Методологические аспекты формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хоменко Игорь Петрович, преподаватель
Стешенко Александр Филиппович, преподаватель
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар
Значимость проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все острее, так как за последние годы значительно увеличилось количество чрезвычайных ситуаций. Потребность людей жить в комфортных условиях, быть здоровыми, чувствовать себя востребованными привело к тому, что одной из ведущих составляющих образовательного процесса становится формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности [1].
Дисциплина «Основы безопасной жизнедеятельности» направлена на формирование подрастающего поколения фундамента и культуры безопасности. Изучение данной дисциплины значительно расширяет социальный опыт учащихся, формирует гражданскую позицию, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье, совершенствует умения и навыки безопасного поведения [6].
Анализ педагогических исследований позволил определить, что теоретические основы безопасности жизнедеятельности разрабатывали Р.И. Айзман, В.И. Устинов, В.Е. Устинов, В.В. Попадейкин и другие авторы, которые способствовали развитию научных основ безопасности жизнедеятельности как науки разных направлений, включая и воспитание культуры безопасности [2; 5; 8;].
Культура безопасности – это способ разумной жизнедеятельности человека, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области [4]. Понятие «культура безопасности» впервые появилось в 1986 г. в процессе анализа Международным агентством по атомной энергетике причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС [1].
Необходимо отметить тот факт, что процесс формирования культуры безопасности у студентов изучен недостаточно. В частности, не выявлены факторы и характеристики воспитания культуры безопасности в педагогическом процессе, не определены структура и предпосылки формирования культуры безопасности. [8].
Цель нашего исследования – выявление особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс обучения жизнедеятельности.
Предмет исследования – методика формирования у обучающихся культуры безопасности.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать «способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира» [7]. В результате анализа литературных источников мы выявили, что школьный и студенческий возраст является самым благоприятным для формирования культурный ы безопасности жизнедеятельности.
Целенаправленный образовательный процесс способствует приобретению учащимися мотивов, побуждающих их к соблюдению норм и правил безопасного поведения, самостоятельного безопасного стиля жизни.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности предполагает приобщение студентов к следованию правилам безопасности, накопление ими знаний, умений и навыков, обеспечивающих им грамотное поведение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания у учащихся складывается стойкое неприятие нарушение правил, прочные убеждения в необходимости соблюдать меры безопасности и придерживаться определенного алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях. Поэтому именно школа, а затем выбранное учебное заведение становится отправной точкой на длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности.
Основной задачей исследования стала «Культура безопасности студентов», ориентированной на создание у обучающихся представления о культуре безопасности.
В содержание исследования вошли различные аспекты тем из предметов естественно-научного цикла и ОБЖ, которые способствуют систематизации знаний в области безопасности жизнедеятельности, полученных студентами в процессе обучения, и формированию у них основополагающих представлений в области культуры безопасности жизнедеятельности личности.
Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности были использованы следующие виды деятельности: предметная, досуговая, организаторская, трудовая, спортивно-оздоровительная, аналитическая, учебная, профориентационная и др.
Основными формами работы в условиях образовательного процесса по формированию культуры безопасности стали занятия и внеурочная деятельность.
Анализ проведенных занятий показал, что их структура и методика во многом зависят от поставленных целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, принципов и методов, которыми пользуется преподаватель. Во время исследования использовались такие типы занятий, как лекции, практические занятия (обычно посвящены отработке умений и навыков), проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.), комбинированные занятия.
Внеурочная деятельность – эта одна из форм организации деятельности обучающихся на добровольной основе под руководством преподавателя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении формируется у студентов во многом благодаря такому виду работы, как воспитательные мероприятия.
Воспитательная деятельность предполагает:
-
наличие в образовательной среде колледжа целостной системы отношений к окружающему миру;
-
стремление педагогического коллектива сформировать у студента социальные потребности, основанные на его духовном богатстве, которое приобретается в непосредственной связи с родителями в семье, друзьями и педагогами в творческих коллективах;
-
объединение учащихся в коллектив со сложившимися традициями.
Опрос студентов выявил, что они с удовольствием принимали участие в эксперименте и активно старались проявлять свои знания и навыки в ходе мероприятий.
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня знаний студентов в области культуры безопасности. На начало учебного года 45% обучающихся продемонстрировали низкий уровень. Количество обучающихся, имеющих высокий уровень, составило не более 10%. Однако такие показатели, скорее всего, говорят не о том, что студенты не знают, как действовать в тех или иных ситуациях, а о том, что умения эти у обучающихся не развиты, и, попав в экстремальную ситуацию, респонденты будут руководствоваться инстинктом или ошибочным навыком, сложившимся в других условиях.
На завершающем этапе эксперимента обучающимся были предложены вопросы по основным тематическим разделам в виде тестов, результатами которых выявили положительную динамику сформированности культуры безопасности студентов: количество учащихся с высоким уровнем знаний составило 80%.
Итак, в ходе нашей работы подтвердилось предположение о том, что выдвинутая нами в начале гипотеза верна, т.е. программа по формированию культуры безопасного поведения у студентов через аудиторную и внеаудиторную деятельность с преимущественным использованием разных технологий в учебно-воспитательной процессе позволила качественно повысить уровень безопасного поведения обучающихся.
Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является включение в работу по формированию у обучающихся культуры безопасности всех сотрудников образовательного учреждения, а не только преподавателей основ безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, нам удалось приблизиться к выполнению основополагающей цели образовательной области – воспитанию личности безопасного типа поведения.
Список использованных источников
-
Айзман Р.И., Петров С.В. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие. Новосибирск: АРТА, 2011.
-
Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. Новосибирск: АРТА, 2011
-
Байбородова Л.В. Методика обучения ОБЖ. М.: Владос, 2014.
-
Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / авт. сост. В.Ф. Пилипенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
-
Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор / В.В. Гафнер. Екатеринбург, 2013.
-
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: метод. пособие. М.: Дрофа, 2008.
-
Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательном стандартом. М.: Дрофа, 2006.
-
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»