Рабочая программа факультатива "Подготовка к ОГЭ(ГИА)-базовый уровень 8-9 класс
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №21»
Рабочая программа факультатива
"Подготовка к ГИА(ОГЭ)
по математике- базовый уровень"
разработала
учитель математики 1 категории
МБОУ "Лицей №21"
Осипова А. Ю.
Дзержинск
Нижегородская область
2013-2015
Пояснительная записка
В рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору, разработан данный предметный курс, который составлен на основе программы по алгебре и геометрии , 8 класс, автор-составитель Т.А.Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2008г., а также программы факультатива « Тестовая подготовка по математике», авторы Кулабухов С. Ю, Лысенко Ф. Ф.
Итоговый письменный экзамен ГИА по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов, поэтому необходимо начать подготовку учащихся как можно раньше.
Структура
экзаменационной работы и организация
проведения экзамена отличаются от
традиционной системы аттестации, поэтому
и подготовка к экзамену должна быть
другой.
Данный
факультатив развивает мышление и
исследовательские знания учащихся;
формирует базу общих универсальных
приемов и подходов к решению заданий
соответствующих типов.
Экзаменационные
материалы реализуют современные подходы
к построению измерителей, они обеспечивают
более широкие по сравнению с действующим
экзаменом дифференцирующие возможности,
ориентированы на сегодняшние требования
к уровню подготовки учащихся.
Цели факультативного курса:
-
развить интерес школьников к предмету,
-
познакомить их с новыми идеями и методами,
-
расширить представление об изучаемом в основном курсе материале
-
дать ученику возможность проанализировать свои способности,
-
начать подготовку к сдаче экзамена ( ГИА) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
-
Повторить и обобщить знания по основным темам алгебры ( 5-8 классов) и геометрии (7-8 класса)
-
Расширить знания по отдельным темам курса алгебры и геометрии;
-
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
учащийся должен
знать/понимать:
-
существо понятия тестов; примеры решения тестовых заданий;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
-Применять общие и универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
- Решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);
-Выработать умения:
-
самоконтроль времени выполнения заданий;
-
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
-
прикидка границ результатов;
-
прием «спирального движения» (по тесту).
-
иметь опыт (в терминах компетентностей):
-
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
-
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Основные методические особенности курса:
-
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
-
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
-
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
-
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
-
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Функции факультативного курса:
-
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
-
компенсация недостатков обучения по математике.
Методы и формы обучения:
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения факультативного курса:
-
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
-
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
-
личностно-деятельностный подход , большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Календарно-тематическое планирование
(курс рассчитан на два года -70 часов,1 раз в неделю)
№ |
дата |
Тема занятия |
8 класс |
||
Числа и выражения |
||
|
|
|
1 |
|
Действия с обыкновенными дробями |
2 |
|
Действия с десятичными дробями |
3 |
|
Сравнение чисел |
4 |
|
Степени |
Числовые неравенства, координатная прямая |
||
5 |
|
Неравенства |
6 |
|
Сравнение чисел |
7 |
|
Числа на прямой |
8 |
|
Выбор верного или неверного утверждения |
Числа, вычисления и алгебраические выражения |
||
9 |
|
Вычисления |
10 |
|
Числа |
11 |
|
Алгебраические выражения |
Уравнения, неравенства, и их системы |
||
12 |
|
Линейные уравнения и неравенства |
13 |
|
Квадратные уравнения |
14 |
|
Рациональные уравнения |
15 |
|
Системы неравенств |
16 |
|
Системы уравнений |
Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы |
||
17 |
|
Многоугольники |
18 |
|
Параллелограмм |
19 |
|
Равнобедренный треугольник |
20 |
|
Ромб |
21 |
|
Трапеция |
22 |
|
Треугольник общего вида |
23 |
|
Углы |
24 |
|
Прямоугольный треугольник |
Окружность, круг и их элементы |
||
25 |
|
Касательная, хорда, секущая, радиус |
26 |
|
Центральные и вписанные углы |
27 |
|
Вписанная окружность |
28 |
|
Описанная окружность |
29 |
|
Анализ диаграмм, таблиц, графиков |
30 |
|
Вычисление величин по графику или диаграмме |
Простейшие текстовые задачи |
||
31 |
|
Задачи на пропорции |
32 |
|
Задачи на проценты |
33 |
|
Задачи на части |
34 |
|
Итоговое повторение курса |
35 |
|
Итоговый тест |
№ |
дата |
Тема занятия |
|
|
9 класс |
Графики функций |
||
1 |
|
Чтение графиков функций |
2 |
|
Растяжение и сжатие графиков функций |
Алгебраические выражения |
||
3 |
|
Рациональные выражения |
4 |
|
Целые выражения |
Площади фигур |
||
5 |
|
Квадрат. Прямоугольник |
6 |
|
Прямоугольный треугольник |
7 |
|
Равнобедренный треугольник |
8 |
|
Треугольник общего вида |
9 |
|
Трапеция |
10 |
|
Параллелограмм |
11 |
|
Фигуры на квадратной решетке. Формула Пике. |
12 |
|
Анализ геометрических высказываний |
13 |
|
Тест по модулю " Геометрия" |
14 |
|
|
Прогрессии |
||
15 |
|
Числовые последовательности |
16 |
|
Арифметическая прогрессия |
17 |
|
Геометрическая прогрессия |
18 |
|
Тест по модулю "Алгебра" |
Практические задачи по геометрии |
||
19 |
|
Вычисление длин и площадей |
20 |
|
Подобие треугольников |
21 |
|
Теорема Пифагора |
22 |
|
Углы |
Анализ диаграмм |
||
23 |
|
Столбчатые диаграммы, графики. |
24 |
|
Круговые диаграммы |
Статистика. Вероятности. |
||
25 |
|
Статистика |
26 |
|
Классические вероятности |
27 |
|
Теоремы о вероятностных событиях |
28 |
|
Тест по модулю " Реальная математика" |
Расчеты по формулам |
||
29 |
|
Вычисления по формулам |
30 |
|
Линейные уравнения |
31 |
|
Разные задачи |
Итоговое повторение курса математики |
||
32-33 |
|
Итоговый тест по модулю " Алгебра" и " Реальная математика"( без задания 17) |
34 |
|
Итоговый тест по модулю " Геометрия" (плюс задание 17) |
35 |
|
Анализ тестовых работ. Работа над ошибками |
Содержание программы курса
модуль " Алгебра"и " Реальная математика"(без задания 17)
Название темы |
Основные понятия, теоремы, формулы |
Основные проверяемые требования к математической подготовке |
Числа и выражения. |
Действия над обыкновенными и десятичными дробями |
Уметь выполнять вычисления и преобразования. |
Числовые неравенства, координатная прямая |
Свойства числовых неравенств, сравнение чисел |
Уметь выполнять вычисления и преобразования |
Числа, вычисления и алгебраические выражения |
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. |
Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
Уравнения, неравенства, и их системы |
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Способы решения различных неравенств (числовых, линейных). |
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы |
Простейшие текстовые задачи |
Основные типы текстовых задач(задачи на движение по суше, воде , задачи на работу, задачи на проценты, задачи на части |
Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов |
Графики функций |
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. |
Уметь строить и читать графики функций |
Прогрессии |
Способы задания числовых последовательностей ,формулы n-члена и суммы прогрессий |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
Анализ диаграмм |
Чтение графиков. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы |
Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках |
Статистика. Вероятности. |
Формулы классической вероятности, вероятность произведения, суммы. Медиана и мода ряда |
Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики |
Расчеты по формулам |
Преобразование алгебраических выражений |
Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами |
модуль " Геометрия"(включая задание 17)
Название темы |
Основные понятия, теоремы, формулы |
Основные проверяемые требования к математической подготовке |
Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы |
Определения и свойства треугольника параллелограмма. ромба, трапеции, квадрата |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координата- ми и векторами |
Окружность, круг и их элементы |
Окружность, центр, радиус, сектор ,дуга ,длина окружности ,площадь круга |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координата- ми и векторами |
Анализ геометрических высказываний |
Формулировки теорем геометрии |
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
Площади фигур |
Формулы площадей треугольника, четырехугольников, окружности |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координата- ми и векторами |
Фигуры на квадратной решетке. Формула Пике. |
Формулы площадей треугольника, четырехугольников, окружности |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координата- ми и векторами |
Практические задачи по геометрии |
Пропорция , подобие треугольников, вертикальные и смежные углы |
Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин |
Учебно – методическая литература:
1. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков С.Б. Суворова. – М.: Прсвещение, 2010. – 271 с.
2. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2007. – 151 с.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.
4. Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тесты / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: Экзамен, 2011. – 112 с.
5. Дудницын Ю. П. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
6. Жохов В. И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
7. Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
8. Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры. 7-9 классы: книга для учителя / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.
9. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.
10. Лысенко Ф. Ф., Кулабухов С. Ю. ГИА-9. Математика, 9 класс. Тематические тесты. Ростов на Дону «Легион»-М. 2011
11.Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
12.Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
13. HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/5424177/"Баврин И. И. ГИА 2011. Геометрия. 9 класс: Серия: Готовимся к экзаменам. ГИА. – М.: Дрофа, 2011.- 160 с.
14. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011. HYPERLINK "http://alleng.ru/d/math/math26.htm" HYPERLINK "http://alleng.ru/d/math/math26.htm"Под ред. Лысенко Ф.Ф., HYPERLINK "http://alleng.ru/d/math/math26.htm"КулабуховаHYPERLINK "http://alleng.ru/d/math/math26.htm" С.Ю. HYPERLINK "http://alleng.ru/d/engl/engl67.htm" Ростов на/Д: Легион-М, 2010 - 224 с.
15. Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые тестовые задания. - М.: "Экзамен", 2011. - 63 с.
16. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2011, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 8 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2010 Кочагин В.В.,
17. Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2011
Интернет – ресурсы:
-
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
-
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
-
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
-
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
-
досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
-
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
Сайт " Сдам ГИА" Дмитрия Гущина http://sdamgia.ru/
-
Сайт Алекс Ларин http://alexlarin.net/
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»