Создание условий в группе для проявления самостоятельности детей в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО
Статья предоставлена О.Ю. Ивановой для ознакомления.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
Статья
«Создание условий в группе для проявления самостоятельности детей в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО» (долгосрочный педагогический проект)
Разработала:
воспитатель высшей кв. категории
Иванова Ольга Юрьевна
Каменск – Уральский
2015
Создание условий в группе для проявления самостоятельности детей в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО (долгосрочный педагогический проект)
Иванова Ольга Юрьевна, воспитатель высшей кв. категории,
Город Каменск – Уральский МБДОУ
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
Все мы родом из детства! И все мы когда - то шаг за шагом осваивали необходимые нам в жизни знания и умения, приобретали жизненный опыт. Однако, став взрослыми, мы нередко забываем о развитии у детей самостоятельности и ответственности за совершаемые поступки.
Современное дошкольное образование в соответствии с ФГОС ДО, как первая ступень общего образования России, претерпело коренные преобразования. В современных условиях дошкольного образования детские сады начинают выполнять функции максимального развития личности, раскрывая индивидуальные способности каждого ребёнка.
Стремление к самостоятельности формируется у младших дошкольников в опыте и сотрудничестве со взрослым.
Итак, перед воспитателем стоит непростая задача – воспитать развитую, творческую, самостоятельную личность.
С этой целью я разработала долгосрочный педагогический проект по создание условий в группе для проявления самостоятельности детей в младшем дошкольном возрасте – «Я сам!»
Цель моей работы – выявление организационно – педагогических условий необходимых для эффективного развития самостоятельности младших дошкольников.
Объект исследования – процесс развития самостоятельности у детей 3 – 5 лет.
Предмет исследования – теоретические и организационно – педагогические условия развития самостоятельности у младших дошкольников.
Во время работы над проектом мной были сформулированы следующие условия, необходимые для формирования детской самостоятельности:
-
Дети 3 – 4 лет особенно нуждаются в материнской поддержке и заботе воспитателя. Именно материнская забота, дружеская поддержка воспитателя нужна для развития у малышей первых самостоятельных действий. Это и будет первым условием формирования детской самостоятельности.
-
Второе условие – оценка педагогом группы важности детского труда для всей группы. Здесь я акцентирую внимание детей на то, что одной мне не справиться, и мне непременно нужна ваша помощь, будь, то в накрывании стола, в уборке снега на участке, при подготовке к занятиям.
-
Третье условие - уменьшение количества запретных бытовых действий в группе и на участке детского сада.
-
Четвёртое условие - Наличие в группе детского инвентаря для хозяйственно - бытовых работ.
-
Пятое условие - Соблюдение антропометрических данных при подборе групповой мебели и детского инвентаря.
-
Шестое условие - Систематическое приобщение к труду каждого ребёнка.
-
Седьмое условие - Похвала взрослого результатов детского труда.
-
Восьмое условие – развивающая среда группы.
Образовательная среда в группе включает некоторые элементы педагогики Монтессори. Без организованной среды группа не может функционировать как система. Мной в группе были созданы некоторые зоны согласно методике Монтессори, которые соответствуют возрасту моих воспитанников.
-
Центр упражнений из повседневной жизни. Данный центр – это не единое целое, так как для выполнения бытовых действий отведены разные групповые помещения (приёмная, групповая комната, спальня, умывальная).
2.Центр сенсорного восприятия для изучения детьми величины, размера и формы. В этой зоне я расположила следующие игры «Волшебная корзиночка «Тактильный модуль», «Сортировка по цвету».
3.Математический центр – на уровне глаз расположен материал для развития навыка счёта, соотношения числа и цифры.
4.Центр развития речи, направленный на расширение словарного запаса.
5.Центр творчества. Во всех своих группах я веду кружок «Тестопластика» по собственной программе. В итоге у ребёнка формируется навык лепки, творческая активность, в основе, которой всегда лежит детская самостоятельность. Руководствуясь своим планированием, я добилась следующего результата:
-
Дети самостоятельно одеваются в соответствии с возрастной нормой.
-
Дети дежурят по группе с удовольствием.
-
Ребята принимают участие в уборке игрушек.
-
Самостоятельны в выборе игры;
-
Активно участвуют в мероприятиях различного уровня.
6.Центр уединения, где помещены роза примирения, коврик дружбы, стаканчик для крика, различные фотографии, мягкие игрушки и др.
Таким образом, соблюдая, вышеперечисленные условия успешного привития самостоятельности детям младшего дошкольного возраста, имея в группе среду, предусмотренную ФГОС ДО, можно к старшему дошкольному возрасту достичь положительных результатов в привитии дошкольникам самостоятельности. Уровень овладения самостоятельности отслеживаю у детей с помощью мониторинга, который является частью программы «Я сам!».
Список литературы
1.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО