Обобщение опыта «Содержание и организация образовательной деятельности МДОУ «ЦРР-детский сад «Росток» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»
Аванян Елена Рашидовна
Саратовская область, г. Пугачев
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад «Росток»
г. Пугачева Саратовской области
Обобщение опыта «Содержание и организация образовательной деятельности МДОУ «ЦРР-детский сад «Росток» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»
Работая с педагогами, раскрывая темы, связанные с построением образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС, часто слышим вопрос, который на сегодняшний день волнует педагогов: «Как планировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО?».
Начинающие педагоги теоретически подготовлены лучше, знакомы с требованиями современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей.
В нашем дошкольном учреждении построена система работы над содержанием и организацией образовательной деятельности, начиная от разработки образовательной программы детского сада и заканчивая ежедневным планированием образовательной деятельности педагогов. Над этим вопросом плодотворно поработал педагогический коллектив МДОУ "ЦРР-детский сад "Росток", так как является пилотной площадкой по внедрению ФГОС ДО.
Важным моментом в организации образовательной деятельности является расчет времени, необходимого для реализации Программы. Мы рассчитали объем обязательной части программы (не менее 60%) от общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%). В Таблице 1 и 2 представлен примерный объем обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений для групп раннего и дошкольного возраста.
Таблица 1. Примерный объем обязательной части программы, и части, формируемой участниками образовательных отношений для групп раннего возраста
Общий объем времени 10 ч 30 мин=630 мин |
||
Время, в которое программа не реализуется |
Время, в которое программа реализуется |
|
Обязательная часть программы |
Часть, форм. УОО |
|
Дневной сон 3ч = 180 мин |
95% = 427 мин |
5% = 23 мин |
ИТОГО |
630 мин-180 мин = 450 мин |
Таблица 2. Примерный объем обязательной части программы, и части, формируемой участниками образовательных отношений для групп дошкольного возраста
Общий объем времени 10 ч 30 мин=630 мин |
||
Время, в которое программа не реализуется |
Время, в которое программа реализуется |
|
Обязательная часть программы |
Часть, форм. УОО |
|
Дневной сон 2ч 10 мин = 130 мин |
85% = 425 мин |
15% = 75 мин |
ИТОГО |
630 мин-130 мин = 500 мин |
Для расчета времени мы учитывали режим работы детского сада 10,5 часов, что составляет 630 минут; время, в которое не реализуется программа с детьми (дневной сон).
Из таблицы мы видим, что, например, для групп дошкольного возраста для реализации обязательной части программы в день необходимо 427 мин (95%), а для второй части – 23 мин (5%), итого на реализацию программы необходимо 450 минут в день. Для реализации обязательной части программы для групп дошкольного возраста необходимо 425 минут (85 %), второй части – 75 минут (15%).
В соответствии с рассчитанным объемом времени была составлена сетка-расписание образовательной деятельности. Рассмотрим сетку-расписание организованных видов деятельности в младшей группе. Выделяем доминирующие области на неделю длительностью на 15 мин. По действующим санитарным правилам максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут. В сетке-расписании распределено время на реализацию ОД обязательной части программы на неделю 150 мин, а на вторую часть, формируемой участниками образовательных отношений «Волшебная бумага» - 15 мин.
Часть программы, формируемая педагогами, реализуется во второй половине дня в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в работе с семьей, так как образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.
Таблица 3. Сетка-расписание организованных видов деятельности
младшей группы «Ребята-опята» (3-4 г.)
Понедельник |
Вторник День экологии |
Среда КМД |
Четверг Соц. - ком. развитие |
Пятница День ОБЖ |
Итого |
1. Рисование 09.00-09.15 2. Музыка 09.25-09.40 |
1. Ознакомл. с окр. миром 09.00-09.15 2. Физическая культура 09.25-09.40 |
1. Лепка/ Аппликация 09.00-09.15 2.Музыка 09.25-09.40 3. Ч.П. «Волшебная бумага» |
1. ФЭМП 09.00-09.15 2.Физическая культура 09.20-09.35 |
1. Развитие речи 09.00-09.15 2.Физическая культура (плавание) 09.45-10.00 |
10*15=150 мин 15 мин |
Важно отметить, что в учебном плане ДОУ предусмотрено для каждой образовательной области не только направление развития, но и вид деятельности (Таблица 3, 4).
Таблица 3. Содержание образовательных областей дошкольного образования
Образовательная область |
Образовательная деятельность |
Социально-коммуникативное |
|
Познавательное |
Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических навыков |
Речевое |
Развитие речи |
Художественно-эстетическое |
Рисование Музыка Лепка/Аппликация ЧП «Волшебная бумага» |
Физическое |
Физическая культура |
|
|
Таблица 4. Виды детской деятельности
Возрастная группа |
Виды деятельности |
Группа раннего возраста (1,5-3 лет) |
- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок; - двигательная активность. |
Группа дошкольного возраста (3-7 лет) |
- Игровая (сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала (конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации)); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
С обязательной частью программы, думаю, у всех возникает меньше вопросов, чем с взаимодополняющей и необходимой с точки зрения реализации требований стандарта частью.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно педагогами Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практик (парциальные программы), методики, формы организации образовательной работы. Как может быть сформирована часть программы представлена в Таблице 5.
Таблица 5. Содержание части программы, формируемой педагогами ДОУ
Парциальные программы |
Методики |
Формы организации образовательной работы |
На развитие - образовательных областей; - видов деятельности; - культурных практик |
Методика раннего развития «Музыка с мамой» |
фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. |
Одну из методик, которая реализуется в части программы, формируемой педагогами, продемонстрируем с участниками семинара, используя методику Железновых «Музыка с мамой». Для этого всем необходимо встать удобнее и выполнять движения за мной под музыку.
Содержание Программы отражаем в ежедневном планировании воспитательно-образовательной работы с детьми, где проектируется (Таблица 6):
- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательное учреждение, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.), взаимодействия с семьями детей по реализации программы;
- видов деятельности (непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов)). Указываем Тему, цель, методическое обеспечение, если же педагог сам разрабатывает образовательную деятельность, то дополнительно заполняется таблица с подробным ходом проведения образовательной деятельности (Таблица 7)
- совместной деятельности взрослого и детей;
- организации предметно-пространственной развивающей среды, в том числе самостоятельной деятельности детей;
- индивидуальной работы с детьми.
Таблица 6. Фрагмент ежедневного планирования на день
Режимные моменты |
Виды деятельности |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Организация предметно-пространственной развивающей среды (самостоятельная деятельность детей) |
Индивидуальная работа с детьми |
||||
07.30-08.05 Прием и осмотр детей, совместная деятельность детей, труд |
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная деятельность |
Ознакомление с природой. Домашнее животное (кошка). Чтение потешки "Кисонька- Мурысынька" (Н.Е.Вераксы В.О.П. стр.75) |
Д/и "Собери кошку" Цель: формировать умение собирать картинку из 4-6 частей. |
И/ у "Скажи ласково" Цель: развивать умение изменять слова. |
||||
Х/и "Паучок" Цель: соответствие слов движениям |
||||||||
08.15-08.20 Утренняя гимнастика |
Двигательная |
Обеспечить выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с целью физического пробуждения организма (№2) |
||||||
09-00-09.15 ОД |
Двигательная |
По плану инструктора по физкультуре |
||||||
09-25-09.40 ОД |
Познавательно-исследовательская |
ФЭМП «Шар и куб» Цель: закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. (И.А. Помораева стр.11) |
Таблица 7. Пример оформления самостоятельно разработанной образовательной деятельности педагогами
Части НОД |
Содержание |
Области/вид деятельности |
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели. Анализ обследование, выводы. |
|
|
2.Основная часть. Показ, комментирование, дискуссия. Определение способа изготовления. Планирование. Изготовление. Обыгрывание Физкультурная пауза Демонстрация. Образец составления рассказа. Составление рассказов детьми из личного опыта |
|
|
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД.
|
|
|
Длительность ОД: --- минут.
Эффективность такой работы с нашей точки позиции позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям нового материала, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Поэтому задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.
В работе мы столкнулись со следующими трудностями
-
Неумение педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми.
-
Переход на другую ступень размышления, представления организации планирования и изложения материала.
-
Альтернативность в выборе программ, методик, форм организации образовательной работы для реализации 2 части программы. Отсутствие перечень необходимых утвержденных программ и технологий. Большое моральные, временные и умственные затраты (использование множества литературы для планирования одного дня). Запланированная работа требует полной ее реализации.
-
Умение отражать в планировании все необходимые структурные компоненты.
-
Оперативное владение ПК-технологиями.
В результате реализации этих программ дошкольники стали проявлять большую инициативность и самостоятельность, уверены в своих силах, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают развитым воображением, могут фантазировать вслух, развита крупная и мелкая моторика, проявляют любознательность, склоны наблюдать, способны к принятию собственных решений.
Творческих находок, оптимизма и задора во всех делах, желаю быть на уровне тех высоких требований, которые предъявляет современное общество педагогу. Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании Российской Федерации» и утверждена ДОУ.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05. 2013;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»);
-
Одобренная примерная образовательной программы дошкольного образования (решение федерального научно-методического центра, протокол от 20.05.2015 № 2/15).
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"