Образовательно-развивающее занятие по картине художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик»
Возрастная категория детей:7-12 лет.
Время проведения: 1 час
Тип занятия: Образовательно-развивающее занятие
Образовательно-развивающее занятие по картине художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик»
Педагог: Чаплыгина Александра Сергеевна
Полное название образовательного учреждения: Художественная изостудия «MAGENTA»
Возрастная категория детей: 7-12 лет
Время проведения: 1 час
Тип занятия: Образовательно-развивающее занятие
Методы обучения: развивающий, демонстрационный, практический.
Цель:
Познакомить с творчеством художника Э.Мунка, пофантазировать на тему художественной работы «Крик»
Задачи:
-
знакомство с творчеством художника Э.Мунка;
-
развитие навыков критики и оценки художественных работ;
-
развитие фантазии;
-
развитие внимательности к деталям
-
развитие креативности
-
развитие художественного восприятия
-
развитие художественных навыков
-
поддержание творческой атмосферы в группе.
Основные понятия:
Экспрессионизм- стремление не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.
Масляная живопись-одна из техник, использующая краски с в качестве основного связующего вещества. Масляными красками можно писать на холсте.
Ресурсы:
-
Распечатанная картина «Крик» на цветном принтере для каждого слушателя, формат А4 (картинка должна размещаться по центру и оставлять белые поля для рисования)
-
Карандаши, ручки, фломастеры
-
Другие работы Э.Мунка для наглядности.
Планируемые результаты:
Слушатель научится-
-
отличать работы художника Э.Мунка от остальных художников
-
усвоит понятия – экспрессионизм, масляная живопись
-
поэтапно вести работу над принятой идеей (практическая работа)
-
сможет анализировать, сравнивать, фантазировать
-
научится слушать и понимать идеи других
-
сможет оформить свои идеи в фактическую работу
Этапы и содержание занятия:
1.Введение в лекцию (15 минут.)
Педагог предлагает учащимся рассмотреть картины Э. Мунка. И проводит мини-лекцию о творчестве и жизни художника, показывает работы (в распечатанном виде или через проектор).
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу. Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда – Софи. Позднее он посвятит ей трогательную картину «Больная девочка».
Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет: «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».
Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути. 8 ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике: «Отныне я решился стать художником». В 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога. В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ.В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение картин старых мастеров Он пишет несколько картин – «Английская набережная в Ницце» (1891), «Улица Лафайет» (1891). Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.
Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину «Крик». Начиная с 1910 года все чаще Мунк обращается к теме труда. Он пишет картины – «Весенние работы. Крагере» (1910), «Лесоруб» (1913), «Весенняя пахота» (1916), «Мужчина на капустном поле» (1916), «Разгрузка судна» (около 1920). Умер Мунк 23 января 1944 года в местечке Экели близ Осло.
2. Постановка темы и дискуссия (15 минут)
Педагог предлагает рассмотреть картину «Крик» и раздает каждому по распеченному листу. Объясняет, что работа создана в стиле Экспрессионизма. Предлагает ответить учащимся на следующие вопросы:
-Посмотрите на картинку. Что вы чувствуете? Страх? Радость? Удивление?
-Какое время года/ дня на картине? Какие цвета характерны для этой картины?
-Кто главный герой картины?Почему он так изображен?
-Слышите ли вы его крик? Этот Крик громкий и пугающий или тихий и случайный? А может быть это крик удивления?
Слушатели дают варианты своих ответов, фантазируют, пытаются объяснить работу художника.
3. Практическое занятие (25 минут)
После обсуждений и идей каждый слушатель на своем листочке пытается додумать произведение. Можно нарисовать то, из за чего фигура на картине кричит, дорисовать других персонажей и т. д. Каждый ученик фантазирует.
4. Подведение итогов(5 минут)
Все работы обсуждаются, каждый рассказывает о своей идеи, отвечает на вопросы педагога и других слушателей.
Педагог читает текс то том, как Мунк рисовал эту картину: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет – и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
5.Эмоциональная разгрузка и завершение работы.
Ярким завершением лекции можно сделать «совместный крик», если это позволяет сделать обстановка. Слушатели закрывают уши, как на картине и дружно хором издают крик.
Источники:
-http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/85.htm — краткая биография художника
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»