Образовательная программа дополнительного образования детей "Красота своими руками"
Образовательная программа дополнительного образования детей
"Красота своими руками"
Программа ориентирована на детей от 7 до 11 лет.
Срок реализации – 4 года
Рассмотрен и принят на педагогическом совете « » 20 г. Протокол № |
Автор: Педагог дополнительного образования: Дедуренко Ольга Алексеевна. Высшей квалификационной категории |
Балаково
2014 г.
Рецензия
на программу кружкой работы
инструктора по труду детского дома №4 Дедуренко О.А.
«Красота своими руками».
Программа кружковой работы «Красота своими руками» актуальна для таких учреждений как детские дома, так как дети, попадающие в наши учреждения, как правило, не имеют никакого социального опыта. В период адаптации очень важно найти дело по душе. Через любимое занятие раскрываются их индивидуальные личностные качества.
Данная программа ставит своей целью скоррегировать и развить способности каждого ребёнка, сформировать общеучебные организационные навыки, воспитывать личность, уверенную в себе.
Программный материал подобран очень продуманно и позволяет максимально восстановить нарушенные процессы познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы, которые имелись в раннем возрасте. Автор хорошо знает проблему, умеет формулировать цели и практические задачи, находить адекватные средства их решения.
Положительной стороной кружковой программы является её содержание. Так раздел «Вышивка изонитью» развивает воображение, внимание (глазомер); логическое мышление, волевые качества. Развитие мелкой моторики способствует речевому развитию детей, максимально формирует способности и эстетический вкус.
Во второй части программы представлена работа с мягкой игрушкой. Положительно то, что содержание этого раздела глубоко продуманно педагогом:
а) через игрушку, у детей происходит знакомство с миром, его познание и понимание. Это своеобразная школа чувств;
б) именно через «народную игрушку» происходит первое знакомство малышей с культурой своей страны, своего края.
В основе программы лежат практические занятия. Прослеживается чёткая система от «простого к сложному». Самые разнообразные формы занятий. Очень много заданий на развитие творческих способностей детей. Программа ценна тем, что позволяет в таком раннем возрасте оптимально решать вопросы трудового воспитания.
Структура программы полностью соответствует требованиям, предъявляемым к аналогичным программам.
В целом программа заслуживает высокой оценки.
Рецензент
Руководитель методического совета
детского дома №4 г. Балаково /Г.В.Москвина/
Апробация программы
С 03 декабря 2013 года проходила апробация программы кружковой работы «Красота своими руками», рассчитанная на детей в возрасте 7-11лет.
ГКОУ «Детский дом №4» г. Балаково – образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором работают творческий педагоги, идущие в ногу со временем, решающие одну из основных задач: воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентоспособном мире…, умеющей реагировать на различные жизненные ситуации.
Для решения данных проблем инструктором по труду Дедуренко О.А. была составлена программа кружковой работы «Красота своими руками», рассчитанная на детей 7-11 лет, включающая материал по овладению техникой вышивки, изготовлению мягкой игрушки, бисероплетению и квилингу.
Данная программа рассчитана на 72 часа в году с детьми 1-4 классов. Она ориентирована на большой объём практических и творческих работ. Для решения поставленных задач применяются беседы, экскурсии, практические работы, конкурсы, творческие занятия с элементами логики, дидактических игр. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой воспитанников.
Данная программа обладает рядом особенностей:
-
построена на принципах развивающего обучения;
-
проведение занятий в занимательной и игровой формах, а также использование упражнений для снятия напряжения при работе на швейной машине, оверлоке, иголками и ножницами:
-
проведение диагностических тестов для прослеживания динамики развития способностей детей.
На занятиях педагог создаёт условия для творческой самореализации воспитанников, комфортную обстановку, ситуацию успеха. Таким образом, хочется отметить, что методически обоснованно внедрение программы кружковой работы «Красота своими руками» в общий процесс развития детей. Она дополняет традиционную методику воспитания и развития творческих способностей, способствует совершенствованию организации свободного времени воспитанников. Позволяет активизировать коммуникативную и познавательную деятельность учащихся 1-4 классов.
Апробацию провёл
Директор детского дома №4 г. Балаково /Г.В.Шутова/
Пояснительная записка.
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает внеаудиторная занятость детей, как инструмент наиболее полноценного и эффективного реализующего социально-педагогический потенциал свободного времени детей. Эта деятельность оперативно реагирует на запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Президент в своём послании Федеральному собранию Российской Федерации, определил: «Главная задача… - это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…, обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Поставленные задачи необходимо решать с раннего возраста. Дошкольники, посещающие детские сады, имеют такие возможности. Но наши дети, дети из неблагополучных семей, Домов ребёнка, больниц лишены этого социального опыта. Поэтому считаю необходимым через программу кружковой работы «Красота своими руками» восполнить этот пробел.
Материал программы подобран таким образом, чтобы максимально скоррегировать нарушенные процессы познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы.
Занятия способствуют развитию у ребёнка:
-1-мелкой моторики пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);
-2-воображения;
-3-логического мышления;
-4-волевых качеств (усидчивости, терпения, умение доводить начатую работу до конца и т.п.);
-5-сенсорное восприятие;
-6-глазомер;
-7-художественных способностей и эстетического вкуса.
Программа включает в себя материал по овладению техникой вышивки изонитью, изготовлению мягкой игрушки, бисероплетение и квилинг рассчитана на детей 7-11 летнего возраста.
Изонить - это техника создания картин из ниток на твёрдой основе (картоне, бархатной бумаге или коже). Техника заполнение нитками различных форм (окружности, дуги, углы, треугольники и др.) была изобретена для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.
Игрушка всегда сопутствовала человеку, она является одним из самых древних видов декоративно – прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходит через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Любая вещь, выполненная своими руками (в условиях проживания в детском доме особенно), имеет большое значение. Вещь, над которой ребёнок трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему, дорога как личная вещь. Таким образом, работа над созданием поделки является не только творческой деятельностью, но и развивает личностные качества детей, формирует положительные черты характера.
Отличительной особенностью программы кружковой работы «Красота своими руками», является принцип комплектования групп, а именно: разновозрастные группы. Группы состоят из детей разного возраста, но имеющие одинаковые трудовые навыки.
Цели и задачи программы: создать условия для творческой самореализации ребёнка и личностного роста, комфортную обстановку обучения и развития на занятии.
1. - формирование у детей навыков ручного труда, знаний о геометрических формах и величинах; обучение основам заполнение геометрических фигур и основам кройки и шитья игрушек; расширения знаний об истории вышивки изонитью и появления игрушки, традициях, творчестве, быте народов.
2. - развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие активности и самостоятельности; обучение приёмам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; создание базы для творческого и логического мышления;
3. - воспитание трудолюбия, аккуратности; воспитание культуры общения.
Организация образовательной среды: - система занятий; - участие в выставках, конкурсах; - организация мини-выставок (в группах); - посещение городских выставок декоративно-прикладного творчества.
Основные формы и методы работы: - словесный рассказ, беседа; - наглядная демонстрация образцов готовых работ, слайд-шоу, дидактического материала, - практическая работа; - выставка готовых работ.
Формы контроля: - устный опрос; - мини-выставки; - участие в городских и окружных выставках, конкурсах; - повседневное наблюдение.
Ожидаемые результаты.
Должны знать: - техника безопасности при работе с инструментами; - исторические сведения и ниткографии или изонити, и об истории народной игрушки; - способы заполнения окружности, дуг и углов; - виды ручных швов; - основы кроя; - технику работы с изонитью; - технику изготовления народных кукол и современных игрушек; - технику выполнения бумагокручения и бисероплетения.
Должны уметь: - выполнять простые ручные швы; - правильно переводить рисунок на основу; - правильно раскраивать материал, используя выкройки и шаблоны; - работать индивидуально с методическими картами; - эстетично оформлять поделку; - ориентироваться на качество изделий; - изготовлять панно в техники изонить, бисероплетения и квилинга; - изготовлять народную и современную игрушки своими руками из доступных материалов.
Учебно-методическое обеспечение: - методические карты; наглядные пособия (слайд-шоу); - образцы изделий; - раздаточный материал; - информационный материал; - шаблоны; - фотоархив.
Оборудование: - столы четырехместныу (2 штуки); - стулья (10 штук); - шифоньер большой (1 штук); - стеллажи; - экран (1 штука); - мультимедийная установка (1штука); - гладильная доска (1шт.); - утюг.
Материалы, инструменты, приспособления: - картон, бархатная бумага, копировальная бумага, бархат или ткань,
наклеенная на картон, бисер, проволока, цветная бумага; - драп, искусственный мех, трикотаж, фетр, хлопчатобумажный материал (можно использовать вторичное сырьё); - синтепон, вата, поролон, кусочки (обрезки) ткани или старые вещи; - отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево, нитки швейные, шнуры, нитки мулине, нитки «ирис», пряжа цветная, бисер, паетки и многое другое;
- инструменты: ножницы, иглы, булавки, карандаш простой и цветные, шило, линейка, циркуль, ластик, утюг, крутилки для бумаги;
- дополнительные материалы: деревянные палочки; клей.
Учебно – тематический план.
№п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Часов на теорию |
Часов на практическую работу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. 2. |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. |
4 часа 4 часа |
4 часа 4 часа |
- - |
3. |
Вышивка изонить. |
64 час |
4час |
60 часов |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) |
Подготовка к работе с изонитью. Изображение и выполнение углов. Изображение и последовательность выполнение окружности, овалов. Заполнение углов и дорисовка изображение после вышивки. Выполнить: а) грибок; б) домик; в) морковка; г) рыбка. Выполнение закладки для книг. Выполнение узора на закладки. Узор на полосе. Закладка с двумя тупыми углами. Закладка с двумя острыми углами. Шапочка-колпак (дорисовать клоуна). Ваза с фруктами, парус (дорисовать). |
4 часа 2 часа 2 часа 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час |
4 час - - - - - - - - - - - |
- 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час |
13) 14) 15) 16) |
Телевизионная башня, фонарик. Новый год: снежинка или ёлочка. Вышивки по выбору. Выставка готовых работ. |
2 часа 2 час 32 час 2 час |
- - - - |
2 часа 2 час 32 час 2 час |
|
|
|
|
|
4. 5. |
Инструктаж по безопасной работе с инструментами. Виды ручных швов. |
4 час 6 час |
4 часа 1 час |
- 5 час |
6. |
Народная игрушка |
14 час. |
4 час |
10 час |
1) 2) 3) |
Кукла «Куватка или Берегиня». Кукла «Купава». Кукла «Ангелочек». |
4 часа 6часов 4 часа |
1 час 1.5 час 1.5 час |
3 час 4.5 час 2.5 час |
7. |
Мягкая игрушка. |
46 час. |
2 часа |
44 час |
1) 2) 3) 4) 5) |
Мячик на резинке из четырёх деталей. Сова. Морская звезда. Божья коровка. Игрушки по выбору |
3 час 3 час 3 час 3 час 34 час |
0.5 час 0.5 час 0.5 час 0.5 час - |
2.5 час 2.5 час 2.5 час 2.5 час 34 час |
8. |
Бисероплетение. |
70 час |
12 час |
58 час |
1) 2) 3) 4) 5) |
История возникновения бисера и способы украшения бисером. Технология выполнения основных узлов бисероплетение. Выполнение декоративных деревьев. Выполнение поделок по выбору. |
8 час 8 час 20 час 34 час |
4 час 4час 4 час - |
4 час 4 час 16 час 34 час |
9. |
Квилинг. |
48 час |
4 час |
44 час |
1) 2) 3) |
Знакомство с творческими работами и историей. Техника выполнения приемов скручивания бумаги. Выполнение поделок по выбору. |
4 час 8 час 36 час |
4 час - - |
- 8 час 36 час |
10. |
Подготовка и проведение конкурса поделок. |
8 час |
- |
8 час |
11. |
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества в музеях города. |
12 час |
|
12 час |
12. |
Итоговое занятие. Выставка лучших работ детей. |
8 час |
|
8 час |
|
Итого: |
288 час |
39 час |
249 час |
Последующие года обучения происходят по такой же схеме, только все работы усложняются (с учётом полученных уже знаний и умений) и выполняются по желанию и выбору детей, из предложенной соответствующей литературы, готовых образцов или по слайд-шоу.
Содержание программы кружковой работы.
Вводное занятие: знакомство и изучение правил поведения и работы в мастерской. Организация рабочего места.
Техника безопасности при работе с инструментами: знакомство, изучение инструкций по безопасной работе с ручной иглой, ножницами, утюгом, острыми предметами. Роспись в книге прохождения инструктажей (два раза в год).
Вышивка изонитью: знакомство с историей вышивки. Изучение способов заполнение углов, окружностей, геометрических фигур, их выполнение.
Применение полученных знаний и умений на практике. Изготовление поделок, панно и способы их оформления к основным праздникам или в качестве подарка родным и близким.
Виды ручных швов: познакомить и обучить детей выполнять стежки временного назначения и постоянного, в чём их отличие. Научить выполнять все стежки в ручную, аккуратно, соблюдая технику безопасности.
Народная игрушка: познакомить и изучить историю народной игрушки. Научить технологии изготовления кукол «Куватка или Берегиня». Изготовить куклы «Купава» и «Ангелочек». Продумать и подарить готовые изделия на празднике.
Мягкая игрушка: познакомить с историей мягкой игрушки. Научить подбирать ткань для изготовления игрушки, готовить её к раскрою и кроить по шаблонам или лекалам. Соединении деталей (временными, а затем постоянными стежками). Заполнение мягкой игрушки. Отделка готового изделия. Подготовка поделки к участию в выставке, конкурсе.
Бисероплетение: знакомство с историей происхождения бисера и способами украшения изделий. Изучение технологии выполнения основных узлов в бисероплетение.
Применение полученных знаний, совершенствуя умения при оформлении интерьера различных комнат. Выполнение декоративных деревьев из бисера, как способа подарка близким людям. Работа с журналами по бисероплетения.
Квилинг: знакомство с историей творчества бумагокручения, технологией выполнения операций. Изучение и выполнение различных способов изготовления поделок.
Методическое обеспечение программы.
№п/п |
Перечень разделов, тем. |
Форма занятий. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Вышивка изонитью. Виды ручных швов. Народная игрушка. Мягкая игрушка. Бисероплетение. Квилинг. |
Рассказ. Рассказ, беседа. Рассказ, показ слайдов, беседа. Практические работы. Выставка готовых работ, конкурс. Оформление комнат, групп своими поделками. Рассказ, показ, беседа. Практическая работа. Рассказ, показ, беседа. Практическая работа. Выставка. Рассказ, беседа, показ. Практическая работа, участие в конкурсе. Выставка готовых работ. Творческая работа. Рассказ, показ готовых работ, показ слайдов, беседа. Практические работы. Выставка готовых работ, конкурс. Рассказ, показ слайдов, беседа, вставка готовых работ воспитанников. Практические работы. Выставка готовых работ, конкурс. |
Приёмы организации учебного материала: - эвристический: беседа, показ, рассказ;
- проблемное: изложение, проблемный вопрос, открытое занятие.
Методы организации учебного материала: дедуктивный, репродуктивный, эвристический, проблемный.
Формы подведения итогов: выставка, участие в конкурсах, подготовка подарка, график индивидуальных достижений.
Литература:
1. Вестник Образования России - №23, декабрь 2013г.-80с.
2. Волшебная изонить. Л.И.Бурундукова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2009г.ил.-(Ручная работа).-88с.
3. Детский творческий центр: организация методической работы/авт. – сост. С.А.Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. Волгоград: Учитель, 2008г.-126с.
4. Мастерим игрушки сами./авт.-сост.Н.В.Кочеткова.- Волгоград: Учитель,2009г.-141с
5. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта/ авт.-сост. М.В.Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009г.-377с.
6. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. И.Грей/Пер.с англ. А.С.Трошина.- М.: Просвещение, 1979.-64с., ил.
7. Обучение мастерству рукоделия./авт.-сост. Е.А.Гурбина,- Волгоград: Учитель, 2008.137с.: ил.
8. Стильный интерьер своими руками. Катрины из ниток/авт.-сост. Г.А.Браницкий. ООО «Издательство АСТ», 2006г.-35с.
9. Техника изонити для младших школьников. Методическое пособие. /авт. Гусарова Н.Н. – 2-е изд., - СПБ.: «Детство - Пресс», 2008г.-48с.: ил.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Проектирование технологической карты современного урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Технология развития критического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС
Приведите, пожалуйста, материал в соответствие с критериями Требований (см. информацию в разделе Справка). Также прошу Вас удалить с титульного листа "шапку", содержащую название ОУ, в котором Вы работаете. Публикуя эти сведения, Вы тем самым передаёте авторские права на разработку администрации данного ОУ. В этом случае мы не сможем опубликовать предложенный Вами материал без письменного согласия правообладателя. Таково требование закона.
Также прошу Вас обратить внимание на некорректные ссылки на интернет-ресурсы.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.