Развитие пространственных представлений в дошкольном учреждении посредством игрового пособия «Ковроплан».
предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном
учреждении, направленный на развитие пространственных представлений
детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями.
Развитие пространственных представлений в дошкольном учреждении посредством игрового пособия «Ковроплан».
Аннотация. В статье представлен опыт по организации развивающей
предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном
учреждении, направленный на развитие пространственных представлений
детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями. Предложенная
авторская игра для детей дошкольного возраста с нарушением зрения будет
интересна воспитателям, родителям.
Введение. Ориентировка в пространстве – одна из нелегких задач,
входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. У многих
слабовидящих детей часто встречаются затруднения ориентировочно-
поисковой деятельности, наблюдается слабое развитие пространственных
представлений, недостаточно развиты возможности практической
ориентировки, наблюдаются ошибки выделения
пространственного
расположения предметов и словесных обозначений пространственных
отношений [2].
Основная часть. Недостаточность пространственных представлений у
детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела:
формирование представлений о ведущей руке, о частях тела происходит
значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при
дифференциации правой и левой сторон тела [3]. Многие пространственные
понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе
специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную
удаленность: понятия далеко, близко, заменяются у них определениями «там» и
«тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих
пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с
трудом воспринимает пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-
пространственные нарушения.
Для формирования умения определять пространственное расположение
предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам,
развития представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по
вертикальной и горизонтальной осям, а также развития умения самостоятельно
употреблять в речи предлоги, обозначающие расположение объектов в
пространстве («над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и
т.п.), создано авторское игровое пособие «Ковроплан».
Описание игрового пособия:
Изготовлено пособие из современных и безопасных материалов. На
игровое поле, которое надежно фиксируется на стену на уровне роста ребенка
или располагается на полу, крепятся дорожки-маршруты в зависимости от
задач игры. К пособию разработаны игровые задания, изготовлены картинки с предметами, геометрическими фигурами, карточки различной
фактуры, полоски-планшеты из тонкого пластика с окошками-кармашками.
Пособие применяется на занятиях, в индивидуальной работе и для
самостоятельного использования ребенком.
1-ый вариант игры. На сменяемой карте-плане (приёмной, групповой,
спальной комнат) ребенок среди подобных предметов находит свое место
(шкафчик, стол, кровать), которое обозначено тактильной карточкой с крупным
рельефным рисунком. Такие же тактильные карточки расположены и на
реальных объектах. Такой вариант игры необходим на начальном этапе для
адаптации слабовидящего ребенка в новой среде.
2-й вариант игры. Ребёнок держит в руках полоску-планшет с окошками, в
которые вставлены картинки с предметами (картинки-подсказки). Ребёнок
находит на игровом поле с разными дорожками-маршрутами свой маршрут
движения, например, путь из групповой комнаты в музыкальный зал;
усложненный вариант предполагает, например, путь на определенный участок
территории детского сада.
3-ой вариант игры. Ребенок с закрытыми глазами в сопровождении
взрослого проходит по группе, взрослый называет место (например, шкафчик в
раздевалке, стол в группе, уголок конструирования), а ребенок с помощью
осязания запоминает соответствующие тактильные карточки. Затем, открыв
глаза, он на карте-плане должен восстановить маршрут и расположить карточки
на нужные места.
4-й вариант игры. Ребенок определяет свой маршрут от детского сада до
своего дома, заполняя полоску-планшет картинками и проговаривая все шаги
передвижения.
5-й вариант игры. Игровое пособие используется и в самостоятельной
деятельности. Ребенок сам заполняет полоску-планшет картинками, меняет
картинки на маршрутах-дорожках и места, к которым ведут дорожки-
маршруты.
Основные правила игрового действия:
- начинать движение на игровом поле по маршрутам, снизу;
- соотносить картинки на полоске-планшете с картинками на карте-плане;
- следовать по картинкам на полоске-планшете слева-направо;
- во время движения по маршруту называть направления движения, используя
слова: «прямо», «вверх», «вниз», «направо», «налево», «вперёд», «назад»;
- в конце движения назвать пункт назначения, куда привёл маршрут.
Пособие обеспечивает:
- развитие навыков пространственного ориентирования;
- развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, тактильного восприятия;
- употребление в речи пространственных терминов;
- развитие зрительно-моторной координации.
Заключение. Использование игры «Ковроплан» позволяет воспитанникам
с нарушением зрения учиться определять пространственные расположения
объектов при ориентировке на плоскости и в пространстве. Замечено, что дети
активнее употребляют словесные обозначения пространственных отношений,выраженных предлогами и наречиями, лучше ориентируется в помещении и на
территории детского сада.
Таким образом, целенаправленная работа по организации развивающей
предметно-пространственной среды способствует формированию навыков
пространственных представлений, коммуникативных навыков, которые
помогут адаптироваться к окружающей среде.
Список использованных источников.
1. Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с
нарушением зрения». Москва – 2006г.;
2. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с
нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А. Дружинина и
др.; науч. ред. Л.А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины
Волковой 2008 — 144 с.;
3. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с
нарушением зрения: метод. пособие / Е. Н. Подколзина. - М.: Линка-Пресс,
200
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»