Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР)
План индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Мороз Оксана Александровна
учитель-логопед
г. Краснодар
Данный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР) и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций позволяют планировать коррекционную работу в соответствие с полученными результатами диагностики по методическому комплекту:
-
Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет). ФГОС»
-
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
-
А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР»
По результатам диагностики, «галочками» отмечаются нарушения, подлежащие коррекции в данный период работы, тем самым параллельно можно проследить динамику коррекции. По плану индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций, основную работу могут выполнять воспитатели под руководством учителя-логопеда. В работе можно оба плана объединить в один.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (…год обучения)
Имя, фамилия ребенка_________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________
№ |
Направления работы |
Периоды обучения |
Примечания |
||
I |
II |
III |
|||
1 |
Развитие дыхательной и голосовой функций |
|
|
|
|
Формирование и развитие: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Развитие просодических компонентов речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Развитие фонематического восприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Развитие фонетической стороны речи |
|
|
|
|
Формирование правильного звукопроизношения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постановка звуков: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автоматизация каждого исправленного звука: в слогах, в словах, в предложениях |
|
|
|
|
|
Дифференциация звуков: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях и др. НОД) |
|
|
|
|
|
Развитие навыка произношения слов различной звукослоговой структуры |
|
|
|
|
|
Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков |
|
|
|
|
|
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова. |
|
|
|
|
|
Работа над двухсложными словами без стечения согласных |
|
|
|
|
|
Работа над двухсложными словами со стечением согласных |
|
|
|
|
|
6 |
Развитие активного словаря |
|
|
|
|
Номинативного |
|
|
|
|
|
(4-5слов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предикативного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Атрибутивного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Развитие грамматического строя речи |
|
|
|
|
(напр. глаз — глаза) |
|
|
|
|
|
О ком думает кошка? (о мышке)) |
|
|
|
|
|
(отвечать на вопрос «Много чего?») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(составлять предложения) с 6 лет |
|
|
|
|
|
8 |
Развитие связной речи |
|
|
|
|
-простые нераспространённые предложения -распространение предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств -работа над сложносочинёнными и сложноподчиненными предложениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы
по развитию неречевых психических функций (…год обучения)
Имя, фамилия ребенка__________________________________________________________
Дата рождения, возраст_________________________________________________________
Логопедическое заключение_____________________________________________________
№ |
Направления работы |
Периоды обучения |
Примечания |
||
I |
II |
III |
|||
Развитие неречевых психических функций |
|||||
1 |
Развитие слухового восприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Развитие зрительного восприятия |
|
|
|
|
Различение цвета, умение соотносить цвета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
Восприятие формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
3 |
Развитие восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентировка в схеме собственного тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Складывание картинок из частей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Складывание фигур из палочек по образцу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Складывание фигур из палочек по памяти:
|
|
|
|
|
|
Развитие моторной сферы |
|||||
1 |
Развитие общей моторики: совершенствование статической и динамической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений, развитие координации движений) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Развитие ручной моторики: совершенствование статической и динамической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений, развитие координации движений, развитие навыков работы с карандашом, манипуляциям с предметами) |
|
|
|
|
Кинестетические движения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кинетические движения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие навыков работы с карандашом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Манипуляции с предметами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Развитие мимической мускулатуры: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Развитие артикуляционной моторики: выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, увеличить объем выполняемых движений, выработать точное выполнение, удержание заданной артикуляционной позы, способность к плавному переключению с одного движения на другое |
|
|
|
|
4 года
|
|
|
|
|
|
5 лет
|
|
|
|
|
|
6 лет
|
|
|
|
|
|
5 |
Обучение приёмам самомассажа |
|
|
|
|
6 |
Развитие познавательной сферы, логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания на занятиях с психологом |
|
|
|
|
7 |
Консультации врачей - специалистов (невролога, оториноларинголога, ортодонта, психоневролога и др.) |
|
|
|
|
Список литературы
1. А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г
2. Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет). ФГОС». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»