"Уроки французского" - уроки доброты
Фамилия, имя, отчество: Зеленова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы, высшая категория
Место работы: г. Усть-Илимск, Иркутская область, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Предмет: литература
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Литература "Путь к станции "Я".Изд. 3-е, испр. М.: БАЛАСС, 2015(Образовательная система "Школа 2100")
Тема: "Уроки французского " - Уроки доброты(сценарий игры "Умники и умницы" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Класс: 7
Время: 80 мин.
Материал: Урок
"Уроки французского" - Уроки доброты.
(сценарий интеллектуальной игры "Умники и умницы"
по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского")
Цель
урока:
закрепить
знания учащихся по рассказу «Уроки
французского" во время игрового
урока.
Образовательные:
прививать
интерес к произведениям В.Г. Распутина;
Развивающие:
научить
не только читать текст произведения,
но и «разглядывать» его с точки зрения
композиции, деталей, литературных
портретов героев;
Воспитательные:
раскрыть
содержание понятий «духовные ценности»,
«духовная память»,воспитывать чувство
собственного достоинства, справедливости
на примере жизни писателя и его
героев.
Тип урока: урок-игра
Форма урока:
-
Урок-турнир
Оформление:
портрет В.Г.Распутина, рисунки к эпизодам рассказа, видеофильм к биографии писателя.
Оборудование:
проектор; компьютер; интерактивная доска для работы с заданиями, дорожки разных цветов.
Время реализации занятия: 80 мин.
Участники и болельщики.
В игре участвуют 9 человек. Немаловажную роль играют болельщики (все остальные уч-ся), которые отвечают на вопросы, на которые не могут ответить участники игры. За каждый правильный ответ болельщики получают орден «Шелкового умника». По решению жюри(можно пригласить на урок библиотеаря, психолога, кого-то из учителей свободных в это время от уроков) болельщики, набравшие большое количество орденов, объявляются победителями наряду с участниками.
Подготовка к игре
Участники и болельщики внимательно читают, изучают литературу, посвящённую В.Г. Распутину и его повести «Уроки французского», знакомятся с историей ее создания, сюжетом, героями.
Домашнее творческое задание
Каждый участник готовит выступление «Монолог о Распутине», время – 2 мин..
Условия игры:
В ходе игры 3 агона. В каждом участвуют по 3 ученика. После каждого агона может победить один из тройки или никто.
Перед началом агона тройка участников зачитывает своё творческое задание. По решению жюри присуждаются 1- ое, 2-ое, 3-е места. Участник, занявший первое место,
выбирает первым дорожку, 2-ое - вторым, 3-е –третьим.
Перед участниками 3 дорожки: красная (на ней нельзя ни разу ошибиться, но только 2 вопроса, т.е. на ней можно раньше прийти к победе), желтая (на ней можно ошибиться 1 раз, но 3 вопроса), зелёная (ошибиться можно 2 раза, но 4 вопроса)
Вопрос, на который не могут ответить участники, отдаётся болельщикам.
1-ый вопрос –исторический, 2-ой –литературный, 3-ий –из области русского языка, 4-ый –разное. Тот, кто ошибается при ответе на вопросы больше допустимого, удаляется с дорожки и продолжает игру в качестве болельщика.
Победителем становится тот, кто первым пройдёт по дорожке.1-ый вопрос для участника на зелёной дорожке, 2-ой на жёлтой, 3-ий на красной
Ход урока-игры:
I.Организационный момент. Слово учителя(звучит тихая спокойная мелодия, видеофильм про В.Г.Распутина).
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня наш урок посвящен
удивительному человеку - Валентину
Григорьевичу Распутину.
Вклад Распутина, нашего земляка, в историю русской и мировой литературы неоценим. Весь мир до сегодняшних дней зачитывается произведениями классика, его творчество с интересом изучается и исследуется не только у нас, но и за границей. Недавно русский писатель В.Г. Распутин ушел из жизни. И какое счастье, что мы с вами успели принять участие в областном проекте PRO-чтение «Валентин Распутин. Читаем вместе» по повести «Прощание с Матерой».
Сегодня мы еще раз встретимся с нашим замечательным писателем и его рассказом «Уроки французского».
Вы помните, конечно, что это произведение о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику - урок взаимопонимания, уважения, человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
Мы проводим
заключительный урок по рассказу
В.Г.Распутина «Уроки французского», и
урок этот необычный. Проведем мы его в
форме игры «Умники и умницы».
Хочу
представить вам наших гостей и членов
жюри. Они будут внимательно наблюдать
за ходом нашего соревнования.
Насколько хорошо мы знакомы с Валентином
Григорьевичем Распутиным, его биографией?
Это и есть основной вопрос, который
позволит нам выбрать участников игры
для 1 тура.
Итак, вам, ребята, предлагалось накануне игры составить "Монолог о Распутине". Прошу всех желающих выйти на импровизированную нашу сцену!
Звучит в исполнении ребят "Монолог о Распутине".
Жюри внимательно слушает и выбирает тех, кто вступит в игру.
Устное выступление
Тема: «Вы — мальчик. Получили второю посылку. Что бы вы написали учительнице в ответ?» (Подготовка — 2 мин.)
1. Выбор дорожек
2. Игра первой тройки
Зеленая дорожка
1. В каком году герой пошел в 5 класс? (В 1948.)
2.Что в изучении французского языка для мальчика было самым сложным? (Произношение.)
3. Что, по мнению героя, для него «хуже всякой болезни»? («Жить вне дома».)
4. Что отвечал Тишкин, когда у него спрашивали: «Зачем руку поднимал?» («Я помнил, а пока вставал, забыл».)
Желтая дорожка
1.Какую награду от дяди Ильи получил мальчик? (Ведро картошки.)
2.Кому посвятил автор повесть? (П. Копыловой.)
3.До какого момента играл мальчик в чику? (Пока не выигрывал 1 рубель.)
Красная дорожка
1.Назовите две причины, из-за которых мальчик худел? (Тоска по дому, недоедание.
2.Сколько раз мать передавала мальчику по 5 рублей и на что он их потратил? (Три раза: два раза на молоко и один раз для игры.)
ВТОРАЯ ТРОЙКА
Тема:«Вы — учитель. Что бы вы написали мальчику, отправляя второю посылку?» (Подготовка — 2 мин.)
1. Что значит, по мнению героя, «подсаживать зубы на полку»? (Голодать.)
2. Какое слово выкрикивал герой, когда убегал после драки? («Перевернул».)
3. О каких раненых говорила Лидия Михайловна? (О герое после драки.)
4. За что могли выгнать ученика из школы? (За игру на деньги.)
1. Продолжите фразу Вадима: «Кому надо делать уроки...». («...тот сюда не ходит».)
2. Какая привычка была у Лидии Михайловны в школе? (Осматривать учеников.)
3. Какой вопрос задавал директор провинившемуся ученику? («Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?».)
1. Что такое «притайка»? (Спрятанная картошка.)
2. Какой предмет в доме Лидии Михайловны для героя был чудом? (Радиоприемник.)
ТРЕТЬЯ ТРОЙКА
Тема: «Вы — ученик школы. Что бы вы могли сказать первоклассникам о своей школе?» (Подготовка — 2 мин.)
Зеленая дорожка
1. Какая единственная вещь в деревенском доме мальчика была ценной? (Швейная машинка.)
2. Сколько мальчик решил выигрывать после своего возращения к ребятам? (20—30 копеек.)
3. Что заставило мальчика пойти на гору вновь? (Голод.)
4. При каком условии герой допускал мысль о возращении в деревню? (Если бы он сам бросил школу.)
1. Какой профессиональный признак, по мнению автора, проявляется обычно на лице у всех учителей? (Жесткость.)
2. Что мог сделать малыш, чтобы не ходить к Лидии Михайловне? (Учить наизусть французский.)
3. Какие вопросы Лидии Михайловны подсказали мальчику о ее причастности к посылке? («Как? Совсем не бывает?»)
1. Какие овощи росли в деревенских огородах? (Редька, горох.)
2. Когда, по мнению автора, человек стареет? («Когда перестает быть ребенком».)
Тема: «Вы — ученик. Что вы пожелаете будущим учителям, пришедшим в школу на практику?» (Подготовка выступления — 2 мин.)
1. По каким предметам мальчик узнал, что посылка не от мамы? (Макароны.)
2.Какая оценка была у мальчика по французскому языку, и к какой он стремился? (Была «4», мечтал о «5».)
3.Чем занимался мальчик в свободные минуты «без всякого понукания»? («Лез в словарик по французскому языку».)
4.Что такое «молоко в кружках»? (Замороженное молоко.)
Желтая дорожка
1.Покажите, какими пальцами замеряли игроки расстояние во время игры в чику? (Большой и средний у Лидии Михайловны; большой и мизинец у мальчика.)
2.Как назвал игру директор, когда увидел Лидию Михайловну и героя, сидящих на полу? («Преступлением».)
3.Когда мальчик получил вторую посылку и что в ней было? (После зимних каникул; яблоки.)
Красная дорожка
1.Что сделал мальчик, когда вошел директор в комнату Лидии Михайловны? («Со страху пополз за перегородку».)
2.Перечислите 4 игры, которые похожи друг на друга, но называются по-разному. («Бабки», «Чика», «Пристенок», «За- меряшка».)
Вопросы «Ва-банк» для игроков на красной дорожке 1, 2, 3 тура, если они не отвечают на первый вопрос:
-
На какой улице жил мальчик? (Улица Подкаменная.)
-
Какие глазки ел мальчик? (Весной ел глазки проросшей картошки.)
-
Кто из деревни, кроме него, учился в районе? (Никто не учился, он был первым.)
-
Какие услуги оказывал мальчик своим деревенским землякам? («Писал за старух и читал письма, перебрал все книжки в библиотеке... и рассказывал всякие истории...».)
-
Объясните значение слова «сноровка». (Сноровка — ловкость, умение, приобретенное тренировкой.)
-
Что такое «галифе»? (Галифе — брюки, облегающие колени, с боков расширяющиеся к верху и заправляемые в сапоги.)
Вопросы все озвучены. Предстоит работа жюри. А в это время звучит стихотворение "Не смейте забывать учителей".
III. Подведение итогов. Слово жюри.
IV. Заключительное слово учителя.
Вот и закрыли мы страничку еще одной удивительной книги, в которой наш герой получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Как важно верить в них и жить, следуя им!
Ребята! Закончилась наша игра, посвященная творчеству великого русского писателя, нашему земляку - В.Г.Распутину. Я хочу напомнить вам его слова:" Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя". Как вы понимаете слова писателя? (Ребята отвечают на вопрос учителя).
Интересна ли была сегодняшняя игра? Полезна ли? Спасибо всем: и участникам, и болельщикам, и жюри - за интересную игру! До свидания!
V. Домашнее задание: написать творческую работу( сочинение или стихотворение) о своем любимом учителе.
Список использованной литературы:
-
"Вокруг тебя - мир" Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев и др. - Москва, МАИК "Наука/Интерпериодика", 1999.- 68с.
-
Литературные викторины. Составитель Ильина В.А. – Волгоград, Учитель.- АСТ, 2001. -120 с.
-
Нестандартные уроки по русской литературе, 5-11 классы. С.В.Крупина, Н.В. Кучинская. - Мозырь, Белый ветер, 2011. - 30с.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»