Теории развития личности дошкольников в психолого-педагогическом знании
Теории развития личности дошкольников
в психолого-педагогическом знании
Ранний дошкольный возраст является важным периодом в развитии человека. На данном этапе происходит формирование базовых составляющих личности: проявляются особенности характера маленького человека, который социализируется и адаптируется к жизни в обществе; развиваются различные способности ребенка – физические, интеллектуальные, творческие, личностные и пр.; оформляется эмоционально-психологический фон; формируется собственный внутренний мир со своими личными установками, направленностью мыслей и т. д.
Накопленные в процессе исследований знания – с одной стороны, новые подходы современной науки – с другой, а также формирующиеся требования современного общества к человеку выявляют не только недостающие звенья в понимании развития как таковом, но и задают тон многим важнейшим направлениям поиска, определяя проблемы развития именно в детском возрасте. В частности, изучение развития ребенка в дошкольный период также обрело научные формы.
Потребность в решении представленных выше проблем и вопросов обусловила в последние годы повышенное внимание к ним, что нашло отражение в научной литературе.1
Этапы и особенности развития личности, различные аспекты деятельности, связанные с развитием, а также системы факторов, методов и условий, оказывающих влияние на развитие личности, всегда вызывали огромный интерес представителей разных научных направлений, таких как социология, педагогика, возрастная и социальная педагогика, социальная антропология, психология и социальная психология, социология личности, психология личности, биология, философия и ряд других.
Теоретические наработки и исследования в области развития личности в целом, и детей разного возраста, в частности, составляют огромный фундаментальный пласт знаний как в трудах зарубежных ученых, так и в разработках отечественных исследователей.
В данной работе представляется возможным рассмотреть ряд наиболее важных и компетентных теорий в области развития личности дошкольников (Табл. 1).
Таблица 1.
Теории развития личности
Теория |
Авторы |
Сущностные аспекты |
Зарубежные концепции |
||
Психодинамическая |
З. Фрейд |
сконцентрировано внимание на борьбе разных аспектов личности, таких как мышление, чувства и поведение, под воздействием которых происходит формирование личности и определение траектории ее дальнейшего развития |
Когнитивная |
Ж. Пиаже |
сфокусированы процессы развития личности исключительно на росте интеллекта, эволюции мыслительной деятельности и формировании умственных способностей, которые в совокупности являются неким фундаментом для дальнейшего взросления и развития |
Социогенетическая |
Э. Эриксон |
основывается на преодолении кризисных состояний личности, которые, в конечном итоге, определяют ее развитие |
Теория привязанности |
Дж. Боулби |
главным фактором развития личности определяет близкие продолжительные отношения ребенка со своими родными, с сохранением возникшего в детстве чувства привязанности в течение всей его жизни для устойчивого эмоционального фона личности |
Теория социального научения |
А. Бандура |
рассматривает развитие личности через выработку адекватных реакций и стратегий поведения, которое формируется в ходе наблюдения за поведением других людей |
Отечественные концепции |
||
Культурно-историческая |
Л.С. Выготский |
соединила в себе понятия высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения личностью собственными процессами поведения |
Теория деятельности |
А.Н. Леонтьев |
личность способна развиваться в ходе определенного типа деятельности, которая основана на реальных жизненных процессах |
Теория психического развития |
Д.Б. Эльконин |
развитие личности определяется ее взаимоотношениями с миром вещей и взаимодействием с миром людей |
Социально-психологическая теория коллектива |
А.В. Петровский |
развитие личности в дошкольном возрасте – это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде посредством прохождения процессов адаптации, индивидуализации и интеграции |
Так, например, теоретические воззрения австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда (1836–1939) представлены в рамках психодинамической концепции личности.
Фрейд был первым ученым-психологом, кто охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.2 Психодинамика – один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил.
Фрейд в своей теории исходит из того, что неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение длительного времени. Согласно теории Фрейда, именно на этот период приходится основной этап развития личности человека. При рождении ребенок представляет собой чистое Оно – примитивную составную часть личности. По мере биологического созревания ребенка развивается и его Я, которое опирается на разумный контакт с внешним миром.3 Это означает, что Я побуждает индивидуума подчиняться требованиям общества и учиться откладывать удовлетворение своих порывов ради достижения более широких социальных целей.
В результате этого к 3-6 годам появляется Сверх-Я или совесть, постоянно конфликтующая с Оно, тогда как Я пытается достичь чувства душевного равновесия личности. Период от 3 до 5 лет автор характеризует как высшую ступень детской сексуальности. Дети в этом возрасте начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка – это родители. Правильная реакция родителей во время этой стадии имеет важное значение. Я оценивает степень безопасности или угрозы, возникающей при вознаграждении желаний, ограничивает фрустрацию, препятствия и искажения на путях разрядки и, в конечном итоге, приводит разрядку в соответствие с требованиями реальности и Сверх-Я.4
Таким образом, Фрейд в своей психодинамической концепции сконцентрировал внимание на борьбе разных аспектов личности, таких как мышление, чувства и поведение. Именно под их воздействием происходит формирование личности и определение траектории ее дальнейшего развития.
С точки зрения представителя когнитивной концепции развития личности швейцарского психолога и философа Жана Пиаже (1896–1980) главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Согласно Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того, как происходит общее развитие детского организма, и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира.5 Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, «обучение в процессе деятельности») необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления.
По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит три больших стадии:
1. «Сенсомоторный интеллект» (от рождения до 24 месяца).
2. «Репрезентативный интеллект и конкретные операции» (с 2 до12 лет).
3. «Репрезентативный интеллект и формальные операции» (с 12 до 14 лет).6
Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.
По мнению Ж. Пиаже, подобно тому, как дошкольники не способны принять во внимание два параметра при выполнении заданий на сохранение, они также неспособны учесть более одной точки зрения в своем общении с окружающими.7 В этом возрасте дети эгоцентричны, рассматривают все исключительно с собственной точки зрения.
Таким образом, концепция Пиаже сфокусировала процессы развития личности исключительно на росте интеллекта, эволюции мыслительной деятельности и формировании умственных способностей, которые в совокупности являются фундаментом для дальнейшего взросления и развития.
Американский психолог Эрик Эриксон (1902–1994) наиболее содержательно представил основные постулаты социогенетического подхода к процессу развития личности. По мнению ученого, личность развивается, преодолевая кризисы, возникающие в узловых точках процесса развития. Он выделяет несколько стадий в развитии личности человека, где третья стадия приходится как раз на дошкольный период жизни. Это важный этап, на котором происходит формирование первых представлений о том, каким человеком он сам может стать в будущем. Ребенок уже может ставить перед собой задачи и находить возможные решения. Развивается любознательность и познавательная деятельность, появляется чувство уверенности в себе. Именно на этой стадии развития для ребенка очень важна нормальная и адекватная поддержка родителей. Здесь же впервые появляется чувство вины за совершенные им действия.8
Таким образом, социогенетическая концепция основывается на преодолении кризисных состояний личности, которые, в конечном итоге, определяют ее развитие.
Английский ученый, автор теории привязанности Джон Боулби (1907–1990)утверждает, что поведение привязанности, наиболее очевидное в раннем детстве, свойственно всем людям от колыбели до могилы. Люди постоянно создают близкие отношения, их интенсивность теряется с возрастом, но особые проявления привязанности в поведении во многом зависят от тех переживаний, которые были с близкими взрослыми в раннем детстве.9 В качестве главного вывода, содержащегося в докладе Боулби, является утверждение, что необходимым условием сохранения психического здоровья детей в младенческом и раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) – таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение. В то же время как человек, знающий практическую сторону жизни, Боулби понимал и всячески подчеркивал, что огромную роль в этом вопросе играет не только семья, но и общество в целом, поскольку только оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения.10
Таким образом, теория привязанности Боулби главным фактором развития личности определяет близкие продолжительные отношения ребенка со своими родными, с сохранением возникшего в детстве чувства привязанности в течение всей его жизни для устойчивого эмоционального фона личности.
Альберт Бандура (род. 1925) – американский специалист в области психологии, автор теории социального научения, в основе которой лежит мысль о развитии ребенка через научения, также уделял внимание вопросам развития личности. По мнению А. Бандуры, награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность учится имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет человека от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.11
Однако, по замечанию ученого, научиться чему-либо только лишь наблюдая за явлением или действием невозможно, необходимо самому это проделать. Для сформированности нового поведенческого акта у ребенка необходимо наличие нескольких условий: привлечь внимание ребенка к действию модели, наличие у ребенка памяти, сохраняющей информацию о воздействиях модели, двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что ребенок воспринимает, а также наличие мотивации, определяющей желание ребенка выполнять то, что он видит.
Таким образом, теория социального научения рассматривает развитие личности через выработку адекватных реакций и стратегий поведения, которое формируется в ходе наблюдения за поведением других людей.
Представленные выше теории развития личности рассматривают обозначенную проблему с разных точек зрения, определяя главным фактором развития такой аспект, который в рамках конкретной теории оказывает наибольшее влияние на дальнейшее становление человека как личности.
Отечественная наука в этом вопросе также не осталась в стороне, и на сегодняшний день существует несколько научных направлений, которые изучают процессы развития личности. Остановимся подробнее на некоторых из них, которые представляют наибольший интерес для данной работы.
Автор культурно-исторического подхода к развитию Л.С. Выготский (1896–1934)главным выводом этой концепции определяет следующее: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это умение отразилось соответственным образом на его психике, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. И здесь также он может использовать орудия, только уже другого порядка – психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.12 Выготский в своих исследованиях предпринял попытку сблизить три основных понятия: понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения собственными процессами поведения.13 Развитие высших психических функций, по мнению ученого, не заканчивается в главнейших чертах в первые три года жизни; оно не исчерпывается развитием натуральных процессов, образующих состав высших форм поведения; психология может и должна искать специфические закономерности культурно-психологического развития. Но даже в лучших исследованиях этого рода, посвященных развитию речи и мышления ребенка дошкольного и школьного возраста, развитию суждений и умозаключений в детском возрасте, развитию детского мировоззрения, представления о мире и о причинности и развитию других высших и наиболее сложных функций, образований и сторон личности ребенка, по отношению ко всем этим проблемам устанавливается своеобразный методологический подход как к природным, натуральным категориям психологии. Все взято вне исторического аспекта. Представление о мире и о причинности современного европейского ребенка из интеллигентной среды и представление о том же у ребенка какого-либо примитивного племени, мировоззрение ребенка каменного века, средних веков и XX в. – все это предполагается принципиально одинаковым, тождественным, равным. То есть культурное развитие рассматривается как саморазвитие. Отсюда неподвижный, статический, безусловный характер всех законов, управляющих развитием детского мышления и мировоззрения.14 Ведущая же роль в социогенезе принадлежит взрослому как носителю культурных средств, которые опосредуют взаимодействие ребенка с миром.15
Таким образом, культурно-историческая концепция развития Выготского соединила в себе понятия высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения личностью собственными процессами поведения.
Советский психолог, философ и педагог А.Н. Леонтьев (1903–1979) является основателем теории деятельности, в рамках которой он изучал особенности развития личности. По мнению ученого, дошкольный возраст – это этап первого рождения личности, который знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов и первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. В личности ребенка дошкольного возраста получают развитие активность и направленность, формируются первичные этические инстанции и моральные чувства.16 Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места, которое занимает ребенок в общественных отношениях, и расстановку движущих сил, которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только направляет на собственную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, – это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А.Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой – это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.17
Таким образом, согласно теории деятельности, личность способна развиваться в ходе определенного типа деятельности, которая основана на реальных жизненных процессах.
Автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин (1904–1984) попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития.18 Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что способствует познанию и овладению предметным миром. Другой вектор определяет взаимодействие ребенка с миром людей. По мнению Эльконина, деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором происходит формирование личности. Но, несмотря на то, что этот процесс единый по своей природе, в ходе развития он начинает раздваиваться. Вектор, таким образом, по своему психологическому содержанию представляет собой деятельность, которая присуща ребенку в данный момент. Эльконин обозначил ее как ведущую деятельность. Выводы ученого легли в основу его концепции, в которой центральное место занимает периодизация (этапы) психического развития ребенка. Согласно данной концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы. Результатом ее развития является освоение задач, мотивов и норм отношений. Помимо мотивационно-потребностной сферы развивается и другая сторона личности – интеллектуально-познавательная, итогом которой является освоение ребенком общественно-выработанных способов действий с предметами. Развитие личности ребенка, в конечном счете, можно представить как цепь переходов от одной стадии к качественно новой, другой.19
Таким образом, с точки зрения концепции психического развития Д.Б. Эльконина, развитие личности определяется ее взаимоотношениями с миром вещей и взаимодействием с миром людей.
Отечественный специалист в области психологии личности А.В. Петровский (1924–2006) является автором социально-психологической теории коллектива. Он рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Согласно данной концепции, становление личности дошкольника определяется особенностями его взаимоотношений с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада. Для любой такой группы характерны своя деятельность и особый стиль общения.20 При вхождении ребенка в стабильную группу, он проходит три фазы приспособления к ней:
- фаза адаптации – характеризуется утратой индивидуальных качеств, ребенок становится «как все»;
- фаза индивидуализации – поиск ребенком способов выражения своей индивидуальности;
- фаза интеграции личности в группе – сохранение тех индивидуальных черт ребенка, которые нужны группе, изменение норм группы «под ребенка».21 В дошкольном возрасте процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации.
Таким образом, согласно А.В. Петровскому, развитие личности в дошкольном возрасте – это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде посредством прохождения процессов адаптации, индивидуализации и интеграции.
Подводя итоги, можно отметить, что в науке сложилось несколько точек зрения на природу развития личности. Однако изучение становления личности в дошкольный период обретает важность в силу того, что в этом возрасте закладываются не только черты характера маленького человека, но и формируется мировоззрение, внутренний мир, собственная позиция, то есть те качества, которые и определяют индивида как личность.
1 Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М-Воронеж, 1996; Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991; Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990; Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 1994. – № 1; Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.
2 Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности – СПб., 2003. – URL: http://psylib.org.ua/books/hjelz01 /txt05.htm. (дата обращения: 04.06.2017).
3 Толочек В.А. Современная психология труда. – М., 2005 – URL: http://psihologia.biz/truda-injenernaya-psihologiya/126-periodizatsiya-jizni-professionalnogo-22005.html. (дата обращения 04.07.2017).
4 Психологическая энциклопедия. – URL: http://enc-dic.com/enc_psy/Psihodinamika--20992.html. (дата обращения: 02.06.2017).
5 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. – С. 225.
6 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2004. – С. 32.
7 Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – 5-е междунар. изд. – СПб., 2002. –С. 149.
8 Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 39-40.
9 Анисимова О.М., Трошихина Е.Г. Самоуважение и развитие личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 12. – 2008. – Вып. 4. – С. 65.
10 Боулби Дж. Привязанность. / Пер. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской. – М., 2003. – С. 4.
11 Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности – PSYCHOJOURNAL.RU. – Научно-популярный психологический портал – URL: http://psychojournal.ru/psychologists/317-albert-bandura-socialno-kognitivnaya-teoriya-lichnosti.html. (дата обращения: 03.07.2017).
12 Маклаков А.Г. Общая психология – СПб., 2001. – С. 95.
13 Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2005. – С. 216.
14 Там же. – С. 219-220.
15 Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 164.
16 Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие. – М., 2013. – С. 82.
17 Тихолиз В.М. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 3 (30). – URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf. (датаобращения:03.07.2017).
18 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
19 Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – С. 57.
20 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – 5-е изд. – М., 1999. – С. 85.
21 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998 – URL: https://www. psyoffice.ru/9/petya01/txt09.html. (дата обращения: 05.07.2017).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»