В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обобщение опыта «Содержание и организация образовательной деятельности МДОУ «ЦРР-детский сад «Росток» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»

Обобщение опыта «Содержание и организация образовательной деятельности МДОУ «ЦРР-детский сад «Росток» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»

Елена Аванян
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3383
Краткое описание
В нашем дошкольном учреждении построена система работы над содержанием и организацией образовательной деятельности, начиная от разработки образовательной программы детского сада и заканчивая ежедневным планированием образовательной деятельности педагогов. Над этим вопросом плодотворно поработал педагогический коллектив МДОУ "ЦРР-детский сад "Росток", так как является пилотной площадкой по внедрению ФГОС ДО.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
семинар Росток.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif












Аванян Елена Рашидовна

Саратовская область, г. Пугачев

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад «Росток»

г. Пугачева Саратовской области

Обобщение опыта «Содержание и организация образовательной деятельности МДОУ «ЦРР-детский сад «Росток» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»

























Работая с педагогами, раскрывая темы, связанные с построением образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС, часто слышим вопрос, который на сегодняшний день волнует педагогов: «Как планировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО?».

Начинающие педагоги теоретически подготовлены лучше, знакомы с требованиями современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей.

В нашем дошкольном учреждении построена система работы над содержанием и организацией образовательной деятельности, начиная от разработки образовательной программы детского сада и заканчивая ежедневным планированием образовательной деятельности педагогов. Над этим вопросом плодотворно поработал педагогический коллектив МДОУ "ЦРР-детский сад "Росток", так как является пилотной площадкой по внедрению ФГОС ДО.

Важным моментом в организации образовательной деятельности является расчет времени, необходимого для реализации Программы. Мы рассчитали объем обязательной части программы (не менее 60%) от общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%). В Таблице 1 и 2 представлен примерный объем обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений для групп раннего и дошкольного возраста.

Таблица 1. Примерный объем обязательной части программы, и части, формируемой участниками образовательных отношений для групп раннего возраста

Общий объем времени 10 ч 30 мин=630 мин

Время, в которое программа не реализуется

Время, в которое программа реализуется

Обязательная часть программы


Часть, форм. УОО


Дневной сон

3ч = 180 мин

95% = 427 мин

5% = 23 мин

ИТОГО

630 мин-180 мин = 450 мин

Таблица 2. Примерный объем обязательной части программы, и части, формируемой участниками образовательных отношений для групп дошкольного возраста

Общий объем времени 10 ч 30 мин=630 мин

Время, в которое программа не реализуется

Время, в которое программа реализуется

Обязательная часть программы


Часть, форм. УОО


Дневной сон

2ч 10 мин = 130 мин

85% = 425 мин

15% = 75 мин

ИТОГО

630 мин-130 мин = 500 мин

Для расчета времени мы учитывали режим работы детского сада 10,5 часов, что составляет 630 минут; время, в которое не реализуется программа с детьми (дневной сон).

Из таблицы мы видим, что, например, для групп дошкольного возраста для реализации обязательной части программы в день необходимо 427 мин (95%), а для второй части – 23 мин (5%), итого на реализацию программы необходимо 450 минут в день. Для реализации обязательной части программы для групп дошкольного возраста необходимо 425 минут (85 %), второй части – 75 минут (15%).

В соответствии с рассчитанным объемом времени была составлена сетка-расписание образовательной деятельности. Рассмотрим сетку-расписание организованных видов деятельности в младшей группе. Выделяем доминирующие области на неделю длительностью на 15 мин. По действующим санитарным правилам максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут. В сетке-расписании распределено время на реализацию ОД обязательной части программы на неделю 150 мин, а на вторую часть, формируемой участниками образовательных отношений «Волшебная бумага» - 15 мин.

Часть программы, формируемая педагогами, реализуется во второй половине дня в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в работе с семьей, так как образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.

Таблица 3. Сетка-расписание организованных видов деятельности

младшей группы «Ребята-опята» (3-4 г.)

Понедельник

Вторник

День экологии


Среда

КМД

Четверг

Соц. - ком. развитие

Пятница

День ОБЖ


Итого

1. Рисование

09.00-09.15

2. Музыка

09.25-09.40

1. Ознакомл. с окр. миром

09.00-09.15

2. Физическая культура

09.25-09.40

1. Лепка/

Аппликация

09.00-09.15

2.Музыка

09.25-09.40


3. Ч.П. «Волшебная бумага»


1. ФЭМП

09.00-09.15 2.Физическая культура

09.20-09.35

1. Развитие речи

09.00-09.15

2.Физическая культура

(плавание)

09.45-10.00

10*15=150 мин


15 мин

Важно отметить, что в учебном плане ДОУ предусмотрено для каждой образовательной области не только направление развития, но и вид деятельности (Таблица 3, 4).

Таблица 3. Содержание образовательных областей дошкольного образования


Образовательная область

Образовательная деятельность

Социально-коммуникативное


Познавательное

Ознакомление с окружающим миром

Формирование элементарных математических навыков

Речевое

Развитие речи

Художественно-эстетическое

Рисование

Музыка

Лепка/Аппликация

ЧП «Волшебная бумага»

Физическое

Физическая культура



Таблица 4. Виды детской деятельности

Возрастная группа

Виды деятельности

Группа раннего возраста

(1,5-3 лет)

- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

- двигательная активность.


Группа дошкольного возраста

(3-7 лет)

- Игровая (сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала (конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации));

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

С обязательной частью программы, думаю, у всех возникает меньше вопросов, чем с взаимодополняющей и необходимой с точки зрения реализации требований стандарта частью.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно педагогами Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практик (парциальные программы), методики, формы организации образовательной работы. Как может быть сформирована часть программы представлена в Таблице 5.

Таблица 5. Содержание части программы, формируемой педагогами ДОУ

Парциальные программы

Методики

Формы организации образовательной работы


На развитие

- образовательных областей;

- видов деятельности;

- культурных практик

Методика раннего развития «Музыка с мамой»

фронтальные,

групповые,

индивидуальные формы организованного обучения.

Одну из методик, которая реализуется в части программы, формируемой педагогами, продемонстрируем с участниками семинара, используя методику Железновых «Музыка с мамой». Для этого всем необходимо встать удобнее и выполнять движения за мной под музыку.

Содержание Программы отражаем в ежедневном планировании воспитательно-образовательной работы с детьми, где проектируется (Таблица 6):

- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательное учреждение, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну  и т.п.), взаимодействия с семьями детей по реализации программы;

- видов деятельности (непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов)). Указываем Тему, цель, методическое обеспечение, если же педагог сам разрабатывает образовательную деятельность, то дополнительно заполняется таблица с подробным ходом проведения образовательной деятельности (Таблица 7)

- совместной деятельности взрослого и детей;

- организации предметно-пространственной развивающей среды, в том числе самостоятельной деятельности детей;

- индивидуальной работы с детьми.

Таблица 6. Фрагмент ежедневного планирования на день

Режимные моменты

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация предметно-пространственной развивающей среды (самостоятельная деятельность детей)

Индивидуальная работа с детьми

07.30-08.05

Прием и осмотр детей, совместная деятельность детей, труд

Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная

деятельность

Ознакомление с природой. Домашнее животное (кошка). Чтение потешки "Кисонька- Мурысынька"

(Н.Е.Вераксы В.О.П. стр.75)

Д/и "Собери кошку"

Цель: формировать умение собирать картинку из 4-6 частей.

И/ у "Скажи ласково"

Цель: развивать умение изменять слова.

Х/и "Паучок"

Цель: соответствие слов движениям

08.15-08.20

Утренняя гимнастика

Двигательная

Обеспечить выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с целью физического пробуждения организма (№2)

09-00-09.15

ОД

Двигательная

По плану инструктора по физкультуре

09-25-09.40

ОД

Познавательно-исследовательская

ФЭМП «Шар и куб»

Цель: закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. (И.А. Помораева стр.11)

Таблица 7. Пример оформления самостоятельно разработанной образовательной деятельности педагогами

Части НОД

Содержание

Области/вид деятельности

1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.



2.Основная часть.

Показ, комментирование, дискуссия.

Определение способа изготовления.

Планирование.

Изготовление.

Обыгрывание Физкультурная пауза

Демонстрация.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта



3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД.




Длительность ОД: --- минут.

Эффективность такой работы с нашей точки позиции позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям нового материала, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Поэтому задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.

В работе мы столкнулись со следующими трудностями

  • Неумение педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми.

  • Переход на другую ступень размышления, представления организации планирования и изложения материала.

  • Альтернативность в выборе программ, методик, форм организации образовательной работы для реализации 2 части программы. Отсутствие перечень необходимых утвержденных программ и технологий. Большое моральные, временные и умственные затраты (использование множества литературы для планирования одного дня). Запланированная работа требует полной ее реализации.

  • Умение отражать в планировании все необходимые структурные компоненты.

  • Оперативное владение ПК-технологиями.

В результате реализации этих программ дошкольники стали проявлять большую инициативность и самостоятельность, уверены в своих силах, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, обладают развитым воображением, могут фантазировать вслух, развита крупная и мелкая моторика, проявляют любознательность, склоны наблюдать, способны к принятию собственных решений.

Творческих находок,  оптимизма и задора во всех делах, желаю  быть на  уровне тех высоких требований, которые предъявляет современное общество педагогу. Спасибо за внимание! 


Список используемой литературы:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании Российской Федерации» и утверждена ДОУ.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05. 2013;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»);

  5. Одобренная примерная образовательной программы дошкольного образования (решение федерального научно-методического центра, протокол от 20.05.2015 № 2/15).

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос