В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Развитие пространственных представлений в дошкольном учреждении посредством игрового пособия «Ковроплан».

Развитие пространственных представлений в дошкольном учреждении посредством игрового пособия «Ковроплан».

Ольга Осинская
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:14просмотров: 566
Краткое описание
В статье представлен опыт по организации развивающей
предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном
учреждении, направленный на развитие пространственных представлений
детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развитие пространственных представлений в дошкольном учреждении посредством игрового пособия «Ковроплан».docx Скачать

Развитие пространственных представлений в дошкольном учреждении посредством игрового пособия «Ковроплан».


Аннотация. В статье представлен опыт по организации развивающей

предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном

учреждении, направленный на развитие пространственных представлений

детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями. Предложенная

авторская игра для детей дошкольного возраста с нарушением зрения будет

интересна воспитателям, родителям.

Введение. Ориентировка в пространстве – одна из нелегких задач,

входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. У многих

слабовидящих детей часто встречаются затруднения ориентировочно-

поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных

представлений, недостаточно развиты возможности практической

ориентировки, наблюдаются ошибки выделения

пространственного

расположения предметов и словесных обозначений пространственных

отношений [2].

Основная часть. Недостаточность пространственных представлений у

детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела:

формирование представлений о ведущей руке, о частях тела происходит

значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при

дифференциации правой и левой сторон тела [3]. Многие пространственные

понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе

специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную

удаленность: понятия далеко, близко, заменяются у них определениями «там» и

«тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих

пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с

трудом воспринимает пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-

пространственные нарушения.

Для формирования умения определять пространственное расположение

предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам,

развития представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по

вертикальной и горизонтальной осям, а также развития умения самостоятельно

употреблять в речи предлоги, обозначающие расположение объектов в

пространстве («над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и

т.п.), создано авторское игровое пособие «Ковроплан».

Описание игрового пособия:

Изготовлено пособие из современных и безопасных материалов. На

игровое поле, которое надежно фиксируется на стену на уровне роста ребенка

или располагается на полу, крепятся дорожки-маршруты в зависимости от

задач игры. К пособию разработаны игровые задания, изготовлены картинки с предметами, геометрическими фигурами, карточки различной

фактуры, полоски-планшеты из тонкого пластика с окошками-кармашками.

Пособие применяется на занятиях, в индивидуальной работе и для

самостоятельного использования ребенком.

1-ый вариант игры. На сменяемой карте-плане (приёмной, групповой,

спальной комнат) ребенок среди подобных предметов находит свое место

(шкафчик, стол, кровать), которое обозначено тактильной карточкой с крупным

рельефным рисунком. Такие же тактильные карточки расположены и на

реальных объектах. Такой вариант игры необходим на начальном этапе для

адаптации слабовидящего ребенка в новой среде.

2-й вариант игры. Ребёнок держит в руках полоску-планшет с окошками, в

которые вставлены картинки с предметами (картинки-подсказки). Ребёнок

находит на игровом поле с разными дорожками-маршрутами свой маршрут

движения, например, путь из групповой комнаты в музыкальный зал;

усложненный вариант предполагает, например, путь на определенный участок

территории детского сада.

3-ой вариант игры. Ребенок с закрытыми глазами в сопровождении

взрослого проходит по группе, взрослый называет место (например, шкафчик в

раздевалке, стол в группе, уголок конструирования), а ребенок с помощью

осязания запоминает соответствующие тактильные карточки. Затем, открыв

глаза, он на карте-плане должен восстановить маршрут и расположить карточки

на нужные места.

4-й вариант игры. Ребенок определяет свой маршрут от детского сада до

своего дома, заполняя полоску-планшет картинками и проговаривая все шаги

передвижения.

5-й вариант игры. Игровое пособие используется и в самостоятельной

деятельности. Ребенок сам заполняет полоску-планшет картинками, меняет

картинки на маршрутах-дорожках и места, к которым ведут дорожки-

маршруты.

Основные правила игрового действия:

- начинать движение на игровом поле по маршрутам, снизу;

- соотносить картинки на полоске-планшете с картинками на карте-плане;

- следовать по картинкам на полоске-планшете слева-направо;

- во время движения по маршруту называть направления движения, используя

слова: «прямо», «вверх», «вниз», «направо», «налево», «вперёд», «назад»;

- в конце движения назвать пункт назначения, куда привёл маршрут.

Пособие обеспечивает:

- развитие навыков пространственного ориентирования;

- развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, тактильного восприятия;

- употребление в речи пространственных терминов;

- развитие зрительно-моторной координации.

Заключение. Использование игры «Ковроплан» позволяет воспитанникам

с нарушением зрения учиться определять пространственные расположения

объектов при ориентировке на плоскости и в пространстве. Замечено, что дети

активнее употребляют словесные обозначения пространственных отношений,выраженных предлогами и наречиями, лучше ориентируется в помещении и на

территории детского сада.

Таким образом, целенаправленная работа по организации развивающей

предметно-пространственной среды способствует формированию навыков

пространственных представлений, коммуникативных навыков, которые

помогут адаптироваться к окружающей среде.

Список использованных источников.

1. Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с

нарушением зрения». Москва – 2006г.;

2. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с

нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А. Дружинина и

др.; науч. ред. Л.А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины

Волковой 2008 — 144 с.;

3. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с

нарушением зрения: метод. пособие / Е. Н. Подколзина. - М.: Линка-Пресс,

200

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров