С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…» (Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс)
Предметная область: Литературное чтение
Класс: 4
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию патриотизма, любви к природе.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 51» г. Саратова
Смирнова Татьяна Витальевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
литературного чтения
УМК « Начальная школа 21 века»
Предметная область: Литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: С. Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце…»
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию патриотизма, любви к природе.
Задачи:
Формирование культуры восприятия поэтического слова.
Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.
Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды):
Мультимедийное оборудование.
Физическая карта мира.
Для учителя:
Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Аудиозаписи «В горах моё сердце…» в исполнении Бориса Ветрова, на английском языке читает Киселёва Екатерина.
Видеоклип «В горах моё сердце…»
Презентация к уроку
Для ученика:
Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – 3-е изд.
дораб.- М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Листы для моделирования, цветные карандаши
Листы самооценки
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Самоопределение к деятельности |
Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой. Включает запись музыкального вступления Ильи Петрова (гитара) и Алексея Новикова (флейта) к альбому «Сказки» Кто попробует назвать своё чувство одним словом. Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха. |
Дети слушают музыку, определяют настроение: спокойное, тёплое, доброе, радостное…. |
Коммуникативные Регулятивные (волевая саморегуляция) |
2. |
Актуализация знаний Презентация |
Произведения каких жанров писал Маршак? Какая сторона деятельности Маршака вам менее знакома? Кем еще был Маршак? |
Дети анализируют схему, отвечают на вопросы: стихи, пьесы-сказки… Приводят примеры произведений Маршака. |
Регулятивные (целеполагание) Познавательные (логические УУД) Коммуникативные |
3. |
Выход на тему, постановка учебных задач в сотворчестве с детьми. |
Определение темы урока, цели, составление плана урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач. Выдвигается проблемный вопрос: что может связывать Маршака и Бернса? Что означают слова Твардовского «Маршак сделал Бёрнса русским, оставив его шотландцем»? |
Дети высказывают предположенеия-ответы на проблемный вопрос, пытаются объяснить слова Твардовского. С помощью учителя определяют тему урока, составляют вместе и обсуждают план урока.
|
Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности) Регулятивные (целеполагание, планирование) Коммуникативные (умение произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли) |
4. |
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока Работа с текстом учебника Работа в парах |
Вопросы перед прослушиванием стихотворения: Объясните смысл названия стихотворения? Можно ли по названию стихотворения определить отношение поэта к своему Отечеству? Почему же горы, почему именно им поэт "отдает" свое сердце? Проверка первичного восприятия. - Вам понравилось стихотворение? - Что особенно понравилось? Поделитесь своими мыслями, чувствами. Учитель предлагает на слайде словарь Какие чувства испытали, слушая произведение? - Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас? – Какая строка повторяется? Почему? – С чем прощается герой стихотворения? – Какую клятву дает? – Что можно вычитать о судьбе героя? Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца. - Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. - Какие разные чувства вызывает у героя воспоминание о Родине? |
Анализ названия стихотворения и его темы в беседе с учителем Предполагаемые ответы детей:
Просмотр клипа и прослушивание стихотворения в исполнении профессионального чтеца – Бориса Ветрова; оценка личного первичного восприятия стих-я. Самостоятельное чтение стихотворения. Анализ стихотворения. 1 строфа. От чьего имени ведётся повествование в стихотворении? (От имени лирического героя). Кем предстаёт перед нами лирический герой? (Он охотник, скачет по исхоженным тропинкам вслед за оленем). - Что значит для него Родина? ( Для него Родина – это любимый, хорошо знакомый край). Почему после 1 предложения стоит многоточие? (Поэт вспоминает, перед глазами проносятся картины прошлого). 2 строфа. Какими словами автор называет место, где он родился? ( Моя родина, Север, Отечество славы и доблести край). Какое чувство испытывает автор за свою родину? ( чувство гордости). По своей ли воле он покинул родной край? Нет Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину. (По белому свету судьбою гоним. Навеки останусь я сыном твоим). 3 строфа. Какое слово начинает каждую строку? (прощайте) Чем отличается «прощайте» от « До свидания»? (не надеется на встречу. Уехал навсегда.) 4 строфа. Что можете сказать о 4 строфе? (Она является повторением первой). Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка). Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Да, меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска. Чувство восторга, которое он испытывает во время охоты; чувство гордости; чувство глубокой преданности Родине; чувство скорби; чувство боли и тоски; чувство несправедливости) - Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый? - Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой? Выразительное чтение стихотворения. Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство. О чём же это стихотворение? (о любви к Родине). |
Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнѐра, диалог в паре). Регулятивные (оценка) |
5. |
Закрепление пройденного материала. Организация деятельности учащихся |
Организует дифференцированную работу учащихся в парах, проверяет у учащихся выполнение самостоятельной работы в тетрадях - Вы изучаете английский язык. Я думаю, вам будет интересно услышать, как звучит стихотворение на английском языке. (Может быть, кто-то захочет выучить его наизусть). Читает стихотворение Киселёва Екатерина. |
Моделирование обложки книги Словарная работа для более слабых учеников Доныне - до сих пор. Бездна - пропасть. Доблесть - отвага, духовное мужество, стойкость, геройство. Кровля - крыша. Долина - впадина между горами или холмами. Поникшие - наклонённые, нагнутые. Работа в парах индивидуальные задания сильным ученикам с использованием доп. материалов
Работа в рабочих тетрадях в парах 1 задание. С каким чувством говорит поэт о Родине? Автор прощается с горячо любимой Родиной, которой он гордится, восхищается, и ему очень грустно и больно расставаться с ней. 2 задание. Прочитайте слова, которые показывают, как поэт обращается к Родине. Прощай, моя Родина! Север, прощай, - Отечество славы и доблести край. По белому свету судьбою гоним, Навеки останусь я сыном твоим! В стихотворении 4_ строфы (четверостишие). Рифмы в нём парные 3 задание. Впишите пропущенные слова. С чем прощается поэт? Подчеркните. Прощайте, вершины под кровлей снегов, Прощайте, долины и скаты лугов, Прощайте, поникшие в бездну леса, Прощайте, потоков лесных голоса. Прослушивание в записи стих-я на английском языке |
Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД), Коммуникативные (учебное сотрудничество, диалог в паре) Регулятивные (целеполагание, планирование, саморегуляция) |
6. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует работу по подведению итогов урока, заполнению листов самооценки Подводит итоги работы Возвращает учащихся к теме, учебным задачам. Вывод: Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать. - Что для вас слово "Родина"? - Как можно выразить свою любовь к Родине? Сегодня мы выяснили, что Маршак писал и стихи, и загадки, и пьесы – сказки, и стихотворные переводы. Теперь, конечно, у вас сложилось более полное представление о творчестве писателя, вы увидели насколько оно многообразно. Заполните листы самооценки – Как оцениваете свою деятельность на занятии? – Какое настроение у вас в конце занятия? -Какой материал был наиболее интересен? Учитель выставляет оценки за урок, комментирует мнение детей |
Изначально многие произведения Бёрнса создавались как песни, были переработкой или писались на мелодию народных песен. Поэзия Бёрнса проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку. Прослушивание аудио записи Юлия Зиганшина песня на стихи Бернса Учащиеся заполняют листы самооценки, выставляют оценки себе за урок |
Регулятивные. оценивать свою деятельность. Познавательные. Работать с информацией Коммуникативные: слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, работать в информационно- образовательной среде |
7. |
Домашнее задание |
Предоставляет право выбора (по уровню сложности) |
1. Нарисовать картины, описанные поэтом. 2. Выучить стихотворение наизусть. 3.Придумай короткое стихотворение о любви к родному краю (саратовской земле). 4. Выучить наизусть стих-е на английском языке. |
Коммуникативные: Выбор разного уровня заданий |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО