В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Теории развития личности дошкольников в психолого-педагогическом знании

Теории развития личности дошкольников в психолого-педагогическом знании

Галина Иванова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1263 комментариев: 1
Краткое описание
В дошкольном возрасте происходит формирование базовых составляющих личности: проявляются особенности характера маленького человека, который социализируется и адаптируется к жизни в обществе; развиваются различные способности ребенка – физические, интеллектуальные, творческие, личностные и пр.; оформляется эмоционально-психологический фон; формируется собственный внутренний мир со своими личными установками, направленностью мыслей
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Теории развития личности дошкольников в психолого-педагогическом знании.docx Скачать

Теории развития личности дошкольников

в психолого-педагогическом знании


Ранний дошкольный возраст является важным периодом в развитии человека. На данном этапе происходит формирование базовых составляющих личности: проявляются особенности характера маленького человека, который социализируется и адаптируется к жизни в обществе; развиваются различные способности ребенка – физические, интеллектуальные, творческие, личностные и пр.; оформляется эмоционально-психологический фон; формируется собственный внутренний мир со своими личными установками, направленностью мыслей и т. д.

Накопленные в процессе исследований знания – с одной стороны, новые подходы современной науки – с другой, а также формирующиеся требования современного общества к человеку выявляют не только недостающие звенья в понимании развития как таковом, но и задают тон многим важнейшим направлениям поиска, определяя проблемы развития именно в детском возрасте. В частности, изучение развития ребенка в дошкольный период также обрело научные формы.

Потребность в решении представленных выше проблем и вопросов обусловила в последние годы повышенное внимание к ним, что нашло отражение в научной литературе.1

Этапы и особенности развития личности, различные аспекты деятельности, связанные с развитием, а также системы факторов, методов и условий, оказывающих влияние на развитие личности, всегда вызывали огромный интерес представителей разных научных направлений, таких как социология, педагогика, возрастная и социальная педагогика, социальная антропология, психология и социальная психология, социология личности, психология личности, биология, философия и ряд других.

Теоретические наработки и исследования в области развития личности в целом, и детей разного возраста, в частности, составляют огромный фундаментальный пласт знаний как в трудах зарубежных ученых, так и в разработках отечественных исследователей.

В данной работе представляется возможным рассмотреть ряд наиболее важных и компетентных теорий в области развития личности дошкольников (Табл. 1).

Таблица 1.

Теории развития личности

Теория

Авторы

Сущностные аспекты

Зарубежные концепции

Психодинамическая

З. Фрейд

сконцентрировано внимание на борьбе разных аспектов личности, таких как мышление, чувства и поведение, под воздействием которых происходит формирование личности и определение траектории ее дальнейшего развития

Когнитивная

Ж. Пиаже

сфокусированы процессы развития личности исключительно на росте интеллекта, эволюции мыслительной деятельности и формировании умственных способностей, которые в совокупности являются неким фундаментом для дальнейшего взросления и развития

Социогенетическая

Э. Эриксон

основывается на преодолении кризисных состояний личности, которые, в конечном итоге, определяют ее развитие

Теория привязанности

Дж. Боулби

главным фактором развития личности определяет близкие продолжительные отношения ребенка со своими родными, с сохранением возникшего в детстве чувства привязанности в течение всей его жизни для устойчивого эмоционального фона личности

Теория социального научения

А. Бандура

рассматривает развитие личности через выработку адекватных реакций и стратегий поведения, которое формируется в ходе наблюдения за поведением других людей

Отечественные концепции

Культурно-историческая

Л.С. Выготский

соединила в себе понятия высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения личностью собственными процессами поведения

Теория деятельности

А.Н. Леонтьев

личность способна развиваться в ходе определенного типа деятельности, которая основана на реальных жизненных процессах

Теория психического развития

Д.Б. Эльконин

развитие личности определяется ее взаимоотношениями с миром вещей и взаимодействием с миром людей

Социально-психологическая теория коллектива

А.В. Петровский

развитие личности в дошкольном возрасте – это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде посредством прохождения процессов адаптации, индивидуализации и интеграции


Так, например, теоретические воззрения австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда (1836–1939) представлены в рамках психодинамической концепции личности.

Фрейд был первым ученым-психологом, кто охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.2 Психодинамика – один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил.

Фрейд в своей теории исходит из того, что неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение длительного времени. Согласно теории Фрейда, именно на этот период приходится основной этап развития личности человека. При рождении ребенок представляет собой чистое Оно – примитивную составную часть личности. По мере биологического созревания ребенка развивается и его Я, которое опирается на разумный контакт с внешним миром.3 Это означает, что Я побуждает индивидуума подчиняться требованиям общества и учиться откладывать удовлетворение своих порывов ради достижения более широких социальных целей.

В результате этого к 3-6 годам появляется Сверх-Я или совесть, постоянно конфликтующая с Оно, тогда как Я пытается достичь чувства душевного равновесия личности. Период от 3 до 5 лет автор характеризует как высшую ступень детской сексуальности. Дети в этом возрасте начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка – это родители. Правильная реакция родителей во время этой стадии имеет важное значение. Я оценивает степень безопасности или угрозы, возникающей при вознаграждении желаний, ограничивает фрустрацию, препятствия и искажения на путях разрядки и, в конечном итоге, приводит разрядку в соответствие с требованиями реальности и Сверх-Я.4

Таким образом, Фрейд в своей психодинамической концепции сконцентрировал внимание на борьбе разных аспектов личности, таких как мышление, чувства и поведение. Именно под их воздействием происходит формирование личности и определение траектории ее дальнейшего развития.

С точки зрения представителя когнитивной концепции развития личности швейцарского психолога и философа Жана Пиаже (1896–1980) главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Согласно Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того, как происходит общее развитие детского организма, и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира.5 Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, «обучение в процессе деятельности») необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления.

По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит три больших стадии:

1. «Сенсомоторный интеллект» (от рождения до 24 месяца).

2. «Репрезентативный интеллект и конкретные операции» (с 2 до12 лет).

3. «Репрезентативный интеллект и формальные операции» (с 12 до 14 лет).6

Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.

По мнению Ж. Пиаже, подобно тому, как дошкольники не способны принять во внимание два параметра при выполнении заданий на сохранение, они также неспособны учесть более одной точки зрения в своем общении с окружающими.7 В этом возрасте дети эгоцентричны, рассматривают все исключительно с собственной точки зрения.

Таким образом, концепция Пиаже сфокусировала процессы развития личности исключительно на росте интеллекта, эволюции мыслительной деятельности и формировании умственных способностей, которые в совокупности являются фундаментом для дальнейшего взросления и развития.

Американский психолог Эрик Эриксон (1902–1994) наиболее содержательно представил основные постулаты социогенетического подхода к процессу развития личности. По мнению ученого, личность развивается, преодолевая кризисы, возникающие в узловых точках процесса развития. Он выделяет несколько стадий в развитии личности человека, где третья стадия приходится как раз на дошкольный период жизни. Это важный этап, на котором происходит формирование первых представлений о том, каким человеком он сам может стать в будущем. Ребенок уже может ставить перед собой задачи и находить возможные решения. Развивается любознательность и познавательная деятельность, появляется чувство уверенности в себе. Именно на этой стадии развития для ребенка очень важна нормальная и адекватная поддержка родителей. Здесь же впервые появляется чувство вины за совершенные им действия.8

Таким образом, социогенетическая концепция основывается на преодолении кризисных состояний личности, которые, в конечном итоге, определяют ее развитие.

Английский ученый, автор теории привязанности Джон Боулби (1907–1990)утверждает, что поведение привязанности, наиболее очевидное в раннем детстве, свойственно всем людям от колыбели до могилы. Люди постоянно создают близкие отношения, их интенсивность теряется с возрастом, но особые проявления привязанности в поведении во многом зависят от тех переживаний, которые были с близкими взрослыми в раннем детстве.9 В качестве главного вывода, содержащегося в докладе Боулби, является утверждение, что необходимым условием сохранения психического здоровья детей в младенческом и раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) – таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение. В то же время как человек, знающий практическую сторону жизни, Боулби понимал и всячески подчеркивал, что огромную роль в этом вопросе играет не только семья, но и общество в целом, поскольку только оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения.10

Таким образом, теория привязанности Боулби главным фактором развития личности определяет близкие продолжительные отношения ребенка со своими родными, с сохранением возникшего в детстве чувства привязанности в течение всей его жизни для устойчивого эмоционального фона личности.

Альберт Бандура (род. 1925) – американский специалист в области психологии, автор теории социального научения, в основе которой лежит мысль о развитии ребенка через научения, также уделял внимание вопросам развития личности. По мнению А. Бандуры, награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность учится имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет человека от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.11

Однако, по замечанию ученого, научиться чему-либо только лишь наблюдая за явлением или действием невозможно, необходимо самому это проделать. Для сформированности нового поведенческого акта у ребенка необходимо наличие нескольких условий: привлечь внимание ребенка к действию модели, наличие у ребенка памяти, сохраняющей информацию о воздействиях модели, двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что ребенок воспринимает, а также наличие мотивации, определяющей желание ребенка выполнять то, что он видит.

Таким образом, теория социального научения рассматривает развитие личности через выработку адекватных реакций и стратегий поведения, которое формируется в ходе наблюдения за поведением других людей.

Представленные выше теории развития личности рассматривают обозначенную проблему с разных точек зрения, определяя главным фактором развития такой аспект, который в рамках конкретной теории оказывает наибольшее влияние на дальнейшее становление человека как личности.

Отечественная наука в этом вопросе также не осталась в стороне, и на сегодняшний день существует несколько научных направлений, которые изучают процессы развития личности. Остановимся подробнее на некоторых из них, которые представляют наибольший интерес для данной работы.

Автор культурно-исторического подхода к развитию Л.С. Выготский (1896–1934)главным выводом этой концепции определяет следующее: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это умение отразилось соответственным образом на его психике, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. И здесь также он может использовать орудия, только уже другого порядка – психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.12 Выготский в своих исследованиях предпринял попытку сблизить три основных понятия: понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения собственными процессами поведения.13 Развитие высших психических функций, по мнению ученого, не заканчивается в главнейших чертах в первые три года жизни; оно не исчерпывается развитием натуральных процессов, образующих состав высших форм поведения; психология может и должна искать специфические закономерности культурно-психологического развития. Но даже в лучших исследованиях этого рода, посвященных развитию речи и мышления ребенка дошкольного и школьного возраста, развитию суждений и умозаключений в детском возрасте, развитию детского мировоззрения, представления о мире и о причинности и развитию других высших и наиболее сложных функций, образований и сторон личности ребенка, по отношению ко всем этим проблемам устанавливается своеобразный методологический подход как к природным, натуральным категориям психологии. Все взято вне исторического аспекта. Представление о мире и о причинности современного европейского ребенка из интеллигентной среды и представление о том же у ребенка какого-либо примитивного племени, мировоззрение ребенка каменного века, средних веков и XX в. – все это предполагается принципиально одинаковым, тождественным, равным. То есть культурное развитие рассматривается как саморазвитие. Отсюда неподвижный, статический, безусловный характер всех законов, управляющих развитием детского мышления и мировоззрения.14 Ведущая же роль в социогенезе принадлежит взрослому как носителю культурных средств, которые опосредуют взаимодействие ребенка с миром.15

Таким образом, культурно-историческая концепция развития Выготского соединила в себе понятия высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения личностью собственными процессами поведения.

Советский психолог, философ и педагог А.Н. Леонтьев (1903–1979) является основателем теории деятельности, в рамках которой он изучал особенности развития личности. По мнению ученого, дошкольный возраст – это этап первого рождения личности, который знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов и первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. В личности ребенка дошкольного возраста получают развитие активность и направленность, формируются первичные этические инстанции и моральные чувства.16 Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места, которое занимает ребенок в общественных отношениях, и расстановку движущих сил, которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только направляет на собственную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, – это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А.Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой – это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.17

Таким образом, согласно теории деятельности, личность способна развиваться в ходе определенного типа деятельности, которая основана на реальных жизненных процессах.

Автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин (1904–1984) попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития.18 Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что способствует познанию и овладению предметным миром. Другой вектор определяет взаимодействие ребенка с миром людей. По мнению Эльконина, деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором происходит формирование личности. Но, несмотря на то, что этот процесс единый по своей природе, в ходе развития он начинает раздваиваться. Вектор, таким образом, по своему психологическому содержанию представляет собой деятельность, которая присуща ребенку в данный момент. Эльконин обозначил ее как ведущую деятельность. Выводы ученого легли в основу его концепции, в которой центральное место занимает периодизация (этапы) психического развития ребенка. Согласно данной концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы. Результатом ее развития является освоение задач, мотивов и норм отношений. Помимо мотивационно-потребностной сферы развивается и другая сторона личности – интеллектуально-познавательная, итогом которой является освоение ребенком общественно-выработанных способов действий с предметами. Развитие личности ребенка, в конечном счете, можно представить как цепь переходов от одной стадии к качественно новой, другой.19

Таким образом, с точки зрения концепции психического развития Д.Б. Эльконина, развитие личности определяется ее взаимоотношениями с миром вещей и взаимодействием с миром людей.

Отечественный специалист в области психологии личности А.В. Петровский (1924–2006) является автором социально-психологической теории коллектива. Он рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Согласно данной концепции, становление личности дошкольника определяется особенностями его взаимоотношений с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада. Для любой такой группы характерны своя деятельность и особый стиль общения.20 При вхождении ребенка в стабильную группу, он проходит три фазы приспособления к ней:

- фаза адаптации – характеризуется утратой индивидуальных качеств, ребенок становится «как все»;

- фаза индивидуализации – поиск ребенком способов выражения своей индивидуальности;

- фаза интеграции личности в группе – сохранение тех индивидуальных черт ребенка, которые нужны группе, изменение норм группы «под ребенка».21 В дошкольном возрасте процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации.

Таким образом, согласно А.В. Петровскому, развитие личности в дошкольном возрасте – это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде посредством прохождения процессов адаптации, индивидуализации и интеграции.

Подводя итоги, можно отметить, что в науке сложилось несколько точек зрения на природу развития личности. Однако изучение становления личности в дошкольный период обретает важность в силу того, что в этом возрасте закладываются не только черты характера маленького человека, но и формируется мировоззрение, внутренний мир, собственная позиция, то есть те качества, которые и определяют индивида как личность.























1 Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М-Воронеж, 1996; Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991; Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990; Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 1994. – № 1; Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.

2 Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности – СПб., 2003. – URL: http://psylib.org.ua/books/hjelz01 /txt05.htm. (дата обращения: 04.06.2017).

3 Толочек В.А. Современная психология труда. – М., 2005 – URL: http://psihologia.biz/truda-injenernaya-psihologiya/126-periodizatsiya-jizni-professionalnogo-22005.html. (дата обращения 04.07.2017).

4 Психологическая энциклопедия. – URL: http://enc-dic.com/enc_psy/Psihodinamika--20992.html. (дата обращения: 02.06.2017).

5 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. – С. 225.

6 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2004. – С. 32.

7 Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – 5-е междунар. изд. – СПб., 2002. –С. 149.

8 Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 39-40.

9 Анисимова О.М., Трошихина Е.Г. Самоуважение и развитие личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 12. – 2008. – Вып. 4. – С. 65.

10 Боулби Дж. Привязанность. / Пер. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской. – М., 2003. – С. 4.

11 Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности – PSYCHOJOURNAL.RU. – Научно-популярный психологический портал – URL: http://psychojournal.ru/psychologists/317-albert-bandura-socialno-kognitivnaya-teoriya-lichnosti.html. (дата обращения: 03.07.2017).

12 Маклаков А.Г. Общая психология – СПб., 2001. – С. 95.

13 Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2005. – С. 216.

14 Там же. – С. 219-220.

15 Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 164.

16 Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие. – М., 2013. – С. 82.

17 Тихолиз В.М. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 3 (30). – URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf. (датаобращения:03.07.2017).

18 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

19 Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 57.

20 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – 5-е изд. – М., 1999. – С. 85.

21 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998 URL: https://www. psyoffice.ru/9/petya01/txt09.html. (дата обращения: 05.07.2017).

13


Обсуждение материала
Сергей Колодин
22.11.2023 19:53
Отсутствуют авторские данные, материал частично соответствует заявленному типу.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров