Урок изобразительного искусства в третьем классе на тему "Мир цвета. Райский сад"
Содержательная цель: ознакомление учащихся с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств и возможностей в собственном творчестве; закрепление умений передавать свои наблюдения в рисунке, соблюдать приемы композиции;
воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающему миру.
Урок изобразительного искусства в 3-м классе
Мелихова Наталья Валентиновна,
высшая квалификационная категория
г. Камышин, Волгоградская область
МБОУ СШ №12 имени Героя России А. Колгатина
Изобразительное искусство 3 класс
Ашикова С. Г. «Изобразительное искусство» 3 класс
Тема. Мир цвета. Райский сад.
Класс 3б
Продолжительность – 45минут
Использование информационных технологий: видеоролик«Где водятся волшебники», презентация
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная
цель: ознакомление
учащихся с ритмом и
характером линий как средствами
художественной выразительности,
использование этих средств и возможностей
в собственном творчестве; закрепление
умений передавать свои наблюдения в
рисунке, соблюдать приемы
композиции;
воспитание
любви к природе,
бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
использование средств художественной выразительности в собственном творчестве, умение передавать свои наблюдения в рисунке, соблюдать приёмы композиции
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать способы решения художественной задачи.
Коммуникативные УУД:
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные УУД:
- формировать ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самопознанию, осознавать темы искусства и отображать в изобразительной творческой деятельности, оценивать эстетическую выразительность результата деятельности.
Средства обучения: компьютер, телевизор, презентация; репродукция картины В. М. Васнецова, демонстрационный материал последовательности выполнения работы; карточки с текстами, изображения сказочного эльфа и яблони, клей.
Формы работы на уроке: работа со словарём: определение значения словосочетания «композиция», «линейный набросок», «прорисовка»; работа индивидуально и фронтально.
Характеристика этапов урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Добрый день, ребята!
Звучит песня «Где водятся волшебники»
- Где же водятся волшебники?
- В фантазиях, в мечтах, воображении.
- А что такое волшебство?
- Это чудеса, колдовство, ворожба, чародейство – сверхъестественные превращения, тайные силы.
– Поэтому в сказках обязательно есть волшебные помощники. Наш урок тоже будет связан с волшебством. Мы будем изображать удивительную, необыкновенно-таинственную и сказочную композицию.
– Я желаю вам быть творческими волшебниками, фантазируйте, мечтайте, создавайте! Но для успеха надо быть организованными и внимательными!
-
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Какие секреты изобразительного искусства мы узнали на предыдущих уроках? (Работали с цветом, светом, тенью, полутенью, изображали геометрические предметы)
- В мире искусства необходимо владеть художественными средствами, усиливающими выразительность образов. Важно объединять знания, полученные по другим предметам начального цикла обучения: на математике - умение работать с циркулем; на литературном чтение -мифологию; на окружающем мире - растительный и животный мир, а на русском языке - прямое и переносное значение слов. Мы создадим волшебную композицию.
- Что значит словосочетание «волшебная композиция»? Ответить на этот вопрос помогут знания из всех предметов начальной школы
-
Этап выявления места и причины затруднений
- Предположите, какая тема занятия?
- Волшебная композиция, т. е. необыкновенная, сказочная, чарующая.
- Если заглянуть в далёкое – далёкое прошлое, то из мифологии узнаём, что у людей был необыкновенно-таинственный «райский сад», наполненный волшебством.
-- Как вы понимаете выражение «райский сад» Кто в нём живёт?
- Что такое композиция?
– Видимо рисунок с определёнными правилами.
- Какие цели поставите перед собой?
- Надо узнать, что такое «композиция», каким представляли люди «райский сад» в мифах и попробовать выполнить волшебную композицию.
Исходя их целей, составим план работы.
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
План работы.
-
Что такое волшебная композиция «Райский сад»?
-
Построить с помощью инструментов композицию цветов.
-
Раскрасить её по собственному желанию.
-
Реализация построенного проекта
- Для реализации первого действия поработайте со словарём терминов:
(Слайд 2)
а) «Композиция в картине - это выраженный смысловой центр с объединением рисунка, цвета и сюжета. Композиция художественного произведения создается такими изобразительными средствами, как рисунок, цвет, линия, светотень, перспектива».
Композиция - наука о правильном расположении рисунка на листе бумаги или расположение объектов согласно замыслу художника в строгой соподчиненности их между собой.
В рисунке важно применять художественные средства, усиливающие выразительность образов. Это и линейный набросок – рисунок, выполненный линиями. Прорисовка – выделение на рисунке контура и отдельных деталей, что придаёт большую чёткость изображению.
б) (Слайды 3 - 5) Обучающиеся читают:
«Райский сад – это волшебное место, которое Бог создал для первого человека, сотворил ему жену, где вместе с Адамом и Евой жили в мире и согласии звери, птицы, росли прекрасные цветы и чудесные деревья. Адам возделывал и сохранял сад. Все живое существовало там в полной гармонии. Два замечательных дерева росло там – Древо Жизни и второе - Древо Познания Добра и Зла. Единственный запрет был в раю – не есть плоды с этого дерева. Нарушив запрет, Адам навлек на землю проклятие».
(Слайды 6 - 7)
- Из мифологии известно: именно всё самое прекрасное люди называют раем. Это удивительные уголки природы, где благоухают красивые цветы, вольно, свободно живут райские животные. А ещё райские сады населяют феи и эльфы.
- Кто это? Расскажите, что вы о них знаете. В каких сказках они вам встречались? (Слайд 8) - Братья Гримм «Маленькие человечки»; - Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка», «Эльф розового куста»; - «Пастушок и король эльфов» (шведская сказка)
(Слайд 9)
- Рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Гамаюн, птица вещая» Гамаю́н — мифическая райская птица. В русской культуре Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные. Существовала легенда: «Если Гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову — быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервёт свой полёт — это чревато большими бедами».
- Каких ещё мифологических персонажей вы знаете? (Слайд 10)
- Итак, в райском саду можно увидеть 1) райские цветы; 2) райские птицы; 3) райские животные; 4) феи и эльфы.
- Для реализации второго действия нам необходимо пошагово действовать по алгоритму. Рисовать будем – как простыми карандашами, так и красками, для прорисовки – фломастер. (Приложение 1) – (Слайды 11-13)
Райский сад - цветы простым карандашом и циркулем.
-
Для правильного построения рисунка проведите в рамке диагонали простым карандашом, обозначьте центр. Отступите 1,5см по ней в сторону нижнего левого угла; от центра отмерьте последовательно 4 см и 7см. Через эти точки проведите части окружностей с центром в нижнем левом углу. Получился большой цветок. Далее по часовой стрелке движемся в верхний левый угол.
-
От центра рамки отступите 5см. Это центр окружности. С радиусом 2см постройте 2-ю окружность или 2-ой цветок.
-
Через центр рамки проведите 2 оси симметрии. Построение продолжаем в верхней правой части. Для этого от центра отложите 3 см.; под прямым углом проведите вверх линию на 1,5 см. Это центр новой окружности или 3-его цветка. Постройте окружность радиусом 3 см
-
В нижнем правом углу постоим 4-й цветок с помощью окружности. Для этого от нижнего правого угла отложите 3,5см. это центр окружности. Радиусом «.5см постройте 4 цветок
-
Выполните линейный набросок, то есть с помощью линий и линейки проведите стебли растений и нарисуйте листочки
-
Придайте необычность, неповторимость райским цветам, дорисуйте произвольно как бы шейки и головки верхним цветам.
-
И самый большой 1-й цветок разбейте линиями произвольно на части.
-
Творческая практическая деятельность учащихся.
- Композицию построили. Проявите творчество, раскрасьте композицию по собственному желанию. Самостоятельная работа. (Слайд 14) Ученик читает стихотворение:
Рай на земле
Я
знаю, есть на свете,
тот
милый край,
и он похож на рай.
Но кто
там был,
кому дорога в рай открыта?
Я
знаю, есть на свете рай,
а для кого он
предназначен? Учитель организует
выставку работ.
-
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (Слайд 15)
1. «Сказочный
эльф»
- подведение итога
Учащиеся
по кругу отвечают на вопросы, передавая
из рук в руки игрушечного эльфа:
- Что нового ты узнал?
- Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
- Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
- Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?
- О чём ты думал во время работы?
- Какие формы работы ты использовал?
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
- Что удивило на уроке?
- Какие трудности преодолел на уроке?
-
Какие выводы сделал для себя?
2.
Рефлексия настроения и эмоционального
состояния:
«Яблоня».
(Слайд 16)
На доске изображена яблоня. У каждого обучающегося яблоки двух цветов: красные и зелёные. Дети приклеивают яблоки на яблоню:
зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение;
красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Источники:
Детские песни - Где водятся волшебники – поиск Яндекса по видео https://yandex.ru/video/preview/9060907720753232875
Приложение 1
Оформление классной доски:
Детская работа, Соболева Арина, 9 лет
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»