Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности общекультурного направления Танцевальный кружок «Фантазия» (для детей 7-10 лет)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1»
Левокумского
муниципального района Ставропольского
края
Рассмотрено На заседании МО Руководитель МО ___________/И.В.Лобунько/
Протокол № ___ от «____»__________2012 г.
|
Согласовано Заместитель директора школы ___________/М.И.Набережная/
«____»____________2012 г.
|
Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 1 __________/О.А.Бережная/
Приказ № ___ от «____»___________2012 г.
|
Программа дополнительного образования
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
Танцевальный кружок
«Фантазия»
(для детей 7-10 лет)
Срок реализации 1 год
2 часа в неделю
Автор и руководитель кружка:
Кулишова Е. В.
Учитель начальных классов
с. Левокумское 2012 год
Пришел как - то человек к мудрецу и сказал ему:
«О Мудрец, научи меня отличать истину от лжи,
красоту от безобразия. Научи меня радости жизни».
Подумал Мудрец и… научил Человека танцевать.
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей - к красивой жизни и
от красивой жизни - к абсолютной красоте».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Положительно влияет двигательная активность на растущий организм: улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивает массу головного мозга и его функциональное состояние. Тесная связь между движением и музыкой положительно влияет на эстетическое развитие ребенка.
Танцы развивают пластику, осанку, походку, красоту движений. В танце воспитывается любовь к музыке, дружба, уважение к противоположному полу, такт, прекрасные эмоции, культура поведения.
На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен среди молодёжи. Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой своего народа, дети проникаются уважением к его традициям. Помимо народных танцев программа рассчитана изучить: бальные танцы - танго, вальс; народные танцы - русские народные, танцы народов Дагестана, танцы Индии, Китая; особенности восточного танца; современные танцы: рок - н - ролл, джазовые танцы, танец живота (bellydance), латина (румба, самба, ча-ча-ча,), R&B, клубные танцы.
Данная программа рассчитана на 1 год непрерывных систематических занятий для детей от 7 до 10 лет.
По данной программе работаю первый год, кружок будет проводиться 2 раза в неделю. Подбор музыки, костюмов для выступления будет проходить совместно с ребятами. Разученные танцы учащиеся продемонстрируют на общешкольных и классных концертах.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Необходимо воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана авторская образовательная программа танцевального кружка «Фантазия». Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Главной целью программы является: формирование целостной, духовно – нравственной и гармонично развитой личности, а также развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
• расширять знания в области современного хореографического искусства (музыкальный кругозор, танцевальные жанры и их направления);
• способствовать выражению собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства, развивать творческое воображение и фантазию;
• формировать умение понимать «язык» движений, их красоту, развивать способность импровизировать, выражать свои эмоции в танце.
В области воспитания:
• Содействовать формированию целостной, духовно – нравственной и гармонично развитой творческой личности ребенка;
• Воспитывать нравственно - коммуникативные качества, умение вести себя в группе, чувство взаимоуважения.
В области физической подготовки:
• Развивать двигательные навыки: гибкость, ловкость, пластичность, координацию движений;
• Способствовать формированию правильной осанки, красивой походки;
-
Обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений;
• Укреплять физическое и психологическое здоровье.
Основной формой работы в кружке «Фантазия» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 1 раз в неделю в младшей группе (1 ступень) и 1 раз в неделю в старшей группе (2 ступень). Программа рассчитана на 66 -76 занятий. Продолжительность занятий 40 – 45 минут: младшая группа - 35-40 минут, старшая группа – 40-45 минут. Расширяя кругозор детей, и развивая их двигательные навыки, использую такие формы:
▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;
▪ отработка движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с костюмами;
▪ просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;
-
цикл бесед о разнообразных видах и жанрах хореографии.
Отличительные особенности программы:
Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций (педагог предлагает идею танца, сюжет, детали и движения придумываются совместно), что способствует повышению творческой инициативы у детей.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:
▪ коллективные танцевальные игры;
▪ массовые танцы;
▪ ритмические упражнения;
▪ соревнования между ступенями;
▪ создание собственных танцевальных элементов.
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа коллектива (1-2 класс).
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
2 ступень – старшая группа коллектива (3-4 класс).
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени. Знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений, проявление творческой инициативы, развитие способности импровизировать и выражать с вои чувства в танце, самостоятельное создание танцевальных элементов.
Особенностью обучения группы 1 ступени является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. В программу включен новый момент урока - беседы - «Танец сегодня», так как обучающимся интересно узнавать о новых танцевальных направлениях, о жизни выдающихся балерин, балетмейстеров или о популярных танцевальных группах.
Особенностью обучения группы 2 ступени является приобретение определенного баланса знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятии с элементами импровизации, возможность ребенка выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире. Программа нацелена на расширение знаний о музыке, хореографии и на усовершенствование хореографического мастерства, умение держаться на сцене, а также выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции. Именно поэтому основную часть обучения занимает постановочная работа. Учащиеся 2 ступени достойно выступят на общешкольных и районных мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе;
▪ ритмично двигаться, уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные элементы;
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение танца в коллективе.
Критерии определения результативности программы:
-
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ, а также изменять движения в зависимости от жанра музыки.
-
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
-
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
-
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
-
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные элементы.
-
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
-
Память – способность запоминать музыку и движения.
План работы танцевального кружка для первой и второй ступени.
№ |
Тема занятия |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности, основные требования к посещению танцевального кружка, «Танцевальная Азбука». |
|
2 |
Разучивание простых элементов Ритмики. |
|
3 |
Повторение простых злементов Ритмики, пробное выступление. |
|
4 |
«Танцевальная Азбука», видео. Ритмика. |
|
5 |
Ритмика. Знакомство с танцем ко «Дню учителя», отработка элементов, движений, связок. |
|
6 |
Ритмика. Репетиционно-постановочная работа ко «Дню учителя». |
|
7 |
Ритмика. Отработка всего танца ко «Дню учителя». |
|
8 |
Отчетный концерт. |
|
9 |
Ритмика. «Танцы народов мира». |
|
10 |
Ритмика. Разучивание простейших элементов вальса. |
|
11 |
Повторение простейших элементов вальса, пробное выступление. |
|
12 |
Ритмика. Разучивание простейших движений латины. |
|
13 |
Повторение простейших движений латины, пробное выступление. |
|
14 |
Ритмика. Разучивание простейших движений клубного танца. |
|
15 |
Повторение простейших движений клубного танца, пробное выступление. |
|
16 |
Ритмика. Разучивание простейших движений русского-народного танца. |
|
17 |
Повторение простейших движений русского-народного танца, пробное выступление. |
|
18 |
Ритмика. Урок «Микс» (нарезка разных жанров музыки). |
|
19 |
«Танцевальная Азбука», видео. Ритмика. |
|
20 |
Создание собственных танцевальных элементов. Урок «Импровизации». |
|
21 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «Новому году», отработка элементов, движений, связок. |
|
22 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «Новому году». |
|
23 |
Ритмика. Отработка всего танца к «Новому году». |
|
24 |
Отчетный концерт. |
|
25 |
«Танцевальная Азбука», видео. Ритмика. |
|
26 |
Беседа «Великие хореографы и танцоры», просмотр видео. Ритмика. |
|
27 |
Ритмика. Знакомство с танцем к 14 февраля, отработка элементов, движений, связок. |
|
28 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к 14 февраля. |
|
29 |
Ритмика. Отработка всего танца к 14 февраля. |
|
30 |
Отчетный концерт. |
|
31 |
«Танцевальная Азбука», видео. Ритмика. |
|
32 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «23 февраля», отработка элементов, движений, связок. |
|
33 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «23 февраля». |
|
34 |
Ритмика. Отработка всего танца к «23 февраля». |
|
35 |
Отчетный концерт. |
|
36 |
«Танцевальная Азбука», видео. Ритмика. |
|
37 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «8 марта», отработка элементов, движений, связок. |
|
38 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «8 марта». |
|
39 |
Ритмика. Отработка всего танца к «8 марта». |
|
40 |
Отчетный концерт. |
|
41 |
Беседа «Великие хореографы и танцоры», просмотр видео. |
|
42 |
Соревнования между ступенями. Урок «Шаг вперёд». |
|
43 |
«Танец сегодня», видео. Ритмика. |
|
44 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «1 апреля», отработка элементов, движений, связок. |
|
45 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «1 апреля». |
|
46 |
Ритмика. Отработка всего танца к «1 апреля». |
|
47 |
Отчетный концерт. |
|
48 |
«Танцевальная Азбука». Становление искусства балета, видео. Ритмика. |
|
49 |
Соревнования между ступенями. Урок «Шаг вперёд 2». |
|
50 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «1 мая», отработка элементов, движений, связок. |
|
51 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «1 мая». |
|
52 |
Ритмика. Отработка всего танца к «1 мая». |
|
53 |
Отчетный концерт. |
|
54 |
«Танцевальная Азбука». Понятие хореографии как искусства, видео. Ритмика. |
|
55 |
Ритмика. Постановка собственного танца каждой ступени. |
|
56 |
Ритмика. Отработка элементов, движений, связок. |
|
57 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «9 мая», отработка элементов, движений, связок. |
|
58 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «9 мая». |
|
59 |
Ритмика. Отработка всего танца к «9 мая». |
|
60 |
Отчетный концерт. |
|
61 |
Урок «Импровизации» различных танцевальных направлений. |
|
62 |
Ритмика. Знакомство с танцем к «25 мая», отработка элементов, движений, связок. |
|
63 |
Ритмика. Репетиционно - постановочная работа к «25 мая». |
|
64 |
Ритмика. Отработка всего танца к «25 мая». |
|
65 |
Отчетный концерт. |
|
66 |
Подведение итогов качества усвоения ребенком программного материала. Вручение грамот. |
|
Содержание изучаемого курса
Вводные занятия.
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
Танцы народов мира.
Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
бальные танцы - танго, вальс; народные танцы - русские народные, танцы народов Дагестана, танцы Индии, Китая; особенности восточного танца; современные танцы: рок - н - ролл, джазовые танцы, танец живота (bellydance), латина (румба, самба, ча-ча-ча,), R&B, клубные танцы.
Танец сегодня.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии) Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ...
Ритмика.
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.
Репетиционно - постановочная работа.
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - • не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».
Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Восточный», «Дагестанский», «Русский народный», «Латино-американский», «Цыганский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.
Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и современные танцы.
Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.
Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.
Понятие хореографии как искусства.
Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.
При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор – исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.
Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.
Средневековье налагает на хореографическое искусство табу – запрещение, хотя народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).
Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения, но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана Королевская академия танца (1661).
Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и лат. – танцую), который имеет свою жанровую структуру.
Хореография – это своеобразная метатеория балетного искусства, которое рядом с классическим и народно характерным танцем использует элементы пантомимы и тому подобное.
Становление искусства балета.
Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии, Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной отрасли хореографии.
Основателем классического балетного искусства был французский балетмейстер Ж.Ж. Новерр, который отстаивал идею синтеза между танцем и музыкой. По мнению Новерра, именно синтез предопределял создание полноценного хореографического образа.
Ведущими школами классического балета в начале XIX ст. становятся итальянская и французская, которые совершенствуют, развивают на новом уровне основные принципы балета XVII–XVIII ст., ведут поиски новых средств и приемов, значительно усложняют технику прыжка, вращения, и тому подобное.
Процесс развития балетного искусства XIX ст. имел взаємовпливо-вий характер. Да, поиски, которые происходили в европейской хореографии, стимулировали становление этого вида искусства в России, которая впоследствии приведет к обратному процессу – влиянию искусства российского балета на западноевропейский («Российские сезоны» в Париже). 216
Плодотворно работали в России западные балетмейстеры Ш. Дидло (1767–1837), который поставил много разножанровых представлений и воспитал таких звезд балетного искусства, как А. Истомина (1799–1848) и Е. Телешова (1804–1857), и А. Сен-леон (1821–1870).
Последующий расцвет балета происходит во второй половине XIX – в начале XX ст. и связанный прежде всего с именем М. Петипа (1818–1910), который осуществил новаторские балетные постановления. Всемирное признание Петипа принесли балеты «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» (в соавторстве из Л. Ивановым), а имена О. Преображенской, М. Кшесинской, П. Гердта вошли в историю балетного искусства.
Новый этап в развитии российского балета связан с именем О. Горского (1871–1924) – постановщика балетов «Дон Кихот» и «Саламбо». Он отказался от обветшалых приемов пантомимы, предпринял действие более четким и более динамическим, начал активно вовлекать в художественное оформление своих спектаклей известных художников, в частности К. Коровина и О. Головина.
Анализируя искусство хореографии, следует отметить, что оно представлено не только классическим балетом, но и непосредственно пов язане и с традициями народного танца, который воспроизводит в движении и пластике специфику национального самосознания (ансамбль танца им. П. Вирского).
Яркая страница в развитии искусства народного танца связана с традициями испанской национальной культуры, в частности с деятельностью хореографа и танцовщика А. Гадеса, в творчестве которого объединились искусство классического балета и уникальное явление испанской культуры – искусство фламенко.
Следовательно, искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.
Великие
хореографы и танцоры.
Как стать
великим танцором? На этот вопрос, пожалуй,
вам никто не сможет ответить, даже сами
великие танцоры мира. Если же все-таки
задаться целью выяснить, как каждый из
них стал великим, то мы быстро найдем
ответ на этот вопрос. Каждый из них с
раннего детства много и долго занимался,
начиная с изучения классической
хореографии, заканчивая созданием
собственной, неповторимой танцевальной
манеры.
Майя Плисецкая – великая русская балерина ХIХ- ХХ веков. Первый этап жизни великой танцовщицы был связан с ежедневными тренировками, травмами. В балетах ей доставались лишь небольшие роли. Она пришла в Большой театр, где начала отрабатывать новые классические партии, которые в скором времени принесли ей огромный успех и всемирную славу. Второй этап ее жизни и творчества – хореографическая деятельность и выступления на большой сцене в балетах "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Дама с собачкой", "Болеро", "Аве Майя" и во многих других. Хореографы всего мира ставили свои лучшие спектакли именно для нее. И все же «Лебединое озеро» принесло ей больший успех, чем остальные балеты, ведь люди во всем мире помнят и знают невероятную пластику тела и руки Майи Михайловны Плисецкой, которые будто живут самостоятельно, отдельно от тела балерины.
Морис Бежар - величайший хореограф современности, его называют "поэтом вольного, сильного, мужского танца, живым классиком, балетным гуру". Профессиональные танцоры говорят о том, что М. Бежар является самым жестоким хореографом ХХ века. Дело в том, что танцы, которые ставит М. Бежар, очень сложны в исполнении и требуют от танцора колоссальной отдачи и физических затрат. Его постановки отличаются современностью, хаотичностью, философичностью. Многие говорят о том, что М. Бежар создал собственную философию танца.
Игорь Моисеев – великий танцор, хореограф, создатель ансамбля народного танца, который сейчас называется его именем. В 1937 году был создан ансамбль, а в 1943 - школа-студия народного танца. И. Моисееву удалось показать всю красоту народного танцевального искусства. По сути он создал новый жанр, который называется академический народный танец. Ансамбль Игоря Моисеева уже давно стал достоянием Российской культуры. Движения участников ансамбля не только четки и отточены. Ансамбль отличается поразительной синхронностью. Каждый танец представляет собой маленький спектакль, который имеет завязку, развитие, кульминацию и развязку.
Красота и сила, четкость хореографического мастерства, колоссальная энергетика, талант и эксцентричность, все это составляющие таланта великих танцоров мира.
Танцевальная азбука.
Танец живота (bellydance)
Это женский танец, обладающий большой терапевтической пользой. Его родиной считается Древний Египет. По другой версии, танец живота индийского или цыганского происхождения, а в последнее время — повальное всемирное увлечение, распространившееся благодаря своей сексуальности и полезности
Танец живота — это набор изолированных движений мыщц, «главный эффект» которого, по мнению известного учителя танцев Мохаммеда Гадави — сексуальное возбуждение за счет созерцания подвижной и гибкой талии.
С медицинской точки зрения танец очень полезен для женского организма: усиливая кровоснабжение внутренних органов малого таза, он выступает хорошим средством профилактики гинекологических заболеваний. Развивая мышцы таза и тазового дна, он существенно облегчает роды. Кроме того, танец живота — признанное средство лечения и профилактики целлюлита.
Брейк данс
Танцевальная часть мировой культуры хип-хоп. Зародился он в Нью-Йорке в 1969 году под названием «Good Foot», когда Джеймс Браун продемонстрировал публике свой знаменитый танец «Get on the Good Foot».
Брейк данс — зрелищная танцевальная часть хип-хоп-культуры. В переводе с английского — ломаный танец. Делится он на Botton (нижний, брейкинг) и Top (верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки, включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов, вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т. д.
Второй больше требует развитой пластики и артистизма — например, waving имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле как king tut между телом и руками, плечом, предплечьем и запястьем дозволены только прямые углы.
Латина
Зажигательный клубный танец, синтезированный из множества народных латиноамериканских, а также стандартизованных бальных европейских танцев.
Латина — модный танец современной клубной аудитории. Он адаптирован к популярной молодежной музыке. Включает в себя наиболее яркие сексуальные движения кубинской румбы, веселые наклоны самбы, знаменитый ритм ча-ча-ча и другие элементы популярных танцев Южной Америки. Кроме того, в латину входят и движения испанского пасодобля — танца, имитирующего корриду. Есть в ней и свинговая веселость сверхбыстрого американского джайва.
От естественно-эротичных латино-американских танцев латина унаследовала сексуальный характер, а клубная эстетика сделала латину очень энергичной. Получился игривый, задорный танец, он быстро подчинил себе танцующую молодежь и стал неотъемлемой частью музыкальной поп-культуры.
Клубный танец
Производная от различных современных танцевальных практик, позволяющая двигаться под любую клубную музыку.
Музыкальная эклектика, смешение стилей обозначили необходимость танца, который умело вписывался бы в многообразие изменчивых темпов и ритмов современной музыки.
Клубный танец — это несколько наборов определенных движений в том или ином стиле (hip-hop, locking, house, funk, r’n’b и др.) с возможностью собственного сочинительства, импровизации. Клубный танец — это модное универсальное умение органично танцевать и на домашней вечеринке, и на дискотеке, и в элитном ночном клубе; оно основано на знании новейших танцевальных техник.
R&B
Самый модный танец на Западе, танцевальная составляющая шоу-бизнеса таких звезд, как Jastin Timberlake, Mariah Carey, Shakira, B2K и других.
Rnb — ритм и блюз, танцевальное зрелище, популяризуемое MTV-культурой. Оно базируется на основе техник хип-хопа, фанка и джаза, но имеет собственное специфическое движение — так называемый «кач».
«Кач» rnb напоминает о фривольности, показных манерах в городской негритянской эстетике США. Технически «кач» вызывается изолированным напряжением мышц живота, в то время как остальные мышцы тела расслаблены и производят впечатление развязности, беззаботности танцора.
Хип-хоп
Движения под музыку, наряду с брейк дансом выступающие танцевальной основой современной культуры хип-хоп. С 1981 года хип-хоп существует не только как популярное молодежное увлечение, но и как танцевальная конкурсная дисциплина. Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец.
Для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины («hip-hop» — подскакивать, мелко прыгать), подчиненные интенсивному биту. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа находится в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик (верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря на жесткую привязанность к ритму.
Список литературы
-
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
-
Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
-
Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
-
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
-
Барышникова Т. Азбука хореографии.-М Айрис-пресс,1999.
-
З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.
-
Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
-
И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
-
О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург 2001г.
-
Зацепина К. и др. Народно – сценический танец – М.: Искусство, 1976.
-
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М. 1987.
-
Захаров Р. Сочинение танца. М. Искусство, 1989.
-
Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. СПб.: СПбГУП, 2006.
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»