Проект «Календарь народных праздников по программе мероприятий цикла Веретёнце»
МБУ ДО «ЦДО «Компас» Клуб «Энергетик»
г.о. Самара
ПРОЕКТ
«Календарь народных праздников
по программе мероприятий цикла
«Веретёнце»
Авторы:
Майданик Наталья Семеновна-
руководитель коллектива студии
«Берегиня»
Щаникова Ольга Вениаминовна-
методист
2.
ВИД ПРОЕКТА: Социальный
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у детей младшего школьного возраста интереса к историческому прошлому и народной культуре родного края по программе цикла мероприятий «Веретёнце».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Раскрыть значимость национальных традиций через творческое взаимодействие с социумом посредством проведения праздников фольклорной направленности;
- Вызвать интерес к изучению истории родного края;
- Воспитать уважение и любовь к русскому народному творчеству, прикладным умениям и навыкам;
- Ознакомить и закрепить нормы поведения в коллективных фольклорных мероприятиях через умение взаимодействовать с людьми, выполняя различные задачи и роли;
- Пробудить эмоциональную отзывчивость к устному народному творчеству и красоте родного края;
- Вызвать патриотические чувства через понимание своей сопричастности к истории народа, его обычаям и традициям.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Ежегодно (сентябрь – май).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Учащиеся начальных классов, родители, руководители творческих коллективов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм, потому дети этого возраста готовы понять и принять общепринятые нормы развития общества и государства, а так же в полной мере ощутить себя личностью с определенной национальной принадлежностью в историческом ракурсе.
Очень важно именно сейчас, во время глобального информативного потока, научить детей правильному восприятию тех объёмов современной и исторической информации, которые поступают из сети интернет, в процессе освоения школьных программ, от СМИ.
3.
Умение пользоваться ценностью исторического наследия способствует восстановлению связи с историческими корнями своего народа.
Поэтому, через знакомство с фольклорными праздниками цикла мероприятий «Веретёнце», рассчитанного на детей 7 – 11 лет, мы надеемся не только приобщить их к давно забытым национальным традициям, но и расширить кругозор, воспитать бережное отношение и любовь к природе, человеку, что немаловажно.
Ценно вовремя повлиять на зарождение и развитие возникающего интереса молодого поколения к историческим событиям, личностям, жизни и быту народностей в местности своего проживания.
И, бесспорно, что актуальность предложенной темы заключается:
- в формировании у детей положительного отношения к народным традициям с учётом этнокультурной ситуации;
- в развитии понимания, осмысления, обогащения словарного запаса посредством художественного слова, используя всё богатство и красоту устного народного творчества;
- в приобщении к творческому воплощению задуманных планов по пути реализации будущих профессиональных знаний и умений;
- в формировании представлений о добре и зле, о духовных ценностях общества с целью воспитания национального самосознания гражданина своей Родины;
-в выработке устойчивого интереса к пониманию и принятию социально - культурных норм общества и семейных традиций.
4.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА):
Самый удивительный период в жизни любого человека – это детство. Рождается новый человек, и мир радостно принимает его, как частичку самого себя, наделяя в процессе саморазвития новыми ощущениями, знаниями, навыками. Период взросления – это время познания самого себя и окружающего мира, когда формируется новая личность со своими взглядами и понимаем сущности своей национальной принадлежности. Взрослому поколению важно вовремя поддержать, направить ребенка, помогая ему определить и утвердить своё место в стремительно изменяющемся мире. Без знания истории своего народа невозможно в полной мере ощутить себя состоявшимся человеком.
Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа, которые можно и нужно использовать в достижении таких целей. Посредством мероприятий фольклорной направленности, через знакомство с истоками, дети лучше понимают исторический путь народа, связь времен и поколений.
Национальные традиции - основа воспитательного процесса. Путём приобщения ребёнка к социальному опыту своего народа, усвоению прошлых жизненно важных идей и взглядов на окружающий мир, можно не только повлиять на его взгляды, но и способствовать выработке определенного менталитета.
Потому, одним из социально значимых направлений воспитания, является включение ребят 7 – 11 лет в программу мероприятий по календарным народным праздникам «Веретёнце», как в качестве зрителей, так и участников.
Такие праздники аккумулируют в себе различные жанры устного народного творчества, и потому способствуют более целостному восприятию традиционной культуры, развитию патриотических чувств, приобретению социально – прикладных навыков, воспитанию нравственных качеств поведения в семье и обществе.
И пусть ребенок впитывает культуру своего исторического начала через красоту фольклорного праздничного действа, основанного на богатейшем источнике познавательного и нравственного развития!
5.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1. Подготовительный этап:
- защита сценария;
- ознакомление с фольклорным мероприятием путём погружения участников в историческое прошлое;
- мотивация заинтересованности детей и взрослых в проведении праздника;
2. Рабочий этап:
- подготовка красочного сопровождения, художественной литературы, устной и печатной тематической рекламы;
- проработка сценария;
- предварительная организационная работа;
- подготовка реквизита (занятия ручным трудом);
2. Репетиционный этап:
- знакомство со сценарием;
- разучивание сценарных составляющих (потешек, поговорок, стихов, песен, подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов и т.д.);
- прочее;
3. Оценочный (заключительный) этап:
- итоги, выводы;
- фотоматериалы, СМИ.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Кадровый персонал: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ( )
6.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Устойчивое эмоционально - осознанное отношение ребенка к народному творчеству, традициям, праздникам через эстетическое восприятие фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.
2. Обогащение словарного запаса посредством живого художественного слова.
3. Коммуникативное и продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями в процессе решения различных творческих задач.
4. Осознанное движение в сторону выработки национального самосознания, понимания и принятия основ своей национальной принадлежности.
5. Выработанная мотивация на дальнейшее развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям.
6. Приобретенное (практическое) знание основ устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, навыков игры в коллективных народных и подвижных играх.
7. Выработка устойчивого интереса к социально - культурным нормам общества и семейным традициям.
7.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Программа цикла мероприятий «Веретёнце»
№ п/п. Название мероприятия Сроки Участники
- «Осенины» октябрь педагоги,
- «Колядки» январь учащиеся,
- «Жаворонки» март родители
- «Никола вешний» май
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
По итогам Проектной деятельности (выполненной программы цикла мероприятий «Веретёнце») можно с уверенностью сказать, что поставленные цели и задачи выполнены и достойны продолжения с распространением полученного опыта в культурной среде.
Хочется особо отметить ценность и практическую результативность совместного проведения фольклорных праздников в направлении: педагоги - дети – родители. Игровая, развлекательная, красочная атмосфера фольклорных праздников благотворно влияет на развитие ребенка, вызывает множество положительных эмоций. В форме непринужденной игры и яркого действа возникает неуловимое ощущение причастности к историческим событиям прошлого своего народа и утверждение себя, как личности.
По завершению проекта составляется итоговый фотоальбом « Календарные праздники цикла мероприятий «Веретенце».
Литература:
1. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к народной культуре. Методическое пособие. – СПБ.: «Детство – Пресс», 2014 г.
2.
3.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»