Урок математики 6 класс по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел" в сопровождении презентации (ФГОС ООО)
Фамилия, имя, отчество автора: Кочкина Ольга Александровна
Квалификационная категория: нет
Место проживания: Челябинская область, Варненский район, с. Толсты
Название учебного заведения: МОУ СОШ с. Толсты
Дисциплина: математика
Учебник: «Математика 6», Виленкин Н.Я.
Урок по теме: «Умножение положительных и отрицательных чисел»
Класс:6
Продолжительность урока: 40 минут
Использование информационных технологий: урок сопровождается презентацией «Умножение положительных и отрицательных чисел»
Тип урока: Урок открытия новых знаний (с применением технологии развития критического мышления)
Цели урока: Предметные: формирование способностей учащихся к выводу правила умножения положительных и отрицательных чисел через поисково-эвристическую деятельность; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Метапредметные:
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предложение, выполнять действия по алгоритму, анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оснащение урока компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданием), презентация. Учебник Математика. 6 класс: учеб. для общеоразоват. Учреждений /Н.Я. Виленкин и др. – 23-е изд., - М. Мнемозина,2008
Литература:
-
Учебник Н.Я.Виленкин и др. Математика 6.
-
Книга из серии «Математика, психология, интеллект» авт. Э.Г.Гельфман, Ю.Ю.Вольфенгаут, С.Я Гриншпон и др. «Положительные и отрицательные числа в театре Буратино» Изд. Томского университета. 1993г
-
Дидактические материалы по математике :6 класс: Чеснаков, Нешков, 2011г
Интернет-ресурсы:
-
Картинки в презентации: http://yandex.ru
Методические рекомендации по использованию презентации :
количество слайдов: 10
среда (редактор), в которой выполнена презентация:Microsoft PowerPoint
цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации: визуальный, динамичный, интерактивный способ восприятия материала, увеличение скорости реакции учащихся при восприятии материала, увеличение объема задачного материала.
рекомендации : ход всего урока сопровождается презентацией от этапа «Вызова и осмысления» слайд №2, далее на этапе поиска нового приема учебного действия слайд №3, затем на этапе фиксации нового способа действий в виде схемы правила, памятки слайды №4,5; первичного закрепления материала и самоконтроля слайды №6-9, и рефлексии слайд №10
Дополнительные сведения: Обоснование актуальности применения ИКТ на данном учебном занятии
Включение в ход урока информационно–компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно–компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.
Конспект урока
( с применением технологии развития критического мышления)
Конспект разработал (а): /учитель математики МОУ СОШ с. Толсты Кочкина Ольга Александровна/
2015 г.
Предмет: математика.
Класс: 6 класс.
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ожидаемый результат: учащиеся узнают правила умножения положительных и отрицательных чисел, научатся применять их на практике.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданием), презентация. Учебник Математика. 6 класс: учеб. для общеоразоват. Учреждений /Н.Я. Виленкин и др. – 23-е изд., - М. Мнемозина,2008
Планируемые результаты:
Предметные: формирование способностей учащихся к выводу правила умножения положительных и отрицательных чисел через поисково-эвристическую деятельность; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Метапредметные:
-
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
-
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предложение, выполнять действия по алгоритму, анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ.
-
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
-
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-
Этапы учебного занятия /
организационно-методического мероприятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся/
участниковУУД
Технологическое
сопровождение
(слайды презентации)
-
Организационный момент. Актуализация знаний
Стадия «Вызова"
Стадия «Осмысления»
Цель для учителя: включить учащихся в учебную деятельность; стимулировать учащихся на целеполагание.
Цель для обучающихся: понять и принять тему урока; уметь формулировать цель деятельности на уроке; вспомнить ранее изученные правила умножения.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог (на невыполнимое задание).
Критерии достижения цели: учащиеся участвуют в беседе и умеют правильно строить высказывание, формулируют тему, цели и задачи урока.
Организует беседу, которая помогает учащимся прогнозировать тему урока и сформулировать цель. Организует поиск путей решения проблемы с опорой на вопросы. Организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.
-
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке вы будете рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и своих товарищей.
-
Устная разминка. Вычислите. (Слайд 2)
-
Какие числа умножаются в 1 столбце? Расскажите соответствующее правило. Во 2-столбце? Какие для этого нужно знать правила? В 3-столбце? Почему некоторые из них выделены красным цветом? Знаем ли мы соответствующие правила?
-
Так можно ли решить эту проблему?
-
Какой план решения этой проблемы?
Сформулируйте тему и цель урока.
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Определяют тему и цель урока. Находят пути решения проблемы.
-
Приветствуют учителя.
-
Десятичные дроби. Чтобы перемножить дес. Др нодо…….
-
Обыкновенные дроби и смешанные числа. Чтобы умножить дробь на дробь надо…….
-
Целые числа. Положительные и отрицательные числа. Числа с разными знаками и два отрицательных числа. Не знаем правил
.5)Вывести правила умножения чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел.
Тема «Правило умножения положительных и отрицательных чисел», цель – научиться применять правило при вычислениях.
Личностные – умение выделять нравственный аспект поведения.
Регулятивные – выделение и осознание того, что уже пройдено; целепо лагание, постановка учебных целей и задач, планирование, прогнозирование.
Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логический анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели.5
Слайд №2
-
Изучение нового учебного материала.
Стадия «Поиска нового способа действия»
Цель для учителя: подвести учащихся к выводу правил (словесно, знаками).
Цель для обучающихся: понять вывод правила умножения положительных и отрицательных чисел.
Метод: эвристический - конструирование правил.
Критерии достижения цели: обучающиеся по тексту учебника работают над поиском формулировки правила
Помогает ученикам вывести правила умножения положительных и отрицательных чисел. Корректирует вывод правил учеников. Возьмите бланк ответов № 2 и выполните задания.
-
Вспомним, что означает произведение натуральных чисел:
-
-Означает сумму 3 слагаемых, каждое из которых равно 2
-
- А что означает следующее произведение?
-
- Как изменился знак произведения? Сделаем вывод. Прочитайте учебник на стр. 190-191, проверьте свое предположение!?
Возьмите бланк ответов № 2 (см. приложение №1) и выполните задания по группам.
-
Проанализируйте полученные результаты и постарайтесь сформулировать правило умножения чисел с разными знаками (и двух отрицательных чисел) по группам
ПРАВИЛА (словесным способом, аналитическим, т.е. знаками или формулами)
Подводит итог: «Какими правилами вы будете руководствоваться для действий с положительными и отрицательными числами?»
Работают с текстом учебника, заполняют при помощи учебника бланки ответов, обсуждают в группах и формулируют правила умножения положительных и отрицательных чисел: 1 группа – чисел с разными знаками, 2 группа – чисел с одинаковыми знаками. Один из учеников каждой группы записывает на доске правила умножения чисел с одинаковыми и с разными знаками, а остальные записывают в тетради.
-
При умножении двух чисел с разными знаками в результате получается отрицательное число, модуль которого равен произведению модулей множителей.
-
При умножении двух чисел с одинаковыми знаками получается положительное число, модуль которого равен произведению модулей множителей.
Личностные – самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные – умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Коммуникативные – формулирование, аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; построение логической цепи рассуждений.
Слайд №3
Слайд №4
Слайд№5
бланк ответов № 2
(см. приложение №1)
-
Закрепление учебного материала.
Стадия контроля и самоконтроля
Цель для учителя: научить решать задания с опорой на новые знания.
Цель для обучающихся: применить полученные знания при решении заданий.
Методы: проблемно-поисковый, практический.
Критерии достижения цели: учащиеся решают задания, используя новые правила, и объясняют ход решения задач.
Руководит деятельностью учащихся, контролирует выполнения учащимися задания, корректирует знания (по мере необходимости). Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении практических заданий. Направляет работу учащихся, задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение.
-
Н- Освоить знания позволят следующие задания:
(Выполним устно задание №1и №2 (слайд № 6,7 )
-
Нна основе изученных правил решите задание №3из учебника (слайд№ 8 )
-
У кого есть вопросы?
А теперь каждый из вас самостоятельно решит № и выполните взаимопроверку с соседом
Решают задачи, анализируют полученные результаты, делают выводы. Выполняют практическую работу. Далее вступают в коллективное обсуждение.
-
Ученики устно решают задание №1и №2.
-
Ученики решают задание №3. №1121(ж-о);
У доски поэтапно 2 человека подробно комментируют решение.)
-
Ученики задают возникшие вопросы. Проверяют решение по ответам на слайде)
-
Ученики самостоятельно решают задание №1123(а,б,в); №1129(а,б,в,г) из учебника и затем выполняют взаимопроверку.
.
Регулятивные – планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, управление поведением партнёра, контроль, само-регуляция.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения и позиции; умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные – выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ и синтез объектов проведение аналогии на основе аргументации.
слайд № 6,7
слайд № 8
V. Итог урока, рефлексия.
Цель для учителя: выяснить степень усвоения нового материала; стимулировать самооценку; объяснить алгоритм выполнения домашнего задания. Цель для обучающихся: самостоятельно провести самооценку учебной деятельности; понять алгоритм выполнения домашнего задания; осознать значимость полученных знаний и использовать их при вычислениях.
Метод: самооценки.
Критерии достижения цели: обучающиеся умеют оценить уровень учебных достижений
Подводит итоги работы на уроке. Оценивает деятельность учащихся, для этого предлагает выполнить самостоятельную работу, комментирует оценки за урок. Задаёт домашнее задание.
-
Какие открытия вы совершили сегодня на уроке, какие из них удивили больше всего?
-
Ребята, а теперь вы смогли бы решить проблемную задачу, с которой вы столкнулись в начале урока? Запишите домашнее задание: §12 (выучить правило), составить и решить по 3 примера на каждое правило.
-
Проанализируйте предложения и выберите вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия в бланке ответов № 3.
-
Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
-
Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
-
Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
-
У меня остались некоторые вопросы.
Спасибо за работу! Надеюсь, что вы хорошо усвоили полученные результаты и выводы.
Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой по образцу (приложение №2). Находят решение проблемы, поставленной, в начале урока. Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока, задают возникающие вопросы.
Отражают своё настроение на конец урока, выбрав вариант соответствующий своим ощущениям в бланке ответов № 3.
Личностные – ценностно-смысловая ориентация обучающихся.
Регулятивные – умение чётко ответить на поставленный вопрос, объяснить, быть убедительным.
Коммуникативные – участие в коллективном обсуждении проблем; оценка своей деятельности и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Познавательные – выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ и синтез объектов.
Слайд №10
Бланк ответов № 3.
-
Приложение к уроку:
Приложение№1
Бланк ответов:
1 множитель |
2 множитель |
произведение |
Знак произведения |
-2 |
3 |
=…… |
|
-0,4 |
200 |
=…… |
|
1,2 |
-0,3 |
=…… |
|
- какие числа перемножаются с разными знаками или одинаковыми?
- каков знак получившегося произведения, каков модуль произведения?
- сделайте вывод, сформулируйте правило умножения со словами: Чтобы перемножить………., надо………
Бланк ответов:
1 множитель |
2 множитель |
произведение |
Знак произведения |
-8 |
-1,1 |
=…… |
|
0,4 |
200 |
=…… |
|
-3,2 |
-9 |
=…… |
|
- какие числа перемножаются с разными знаками или одинаковыми?
- каков знак получившегося произведения, каков модуль произведения?
- сделайте вывод, сформулируйте правило умножения со словами: Чтобы перемножить………., надо……… .
Приложение№2
Самостоятельная работа в конце урока как итог урока с последующей самопроверкой результата по готовому решению.
Выполни умножение: |
|
|
-64·10=-610. |
|
-28·3=-84. |
|
23,5 |
|
-0,69 |
|
- -·= - = - |
|
·==2. |
ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ ВЫРЕЗАТЬ , ЗАТЕМ РАЗДАТЬ ДЛЯ ПРОВЕРКИ.
Приложение№3
Бланк ответов №3:
Проанализируйте предложения и выберите вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия
-
Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
-
Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
-
Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
-
У меня остались некоторые вопросы.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»