В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

"Уроки французского" - уроки доброты

"Уроки французского" - уроки доброты

Татьяна Зеленова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 7731
Краткое описание
"Уроки французского" - Уроки доброты - это заключительный  урок по рассказу В.Г. Распутина,  построенный по аналогии интеллектуальной игры "Умники и умницы". Главная задача данного урока - привлечь внимание подростков к замечательному произведению сибирского писателя,  научить не только читать текст произведения, но и «разглядывать» его с точки зрения композиции, деталей, литературных портретов героев.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Уроки французского - Уроки доброты .doc Скачать



Фамилия, имя, отчество: Зеленова Татьяна Юрьевна

Должность: учитель русского языка и литературы, высшая категория

Место работы: г. Усть-Илимск, Иркутская область, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"

Предмет: литература

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Литература "Путь к станции "Я".Изд. 3-е, испр. М.: БАЛАСС, 2015(Образовательная система "Школа 2100")

Тема: "Уроки французского " - Уроки доброты(сценарий игры "Умники и умницы" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Класс: 7

Время: 80 мин.

Материал: Урок



























"Уроки французского" - Уроки доброты.

(сценарий интеллектуальной игры "Умники и умницы"

по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского")



Цель урока:

закрепить знания учащихся по рассказу «Уроки фран­цузского" во время игрового урока.

Образовательные:

прививать интерес к произведениям В.Г. Распутина;

Развивающие:

научить не только читать текст произведения, но и «разглядывать» его с точки зрения композиции, деталей, литературных портретов героев;

Воспитательные:

раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»,вос­питывать чувство собственного достоинства, справедливости на примере жизни писателя и его героев.

Тип урока: урок-игра

Форма урока:

  • Урок-турнир

Оформление:

портрет В.Г.Распутина, рисунки к эпизодам рассказа, видеофильм к биографии писателя.

Оборудование:

проектор; компьютер; интерактивная доска для работы с заданиями, дорожки разных цветов.

Время реализации занятия: 80 мин.

Участники и болельщики.

В игре участвуют 9 человек. Немаловажную роль играют болельщики (все остальные уч-ся), которые отвечают на вопросы, на которые не могут ответить участники игры. За каждый правильный ответ болельщики получают орден «Шелкового умника». По решению жюри(можно пригласить на урок библиотеаря, психолога, кого-то из учителей свободных в это время от уроков) болельщики, набравшие большое количество орденов, объявляются победителями наряду с участниками.


Подготовка к игре

Участники и болельщики внимательно читают, изучают литературу, посвящённую В.Г. Распутину и его повести «Уроки французского», знакомятся с историей ее создания, сюжетом, героями.


Домашнее творческое задание

Каждый участник готовит выступление «Монолог о Распутине», время – 2 мин..


Условия игры:

В ходе игры 3 агона. В каждом участвуют по 3 ученика. После каждого агона может победить один из тройки или никто.

Перед началом агона тройка участников зачитывает своё творческое задание. По решению жюри присуждаются 1- ое, 2-ое, 3-е места. Участник, занявший первое место,

выбирает первым дорожку, 2-ое - вторым, 3-е –третьим.

Перед участниками 3 дорожки: красная (на ней нельзя ни разу ошибиться, но только 2 вопроса, т.е. на ней можно раньше прийти к победе), желтая (на ней можно ошибиться 1 раз, но 3 вопроса), зелёная (ошибиться можно 2 раза, но 4 вопроса)

Вопрос, на который не могут ответить участники, отдаётся болельщикам.

1-ый вопрос –исторический, 2-ой –литературный, 3-ий –из области русского языка, 4-ый –разное. Тот, кто ошибается при ответе на вопросы больше допустимого, удаляется с дорожки и продолжает игру в качестве болельщика.

Победителем становится тот, кто первым пройдёт по дорожке.1-ый вопрос для участника на зелёной дорожке, 2-ой на жёлтой, 3-ий на красной


Ход урока-игры:



I.Организационный момент. Слово учителя(звучит тихая спокойная мелодия, видеофильм про В.Г.Распутина).


Здравствуйте, ребята!
Сегодня наш урок посвящен удивительному человеку - Валентину Григорьевичу Распутину.

Вклад Распутина, нашего земляка, в историю русской и мировой литературы неоценим. Весь мир до сегодняшних дней зачитывается произведениями классика, его творчество с интересом изучается и исследуется не только у нас, но и за границей. Недавно русский писатель В.Г. Распутин ушел из жизни. И какое счастье, что мы с вами успели принять участие в областном проекте PRO-чтение «Валентин Распутин. Читаем вместе» по повести «Прощание с Матерой».

Сегодня мы еще раз встретимся с нашим замечательным писателем и его рассказом «Уроки французского».

Вы помните, конечно, что это произведение о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику - урок взаимопонимания, уважения, человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.

Мы проводим заключительный урок по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского», и урок этот необычный. Проведем мы его в форме игры «Умники и умницы».
Хочу представить вам наших гостей и членов жюри. Они будут внимательно наблюдать за ходом нашего соревнования.
Насколько хорошо мы знакомы с Валентином Григорьевичем Распутиным, его биографией? Это и есть основной вопрос, который позволит нам выбрать участников игры для 1 тура.

Итак, вам, ребята, предлагалось накануне игры составить "Монолог о Распутине". Прошу всех желающих выйти на импровизированную нашу сцену!

Звучит в исполнении ребят "Монолог о Распутине".

Жюри внимательно слушает и выбирает тех, кто вступит в игру.


II.Игра «Умники и умницы»


ПЕРВАЯ ТРОЙКА


Устное выступление

Тема: «Вы — мальчик. Получили второю посылку. Что бы вы написали учительнице в ответ?» (Подготовка — 2 мин.)

1. Выбор дорожек

2. Игра первой тройки


Зеленая дорожка


1. В каком году герой пошел в 5 класс? (В 1948.)

2.Что в изучении французского языка для мальчика было самым сложным? (Произношение.)

3. Что, по мнению героя, для него «хуже всякой болезни»? («Жить вне дома».)

4. Что отвечал Тишкин, когда у него спрашивали: «Зачем руку поднимал?» («Я помнил, а пока вставал, забыл».)


Желтая дорожка


1.Какую награду от дяди Ильи получил мальчик? (Ведро картошки.)

2.Кому посвятил автор повесть? (П. Копыловой.)

3.До какого момента играл мальчик в чику? (Пока не выи­грывал 1 рубель.)



Красная дорожка


1.Назовите две причины, из-за которых мальчик худел? (То­ска по дому, недоедание.

2.Сколько раз мать передавала мальчику по 5 рублей и на что он их потратил? (Три раза: два раза на молоко и один раз для игры.)



ВТОРАЯ ТРОЙКА




1. Устное выступление

Тема:«Вы — учитель. Что бы вы написали мальчику, отправ­ляя второю посылку?» (Подготовка — 2 мин.)

2.Выбор дорожек

3.Игра второй тройки


Зеленая дорожка


1. Что значит, по мнению героя, «подсаживать зубы на пол­ку»? (Голодать.)

2. Какое слово выкрикивал герой, когда убегал после драки? («Перевернул».)

3. О каких раненых говорила Лидия Михайловна? (О герое после драки.)

4. За что могли выгнать ученика из школы? (За игру на деньги.)



Желтая дорожка


1. Продолжите фразу Вадима: «Кому надо делать уроки...». («...тот сюда не ходит».)

2. Какая привычка была у Лидии Михайловны в школе? (Осматривать учеников.)

3. Какой вопрос задавал директор провинившемуся ученику? («Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?».)



Красная дорожка



1. Что такое «притайка»? (Спрятанная картошка.)

2. Какой предмет в доме Лидии Михайловны для героя был чудом? (Радиоприемник.)




ТРЕТЬЯ ТРОЙКА



1.Устное выступление

Тема: «Вы — ученик школы. Что бы вы могли сказать первоклассникам о своей школе?» (Подготовка — 2 мин.)

2.Выбор дорожек

3.Игра третьей тройки


Зеленая дорожка


1. Какая единственная вещь в деревенском доме мальчика была ценной? (Швейная машинка.)

2. Сколько мальчик решил выигрывать после своего возра­щения к ребятам? (20—30 копеек.)

3. Что заставило мальчика пойти на гору вновь? (Голод.)

4. При каком условии герой допускал мысль о возращении в деревню? (Если бы он сам бросил школу.)

Желтая дорожка


1. Какой профессиональный признак, по мнению автора, про­является обычно на лице у всех учителей? (Жесткость.)

2. Что мог сделать малыш, чтобы не ходить к Лидии Михай­ловне? (Учить наизусть французский.)

3. Какие вопросы Лидии Михайловны подсказали мальчику о ее причастности к посылке? («Как? Совсем не бывает?»)



Красная дорожка


1. Какие овощи росли в деревенских огородах? (Редька, горох.)

2. Когда, по мнению автора, человек стареет? («Когда пере­стает быть ребенком».)


ФИНАЛ



1.Устное выступление

Тема: «Вы — ученик. Что вы пожелаете будущим учите­лям, пришедшим в школу на практику?» (Подготовка выступле­ния — 2 мин.)

2.Выбор дорожек

3.Игра финалистов



Зеленая дорожка


1. По каким предметам мальчик узнал, что посылка не от мамы? (Макароны.)

2.Какая оценка была у мальчика по французскому языку, и к какой он стремился? (Была «4», мечтал о «5».)

3.Чем занимался мальчик в свободные минуты «без всякого понукания»? («Лез в словарик по французскому языку».)

4.Что такое «молоко в кружках»? (Замороженное молоко.)



Желтая дорожка



1.Покажите, какими пальцами замеряли игроки расстояние во время игры в чику? (Большой и средний у Лидии Михайлов­ны; большой и мизинец у мальчика.)

2.Как назвал игру директор, когда увидел Лидию Михай­ловну и героя, сидящих на полу? («Преступлением».)

3.Когда мальчик получил вторую посылку и что в ней было? (После зимних каникул; яблоки.)

Красная дорожка



1.Что сделал мальчик, когда вошел директор в комнату Ли­дии Михайловны? («Со страху пополз за перегородку».)

2.Перечислите 4 игры, которые похожи друг на друга, но называются по-разному. («Бабки», «Чика», «Пристенок», «За- меряшка».)



Вопросы «Ва-банк» для игроков на красной дорожке 1, 2, 3 тура, если они не отвечают на первый вопрос:


  1. На какой улице жил мальчик? (Улица Подкаменная.)

  2. Какие глазки ел мальчик? (Весной ел глазки проросшей картошки.)

  3. Кто из деревни, кроме него, учился в районе? (Никто не учился, он был первым.)

  4. Какие услуги оказывал мальчик своим деревенским зем­лякам? («Писал за старух и читал письма, перебрал все книж­ки в библиотеке... и рассказывал всякие истории...».)

  5. Объясните значение слова «сноровка». (Сноровка — лов­кость, умение, приобретенное тренировкой.)

  6. Что такое «галифе»? (Галифе — брюки, облегающие колени, с боков расширяющиеся к верху и заправляемые в сапоги.)

Вопросы все озвучены. Предстоит работа жюри. А в это время звучит стихотворение "Не смейте забывать учителей".

III. Подведение итогов. Слово жюри.

IV. Заключительное слово учителя.

Вот и закрыли мы страничку еще одной удивительной книги, в которой наш герой получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Как важно верить в них и жить, следуя им!

Ребята! Закончилась наша игра, посвященная творчеству великого русского писателя, нашему земляку - В.Г.Распутину. Я хочу напомнить вам его слова:" Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя". Как вы понимаете слова писателя? (Ребята отвечают на вопрос учителя).

Интересна ли была сегодняшняя игра? Полезна ли? Спасибо всем: и участникам, и болельщикам, и жюри - за интересную игру! До свидания!

V. Домашнее задание: написать творческую работу( сочинение или стихотворение) о своем любимом учителе.



Список использованной литературы:

  1. "Вокруг тебя - мир" Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев и др. - Москва, МАИК "Наука/Интерпериодика", 1999.- 68с.

  2. Литературные викторины. Составитель Ильина В.А. – Волгоград, Учитель.- АСТ, 2001. -120 с.

  3. Нестандартные уроки по русской литературе, 5-11 классы. С.В.Крупина, Н.В. Кучинская. - Мозырь, Белый ветер, 2011. - 30с.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос