«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Доклад Назаровой Татьяны Михайловны – учителя-дефектолога и в компенсирующей группе «Капельки» для детей с ЗПР в МБДОУ
«ДС № 110 г. Челябинска» СП 2.
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Мы продолжаем разговор о современных образовательных практиках в детском саду, а также тему патриотической направленности.
Представляем Вам опыт работы по использованию народных тряпичных кукол в компенсирующей группе для детей с ЗПР.
Актуальность данного направления очень велика. Во-первых, и в отношении требований ФОП о приоритете духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к традициям, фольклору народов России.
Цель: приобщить детей к народной культуре посредством изучения и изготовления народной тряпичной куклы.
Задачи: - Образовательные– изучить историю происхождения тряпичной куклы; выяснить ее предназначение и понять ее значение в современном мире, научиться изготавливать тряпичную куклу;
Развивающие – развивать познавательный интерес к фольклору народов России, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, развитие творческих способностей воспитанников.
- Воспитательные – формирование эффективных способов взаимодействия с детьми в процессе творческой деятельности; воспитание любви к Родине, ее культуре, истории, традициям; содействие становлению коммуникативных навыков воспитанников (зачастую, в силу их особенностей, им присущи замкнутость, стеснительность, слабая способность к обучаемости).
Как и для чего делали кукол:Самые настоящие куклы - обереги выполнялись без иглы и ножниц. Ткань не резали, а рвали. Иногда кукол так и называли — "рванки".Традиционная тряпичная кукла безлика, лицо оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры. Считалось чем больше кукол тем больше в семье счастья.
У них достаточно большая классификация: и по технике изготовления (куватки, куклы-закрутки, из тканевых квадратиков), и по назначению (обрядовые, обереговые, игровые).
Основой кукол-закруток является столбик из скрученной белой ткани.Куватки делаются из длинной полоски белой ткани.
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.
Кукла - Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.
Куклы «Мама и дочка». Это две одинаковые куклы, но одна из них выполнена из ткани большего размера, а другая — из той, что меньше. Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой.
Кукла - Пеленашка шилась непосредственно
перед рождением ребенка, с молитвой, с
мыслями о будущем дитятке; ткани для
изготовления были родные - от сарафана,
от рубахи отца, деда и т.п. - все это
хранило родовую и генетическую память.
Куколка вкладывалась в ладошку и,
сжимая кулачки, малыш сам себе делал
массаж всей внутренней поверхности
ладони.
Деятельность с куклами очень интересная и разнообразная. Дети занимаются их изготовлением, как и на занятиях, так и в свободное время, но с педагогом.
Приобщая детей к совместной работе по
созданию кукол, применяя их, как на
фронтальных занятиях, так и на
индивидуальных, по результатам коррекции
должны произойти значительные улучшения
в эмоциональном и личностном развитии
детей. Предполагается у детей снижение
напряжённости, тревожности, повышение
самооценки и веры в свои собственные
возможности, а так же развитие уверенности
в отношениях
со сверстниками и
взрослыми.
Коррекционная работа посредствомтряпичных кукол:
Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетом возможностей конкретной группы и каждого ребенка.
Работа с тряпичными куклами относится ко всем образовательным областям ДОУ. Но, что особенно ценно в нашей группе, она способствует социально-коммуникативному развитию. Несмотря на обилие покупных игрушек, дети отчетливо понимают, что в них нет своего рода души, редко проявляют привязанность к ним, что не скажешь про изготовленные собственноручно куклы. Дети наделяют их особым смыслом и значением, используют в разнообразных играх, как самостоятельных, так и друг с другом.
Мы, команда педагогов, работающих в коррекционной группе, ставим первую – важнейшую задачу в своей работе – научить детей играть. Только показав им определенные алгоритмы, разумеется играя вместе с ними, они запоминают постоянно повторяющийся процесс и уже используют его самостоятельно, преодолевая значительные трудности на пути познавательного развития.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»