Паспорт проекта «Дымковская игрушка»
Разработка предоставлена Л.В. Чернышовой для ознакомления.
Паспорт проекта «Дымковская игрушка»
Вид проекта:
познавательно-творческий, долгосрочный.
Автор проекта: Чернышова Любовь Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1».
Участники проекта:
воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Продолжительность проекта:
2014-2015 учебный год.
Актуальность темы:
история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.
Гипотеза:
знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.
Цель проекта:
- формирование интереса к произведениям искусства;
- воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;
- развивать устойчивый интерес к народным промыслам;
- создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- познакомить детей с историей дымковской игрушки;
- сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
- продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы — восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
Основные направления работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- беседа;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;
- художественное творчество;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
- игры.
Принципы реализации проекта:
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности.
Методы и приемы, используемые в работе:
методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
-
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
-
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
-
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
-
Игровой метод.
Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.
Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.
Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;
- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;
- консультация «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»;
- презентация проекта « Мини – музей Дымковской игрушки».
- подбор информации о народном промысле Дымково;
- совместное творчество;
- выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;
Создание условий:
немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини – музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап — Подготовительный
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов
4 этап — Презентация проекта
Обеспечение:
познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.
Коммуникативные навыки:
- дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;
- получают положительные эмоции от творческой деятельности;
- пользуются речью как средством общения со сверстниками;
- испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.
Продукт проектной деятельности:
- создание «Мини – музея»;
- детские работы;
- коллекция поделок для «Мини – музея»;
- изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню».
Заключение.
Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.
Литература
1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.
5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО