Этюд вечернего пейзажа в акварельной технике.
МБОУ СОШ №105 Чкаловского района г. Екатеринбурга
Кошель Евгений Владимирович
учитель ИЗО, МХК (ВКК)
Этюд вечернего пейзажа в акварельной технике.
(пояснение к видеоматериалу)
Студия «Художественное творчество».
Учащиеся 2 года обучения (7 класс).
Авторская разработка.
Закат солнца, вечерний водоём. (Акварель).
1. Цель урока: - создание этюда вечернего пейзажа с представленной работы;
2. Задачи: - совершенствование навыков работы с акварелью.
- знакомство с композиционными и колористическими закономерностями пейзажа;
- совершенствование технических приёмов работы с материалом;
3.Оборудование: мольберты, акварель «С.-Петербург» 24 цв., бумага А3 для акварели, кисти «белка» №3, №6, карандаш.
4. Состав студии: - учащиеся 2 года обучения (7 класс).
5. Время занятия: - 2 акад. часа.
6. Содержание урока.
6-1. Пейзаж (этюд) исполняется учителем в присутствии учащихся по представлению на формате А4 в течение 15-20 мин. с подробным объяснением всех этапов работы. Обращается внимание на общепринятые принципы организации пространства, особенности распределения цвета в планах, колористические соотношения масс неба и земли в их взаимосвязи, особенности вечернего освещения и предлагаются пути решения поставленных задач. Вся последующая работа студии рассчитана на долговременную память учащихся, их внимание и понимании конечной цели урока, с использованием предшествующего творческого опыта.
6-2. Этапы исполнения вечернего этюда по представлению (формат А4).
Лёгкой лессировкой лимонным цветом покрываем места будущего солнца и солнечной дорожки, чей размер определяется диаметром светила. Однослойной заливкой исполняем переходы вечернего неба от голубого через лимонный, жёлтый к золотистому с добавлением кармина, последние цвета прорабатываются в два, три слоя для уплотнения цвета. Вода решается в обратном порядке с некоторым сгущением тонов, к голубому тону неба добавлен ультрамарин. Солнечная дорожка прописывается кадмием жёлтым, золотистой и кармином с ультрамарином разными мазками с учётом удаления. Пастозная растительность - жёлто-зелёный цвет с золотистым с характерной фактурой мазка, мелкими ударами передаётся листва. Контур деревьев со стороны солнца густо прокладываем кадмием лимонным. Ели пишутся в густой изумрудно- чёрной гамме, - их силуэт отработан на предыдущих уроках, а росчерк их отражения – нейтральной чёрной. Этой же краской прорабатывается передний план с явственным силуэтом прибрежной растительности. Обращается внимание на движение кисти во время исполнения травы, это было в темах предыдущих уроков. Вся работа выполняется в один приём разными количествами заливок, что придаёт рисунку выразительность и сохраняет общее эмоциональное состояние.
6-3. Мольберты расставляются в кабинете с учётом того, чтобы учитель имел доступ к каждому ученику и так, чтобы выполненный им этюд был в поле зрения каждого из присутствующих в аудитории. Учащиеся выполняют работу на формате А3, предварительно наметив будущий рисунок лёгкими движениями карандаша, в технике акварели, используя все предыдущие наработки в этой теме.
6-4. Учащиеся выполняют композицию по представленному плану, сверяя свой этюд с работой преподавателя, но не исключен и индивидуальный творческий подход, отражающий внутренний мир каждого участника. Задача преподавателя состоит только в стороннем контроле, обращая внимание на явные погрешности. Музыкальное сопровождение рекомендуется. Перед окончанием урока мольберты сдвигаются и последующий мини-просмотр позволяет увидеть каждому свою работу и с учётом недостатков, и с разбором удачных мест своего творения.
7. Разрешение родителей для участия учащихся в видеосъёмке получено.
- ИКТ на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»