В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Анатолий Лесков
Тип материала: Программа
просмотров: 6901
Краткое описание
Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни  обучающихся    - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа формирования экологической культуры.docx Скачать

C:\Users\1\Desktop\uchmet_120_60.gif








Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни


























Автор: заместитель директора по УВР – Лесков А.С.

Место работы: Муниципальное

общеобразовательное учреждение «Дунаевская СОШ № 57»

Сретенский район, Забайкальский край.






Дунаево 2011 г.


Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни



Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни обучающихся    - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовая основа:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189.

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования(2009);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендательное письмо «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 12.07.2000 № 22-06-788;

  • Примерный объём знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. Методические рекомендации. Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР-М.,1978;

  • Приказ Министерства здравоохранения РФ, Министерства Образования РФ «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 176/2017;

  • Приказ Минздрава РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.1992 № 186/272;

  • «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» Письмо Министерства образования РФ от 28.03.2002 № 199/13;

  • Методическое письмо МО и Н №03-470 от 09.06.2012г. «О внесении изменений в Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».       

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • внутришкольные факторы риска, которые приводят к дальнейшему

  • ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • временной разрыв между педагогическим воздействием и результатом,

который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,

установок, правил поведения, привычек;

соответствует здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является, направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье), самостоятельная работа. Которая способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

  Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке данной программы.

        Разработка программы, а также организация всей работы по её реализации   строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические

характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. А также исходить из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - это обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требует создания благоприятного психологического климата, обеспечения рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни обучающихся, а также организация всей работы по её реализации строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Цель программы: формирование представлений об основах экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

Задачи программы:

  • формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;


  • формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

  • формировать установки на использование правильного питания;

  • использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей;

  • развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;

  • формировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и других психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • способствовать становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

  • развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

  • формировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Модель организации работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.


Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Первый этап

(организационный)

Анализ состояния и

планирование

работы


















Анализ состояния и планирование работы по

- организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

- организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными

представителями);

- выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования



Сентябрь

2014



Заместитель

директора по ВР, УВР

Второй этап

Организация

просветительской

работы

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

- внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной

деятельности либо включаться в учебный процесс;

- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных

привычек;

- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

- создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

2014-2018

Заместитель

директора по ВР, УВР

учитель физической культуры,

преподаватель

ОБЖ,

фельдшер ФАП,

педагоги

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и

родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;

- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-

методической литературы;

- привлечение педагогов и родителей

(законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных

мероприятий и спортивных соревнований.


Заместитель

директора по УВР, ВР,

учитель физической культуры,

преподаватель

ОБЖ,

фельдшер ФАП,

педагоги

Третий этап

(аналитический)

- Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, валеологического направления.

Июнь

2018

Заместитель

директора по УВР, ВР,

учитель физической культуры,

преподаватель

ОБЖ,

фельдшер ФАП,

педагоги


Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего

образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде шести взаимосвязанных блоков: « Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)», «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения», «Рациональная организация образовательного процесса», «Организация спортивно - оздоровительной работы», «Реализация дополнительных образовательных программ».

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:


Направление

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа

жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования экологической

Культуры, здорового и безопасного образа

жизни

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

-формирование элементарного опыта природоохранительной деятельности;

-воспитание бережного отношения к растениям и животным


-учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

-учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

-у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; участия в проектной деятельности


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

-здоровье физическое,

стремление к здоровому

образу жизни, здоровье

нравственное, психологическое, нервно- психическое и социально- психологическое

-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- у учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном

здоровье человека;

-учащиеся имеют первоначальный личный опыт здровьесберегающей деятельности;

-учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда

обучающихся

Рациональная организация образовательного процесса

Отношение к здоровью детей

как главной ценности.

Ценность рациональной

организации учебной

деятельности

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения

Организация спортивно-

оздоровительной работы

Положительное отношение к

двигательной активности и

совершенствование

физического состояния

-полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);

-рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера на ступени начального общего образования

Реализация

дополнительных

образовательных

программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности

здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс

Просветительская

работа с родителями

(законными

представителями)

Отношение к здоровью детей

как главной ценности

семейного воспитания

Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания.


Направления

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Задачи формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

1)развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

2)формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

3)сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4)воспитывать бережное отношение к растениям и животным1)развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

2)формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

3)сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4)воспитывать бережное отношение к растениям и животным

1)предметные уроки (урочная); Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

2)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

3)экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);

4)участие в деятельности по  благоустройству  школьного  двора, (внеурочная),

По плану

Зам.директора поВР.

Педагог - организатор.

Кл.руководители

Формирование

ценностного

отношения к

здоровью и

здоровому образу жизни

1. Пробуждение в

детях желания

заботиться о своем здоровье

(формирование

заинтересованного

отношения к собственному

здоровью).

2. Обеспечение

заинтересованного

отношения педагогов, родителей к

здоровью детей

Экскурсии

Экскурсия «В

Природу»

Экскурсия по

экологической

тропе

Экскурсия на берег реки Шилка

1 раз в

четверть

Классные

руководители

Презентации

Где мы побывали, что мы повидали.

В здоровом теле – здоровый дух

1 раз в

четверть

Классные

руководители

Классные часы, беседы, встречи

1)беседа, просмотр учебных фильмов  (урочная, внеурочная, внешкольная);

2)встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная);

3)прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная);

4) урок  физической культуры (урочная);

5)спортивные секции (внеурочна)

6)подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

7)туристические походы (внеурочная, внешкольная);

8) спортивные соревнования (внеурочная, внешкольная);

9) игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная);

1)предметные уроки (урочная);

2)беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

3)экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);

4)участие в деятельности по  благоустройству  школьного  двора, (внеурочная),

1 раз в

четверть по воспитательному плану

Классные

руководители



Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

ОУ

1. Организация

качественного

горячего питания

учащихся.

2. Оснащение

кабинетов (в том

числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым

оборудованием

и инвентарем

(медицинским, спортивным, игровым)

Обеспечение

школьной столовой качественными продуктами питания.

Организация

горячего питания школьников.

С - витаминизация третьих блюд.

Обеспечение

обучающихся

сбалансированным калорийным

питанием.

Оснащение

медицинского

кабинета

оборудованием.

Обновление и

пополнение

спортивного инвентаря.

Соблюдение санитарно- гигиенических норм.

постоянно

Ст. повар,

администрация

Рациональная

организация

образовательного

процесса

1. Повышение

эффективности

учебного процесса,

снижение чрезмерного функционального напряжения и

утомления, создание

условий для снятия

перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

2. Обеспечение

Возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными

и индивидуальным

Создание условий

для снятия перегрузки.

Нормальное

чередование труда и отдыха. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения.

Использование

методов и методик

обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности).

систематически

педагоги

Организация

спортивно-

оздоровительной

работы

Обеспечение

Рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья

Уроки физической культуры.

Занятия в

спортивных

секциях.

Утренняя зарядка.

Динамические

паузы.

Физкультминутки.

Спортивный час.

Подвижные

перемены.

Дни здоровья.

Спортивные

соревнования

Ежедневно



В соответствии с расписанием доп. образования детей.

По плану

воспитательной работы школы


Реализация

дополнительных

образовательных

программ

Включение каждого

учащегося в здоровьесберегающую деятельность

Внедрение в

систему работы

школы программ,

направленных на

формирование

ценности здоровья и здорового образа жизни.

Интеграция в

Базовые образовательные дисциплины ценностей здоровья и здорового образа жизни

систематически

педагоги

Просветительская

работа с

родителями

(законными

представителями)

Включение родителей (законных

представителей) в

здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую

деятельность школы

Родительские собрания

Забота родителей о физическом

развитии и здоровье ребенка.

Половое воспитание ребенка.

Физическое

развитие и

воспитание ребенка в условиях семьи.

1 – 2 класс







3 кл







4 кл

Классные

руководители

Консультации для родителей

Развитие костной

системы ребенка.

Правильная поза

при выполнении

домашних заданий.

Как организовать

режим дня школьника.

Влияние семьи на

формирование

ЗОЖ.

Причины,

побуждающие

детей к употреблению спиртных напитков

1 класс











2 класс





3 класс





4 класс

Соц.педагог, фельдшер ФАП, классные руководители, инспектор ПДН.

Беседы с родителями

О соблюдении

правил личной

гигиены.

Как сберечь глаза

ребенка.

Внешний вид

школьника.

О занятиях в

объединениях

дополнительного образования

1 класс





2 класс



3 класс



4 класс

Соц.педагог, фельдшер ФАП, классные руководители

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно - методический комплекс «Гармония» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно - ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, реальными проблемами окружающего мира. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе работает компьютерный класс. Информатика и информационные технологии изучаются со второго класса, как самостоятельный предмет.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности. В используемой в школе системе УМК «Гармония» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.



План мероприятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на 2014 – 2018 учебный год

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Проведение «Дней здоровья», легкоатлетического кросса

2 раза в год

Классные руководители, учитель физической культуры

2

Проведение бесед с учениками: «Режим дня», «Спорт и мы», «Простудные заболевания», «Нет вредным привычкам».

1 раз в четверть

Классные руководители

3

Проведение классных часов, бесед с приглашением сотрудников ГИБДД: «Моя дорога в школу», конкурсы «Зеленый нам дорогу открывает», «Рыцари дорожного движения», классные часы «Виды транспорта», «Правила дорожные – друзья надёжные». Экологических классных часов, экскурсий, утренников, участие в экологических акциях, в исследовательской конференции «Шаг в будущее».

1 раз в четверть











Апрель-май

Классные руководители

4

Проведение психологических тренингов с целью формирования благоприятного морально- психологического климата в классе

1 раз в месяц

Классные руководители

5

Проведение комплексной психолого-

педагогической диагностики учащихся.

Апрель-май

Классные руководители, зам. по ВР

6

Обеспечение качественного и рационального питания школьников.

ежедневно

Работники столовой, администрация школы

7

Проведение инструктажей по технике

безопасности.

1 раз в четверть

Классные руководители, зам. директора по безопасности

8

Подбор и проведение физкультурных динамических пауз с учётом специфики предмета.

ежедневно

Классные руководители, педагоги

9

Формирование положительной мотивации к

занятиям спортом через спортивные мероприятия, классные часы и беседы.

1 раз в четверть

Классные руководители, педагог-организатор

10

Проводить закаливание детей.

Май - июнь

Классные руководители, работники ЛДП «Экспресс»

11

Прививать интерес к здоровому образу жизни на примере художественной литературы, посещая школьную библиотеку.

1 раз в четверть

Классные руководители, библиотекарь

12

Создавать на каждом уроке эмоциональный фон, повышающий мотивацию к обучению.

ежедневно

Классные руководители

13

Организовывать учебные занятия с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

ежедневно

Классные руководители, педагоги

14

Работать по расписанию уроков с соблюдением норм САНПИНа.

ежедневно

Классные руководители, педагоги

15

Учитывать объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность.

ежедневно

Классные руководители, зам. директора по УВР

16

Посещение детьми группы продлённого дня

ежедневно

Классные руководители, воспитатель ГПД

17

Применять на уроках современные

образовательные технологии личностно-

ориентированный и индивидуально-

дифференцированный подходы к учащимся.

ежедневно

Педагоги

18

Выполнять мероприятия для профилактики

нарушения зрения:

  • следить за освещённостью в классе;

  • дизайн классных комнат;

  • использование удобной мебели;

  • соблюдение гигиены чтения;

  • проведение физкультминуток для глаз.

Ежедневно

Классные руководители

19

Составлять мониторинг физического развития учащихся по итогам медосмотра (выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление «паспорта здоровья» учащихся).

1 раз в год

Классные руководители

20

Правильная организация щадящего режима дня для учащихся перенёсших ОРВИ, и назначение оздоровительных мероприятий.

По мере необходимости

Классные руководители

21

Контролировать вес ранца с ежедневным

учебным комплектом для занятий и не допускать превышения нормы веса.

ежедневно

Классные руководители

22

Формирование у учащихся основ здорового

образа жизни через уроки.

ежедневно

Классные руководители, педагоги

23

Диагностика адаптации обучающихся к условиям начальной школы.

1 раз в год

Классные руководители, зам. по ВР, социальный педагог.

24

Посещение пришкольного лагеря.

июнь

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-организатор

25

Изучение системы занятости обучающихся в кружках и спортивных секциях.

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР

26

Проведение утренней оздоровительной зарядки.

ежедневно

Классные руководители

27

Выполнить и составить отчёт о выполнении плана работы по здоровьесберегающим технологиям.

1 раз в четверть

Классные руководители

28

Проведение родительских собраний по темам:

I. «Создание оптимальных условий для

сохранения и укрепления здоровья детей в

современной школе».

II. «Адаптация первоклассников к школе».

III. «Формирование ценностного отношения

школьников к своему здоровью».

IV. «Роль семьи в преодолении физических и учебных нагрузок ребёнка».

1 раз в четверть

Классные руководители, социальный педагог


Оценка эффективности реализации программы


Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Показателем физического здоровья учащихся является мониторинг физического развития. Систематический контроль состояния здоровья школьников, мониторинг заболеваемости, учет диспансерных больных, распределение учащихся по группам здоровья и по уровню физического развития – все это вместе взятое позволяет представить картину состояния здоровья обучающихся школы.


Школьные факторы риска


педагогические

физиолого-гигиенические

социологические


Учебная нагрузка

Средства и методы обучения

и воспитания

Педагогические методики

Организация физического

воспитания

Режим дня

Школьное оборудование

Организация двигательной

активности

Оздоровительные

мероприятия

Мотивация обучающихся

Взаимоотношения:

ученик-ученик

ученик- учитель

ученик- родитель



Результаты распределяются по трём уровням.



1-й уровень

2 -ой уровень

3-ий уровень

1 класс

Приобретение школьником социальных знаний,

понимания социальной

реальности и повседневной

жизни): приобретение

школьниками знаний о

правилах ведения здоро-

вого образа жизни, об ос-

новных нормах гигиены, о

технике безопасности при

занятиях спортом, о спосо-

бах и средствах самозащи-

ты; о способах ориентиро-

вания на местности и

элементарных правилах

выживания в природе;. о

русских народных играх;



2-3

класс


Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника к своему

здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре


4 класс



Получение школьником опыта самостоятельного

общественного действия.

Приобретение школьником опыта актуализации спортивно - оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания.
























Приложение 1.

Динамика показателей состояния здоровья обучающихся 1 ступени.


Динамика показателей состоянияздоровья обучающихся 1 ступени стабильна по результатам мониторинга физического развития обучающихся.


Сведения об обучающихся 1 – 4 классов, отнесенных к различным группам здоровья

Группа здоровья

2011-2012гг

2012-2013гг.

2013-2014гг.

Основная

73

100%

68

98,6%

64

98,5%

Подготовительная

0

0%

0

0%

0

0%

Специальная

0

0%

0

0%

0

0%

Освобожденные

0

0%

1

1,4%

1

1,5%


Количество обучающихся 1 – 4 классов, состоящих на диспансерном учете


классы

2011-2012гг

2012-2013гг.

2013-2014гг.

1 – 4

11

15%

9

13%

10

15,4%


Результаты мониторинга физического развития обучающихся 1-4 классов.



Классы 1-4

2011-20012гг

Высокий- 57%

Средний- 29%

Низкий -14%

2012-2013гг

Высокий- 59%

Средний- 27%

Низкий -14%

2013-2014гг

Высокий- 61%

Средний- 28%

Низкий -11%


Распределение учащихся 1 – 4 классов по группам заболеваний:


Состояние здоровья учащихся

2011-2012гг

2012-2013гг.

2013-2014гг.

«Д» учет

2012

2013

2014

Начальной школы (1-4 кл.)




11

9

10

Основная группа здоровья

73

68

64




Подготовительная гр.зд.

0

0

0




СМГ

0

0

0




Освобождены от ФК

0

1

1




Заболевания:







Желудочно – кишечного тракта




4

3

3

Связанные с обменом веществ







Инфекционные -







Опорно - двигательного аппарата




1

1

1

Сердечно- сосудистой системы




2

1

1

Дыхательной системы




1

0

0

Нарушением нервной системы




0

1

1

Нарушением зрения




2

2

3

Нарушения слуха







Нарушение осанки




1

1

1

Плоскостопие







Заболевание кожи







Аллергические










































Мониторинг программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинга «Состояние здоровья школьников».

Цель  мониторинга: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся.

Задачи мониторинга:

1)    выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды;

2)     определение мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы;

3)    прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.

Методы и способы технических решений: 

Анкетирование: 

учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения);

родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка);

учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных предметах, знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении);

классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам риска, поведение ребенка в школе, динамика поведения учащихся в течение учебной недели, четверти или полугодия, года, контакты с родителями проблемных учащихся);

медицинских работников  ФАПа (структура заболеваемости учащихся; профилактические мероприятия и схема их проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе — часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях);

—  руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения; включая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение САНПИНов; специальные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты, КДН/ПДН.)

Тестирование:

физического развития — по стандартным методикам силами медицинского персонала ФАПа;

—  двигательной подготовленности — в рамках школьных уроков физической культуры по стандартизованному комплексу тестов.

Наблюдение:

—  за поведением детей в процессе учебной деятельности — осуществляют классные  руководители.

Беседы:

с педагогическими и медицинскими кадрами ФАПа — разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения;

с родителями — разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к ученикам, рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье;

с учащимися — объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.

Экспертные методы:

преобразования качественных показателей анкетирования в количественные показатели для осуществления статистического анализа;

оценки эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в образовательном учреждении.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы, на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, экологической культурой, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

 Технология мониторинга. Диагностический инструментарий.

В мониторинговом изучении целесообразно выделить несколько этапов:

  1. определение целей и задач мониторинга;

  2. подбор даигностируемых параметров, их критериев и показателей;

  3. выбор методик исследования;

  4. подготовка диагностического инструментария;

  5. исследования испытуемых;

  6. обработка и интерпретация результатов исследования;

  7. анализ, оценка и обсуждение полученных результатов;

  8. разработка мер педагогического обеспечения с целью разностороннего развития личности младшего школьника и формирования его индивидуальности.

Системоинтегрирующим элементом технологии мониторинга является диагностическая карта, при заполнении которой нужно соблюдать следующее:

-диагностическая карта заполняется учителем в течение учебного года по мере получения новых данных о процессе и результатах развития учащихся;

-для внесения данных используются специальные обозначения;

-результаты обрабатываются, учитель совместно с социальным педагогом, психологом, мед.работником анализируют и оценивают полученные данные, вырабатывают рекомендации по осуществлению коррекционно-развивающей работы с учащимися;

-учитель информирует родителей об итогах диагностического исследования и составляет по мере необходимости индивидуальные программы поддержки учащихся в их развитии;

-на основе результатов исследований составляется характеристика класса.

В процессе организации мониторинга необходимо учитывать то, что насколько компетентно будет осуществляться психологическое воздействие на обучающегося, настолько эффективна будет деятельность педагога по обеспечению развития личности и индивидуальности младших школьников.


Направления мониторинга

Цель мониторинга

Сроки

Исполнители

1

Объем и структура учебной нагрузки школьников; (анкета)

Рациональность,

посильность учебной нагрузки школьников

По плану ВШК

Кл. руководители, зам. директора по УВР

2

Режим дня школьника,

(анкета)

Профилактика

переутомления

2 раза в год

Кл. рук-ли

3

Анализ функционального

состояния и текущая

заболеваемость обучающихся. (анкета)

Организация динамического

наблюдения за изменениями

функционального состояния и его связь с уровнем заболеваемости

1 раз в четверть

Фельдшер ФАП

4

Уровень напряженности

функционального состояния обучающихся (анкета)

Определение уровня психологического комфорта

1 раз в четверть

Социальный педагог

5

Физическое развитие и

физическая подготовка

школьников (анкета)

Установление начального уровня физического развития,

2 раза в год

Учитель

физической

культуры

6

Изучение социально-бытовых условий и образа жизни школьника (акты обследования ЖБУ)

Коррекция результатов, выработка рекомендаций, составление социальных карт, индивидуальная работа, составление социального паспорта школы

1 раз в год (с группой риска – ежемесячно)

Кл. рук-ль,

социальный

педагог, зам. директора по ВР.

7

Введение карты наблюдения за состоянием ребенка в школе

Организация коррекционной работы, устранения негативных явлений

1 раз в четверть

Кл. рук-ль

8

Организация физкультурно- оздоровительной работы в ОУ, (анкета)

Соответствие данной деятельности решению задачи повышения двигательной

активности школьников

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР

9

Удовлетворенность учащихся и родителей организацией школьной жизни (анкета)

Анализ удовлетворенности,

регулирование и коррекция

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР, социальный педагог

10

Изучение отношения ребенка к учебной деятельности, выявление проблем в формировании навыков самоподготовки обучающихся (анкеты «Навыки самоподготовки»,

«Умеете ли вы учиться»)

Организация регулирования и коррекции

1 раз в четверть

Кл. рук-ли.



Критерии оценки реализации программы формирования экологической

культуры, здорового и безопасного образа жизни.


Критерий

Показатели

Измерители

1

Наличие в детях желания заботиться о своем здоровье

(формирование

заинтересованного

отношения к собственному здоровью).

Положительная динамика

результативности

анкетирования по данному

вопросу.

Анкетирование. Наблюдение школьной мед.

службы. Результаты мед. осмотров. Количество дней пропущенных по болезни.

2

Установка на использование здорового питания

Положительная динамика

Результативности анкетирования по данному

вопросу.

Анкетирование.

Наблюдение за

питанием.

3

Использование

оптимальных двигательных режимов для детей с учетом

их возрастных,

психологических и иных особенностей.

Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно- двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера).

Анкетирование.

Учет времени на

занятия физкультурой.

4

Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Положительная динамика

результативности

анкетирования по данному

вопросу.

Анкетирование.

Наблюдение.

5

Применение

рекомендуемого врачами режима дня.

Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача

Анализ выполнения

рекомендаций. Наблюдение

6

Знание негативных

факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,

инфекционные заболевания).

Положительная динамика

результативности

анкетирования по данному

вопросу.

Анкетирование.

7

Становление навыков противостояния

вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Положительная динамика

результативности

анкетирования по данному

вопросу.

Анкетирование.

Наблюдение.

8

Потребность ребенка

безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам,

связанным с особенностями роста и развития, состояния

здоровья.

Положительная динамика

результативности

анкетирования по данному

вопросу.

Анкетирование.

9

Развитие готовности

самостоятельно

поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Положительная динамика

результативности

анкетирования по данному

вопросу

Анкетирование.








 

 
























Приложение 2.

Диагностическая карта к разделу 7 «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»


Структурные компоненты личности и индивидуальности

Исследуемые аспекты

Класс

Диагностические средства

Кто проводит

Срок

Спец.

обозначения в карте

Здоровье и физическое развитие

Здоровье

1

Углубленный осмотр мед.комиссии к школе

Мед.работники

Август

Указание группы здоровья:

Осн.-основная;

Подг.-подготовительная;

Спец. -специальная

2








Диагностические методы изучения состояния здоровья школьников (по плану мед. Службы)



По плану-графику

3






4






Физическая подготовленность

1








Тесты для определения физической подготовленности обучающихся:

- бег на 30м с высокого старта;

- подтягивание на перекладине (для мальчиков);

-подъем туловища в сед. положении (для девочек);

-прыжок в длину с места;

-бег на 1000 м.

Учитель физической культуры

Апрель-май

Уровни:

Высокий, средний, низкий

2








3










4









Приложение 3.

Анкета для учащихся

на выявление мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

1. Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

-Затрудняюсь ответить

2. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

-Затрудняюсь ответить

3. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

-Затрудняюсь ответить

4. Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания,

навыки и умения в жизни (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

-Затрудняюсь ответить

5. В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми (обязательно)

-Да

-Нет

-Я не посещаю спортивные секции

6. Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем

(обязательно)

24

-Да

-Нет

-Не всегда

7. Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время школьных каникул (обязательно)

-Да

-Нет

8. Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и

соперничеством (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

9. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

10. Я думаю, что все оздоровительные мероприятия - физкультминутки, подвижные перемены, спортивный

час -должны содержать разные игры и развлечения (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

-Затрудняюсь ответить

11. Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно

(обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

12. Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой (обязательно)

-Да

-Нет

13. Занятия физическими упражнениями мне полезны, улучшают мое настроение и самочувствие

(обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

14. Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных

уроков физкультуры недостаточно. (обязательно)

-Да

-Нет

15. На занятиях физическим упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и

самодисциплину (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

16. Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями

(обязательно)

-Да

-Нет

17. Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями (обязательно)

-Да

-Нет

-Иногда

18. Чтобы занятия физкультурой и спортом не прерывались во время каникул, меня обязательно должен кто-

то контролировать (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

19. Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей

жизни (обязательно)

-Да

-Нет

-Не знаю

20. Общение с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое

удовольствие (обязательно)

25

-Да

-Нет

-Иногда

21. На соревнованиях мне нужна только победа (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

22. Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

23. Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элемент соперничества (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

24. Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь

стройную фигуру и сильные мышцы (обязательно)

-Да

-Нет

25. Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями (обязательно)

-Да

-Нет

-Не всегда

26. Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья

(обязательно)

-Да

-Нет

-Иногда

27. Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры - это моя привычка (обязательно)

-Да

-Нет

-Иногда

28. Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным,

бодрым и веселым (обязательно)

-Да

-Нет

Анкета для учащихся (выявление уровня валеологических знаний).

1. Как Вы оцениваете свое здоровье?

2. Говорите ли вы дома об укреплении здоровья?

3. Что бы Вы посоветовали товарищам по сохранению и укреплению здоровья?

5. Удовлетворены ли Вы режимом работы своей школы?

6. Можете ли Вы служить примером для своих сверстников в соблюдении норм здорового образа жизни

7. Регулярно ли Вы соблюдаете правила личной гигиены?

8. Выполняете ли Вы рекомендации врача во время болезни?

9.Насколько здоровый образ жизни Вы ведете, на Ваш взгляд?

10.Посещаете ли Вы спортивную секцию? Если да, то какую именно и в течение какого времени?

11 .Принимаете ли Вы активное участие в проведении школьных мероприятий по охране здоровья

Комплекс упражненй ФМ

Для младших школьников на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на

поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п., 3 - поворот головы налево; 4 - и.п., 5 -

голову наклонить вперед, 6 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки

подняты вверх.1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-7 раз, затем

руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

26

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка. Ноги

врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище

налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз.

Темп средний.

4. Упражнения для мобилизации внимания. И. п.- стоя, руки вдоль туловища. 1 –

правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую

руку на плечо; 5 – правую руку вверх; левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над

головой; 9 – опустить правую руку на плечо; 10 – левую руку на плечо; 11- левую

руку на пояс; 12- правую руку на пояс; 13-14-хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2 –3 раза – средний; 3 – 4 – быстрый, 1 – 2

медленный.


Тест «Определение зависимости от компьютерных игр»

Предлагается родителям и обучающимся.

Ребята! Внимательно послушайте утверждения и тщательно обдумайте ответ. При этом обязательно

старайтесь ответить «да» или «нет». Помните, что от правильности вашего ответа зависят результаты тестирования!


Утверждение

Ответ «да»

Ответ «нет»

Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру

 

 

Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями

 

 

Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми

 

 

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном

 

 

Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка

 

 

После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли

 

 

В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером

 

 

При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы

 

 

После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула

 

 

Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее

 

 

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием

 

 

Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени

 

 

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной

 

 

Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры

 

 

После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз

 

 

Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть

 

 

Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка

 

 


Оценка рациональной организации урока с позиций здоровьесбережения

следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте на:

1. Обстановку и гигиенические условия в классе.

2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение,

слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок.

27

3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов

учебной деятельности. Норма 7-10 минут.

4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа. Норма - не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15

минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих

активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора,

активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие.

7. Место и длительность применения ТСО.

8. Позы учащихся. Чередование поз.

9. Физкультминутки. Норма – на 15-20 минут по 1 минуте из легких

упражнений с 3 повторениями.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со

здоровьем и здоровым образом жизни.

11. Наличие мотивации к учебной деятельности у учащихся.

12. Психологический климат на уроке.

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок,

музыкальных минуток и т. д.

14. Плотность урока, т. е. Количество времени, затраченного школьниками

на учебу. Норма не менее 60 % и не более 75%-80%.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной

активности. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в первом классе;

35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.

16. Темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся,

- спокойное завершение урока: Учащиеся могут задать вопросы,

учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с

классом,

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос