

Влияние физических параметров среды на растения (опыт с живыми растениями)

2

1

1



11

«Микродетали» растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



12

Цветы и плоды под микроскопом (опыт с живыми растениями)

2

1

1



13

Умники и умницы

2

-

1

1

Интеллектуальная игра

14-26

РАЗДЕЛ 2. Умные агротехнологии приходят на дом

26

13

13



14

Умные датчики и сенсоры. Датчики влажности.

2

1

1



15

Датчики температуры (эксперимент)

2

1

1



16

Датчики освещенности (эксперимент)

2

1

1



17

Цифровые помощники агронома

2

1

1



18

«Спроси мнение растений…»

2

-

2



19

Урожай без Солнца!

(закладка эксперимента)

2

1

1



20

«Свежий или не свежий – вот в чем вопрос…!»

2

1

1



21

Практическая экология растения (эксперимент)

2

1

1



22

Дистанционное зондирование растений – технология будущего (эксперимент)

2

1

1



23

Робототехническое сельское хозяйство – агродроны

2

1

1



24

Спектральные библиотеки

2

1

1



25

«Взгляд исследователя»

2

1

1



26

«Интеллект-экспресс». Ботанический турнир.

2

1

1



27-40

РАЗДЕЛ 3. Умная теплица.

28

13

15



27

Составные части умной теплицы: изучение и сборка

2

1

1



28

Умная теплица- все под контролем (закладка опыта с живыми растениями).

2

1

1



29

«Почему «умные» устройства называются умными?»

2

1

1



30

Изучение влияния температуры субстрата (воздуха) на рост растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



31

Изучение влияния освещенности на рост и развитие растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



32

Изучение влияния влажности субстрата (воздуха) на рост растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



33

Влияние условий окружающей среды на прорастание семян

различных форм растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



34

Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений

умеренных широт (опыт с живыми растениями)

2

1

1



35

Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений Крайнего Севера (опыт с живыми растениями)

2

1

1



36

Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений степи и полупустынной зоны (опыт с живыми растениями)

2

1

1



37

Применение коротковолнового излучения для бесконтактного

исследования растений (опыт с живыми растениями).

2

1

1



38

Получение спектрального отпечатка различных комнатных растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



39

Получение спектрального отпечатка различных древесных растений (опыт с живыми растениями)

2

1

1



40

Минифильм «Моя умная теплица», защита проекта

2

1

1



41-61

РАЗДЕЛ 4. Гидропоника – суперсистема выращивания растений

42

21

21



41

Гидропоника: от прошлого к будущему

2

1

1



42

Гидропонные системы

2

1

1



43

Система капельного орошения

2

1

1



44

Аэрогидропоника.

2

1

1



45

Система плавающей платформы. Метод голландского ведра.

2

1

1



46

Вертикальное выращивание

2

1

1



47

Промышленная гидропоника

2

1

1



48

Гидропонные субстраты - 1

2

1

1



49

Гидропонные субстраты - 2

2

1

1



50

Гидропонные растворы.

2

1

1



51

Эликсир роста. Начало

2

1

1



52

Эликсир роста. Инновации

2

1

1



53

Эликсир роста. Контроль

2

1

1



54

Эликсир роста. Фазы роста

2

1

1



55

Гидропоникум

2

1

1



56

Культуры растений для выращивания методом гидропоники

2

1

1



57

Экология промышленной гидропоники

2

1

1



58

Выращивание методом гидропоники комнатных растений

2

1

1



59

Выращивание методом гидропоники овощных растений

2

1

1



60

Выращивание методом

гидропоники лекарственных и эфиромасличных растений

2

1

1



61

«Без почвы пол ногами!»

2

1

1



62-72

РАЗДЕЛ 5. Умное растениеводство и человек

22

11

11



62

Умное растениеводство – от науки к бизнесу

2

1

1



63

Культивация лекарственных растений в искусственных условиях

2

1

1



64

Выращивание хищных растений в искусственных условиях

2

1

1



65

Безотходная переработка растительного сырья

2

1

1



66

Фиторемедиация почв

2

1

1



67

Клонирование растений.

2

1

1



68

Растительная биомасса и несколько миллиардов человек

2

1

1



69

«Умные» системы растениеводства в Космосе

2

1

1



70

Выращиваем растения в городских условиях

2

1

1



71

Хранение и эффективная переработка растительной продукции с целью получения продуктов питания направленного действия

2

1

1



72

«Вектор в будущее». Конкурс фото- и видео-работ

2


1

1

Конкурс медиаматериалов


Итого:

144

68

73,5

2,5



1.5. Содержание учебного плана

Раздел 1. Умное растениеводство

Тема 1. Биологическое разнообразие. Станции юннатов ТБ

Теория: коллективное знакомство с планом работы детского объединения на учебный год. Обсуждение годового проекта «Экологического дневника». Знакомство с ТБ.

Практика: выполнение творческого задания. Разработка обложки для будущего дневника.

Формы аттестации/контроля: входное анкетирование.


Тема 2. Современные направления в растениеводстве. История создания и развития

Теория: умное растениеводство – отрасль сельского хозяйства. Направления в растениеводстве. История развития растениеводства. Современные технологии в растениеводстве.

Практика: групповое обсуждение темы занятия.


Тема 3. От сельскохозяйственной революции к городским фермам, проблемы современного растениеводства

Теория: понятие «фитотрон», назначение фитотрона, повторение известной информации о зеленых растениях, анализ видового состава растений, подходящих для использования в фитотроне, подбор культур для посадки в фитотрон.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 4. Умные технологии выращивания клубники и шпината

Теория: знакомство с работой интеллектуальных систем, контролирующих все природные процессы от времени посадки до основных параметров (влажность, температура, свет и др.), которые способны анализировать и прогнозировать будущий урожай на примере систем для выращивания клубники и шпината. Смарт- агротехнологии – создание в искусственных условиях имитации природной экосистемы, в которой не требовалось бы активное участие человека.

Практика: выполнение дидактического задания на обобщение знаний.


Тема 5. Учимся быть исследователями

Теория: понятие «наблюдения» и его значение; визуальное, фотографическое и видеонаблюдения: достоинства и недостатки; прочие виды наблюдения. Организация наблюдения. Фиксация результатов наблюдения. Дневник наблюдений и привычки наблюдателя.

Практика: индивидуальное оформление страницы в экологическом дневнике.


Тема 6. Учимся быть исследователями

Практика: индивидуальное оформление страницы в экологическом дневнике.


Тема 7. Излучение и растения (опыт с живыми растениями)

Теория: понятия «излучение», «виды излучений», «параметры излучений». Естественные и искусственные источники излучения. Воздействие различных видов излучений на природные объекты. Приборы для измерения излучения.

Практика: индивидуальное знакомство с излучателями. Работа в парах: подготовка к опыту по изучению влияния излучения на растения. Выполнение индивидуального творческого задания по работе с детекторами и растениями.


Тема 8. Значение воды для растений (опыт с живыми растениями)

Теория: водный баланс растения. Биологические процессы (физиологические процессы растений: транспирация, тургор, осмотическое давление, движение воды по растению, завядание). Роль растений в круговороте воды.

Практика: индивидуальное проведение миниопыта «Роль воды в растениях». Оформление страницы в экологическом дневнике.


Тема 9. Влияние субстрата на рост и развитие растений (опыт с живыми растениями)

Теория: понятия почва, субстрат. Физические свойства субстратов. Понятие «гранулометрический состав грунта». Способы определения гранулометрического состава. Типы почв и почвы Омской области. Анализ результатов опыта по росту растений на разном субстрате. Составление субстратов для различных групп растений.

Практика: работа в парах по измерению результатов роста растений на разном субстрате. Индивидуальный рассказ о полученных результатах. Коллективная игра- моделирование «Что такое почва». Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 10. Влияние физических параметров среды на растения (опыт с живыми растениями)

Теория: значение температуры для растений. Электромагнитные поля и растения. Воздействие радиации на растения. Атмосферное давление и ветер. Анализ результатов опыта по росту растений при разной освещенности.

Практика: самостоятельная работа по подбору необходимых материалов, выполнение измерительных процедур. Индивидуальное мини выступление с презентацией результатов измерений.


Тема 11. «Микродетали» растений (опыт с живыми растениями)

Теория: увеличительные приборы, правила работы. Внутреннее строение растений. Почему растения зеленые. Ризосфера. Работа с микроскопом. Изучение строения различных частей растений с помощью микроскопа.

Практика: проведение эксперимента с использование микроскопа «Путешествие по растению». Индивидуальное оформление экологического дневника «Почему растения зеленые».


Тема 12. Цветы и плоды под микроскопом (опыт с живыми растениями)

Теория: цвет в мире растений. Почему цветы имеют разную окраску. Способы получения пигмента и красителя из растений.

Практика: работа в парах по получению растительных красок. Индивидуальный рассказ о полученных результатах. Индивидуальное выполнение творческой работы «Разноцветный мир». Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 13. Умники и умницы (интеллектуальная игра)

Практика: коллективное обсуждение правил проведения интеллектуальной игры. Индивидуальное участие в игре «Умники и умницы». Обсуждение результатов игры.

Формы аттестации/контроля: итоговое занятие по пройденному материалу раздела в виде интеллектуальной игры.


РАЗДЕЛ 2. Умные агротехнологии приходят на дом

Тема 14. Умные датчики и сенсоры. Датчики влажности (демонстрационный эксперимент)

Теория: понятия датчики, сенсоры. Как определить влажность. Устройство и работа датчиков по измерению влажности. Измерение влажности различных объектов.

Практика: индивидуальная работа с датчиками, проведение измерений. Выполнение самооценки. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 15. Датчики температуры (эксперимент)

Теория: понятие температура среды. Единицы измерения температуры. Устройство и работа датчиков по измерению температуры. Измерение температуры различных объектов.

Практика: коллективное знакомство с устройством датчика. Проведение мини экспериментов по измерению температуры различных объектов в мини группах. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 16. Датчики освещенности (эксперимент)

Теория: понятие освещенность объекта. Единицы измерения освещенности. Устройство и работа датчиков по измерению освещенности. Измерение освещенности различных объектов в помещении и на территории.

Практика: коллективное знакомство с устройством датчика. Проведение мини экспериментов по измерению освещенности в различных условиях в группах. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 17. Цифровые помощники агронома

Теория: понятия «разовые измерения», «динамические измерения», «схема измерений», «метод конверта», «метод диагонали». Математические способы обработки данных датчиков. Способы наглядного представления данных. Использование данных в практике растениеводства.

Практика: проведение практической работы в парах по сбору необходимых данных, их упрощенному анализу и формированию результатов. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 18. «Спроси мнение растений…»

Практика: проведение экспериментов по измерению комплекса показателей условий роста и развития определенных видов растений (работа в малых группах). Сравнение полученных данных с оптимальными уровнями по культурам. Представление и защита результатов. Измерение показателей с помощью предложенных датчиков и определение текущего состояния потребностей растений. Обсуждение результатов опыта, коррекция результата педагогом. Индивидуальное оформление экологического дневника. Оценка деятельности обучающихся педагогом.


Тема 19. Урожай без Солнца! (закладка эксперимента)

Теория: виды светильников для растений, особенности, преимущества и недостатки. Закладка эксперимента по выращиванию растений только при искусственном освещении различными типами светильников.

Практика: проведение эксперимента по выращиванию растений под различными видами светильников, подбор оптимальных условий освещенности для растений. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 20. «Свежий или не свежий – вот в чем вопрос…!»

Теория: как меняется химический состав плодов в течении вегетации и при хранении. Эксперимент по изучению химического состава плодов при различных условиях хранения.

Практика: коллективное знакомство с устройством датчиков по изучению химического состава почвы и воздуха в зимнем саду ОблСЮН. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 21. Практическая экология растения (эксперимент)

Теория: изучение понятий «газовый состав воздуха», «продуктивность растений», «элементы питания растений», «факторы роста». Проведение демонстрационного опыта по исследованию содержания нитратов в почве и в растениях.

Практика: эксперимент по изучению влияния состава воздуха на продуктивность растений. Проведение опыта по изучению состояния растений. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 22. Дистанционное зондирование растений – технология будущего (эксперимент)

Теория: понятия «спектральная съемка», «мультиспектральная съемка», «гиперспектральная съемка», «дистанционное зондирование», «индекс NDVI», «спектральная яркость», «отражательная способность растений», «прогнозирования урожая».

Практика: демонстрационная практическая работа «Определи культуру по снимку». Индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 23. Робототехническое сельское хозяйство – агродроны

Теория: применение робототехнических средств во всех сферах сельскохозяйственного производства: опрыскиватели, системы вентиляции, сканеры и прочие системы точного земледелия.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.

Тема 24. Спектральные библиотеки

Теория: понятие «спектральных библиотек природных объектов»,

«спектральный паспорт природного объекта». Зачем нужны библиотеки спектров? Как создавать спектральные библиотеки природных объектов. Отпечаток пальца или отпечаток спектра? Возможности применения спектрального анализа при оценке состояния объектов природной среды.

Практика: проведение опыта по определению природного объекта по спектральному отпечатку. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 25. «Взгляд исследователя»

Теория: применение фото и видеосъемки в наблюдениях за живыми объектами. Использование медиаматериалов при составлении отчетов о научно- исследовательских работах.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 26. «Интеллект-экспресс»: ботанический турнир

Теория: заключительное занятие по разделу в форме интеллектуальной игры, в которой обучающиеся могут продемонстрировать свои знания и умения. Коллективное обсуждение правил проведения интеллектуальной игры.

Практика: индивидуальное участие в игре «Интеллект-экспресс».


РАЗДЕЛ 3. Умная теплица

Тема 27. Составные части умной теплицы: изучение и сборка

Теория: понятие «умная теплица». Устройство «умной теплицы» и назначение агрегатов. Правила сборки «умных» устройств. Программное обеспечение «умной» теплицы. Возможности «умной» теплицы и перспективы.

Практика: индивидуальная работа с «умной теплицей». Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 28. Умная теплица - все под контролем (закладка опыта с живыми растениями)

Теория: какие растения можно выращивать с помощью «умной теплицы». Преимущества и недостатки «умного» контроля за растениями. Требования к условиям окружающей среды у различных видов растений и выбор опытных растений из числа тех, что произрастают в лаборатории.

Практика: коллективное знакомство со схемой опыта с живыми растениями в «умной теплице». Проведение опыта по посадке растений и запуску «умной теплицы». Индивидуальное оформление экологического дневника.

Тема 29. «Почему «умные» устройства называются умными?»

Теория: Значение термина «умное устройство». Перечень показателей, которым должно соответствовать устройство, чтобы стать «умным». Техническое воплощение каждого показателя в «умном» устройстве. Перспективы развития отрасли «умного» растениеводства.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 30. Изучение влияния температуры субстрата (воздуха) на рост растений (опыт с живыми растениями)

Теория: знакомство со схемой опыта и техникой безопасности. Оценка состояния растения на начальном этапе опыта и в конце. Настройка температурного режима внутри устройства.

Практика: проведение опыта и наблюдение за реакцией растений на различные уровни температуры. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 31. Изучение влияния освещенности на рост и развитие растений (опыт с живыми растениями)

Теория: понятия «световой режим растений», «растения короткого дня», «растения длинного дня», «фотопериодизм» и «теневыносливость». Изучение схемы опыта и техники безопасности. Оценка состояния растения на начальном этапе опыта и в конце. Настройка режима освещения внутри устройства.

Практика: проведение опыта по влиянию освещенности на рост и развитие растений. Проведение опыта и наблюдение за реакцией растений на различные уровни освещения. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 32. Изучение влияния влажности субстрата (воздуха) на рост растений (опыт с живыми растениями)

Теория: понятия «транспирация», «осмотическое давление», «точка завядания». Изучение схемы опыта. Оценка состояния растения на начальном этапе опыта и в конце. Настройка водного режима внутри устройства.

Практика: проведение опыта и наблюдение за реакцией растений на различные уровни влажности субстрата и воздуха. Проведение опыта по влиянию влажности субстрата (воздуха) на рост и развитие растений. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 33. Влияние условий окружающей среды на прорастание семян различных форм растений (опыт с живыми растениями)

Теория: знакомство с понятиями «жизненная форма растений», «энергия прорастания», «всхожесть лабораторная и полевая».

Практика: проведение практической работы по закладке опыта с проращиванием семян растений относящимся к различными формам (травянистые однолетние и многолетние, древесные, кустарники, суккуленты и т.д.). Индивидуальная работа с дидактическими материалами.


Тема 34. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений умеренных широт (опыт с живыми растениями)

Теория: повторение понятий «умеренная зона», «зональные виды», «интразональные виды». Краткая характеристика особенностей климатического режима умеренной зоны. Описание растений этой зоны, участвующих в эксперименте. Закладка опыта по изучению влияния различных уровней параметров окружающей среды на рост и развитие опытных растений умеренной зоны.

Практика: проведение опыта по росту и развитию растений умеренной зоны.


Тема 35. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений Крайнего Севера (опыт с живыми растениями)

Теория: повторение понятий «Крайний Север», «полярный круг», «вечная мерзлота». Краткая характеристика особенностей климатического режима тундровой зоны. Описание растений этой зоны, участвующих в эксперименте. Закладка опыта по изучению влияния различных уровней параметров окружающей среды на рост и развитие опытных растений Крайнего Севера.

Практика: коллективное знакомство со спецификой настройки «умной теплицы» под параметры Крайнего Севера. Проведение опыта по росту и развитию растений тундры. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 36. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений степи и полупустынной зоны (опыт с живыми растениями)

Теория: повторение понятий «степь» и «полупустыня». Краткая характеристика особенностей климатического режима засушливых зон. Описание растений этих зон, участвующих в эксперименте. Закладка опыта по изучению влияния различных уровней параметров окружающей среды на рост и развитие опытных растений степи и полупустынь.

Практика: проведение опыта по росту и развитию растений этих зон. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 37. Применение коротковолнового излучения для бесконтактного исследования растений (опыт с живыми растениями)

Теория: понятие «инфракрасное излучение», «микроволновое излучение». Краткое описание физики процесса воздействия коротковолнового излучения на ткани растений. Устройство инфракрасных детекторов.

Практика: проведение демонстрационного опыта по облучению опытного растения коротковолновыми излучателями и детектирование результата.

Индивидуальная работа с дидактическими материалами.


Тема 38. Получение спектрального отпечатка различных комнатных растений (опыт с живыми растениями)

Теория: повторение понятий «спектральная съемка». Знакомство с правилами работы при мультиспектральной съемке.

Практика: проведение миниэкспериментов по съемке различных комнатных растений в лаборатории. Обработка результатов съемки на компьютере. Получение упрощенного спектрального отпечатка всех исследованных опытных растений. Проведение опыта по получению мультиспектрального снимка комнатных растений. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 39. Получение спектрального отпечатка различных сельскохозяйственных растений (опыт с живыми растениями)

Теория: знакомство с правилами работы при мультиспектральной съемке в полевых условиях.

Практика: проведение миниэкспериментов по съемке различных сельскохозяйственных растений в полевых условиях. Обработка результатов съемки на компьютере. Получение упрощенного спектрального отпечатка всех исследованных опытных растений. Проведение опыта по получению мультиспектрального снимка полевых культур. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 40. Минифильм «Моя умная теплица», защита проекта

Теория: демонстрационный показ отснятых видеоматериалов о работе обучающихся на занятиях раздела в виде видеоролика на 30-35 минут. Представление результатов своих работ в виде устного рассказа с использованием фрагментов видеоролика.

Практика: коллективный рассказ о результатах своих работ с использованием видеоматериалов. Обсуждение результатов демонстрации под руководством педагога.


РАЗДЕЛ 4. Гидропоника – суперсистема выращивания растений.

Тема 41. Гидропоника: от прошлого к будущему

Теория: понятие «гидропоника». Виды технологий беспочвенного выращивания растений: агрегатопоника, хемопоника, ионитопоника, аэро-гидропоника, гидрокультура, хайпоника.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 42. Гидропонные системы

Теория: устройство систем гидропоники. Принципиальная схема гидропонических систем. Пассивные системы, Системы периодического затопления, Техника питательного слоя (NFT), Техника глубинного потока(DFT).

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 43. Система капельного орошения

Теория: техническое устройство и специфика функционирования систем капельного орошения. Преимущества и недостатки данных систем. Возможности удаленного управления для систем капельного орошения. Перспективы развития этих систем.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Выполнение самооценки. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 44. Аэрогидропоника

Теория: Техническое устройство и специфика функционирования систем аэрогидропоники. Преимущества и недостатки данных систем. Возможности удаленного управления для систем аэрогидропоники. Перспективы развития этих систем.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 45. Система плавающей платформы. Метод голландского ведра

Теория: техническое устройство и специфика функционирования систем плавающей платформы и систем, использующих метод голландского ведра. Преимущества и недостатки данных систем. Возможности удаленного управления для этих систем. Перспективы развития систем плавающей платформы и систем по методу голландского ведра.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 46. Вертикальное выращивание

Теория: техническое устройство и специфика функционирования систем вертикального выращивания. Преимущества и недостатки данных систем. Возможности удаленного управления для этих систем. Перспективы развития систем вертикального выращивания.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 47. Промышленная гидропоника

Теория: актуальность выращивания культур с помощью гидропоники. Возможные масштабы промышленной гидропоники. Перспективы промышленной гидропоники. Проблемы промышленной гидропоники.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 48. Гидропонные субстраты – 1

Теория: понятие «гидропонный субстрат». Виды субстратов, применяемых в гидропонических системах. Достоинства и недостатки основных видов гидропонных субстратов.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 49. Гидропонные субстраты – 2

Теория: коллективное знакомство с правилами проведения экспериментов с субстратами.

Практика: проведение экспериментов по измерению комплекса физических величин у различных гидропонных субстратов и сравнение полученных результатов в малых группах. Представление полученных результатов.

Проведение опытов по измерению основных физических параметров гидропонных субстратов. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 50. Гидропонные растворы

Теория: почему не существует универсального рецепта для приготовления питательного раствора, подходящего под любые культуры? Виды гидропонных растворов. Требования к гидропонным растворам. Базовые рецепты гидропонных растворов под различные культуры.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 51. Эликсир роста. Начало

Теория: понятия «физиологическая реакция соли», «коллоидный раствор»,

«гидрогель». Основные правила смешивания растворов и солей. Исходное сырье для приготовления растворов. Приготовление питательных растворов для различных культур.

Практика: проведение опытов по подготовке и смешиванию основных компонентов гидропонных растворов. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 52. Эликсир роста. Инновации

Теория: понятие «мембранный активатор», «корневая подкормка», «листовая подкормка», «прилипатель». Какие элементы питания поступают в растение через листья, корень? Основные отличия и специфика приготовления гидропонных растворов с применением инновационных веществ и оборудования.

Практика: проведение опытов по подготовке и смешиванию инновационных компонентов гидропонных растворов. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 53. Эликсир роста. Контроль

Теория: параметры питательного раствора. Технические средства контроля параметров растворов. Температура. Кислотность питательного раствора (pH-фактор), Электропроводность (EC), Общая минерализация.

Практика: проведение опытов по измерению основных параметров гидропонных растворов и их сравнение с эталонными. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 54. Эликсир роста. Фазы роста

Теория: понятие «фазы роста». Динамика изменения потребности растений по фазам роста и развития. Как учесть изменение потребности растений при приготовлении растворов. Проблемы изменчивости состава гидропонных растворов при автоматическом контроле параметров системами «умной теплицы».

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 55. Гидропоникум

Теория: назначение и устройство учебной установки для исследований в области гидропоники – гидропоникум. Технические решения основных узлов установки. Преимущества и недостатки применения гидропоникума при изучении технологии гидропоники. Перспективы применения гидропоникума.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 56. Культуры растений для выращивания методом гидропоники

Теория: теоретическое и практическое обоснование выбора культур для выращивания в гидропоникуме. Технические и химические аспекты выбора.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 57. Экология промышленной гидропоники

Теория: экологические проблемы при выращивании растений методом гидропоники. Пути решения основных экологических проблем промышленной гидропоники.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 58. Выращивание методом гидропоники комнатных растений

Теория: изучение требований к условиям питания опытных комнатных растений. Подбор гидропонных растворов. Планирование экспериментов. Проведение экспериментов по выращиванию комнатных растений в гидропоникуме.

Практика: проведение подготовительных работ к проведению экспериментов в парах. Проведение опытов по выращиванию комнатных растений в гидропоникуме. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 59. Выращивание методом гидропоники овощных растений

Теория: изучение требований к условиям питания опытных овощных растений. Подбор гидропонных растворов. Планирование экспериментов.

Практика: проведение экспериментов по выращиванию овощных растений в гидропоникуме. Проведение подготовительных работ к проведению экспериментов в парах. Проведение опытов по выращиванию овощных растений в гидропоникуме. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 60. Выращивание методом гидропоники лекарственных и эфиромасличных растений

Теория: изучение требований к условиям питания опытных лекарственных и эфиромасличных растений. Подбор гидропонных растворов. Планирование экспериментов.

Практика: проведение экспериментов по выращиванию лекарственных и эфиромасличных растений в гидропоникуме. Проведение опытов по выращиванию лекарственных и эфиромасличных растений в гидропоникуме. Индивидуальное оформление экологического дневника.


Тема 61. «Без почвы пол ногами!»

Теория: коллективное знакомство с правилами интеллектуального турнира. Проведение турнира.

Практика: итоговое занятие по разделу, в котором обучающиеся соревнуются в объеме знаний и умений по технологии гидропоники с обязательной практической частью.


РАЗДЕЛ 5. Умное растениеводство и человек

Тема 62. Умное растениеводство – от науки к бизнесу

Теория: перспективы коммерциализации проектов с использованием гидропоники. Возможные препятствия технического и нормативно-правового характера при реализации проектов с гидропоникой.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 63. Культивация лекарственных растений в искусственных условиях

Теория: современные проблемы здравоохранения и народная медицина. Перспективы выращивания растительного сырья, обладающего лекарственными свойствами в искусственных условиях. Роль профилактических мероприятий в поддержании неизбирательного иммунитета людей.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 64. Выращивание хищных растений в искусственных условиях

Теория: специфика содержания хищных растений. Перспективы применения метода гидропоники при выращивании хищных растений.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 65. Безотходная переработка растительного сырья

Теория: направления возможной переработки отходов растениеводства. Сравнительная эффективность различных методов переработки растительного сырья.

Практика: проведение опыта по влиянию чистящих средств на растения. Индивидуальное оформление экологического дневника. Оценка деятельности обучающихся.


Тема 66. Фиторемедиация почв

Теория: кто создал почву? Источники поступления веществ в почву. Баланс питательных веществ в почве. Современное состояние баланса питательных веществ в Омской области за последние 10 лет. Использование растительности для восстановления почвенного плодородия. Перспективы фиторемедиации почв.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 67. Клонирование растений

Теория: особенности регенерации растительного организма. Метод выращивания растительной биомассы в лабораторных условиях с использованием технологии клонирования. Перспективы клонирования в растениеводстве.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 68. Растительная биомасса и несколько миллиардов человек

Теория: соотношение видов биомассы на планете Земля. Динамика биомассы растений 1000 лет назад, 100 лет назад, 50 лет назад и сейчас. Динамика численности людей и их потребностей в аналогичной ретроспективе. Значение растений в жизни современного человека.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 69. «Умные» системы растениеводства в Космосе

Теория: перспективы межпланетных перелетов и основные опасности межпланетного пути. Применение «умных» систем растениеводства в системах жизнеобеспечения кораблей дальнего следования.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 70. Выращиваем растения в городских условиях

Теория: особенности ритма жизни в современных мегаполисах. Основные аспекты негативного влияния городской среды на здоровье людей. «Миниогород на подоконнике» - миф или реальность.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 71. Хранение и эффективная переработка растительной продукции с целью получения продуктов питания направленного действия

Теория: основные проблемы длительного хранения продукции растениеводства. Способы переработки растительного сырья в продовольственных целях. Понятие «продукт направленного действия». Современные способы хранения и переработки растений.

Практика: индивидуальная работа с дидактическими материалами. Выполнение самооценки. Индивидуальное оформление страницы экологического дневника.


Тема 72. «Вектор в будущее». Конкурс фото- и видео-работ

Практика: итоговое занятие по учебному курсу в виде конкурса медиаматериалов, посвященных исключительно работе обучающихся по программе «Умное растениеводство». Коллективное обсуждение правил проведения конкурса.

Формы аттестации/контроля: индивидуальное участие в конкурсе «Вектор в будущее». Обсуждение результатов конкурса под руководством педагога. Оценка итогов конкурса педагогом.


2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год обучения – первый год обучения.

Начало учебного года – 11 сентября.

Окончание учебного года – по окончанию реализации учебного плана.

Количество учебных недель – 36 недель.

Количество учебных дней – 72 дня.

N п/п

Учебная неделя, в течение которой планируется проведение занятий

Фактическая дата и время проведения занятий


Форма занятия

Кол-во часов в неделю

Тема занятия

Место проведения

Форма аттестации/ контроля

1

3

4

5

6

7

8

9

1

1 неделя


Комбинированное


2

Биологическое разнообразие.

Станции юннатов. ТБ


Анкетирование

2

1 неделя


Комбинированное

2

Современные направления в растениеводстве. История создания и развития



3

2 неделя


Комбинированное

2

От сельскохозяйственной революции к городским фермам, проблемы современного растениеводства





4

2 неделя


Комбинированное

2

Умные технологии выращивания клубники и шпината



5

3 неделя


Комбинированное

2

Учимся быть исследователями



6

3 неделя


Комбинированное

2

Учимся быть исследователями



7

4 неделя


Комбинированное

2

Излучение и растения (опыт с живыми растениями)



8

4 неделя


Комбинированное

2

Значение воды для растений (опыт с живыми растениями)



9

5 неделя


Комбинированное

2


Влияние субстрата на рост и развитие растений (опыт с живыми растениями)



10

5 неделя


Комбинированное

2

Влияние физических параметров среды на растения (опыт с живыми

растениями)



11

6 неделя


Комбинированное

2

«Микродетали» растений (опыт с живыми растениями)



12

6 неделя



Комбинированное

2

Цветы и плоды под микроскопом (опыт с живыми растениями)



13

7 неделя


Комбинированное

2


Умники и умницы (интл. игра)


Интел.

игра

14

7 неделя


Комбинированное

2

Умные датчики и сенсоры. Датчики влажности



15

8 неделя


Комбинированное

2

Датчики температуры (эксперимент)



16

8 неделя


Комбинированное

2

Датчики освещенности. (эксперимент)



17

9 неделя


Комбинированное

2

Цифровые

помощники агронома



18

9 неделя


Комбинированное

2

«Спроси мнение растений…»



19

10 неделя


Комбинированное

2

Урожай без Солнца!

(закладка эксперимента)



20

10 неделя


Комбинированное

2

«Свежий или не свежий – вот в чем вопрос…!»



21

11 неделя


Комбинированное

2

Практическая экология растения (эксперимент)



22

11 неделя


Комбинированное

2

Дистанционное зондирование растений – технология будущего (эксперимент)



23

12 неделя


Комбинированное

2

Робототехническое сельское хозяйство – агродроны



24

12 неделя


Комбинированное

2

Спектральные библиотеки



25

13 неделя


Комбинированное

2

«Взгляд исследователя»



26

13 неделя


Комбинированное

2

«Интеллект-экспресс». Ботанический турнир



27

14 неделя


Комбинированное

2

Составные части умной теплицы: изучение и сборка



28

14 неделя


Комбинированное

2

Умная теплица- все под контролем (закладка опыта с живыми растениями)



29

15 неделя


Комбинированное

2

«Почему «умные»

устройства называются умными?»



30

15 неделя


Комбинированное

2

Изучение влияния температуры субстрата (воздуха) на рост растений

(опыт с живыми растениями)



31

16 неделя


Комбинированное

2

Изучение влияния

освещенности на рост и развитие растений (опыт с

живыми растениями)



32

16 неделя


Комбинированное

2

Изучение влияния влажности субстрата (воздуха) на рост растений (опыт с живыми

растениями)



33

17 неделя


Комбинированное

2


Влияние условий окружающей среды

на прорастание семян

различных форм растений (опыт с живыми растениями)



34

17 неделя


Комбинированное

2

Влияние условий

окружающей среды на рост и развитие растений

умеренных широт (опыт с живыми растениями)



35

18 неделя


Комбинированное

2

Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений Крайнего Севера (опыт с живыми растениями)



36

18 неделя


Комбинированное

2

Влияние условий

окружающей среды на рост и развитие растений степи и полупустынной зоны (опыт с живыми растениями)



37

19 неделя


Комбинированное

2


Применение

коротковолнового излучения для бесконтактного

исследования растений (опыт с живыми

растениями)



38

19 неделя


Комбинированное

2


Получение спектрального отпечатка различных

комнатных растений (опыт с живыми растениями)



39

20 неделя


Комбинированное

2

Получение спектрального отпечатка различных древесных растений (опыт с живыми растениями)



40

20 неделя


Комбинированное

2

Минифильм «Моя умная теплица», защита проекта



41

21 неделя


Комбинированное

2

Минифильм «Моя умная теплица», защита проекта



42

21 неделя


Комбинированное

2

Минифильм «Моя умная теплица», защита проекта



43

22 неделя


Комбинированное

2

Система капельного орошения



44

22 неделя


Комбинированное

2

Аэрогидропоника



45

23 неделя


Комбинированное

2

Система плавающей платформы. Метод голландского ведра



46

23 неделя


Комбинированное

2

Вертикальное выращивание



47

24 неделя


Комбинированное

2

Промышленная гидропоника



48

24 неделя


Комбинированное

2

Гидропонные субстраты - 1



49

25 неделя


Комбинированное

2

Гидропонные субстраты - 2



50

25 неделя


Комбинированное

2

Гидропонные растворы



51

26 неделя


Комбинированное

2

Эликсир роста. Начало



52

26 неделя


Комбинированное

2

Эликсир роста. Инновации



53

27 неделя


Комбинированное

2

Эликсир роста. Контроль



54

27 неделя


Комбинированное

2

Эликсир роста. Фазы роста



55

28 неделя


Комбинированное

2

Гидропоникум



56

28 неделя


Комбинированное

2

Культуры растений для выращивания методом гидропоники



57

29 неделя


Комбинированное

2

Экология промышленной гидропоники



58

29 неделя


Комбинированное

2

Выращивание методом гидропоники комнатных растений



59

29 неделя


Комбинированное

2

Выращивание методом гидропоники овощных растений



60

30 неделя


Комбинированное

2

Выращивание методом гидропоники лекарственных и эфиромасличных растений



61

30 неделя


Комбинированное

2

«Без почвы пол ногами!»



62

31 неделя


Комбинированное

2

Умное растениеводство – от науки к бизнесу



63

31 неделя


Комбинированное

2

Культивация лекарственных растений в искусственных условиях



64

32 неделя


Комбинированное

2

Выращивание хищных растений в искусственных условиях



65

32 неделя


Комбинированное

2

Безотходная переработка растительного сырья



66

33 неделя


Комбинированное

2

Фиторемедиация почв



67

33 неделя


Комбинированное

2

Клонирование растений



68

34 неделя


Комбинированное

2

Растительная биомасса и несколько миллиардов человек



69

34 неделя


Комбинированное

2

«Умные» системы растениеводства в Космосе



70

35 неделя


Комбинированное

2

Выращиваем растения в городских условиях



71

35 неделя


Комбинированное

2

Хранение и эффективная переработка растительной продукции с целью получения продуктов

питания направленного действия



72

36 неделя


Комбинированное

2

«Вектор в будущее». Конкурс фото- и видео-работ


Конкурсные медиаматериалы

2.2. Условия реализации программы

Основные условия успешной реализации данной программы наличие материально-технического обеспечения:

- учебного кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, оборудованного столами и стульями для учащихся, настенной доской, шкафом для хранения демонстрационного и раздаточного материала;

- комплект для естественнонаучного практикума «Чудо-грядка» (расширенный комплект);

- гидропонная установка HobbyFarm модель: DQ62003 с фитолампой;

- комплект лабораторного оборудования «С/х культуры»;

- комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания»;

- прибор контроля параметров почвы;

- нитратомер;

- pH-метр;

- измеритель минерализации воды;

- стеллажи серия «Компакт для рассады с подсветкой»;

- проращиватель семян и микрозелени «Гидросад»;

- садовый набор Green Garden bp 6 предметов;

- программное обеспечение «Операционная система.

Технические средства обучения: мультимедийная приставка, компьютер, звуковые колонки, фотоаппарат, цифровой USB-микроскоп.

Наличие методического обеспечения:

-многообразия наглядных и демонстрационных материалов для полноценной реализации дополнительной общеразвивающей программы;

- учебных пособий, интерактивных игр.

Наличие кадрового обеспечения: профессионально-компетентный педагог дополнительного образования, среднее специальное педагогическое образование или высшее педагогическое образование.


2.3. Формы аттестации/ контроля

Контроль и оценка уровня образовательных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудо - грядка и гидропоника» осуществляется педагогом в процессе проведения занятий. Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка и определить результативность усвоения программы, используются следующие формы контроля: педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся, индивидуальное собеседование, практические работы, творческие задания и интеллектуальное соревнование.

Система оценивания степени усвоения содержания и реализации программы применяется в течение всего учебного времени и включает в себя «Мониторинг достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающихся».

Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводится входящая, промежуточная и итоговая аттестация. Хорошим показателем работы является участие обучающихся в конкурсах и фестивалях различного уровня.

1. Входной (первичный) контроль. Представляет собой первичный опрос обучающихся на предмет определения уровня необходимых знаний по содержанию разделов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудо - грядка и гидропоника», оценки степени заинтересованности в изучении отдельных разделов программы.

2. Промежуточный контроль. Проводится в середине учебного цикла и направлен на определение уровня заинтересованности обучающихся, а также возможной корректировки учебно-тематического плана.

3. Итоговый контроль. Проводится после завершения программных мероприятий в целях оценки результативности образовательной деятельности. Презентация проектных и исследовательских работ. Итоговая аттестация проводится в форме конкурса фото и видео работ.


2.4. Оценочные материалы

Система оценивания степени усвоения содержания и реализации программы применяется в течение всего учебного времени и включает в себя «Мониторинг достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающихся».

Диагностические материалы, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов разработаны по разделам, темам и представлены в содержании программы.

Для мониторинга результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе разработан оценочный лист.  Оценивание включает в себя ведение дневника наблюдения, фиксирование данных, фото - отчет.


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка учащегося

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям

Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

Максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

 

 

 



5

 

 


10

 

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1

 

 

 


5

 

 

 

10

 

ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);

Максимальный уровень (учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1

 

 

 

 

5

 

 

 


10

 

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

 

 

 



5

 

 

 

10

2.3. Творческие навыки

Креативность  в  выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

 

 

 

 




5

 

 

 

10

ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30


2.5. Методические материалы

п./п.

Раздел или тема программы

Пособия, оборудование, приборы, дидактический материал

1

Умное растениеводство

Позн. игра «Зелёный огонёк», Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой». Тест по ПДД.

2

Умные агротехнологии приходят на дом

Дидактические игры, тематические плакаты

3

Умная теплица.

Образцы, фотографии, схемы; таблицы-памятки, технологические карты.

4

Гидропоника – суперсистема выращивания растений

Разработка методики проведения опытов с растениями, разработка методики проекта

5

Умное растениеводство и человек

Наборы карточек для индивидуальной, групповой, самостоятельной работы;


2.6 Воспитательный компонент.

Цель воспитательной работы: создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащихся через занятия по программе естественно-научной направленности.

Задачи воспитательной работы: формирование представлений о социальных, культурных, гражданских правилах поведения в обществе.

Планируемые результаты воспитательной работы:

- сформирован интерес к изобразительной деятельности и произведениям искусства;

- культура поведения и дружелюбие при взаимоотношениях;

- волевые качества личности: сдержанность, терпение, настойчивость;

- принимать участие в конкурсах и выставках по изобразительному творчеству муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня;

- эмоциональный отклик к профессии художника, военного, космонавта.

Приоритетные направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к творчеству, здоровье - сберегающее воспитание, профориентационное воспитание.

Формы воспитательной работы: беседа, викторина, просматривание научных фильмов в соответствии с возрастом.

Методы воспитательной работы: беседы, рассказ, упражнение, примеры, наблюдение, анализ результатов деятельности.




Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия

Задачи

Форма проведения

Срок проведения

1

Конкурс рисунков на асфальте «Мы против терроризма!», посвященный Дню. Солидарности в борьбе с терроризмом

Формирование положительных эмоций

Праздник

Сентябрь

2

Проведение практических занятий с детьми по разработке безопасных маршрутов движения учащихся «Дом-ЦДТ №1- дом»

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни

Беседа

Сентябрь

3

Проведение профилактических бесед и инструктажей в начале учебного года и перед началом каникул

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни

Беседа с просмотром презентации


Сентябрь

4

Конкурс творческих работ «Папиных рук творение», посвященный Дню отца

Прививать навыки самостоятельной и творческой работы

Выставка


Сентябрь

5

Экскрус «Я поведу тебя в музей» (музей им П.С. Щукина, музей «Русская забава»)

Гражданско-патриотическое воспитание

Экскурсия

Октябрь

6

Конкурс творческих работ «Маминых рук творение»

Прививать навыки самостоятельной и творческой работы

Выставка


Ноябрь

7

Конкурс творческих работ «Новогодний вернисаж»

Формирование положительных эмоций

Выставка


Декабрь-январь

8

Конкурс рисунков «Знаем правила движения как таблицу умножения»

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни

Выставка


Апрель

9

Конкурс рисунков «Профессии будущего»

Формирование положительных эмоций

Выставка


Апрель-май

10

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

Формирование положительных эмоций

Выставка


Май-июнь

11

Пешеходная экскурсия «Памятники нашего города»

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни

Экскурсия

Май

12

Проведение экскурсий в детский автодром

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни

Экскурсия

В течение года

13

Экскурсии в КВЦ «Радуга»

Формирование положительных эмоций

Экскурсия

В течение года

14

Экскурсии в городские музеи

Гражданско-патриотическое воспитание

Экскурсия

В течение года



3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1. Бобылева О.Н. Цветочно-декоративные растения защищенного грунта: 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.

2. Котов В.П., Овощеводство. - М.: Лань, 2018-496 с.

3. Крижановская Н.Я. Ландшафтный дизайн для начинающих. Это просто!/ Крижановская Н.Я.-Изд.2-е.-Ростов н/Д:Феникс,2008.- 248.

4. Михалёв С. В., Галиева Р. И. Основы организации агробизнеса. Учебное пособие. Иркутск. –2015. –189 с.

4. Таланов, И. П. Растениеводство. Практикум: учебное пособие для СПО /

учеб. Пособие для нач. проф. образования/. М.: Издательский центр «Академия»,2012,-144с.,16с.цв.

Литература для учащихся и родителей:

1. Гатаулина Г.Г., Бугаев П.Д., Долгодворов В.Е. Растениеводство: учебник / под ред. Г.Г. Гатаулиной. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 608 с

2. Долгачева В.С. Растениеводство: Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия»,2007,-368с.

2. Лежнева Т.Н. Биодизайн интерьера: учеб. пособие/ Т.Н. Лежнева.- М.: Издательский центр «Академия»,2011,-64.

3. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М.: ЭКСМО. Пресс,2001.

Интернет-источники:

https://agronovia.ru/gidroponika-v-rossii-vertikalnye-gidroponnye-fermy/

https://www.promgidroponica.ru/mifyogidroponike

https://siberian-grower.ru/kommercheskaya-gidroponika/

https://gidrapon2013.ru/cp43581-besplatnaya-literatura-po- gidroponike.html




















4. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Мониторинг достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число

баллов

1

2

3

4

1.Понаправленности(профилю)программы

1.1Теоретическая подготовка

1.1.1. Теоретические знания (по основным разделам программы):

-экология растений;

-гидропоника;

-аэропоника;

-агроэкология;

-земледелие;

-экологические проблемы.

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Низкий уровеньобучающий овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой.


Базовый уровеньобъём усвоенных знаний составляет более ½.


5


Повышенный уровеньобучающий освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период.


10

1.1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Низкий уровеньобучающий как правило, избегает употреблять специальные термины.

1

Базовый уровеньобучающий сочетает специальную терминологию с бытовой терминологией.

5

Повышенный уровень обучающий специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием.

10

1.2 Практическая подготовка.

1.2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Низкий уровеньовладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков.

1

Базовый уровеньобъём усвоенных умений и навыков составляет более½.

5

Повышенный уровень обучающий овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период.

10

1.2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением:

  • лабораторная посуда;

  • увеличительное оборудование (микроскоп, лупы);

  • портативные приборы (термометры, датчики освещения);

-системы гидропоники.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Низкий уровеньобучающий испытывает затруднения при работе с оборудованием.

1

Базовый уровеньобучающий работает с оборудованием с помощью педагога.

5

Повышенный уровень обучающий работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

10

1.2.3. Творческие навыки:

- умение применять различные подходы и материалы для решения практических задач.

Креативность в выполнении практических заданий.

Низкий уровеньобучающий в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

1

Базовый уровеньобучающий в основном выполняет задания на основе образца.

5

Повышенный уровень обучающий выполняет практические задания с элементами творчества.

10

2.Метапредметные результаты.

2.1. Регулятивные умения и навыки.

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развитии процесса.

Самостоятельность

постановке

цели, выбора средств и способов выполнения учебных задач. в

Низкий уровень -обучающий испытывает затруднения при целеполагании, планировании, оценке и коррекции выполнения заданий, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

1

Базовый уровень обучающий занимается целеполагании, планировании, оценке и коррекции выполнения заданий с помощью педагога или родителей.

5

Повышенный уровень обучающий осуществляет целеполагании, планировании, оценке и коррекции выполнения заданий самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

10

2.2. Познавательные умения и навыки.

  • проводить наблюдение и

эксперимент под руководством педагога;

  • устанавливать причинно- следственные связи;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Самостоятельность в проведении исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Низкий уровень обучающий испытывает затруднения в проведении исследования, нуждается в постоянной помощи контроле педагога.

1

Базовый уровеньобучающий проводит исследование с помощью педагога или родителей.

5

Повышенный уровеньобучающий проводит исследование самостоятельно, не. испытывает особых трудностей.

10

2.3. Коммуникативные умения и навыки.

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; работать в группе;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Способность самостоятельно выстраивать взаимоотношения в группе, отстаивать свою точку зрения

Низкий уровень–обучающий испытывает затруднения в

организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками.

1

Базовый уровень обучающий свободно выстраивает коммуникации со сверстниками и педагогом.

5

Повышенный уровень обучающий проявляет инициативность в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогами и сверстниками.

10

  1. Личностные результаты.

  • владение основам и экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического

мышления;

- применение знаний основных правил поведения в природе и основ естественно-научной грамотности в быту.

Осознанность

соблюдения правил поведения в природе и основ естественно-научной грамотности в быту.

Низкий уровень обучающийся избегает проявлений экологической культуры и не использует основы естественно-научной грамотности в быту.

1

Базовый уровень обучающийся проявляет высокий уровень экологической культуры при побуждении извне.

5

Повышенный уровеньобучающийся инициативен и самостоятельно проявляет высокий уровень экологической культуры.

10


Критерии оценивания уровня образовательных результатов:

Низкий уровень9-30 баллов;

Базовый уровень–31-60 баллов;

Повышенный уровень–61-90 баллов.

Приложение № 2

Пример тестовых заданий итогового контроля дополнительной общеобразовательной программы

«Основы умного растениеводства»

  1. Гидропонный способ выращивания растений обеспечивает благоприятные условия для развития и питания:

а) листьев;

б) корней;

в) цветков и плодов.

  1. При гидропонном выращивании растений воздух к корням поступает:

а) свободно;

б) доступ затруднён;

в) не поступает вообще.

  1. Условия увлажнения в пространстве для растения при гидропонике:

а) плохие;

б) средние;

в) оптимальные.

  1. Подача питательного раствора к корням, находящимся в субстрате,

производится:

а) опрыскиванием;

б) распылением;

в) поливом или подтоплением.

  1. Субстраты, используемые при гидропонном выращивании растений:

а) керамзит, вермикулит, торф;

б) речной песок;

в) земля, глина.

  1. Субстрат микро парника:

а) земля;

б) торф;

в)глина.

  1. В микро парнике субстрат высыхает:

а) очень быстро;

б) не высыхает вообще;

в) очень медленно.

  1. Для гидропонной культуры растений используются горшки:

а) керамические или глиняные;

б) пластиковая посуда;

в) стеклянные вазоны.

  1. Воздушная прослойка между дном горшка и питательным раствором

необходима:

а) для роста корней;

б) для обеспечения кислородного питания корней;

в) для облегчения веса горшка.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров