Программы курсов внеурочной деятельности. «Программа образовательной студии «Книга в кадре. Создание буктрейлера»»
•планировать собственную деятельность, определять способы выполнения поставленных задач, оценивать качество;
•осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач,
•применять литературные знания и др.
Программы курсов внеурочной деятельности.
ТЕМА: «Программа образовательной студии
«Книга в кадре. Создание буктрейлера»»
Автор: Зырянова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ 12 «Центр образования»,
Серпухов
2023 г.
Пояснительная записка
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие компьютерных технологий.
В тоже время с ростом новейших технологий замечается спад интереса к духовным и нравственным ценностям, в том числе к чтению художественной литературы, к книжной продукции в целом.
Социальным заказом современного общества школам следует считать обеспечение уровня не только информационной, но и нравственной культуры учащегося. Кроме того, школа должна учить молодое поколение свободно ориентироваться и жить в быстро меняющихся социально-экономических условиях, сохраняя при этом духовность.
Замысел: круг возможностей развития вышеуказанных ориентиров и самореализации учащихся можно существенно расширить, используя информационные технологии и популяризацию чтения путем создания видеороликов-буктрейлеров по сюжетам художественных произведений.
Итоговым продуктом работы образовательной студии является самостоятельно созданный и смонтированный игровой буктрейлер, который будет запущен на школьных экранах телевизоров в течение одного дня.
Требования к итоговому продукту: информативность, полнота раскрытия темы; – оригинальность содержания и формы работы; эстетика оформления и дизайн;органичность сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги;эмоциональное воздействие.
Длительность работы студии: 18 часов (3 дня по 6 часов)
Характеристика основных образовательных результатов
В результате освоения программы учащиеся научатся:
-
планировать собственную деятельность, определять способы выполнения поставленных задач, оценивать качество;
-
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач,
-
применять литературные знания;
-
научиться делать кино и рекламу;
-
выполнять экранизацию художественного произведения;
-
находить новые решения для каждой творческой задачи.
В результате освоения программы учащиеся узнают:
-
процесс создания фильма/ролика;
-
примеры экранизации художественных произведений.
Перечень основных видов деятельности
Основная деятельность |
Количество часов |
Выбор студии |
2 |
Инструктаж |
1 |
Планирование деятельности, определение итогового продукта |
1 |
Беседа о фильмах |
1 |
Подготовка рабочего места, материалов, инструментов |
1 |
Работа с текстом |
1 |
Съемка буктрейлера |
3 |
Изготовление продукта (видеомонтаж) |
4 |
Корректировка продукта |
1 |
Подготовка презентации продукта |
1 |
Выставка |
1 |
Рефлексия |
1 |
Итого |
18 |
Мониторинг результатов обучения проводится в виде взаимооценивания учащихся по следующим критериям.
Критерии оценивания:
-
Активное участие в обсуждении
-
Выполнение всех спланированных заданий
-
Активная позиция при выполнении заданий
-
Создание качественного продукта
По итогам выставляется оценка - 0 (занятия не посещал), 3, 4, 5.
Демонстрация итогового продукта производится на итоговом мероприятии в форме выставки.
Количество учащихся в студии не более 16 чел.
Деятельность |
Количество часов |
1. Знакомство с понятием «Буктрейлер», основные виды буктрейлеров, общие принципы его создания |
1 |
2. Выбор книги для рекламы. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). |
2 |
3. Подбор актеров, создание декораций, композиция кадра, подбор места съемок |
5 |
4. Съемки буктрейлера |
4 |
5. Видеомонтаж буктрейлера(вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук) |
4 |
6. Подготовка презентации |
2 |
Итого |
18 |
Описание примерного содержания занятий
День 1 |
День 2 |
День 3 |
Общий сбор Процедура выбора. Работа студии: Упражнения на знакомство, взаимодействие и командообразование Определение цели, задач и результата работы студии Планирование работы на ближайшие дни Обсуждение критериев оценки за работу на студии Знакомство с понятием «Буктрейлер», основные виды буктрейлеров, общие принципы его создания. Работа в парах. Составление общего макета сценария. Выбор книги для рекламы. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). |
Практика в интенсиве (6 часов): подбор актеров, создание декораций, композиция кадра, подбор места съемок. Съемки буктрейлера. Видеомонтаж буктрейлера (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку) |
Интенсив (3 часа): Видеомонтаж буктрейлера (изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук) Процедура выхода (3 часа): подготовка презентации; презентация – выставка (итоговое мероприятие); рефлексия. |
Дидактические материалы
Общие правила создания видеоролика
В общем виде этапы создания видеоролика с точки зрения заказчика можно представить так:
-
Выбор видеостудии.
-
Первое обсуждение.
-
Сценарий и раскадровка.
-
Съемка.
-
Звук.
-
Монтаж.
-
Продвижение видеоролика.
Выбор видеостудии
Важно – прежде чем обращаться в видеостудии, продумайте и чётко определите: цель, бюджет, хронометраж видеоролика.
Первое обсуждение
Именно на первой встрече рождается масса интересных идей, которые могут стать основой будущего видеоролика. Хороший креатив рождается в процессе обсуждения проекта, когда идёт информация от заказчика, т.е. от вас. Обсудите о продукте, целевой аудитории. Даже небольшая деталь может оказаться важной и сформировать замысел видеоролика.
Сценарий и раскадровка
Возможно, у вас уже есть какие-то идеи относительно сценария. Выскажите их в группе. Если идей нет – ничего страшного, на основе своего опыта и задач в группе может появится сценарий видеоролика в ходе мозгового штурма.
Съемка
При создании видеоролика можно использовать несколько техник – живая съёмка с актёрами и декорациями или компьютерная анимация и инфографика.
Возможные решения:
-
Постановочная съемка, подбор актёров и декораций
-
Съемка вживую
-
Выполнение мультфильма с применением различных редакторов
Звук
После того как готов видеоматериал, создаётся аудиодорожка. Выберите в группе диктора. Диктор начитывает закадровый текст, специалист по аудио монтажу обрабатывает звук и подбирает музыкальное сопровождение.
Монтаж
На заключительном этапе происходит монтаж видео и аудио, цветокоррекция, создаётся анимация логотипа, накладывается графика и спецэффекты.
Продвижение видеоролика
В группе можно обсудить вопрос о размещении ролика: на школьном сайте, на видеохостингах, на школьном ТВ, электронных информационных стендах.
Памятка для создания буктрейлера
Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома, самостоятельно. Буктрейлер очень поможет раскрутке вашего произведения в Сети, если вы издали книгу за свой счет или продвигаете электронную книгу.
Материалы для ролика:
-
фото- и видеоматериалы (или свои, или скаченные из Интернета);
-
иллюстрации и музыка (так же – или свои, или скаченные из Сети), озвучка (если есть возможность, лучше профессиональная);
-
цитаты из рекламируемого произведения;
-
разворот обложки с аннотацией (если обложки нет, ее можно заказать у дизайнеров);
-
план работы.
План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:
-
задача буктрейлера: на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик, чем собираетесь его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть к покупке книги и ее прочтению;
-
определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
-
проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
-
решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.
План для буктрейлера можно создать двумя способами:
-
Подобрать выразительные цитаты из текста — и под них найти подходящие иллюстрации, видео или музыку.
-
Или сначала выбрать иллюстрации, видео и музыку — и уже ориентируясь на этот материал, написать короткий сюжетный текст или подобрать необходимые цитаты из произведения.
При этом нужно четко понимать, какой именно буктрейлер вы создаете – атмосферный или повествовательный. И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».
Технические средства:
-
микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов;
-
программыдляработы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. WindowsMovieMaker – довольно простая программа, которую легко освоить самостоятельно.
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались:
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты.Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетноговидеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как создателя – рекламироватьсвою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
Так, строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.
3. Ролик должен цеплять и интриговать.Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту.Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным.Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
6. Помните про закон об авторских правах.Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
Еще совет: актуален опрос читательской аудитории. Какие моменты в целом по сюжету и в частности – из сцен нравятся, чем книга цепляет, а чем – может оттолкнуть. Зачастую мнения расходятся: и то, что нравится автору, проходит мимо читателя, а то, что написано абы как и между делом, у читателей вызывает восторг. А буктрейлер делается для читателей.
И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик «на кошках», то бишь – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.
Таких «может быть» может быть много. И все чужие пожелания важно учесть, проверить их лично и исправить, если они актуальны. Ибо буктрейлер – это реклама, которая создается для потребителя и должна обязательно учитывать его запросы – от подсознательного желания прочитать определенную книгу до визуальных и аудиальных мелочей ролика.
И ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна не «определенная», а именно та, которую написали вы.
Ссылка: http://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»