Воспитательский час "Планирование профессионального пути"
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Воспитательский час
«Планирование профессионального пути»
для детей старшего школьного возраста
Автор: Вершкова Татьяна Владимировна,
старший воспитатель
Прокопьевск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………… |
3 |
Ход воспитательского часа «Планирование профессионального пути».. |
4 |
Литература …………………………………………………………………. |
8 |
Приложение 1 ……………………………………………………………… |
9 |
Приложение 2 ……………………………………………………………… |
10 |
Пояснительная записка
Подготовка воспитанников к осознанному выбору своего профессиональ-ного пути становится главной, поскольку определяет конкретику выбора. Период окончания школы характеризуется активизацией процессов лич-ностного жизненного и профессионального самоопределения молодого человека, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности. Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь сложном вопросе. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе, который будет соответствовать интересам, способностям, ценностным установкам и требованиям, предъявляемым профессиями к личности. Стоит эта проблема и перед нашими воспитанни-ками. Для ее решения в детском доме создана система профориентационной работы, которая направлена на формирование психологической готовности подростков к трудовой деятельности. Эта работа начинается с самого начала пребывания ребенка в учреждении. Происходит знакомство с миром профес-сий не только по книгам, рассказам, но через экскурсии на предприятия горо-да, в профессиональные образовательные учреждения с последующим об-суждением увиденного, с точки зрения содержания профессиональной деятельности людей. Проводятся занятия, в которых представлена информа-ция о мире профессий, о современном рынке труда и его требованиях, о воз-можностях профессиональной карьеры, о тех опасностях, которые могут под-стерегать человека на пути профессионального выбора, даны рекомендации и советы по развитию черт характера, обеспечивающих успех в профессии-ональной деятельности, навыки самопрезентации.
Цель:
- оказание информационной и психолого - педагогической поддержки в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным склонностям, способностям и интересам воспитанников, запросам современного рынка труда.
Реализация поставленной цели осуществляется по следующим направлениям:
-
Профессиональное просвещение
-
Профориентационная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей ребенка к той или иной профессии.
-
Профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
-
Профессиональное воспитание.
Основные задачи:
- ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека;
- ориентирование в мире профессий;
- изучение требований, предъявляемых профессией к человеку.
Старший школьный возраст
Воспитательский час «Планирование профессионального пути»
I. Организационный момент.
Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда – не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня – чтоб не было труда!
II. Введение в тему.
- Совсем скоро вы столкнетесь с реалиями жизни. Будущее приближается очень быстро. Каким оно будет для вас, и кем вы станете – во многом зависит от того, какой выбор вы сделаете. Каждый человек может достичь многого в жизни, нужно только иметь цель и стремиться к ней. А главная цель для вас сейчас – это правильно выбрать профессию, которая принесет удовлетворение и радость, будет нужна людям и обществу. В мире существует много интересных профессий, но выбрать надо одну. Вот о последовательности действий при принятии решения своего профессионального выбора мы сегодня и поговорим.
III. Основная часть
- Представьте себе, что вы пришли в огромный супермаркет, где 4000 наименований товаров, но они не расставлены, а сложены в огромную непонятную кучу, как долго вы будете выбирать из нее то, что вам нужно, сколько времени у вас на это уйдет? Так и в профессиях, которых существует около 50000, вы можете перебирать одну за другой, и все равно целой жизни на это не хватит. Но если, же расставить все по полочкам, то задача поиска существенно упрощается. Итак, что же необходимо для планирования своего профессионального пути? Хорошо подумайте и ответьте на вопросы.
1.Какова ваша главная цель?
2.Какие существуют пути и средства достижения цели?
3.Какие шаги надо предпринять для того, чтобы достичь цели?
4.Каковы запасные варианты и пути их достижения?
- Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
Во – первых, это определение и оценка своих «хочу» и «могу».
Во – вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятие решения, и планирование достижения цели.
Например, вы выбрали профессию, определили свои способности к будущей профессии, но перед вами встает следующий вопрос: «А куда пойти учиться?»
Какой же путь выбрать? Здесь можно отметить преимущества среднего специального образования или профессионально - технического училища.
Сейчас мы попробуем сделать это вместе. Рассмотрим критерии оценки учебных заведений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выберем из них главные и второстепенные.
Критерии:
Основные:
-
дети – сироты и дети, находящиеся под опекой, попечительством поступают вне конкурса;
-
предоставляется общежитие;
-
государство ежемесячно выплачивает стипендию;
Второстепенные:
-
бесплатное питание;
-
предоставление права льготного проезда на общественном транспорте;
-
организация и проведение развлекательных мероприятий / дискотеки, концерты/;
-
наличие студенческого самоуправления.
- Сейчас проведем «Аукцион профессий нашего города», а вы выберите с вашей точки зрения, наиболее подходящие
-
медицинское училище
-
училище № 40
-
училище № 2
-
училище № 32
-
училище № 41
-
училище № 16
-
горно-технический колледж
-
промышленно-экономический техникум
-
электромашиностроительный техникум
-
техникум физической культуры
-
аграрный колледж
Подгрупповая работа «Самые нужные профессии».
Ребята, как вы думаете, что будет, если молоковозы мира вдруг устроят выпуск продукции, все магазины будут забиты молоком, сметаной…
Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться и пропадут, а значит, пропадет чей – то труд, деньги, прибыль…
Так же и на рынке труда. Если какие – то специалисты выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.
Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
-
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии»
-
Вторая группа «Самые забытые профессии»
-
Третья группа «Профессии, которые всегда нужны»
-
Четвертая группа «Самые отважные профессии»
/Включается музыка, дети обсуждают, составляют список/
Посмотрим, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
-
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ – модель, телеведущий, веб – дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент…
-
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик…
-
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик…
-
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк – подводник, летчик – испытатель космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный…
-
живем.
Мини – лекция «Формула профессии»
Скажите, что получится, если длину нашей группы умножить на ширину? Получится площадь группы. А, что получится, если сложить три слова, которые вынесены, в тему сегодняшнего воспитательского часа?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Воспитатель пишет на доске: «Осознанный выбор профессии»
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
-
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
-
- могу – это все, что мне по силам, по способностям:
-
- надо – это все, что нужно для общества, страны;
Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).
Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью. Будущая работа должна приносить человеку радость и удовлетворение.
Итак, что же надо учитывать при выборе профессии?
-
- интересы «Хочу знать»
-
склонности «Хочу сделать»
-
- потребности «Могу»
-
- потребности рынка труда в кадрах «Надо»
Задание.
Записать действия, связанные с профессиональной сферой, которые больше всего нравиться выполнять лично вам, т.е. наше «хочу» основано на наших склонностях и интересах
-
Хочу
Могу
- Какую роль играет наше «хочу» в выборе профессиональной деятельности?
- Достаточно ли одного «хочу» для осуществления правильного выбора?
«Могу» - это возможности человека в профессиональной деятельности, его способности.
Вспомните, что такое способности и заполните вторую графу «могу»
Выбирая, ту или иную профессию необходимо учитывать свои возможности и способности, то есть «могу».
IV. Заключительная часть.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности. Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала всю жизнь, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Какие же ошибки чаще всего совершаются при выборе профессии?
К ним относятся:
-
увлечение внешней или частной стороной профессии;
-
выбор «за компанию» с друзьями;
-
неумение разбираться в мотивах выбора профессии;
-
незнание пути получения профессии;
-
неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
-
отождествление школьного учебного предмета с профессией;
-
неумение /без учета индивидуальных способностей/ разобраться в своих личностных качествах /склонностях, способностях, подготовленности/
V. Итог.
Сегодня на занятии вы познакомились с последовательностью действий при принятии решения своего профессионального выбора. Задача нелегкая, но к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышлению, психики. Для этого надо узнавать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
ЛИТЕРАТУРА
-
Сазонов, А.Д., Калугин, Н.И. Профессиональная ориентация молодёжи / [Текст] А.Д.Сазонова, Н.И.Калугин – М.: Высш.шк., 1989.
-
Магнушевская, Т.А., Павельева, Н.В. Информационно-образовательный справочник / под общ. Ред. А.В.Аглушевича, В.Ф. Григорьевой / [Текст] Т.А.Мангушевская, Н.В.Павельева – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004.
-
Каверина, Р.Д. Мир профессий / [Текст] Р.Д.Каверина – М.: Мол.гвардия, 1988.
Приложение 1
Аукцион профессий нашего города
-
медицинское училище
-
училище № 40
-
училище № 2
-
училище № 32
-
училище № 41
-
училище № 16
-
горно-технический колледж
-
промышленно-экономический техникум
-
электромашиностроительный техникум
-
техникум физической культуры
-
аграрный колледж
-
колледж искусств
Приложение 2
Рекомендации:
-
осознайте ценность вашего выбора / для себя и для общества/, изучите профессию и все, что с ней связано
-
сориентируйтесь в конкретной социально – экономической ситуации / потребность, престижность, зарплата и др./;
-
произнося: «Я хочу», подумайте, а что вы можете и надо ли это в данной обстоятельствах;
-
выделите дальнюю профессиональную цель /мечту/, соотнесите ее с другими жизненными целями /личностными, семейными, досуговыми/;
-
постройте для себя систему ближних т средних перспектив как этапов движения к дальней цели;
-
не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути;
-
будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков;
-
имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»