Развитие науки и техники в СССР в 1953-1964 гг.
1. Сформировать представление о развитии культуры в СССР в 1953- 1964 годах. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки, образования в период «оттепели».
2. Рассмотреть основные направления развития культуры указанного периода.
3.Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные вопросы» темы.
Тема урока:
Развитие науки и техники в СССР в 1953-1964 гг.
Цели урока:
1. Сформировать представление о развитии культуры в СССР в 1953- 1964 годах. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки, образования в период «оттепели».
2. Рассмотреть основные направления развития культуры указанного периода.
3.Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные вопросы» темы.
Оформление доски: тема урока, презентация
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Развитие науки и техники в СССР в 1953-1964 гг.». Запишите тему в тетрадь.
Слайд 2.
Что же такое НТР? Под научно-технической революцией (НТР) принято понимать коренную перестройку технических основ производства. Иногда наступление эры НТР связывают с появлением первых компьютеров (электронно-вычислительных машин).
На первом этапе главными направлениями НТР стали автоматизация производства, превращение науки в важный фактор материального производства, контроль и управление производственными процессами на базе электроники, создание и применение новых материалов, перестройка энергетики, развитие биотехнологий, освоение космоса и использование полученных данных для производственной деятельности. Значительно вырос престиж научной деятельности. Учёные и инженеры в 1950—1960-е гг. стали постоянными героями выпусков новостей, спектаклей, книг и кинофильмов. Внимание государства и общества позволило советской науке совершить мощнейший качественный рывок.
Слайд 3.
Первые разработки отечественных компьютерных систем (их называли электронно-вычислительными машинами — ЭВМ) начались в конце 1940-х — начале 1950-х гг. В 1950-е гг. для проведения научных и военных расчётов стали использоваться ЭВМ «Стрела», «Урал» и «Минск». На «Стреле», в частности, выполнялись расчёты для первого пилотируемого космического корабля «Восток». Главный конструктор «Стрелы» Ю. Базилевский был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Слайд 4.
Первые компьютеры занимали целые комнаты (60м2 и более), оператор ЭВМ находился «внутри компьютера». Для создания одной машины использовались тысячи электронных ламп. Запись программ производилась на магнитные ленты и барабаны. Результаты вычислений распечатывались на длинных бумажных лентах.
Слайд 5.
В 1953г. Начато серийное производство ЭВМ «Стрела», с 1957 г. - ЭВМ «Урал-1». Первые ЭВМ использовались для решения важных народно-хозяйственных задач: задачи ядерной физики, расчёта траектории полёта ракет.
Слайд 6-7.
Финансирование науки из года в год увеличивалось. С начала 1950-х до конца 1960-х гг. оно возросло в 12 раз! Быстрыми темпами росла сеть научно-исследовательских институтов. К концу 1956 г. в системе АН СССР насчитывалось 120 институтов, крупных лабораторий, обсерваторий, 12 ведущих региональных филиалов. Были построены научно-исследовательские базы в Якутии, на Сахалине, в Восточной Сибири, Дагестане, Крыму.
Слайд 8-10.
Активно велись исследования в области физики, атомной физики, астрономии, медицине.
Советские учёные внесли выдающийся вклад в развитие точных и естественных наук. Нобелевской премии были удостоены основоположник химической физики Н. Семёнов (1956), физики-теоретики П. Черенков, И. Франк, И. Тамм (1958), Л. Ландау (1962), Н. Басов и А. Прохоров (1964) за создание лазера.
Слайд 11.
После ХХ съезда КПСС большие изменения происходили в области гуманитарных наук. Завершилось издание многотомных «Всемирной истории», «Истории Гражданской войны в СССР», начато издание «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза (1941—1945 гг.)».
Слайд 12.
Основателем советской нефтяной геологии был И. Губкин, ещё до войны разработавший теорию нефтеобразования. На основе его работ в 1950—1960-е гг. активное развитие получила геология. Были обнаружены огромные запасы нефти и газа в Западной Сибири, начато их освоение.
Слайд 13.
Материал в учебнике
Слайд 14.
Прорывным успехом советской науки стало создание скоростных самолётов. На воздушные линии вышли новейшие пассажирские самолёты Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. В военную авиацию поступили современные бомбардировщики и ракетоносцы, способные доставить ядерное оружие в любую точку Земли. На советских реактивных самолётах был установлен целый ряд мировых рекордов. За создание пассажирского турбореактивного лайнера Ту-104 его разработчик академик А. Туполев был удостоен Ленинской премии (1957).
Слайд 15.
На слайде
Слайд 16.
Развитие ракетостроения становилось главным условием обеспечения обороноспособности страны. Наиболее перспективной ракетой стала Р-7 (создана в начале 1950-х гг.). Она была способна доставить груз весом 3 т на расстояние до 8 тыс. км, а в модификации (Р-7А) до 11 тыс. км. Так была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. Её творцом стал выдающийся советский учёный Сергей Королёв.
Слайд 17.
В 60-е годы начинается «космическая гонка» – напряжённое соперничество СССР и США в области освоения космоса. 4 октября 1957г. В СССР был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Так СССР стал первой космической державой.
Слайд 18.
19 августа 1960г. в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. Целью полёта было исследование влияния на организм животных перегрузки, длительной невесомости и т.д. Полёт продолжался более 25 часов, корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые успешно вернулись на Землю из космоса.
Слайд 19.
12 апреля 1961г. полёт в космос первого человека - Юрия Гагарина. (Сейчас нам предоставит свой доклад ФИО ученика)
Слайд 20.
В августе 1961 г. в космос отправился советский космонавт № 2
Герман Титов. (Доклад ФИО ученика)
Слайд 21.
16 июня 1963 г. первой женщиной-космонавтом в мире стала Валентина Терешкова. (Доклад ФИО ученика)
Слайд 22.
Спасибо за внимание!
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»