Использование методики ситуативно-ролевой игры на итоговом уроке по изучению раздела "Деловое общение"
Петунина Ольга Владимировна, преподаватель кафедры СГиППД
ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», Россия, г. Челябинск
e-mail: elitgranit_op@mail.ru,
к.т. 89514476643
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СИТУАТИВНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ИТОГОВОМ УРОКЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ» ( для студентов заведений среднего профессионального образования)
Аннотация
В работе представлена методическая разработка по дисциплине «Русский язык и культура речи» в рамках реализации программы среднего профессионального образования. Раздел: Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль речи. Тема занятия: Использование официально-делового стиля речи в деловом общении. Тип занятия; урок-практикум с элементами ситуативно-ролевой игры. В методической разработке представлен вариант проведения итогового занятия по разделу «Деловое общения» с использованием различных форм работы: устный опрос, работа в парах, индивидуальное задание, групповая работа, игра. Применение данного приема продиктована эффективностью развития творческих навыков обучающихся, повышению мотивации к обучению, возможностью самостоятельно и активно взаимодействовать со всеми участниками «условной» коммуникации, проводить рефлексию как над своими ошибками, так и над ошибками своих одногруппников. Продолжительность урока: 45 мин.
В результате практического применения данного према студенты должны знать: 1) основные сведения о стилистике русского языка, стилевые особенности каждого из стилей; 2) речевые средства официально-делового стиля речи; 3) основные требования к речи (правильность, точность, уместность, выразительность, логичность, содержательность); уметь: 1) использовать речевые средства официально-делового стиля в деловом общении; 2) выявлять речевые и грамматические ошибки в устной и письменной речи; 3) усовершенствовать навыки стилистического анализа. Развивающие цели данного метода: развитие навыков овладения правильной речью; развитие умений выявлять речевые недостатки в потоке речи и исправлять их; развитие уменией соблюдать этику делового общения; развитие умений использования языковые средства официально-делового стиля. Воспитательные цели данного метода: 1) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, 2) совершенствовать навыки этического взаимодействия, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного.
Ключевые слова: стили речи, официально-деловой стиль, деловое общение, жанры официально-делового стиля, культура и этика делового общения, речевые средства официально-делового стиля, ролевая игра.
1) Применение методики ситутивно-ролевой деловой игры для студентов последнего курса на занятии по дисциплине «Русский язык и культура речи» используется с целью моделирования реальной жизненной ситуации под названием «Прохождение первого собеседования при устройстве на работу».
Данный метод эффективен для решения следующих проблем:
-
Решение «настоящих», жизненных коммуникативных задач путем непосредственного участия, «погружения» в деятельность, которая предполагает, при всей правдоподобности происходящего, совершение «ошибок»;
-
Эффект настоящего присутствия с привлечением творческих способностей обучающихся служит важным сильным шагом в повышении мотивации обучающихся;
-
Способствует более глубинному, осознанному отношению обучающихся к вопросу передачи знаний, умений, навыков; оказывает воспитательное воздействие.
-
Новизна использования данного приема на обобщающем уроке по разделу «Деловое общение» заключается в интегративном подходе к формированию общекультурных и профессиональных компетенций, т.к. в процессе реализации деловой игры применяются знания, умения и навыки следующих дисциплин «Русский язык», «Психология общения», «Коммуникативная культура личности».
-
Действия педагога при реализации данного подхода можно разделить на несколько этапов:
-
Подготовительный:
– выбор темы и формулирование проблемы;
– отбор и повторение необходимых языковых средств;
– уточнение параметров ситуации: место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, предполагаемый ответ на вопрос, аргументация собственного мнения;
– подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки, образцы писем (при необходимости);
– уточнение цели игры и планируемого конечного результата.
В частности повторение языковых средств официально-делового стиля реализуется на следующих этапах:
-
Орфоэпическая разминка. На доске записаны слова, студенты хором читают слова (в соответствии с нормами произношения), делая акцент на ударении: экспЕрт, премировАть, нормировАть, компромисс, ссуда взятА, товары прОдали, узнайте цЕну изделия, вы прАвы, мАркетинг, мЕнеджер, резюмЕ, интервьюЕр, интервьюИруемый;
-
Лексическая разминка (устная)
1 часть - узнать термин официально-деловой речи по его определению. Преподаватель зачитывает определение, ребята угадывают термин (можно использовать следующие термины: анкета, адресант, адресат, договор, Эйчар (HR-менеджер, эксперт, собеседование и др.)
2 часть - самостоятельно дать письменное определение терминам. Работа по вариантам:
1 вариант дает определение терминам «менеджер», «резюме»
2 вариант дает определение терминам «соискатель на должность», «альтернатива»
-
Исправление орфоэпических, грамматических, лексических, морфологических и др.; объяснение этических ошибок со стороны менеджера или соискателя в рамках речевой ситуации «собеседование о приеме на работу» (работа в парах, чтение по ролям). См. приложение № 1 к уроку.
-
Основной этап - проведение деловой игры.
Деятельность педагога на данном этапе сводится к опосредованному руководству, модерации. На заочном этапе студенты:
-
самостоятельно разделились на 4 команды с равным количеством участников,
-
распределили за командами ролеи: 2 команды «менеджеров по подбору персонала» и 2 команды «соискателей». Команда готовят 1 представителя.
-
проработали раздаточный материал – «Речевые этикетные формулы».
Очный этап - проведение ролевой игры.
2 пары участников поочередно представляют свою версию прохождения собеседования.
Список примерных вопросов от команды «менеджеров по подбору персонала» и список ответных вопросов от команды «соискателей на должность».
Сам ход собеседования выстраивается как ролевая игра, в которой реализуется ситуация «Первое собеседование при устройстве на работу», где 1 студент задает вопрос от имени «менеджера-эйчара», другой, от имени «соискателя» - в импровизационной игровой манере отвечает на вопросы и в свою очередь задает интересующие вопросы.
Группа «зрителей» (наблюдателей) анонимно оценивают выступление каждого студента в специальном оценочном листе.
-
Результаты решения поставленных проблем ребята оценивают в процессе рефлексии - заполнение специального оценочного листа с перечнем необходимых компетенций, которые необходимо сформировать в процессе «прохождения» собеседования (см. Приложение №2 к уроку)
-
Варианты реализации данной идеи могут быть следующими:
-
С предварительно составленным по образцу вариантом резюме от соискателя и подробным описание деятельности компании, в которую пришел «соискатель». Здесь возможно детальное продумывание характеристик компании: название компании, штат, сфера деятельности, корпоративное кредо и пр.(это сопроводается меньшей степенью импровизации);
-
«Живое», непосредственное проигрывание ситуации собседования «здесь и сейчас без предварительной подготовки как со стороны соискателя, так и со стороны «менеджера по подбору персонала» (предполагает бОльшую самостоятельность, активность, импровизационные навыки).
Список использованной литературы:
-
Жернакова, М. Б. Деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16605-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531363 (дата обращения: 18.05.2023).
-
Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношние, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов / под ред. А.Н. Тихонова. — М.: Цитадель, 1996 — 704с.
.
Приложение №1 к уроку
__________________________________________________________________
Карточка № 1
Менеджер: Вы написали, что имели опыт работы в данной должности, расскажите об этом поподробнее.
Соискатель: Вообще-то, я никогда раньше не работал на такой позиции, но благодаря своими способностями я уверен, что справлюсь.
__________________________________________________________________
Карточка № 2
Менеджер: Что вас заинтересовало в нашей компании?
Соискатель: Мне нравятся ваши «плюшки» в виде выходных каждую третью пятницу.
__________________________________________________________________
Карточка № 3
Менеджер: Почему вы уволились с предыдущего места работы?
Соискатель: Если честно, начальство вело себя ужасно, меня постоянно тиранили, коллектив был отвратительным, все друг друга подставляли, атмосфера была негативная, ненавижу такие «гадюшники».
__________________________________________________________________
Карточка № 4
Менеджер: У вас есть вопросы к нам?
Соискатель: Да, я очень давно не был в отпускУ, поэтому мне интересно, как оно у вас? __________________________________________________________________
Карточка № 5
Менеджер: Расскажите о ваших достижениях?
Соискатель: Достижения, которые я достигла, связаны в первую очередь с разработкой сценарного плана.
__________________________________________________________________
Карточка № 6
Соискатель: Если предполагаются командировки, то как производится оплата по ним?
Менеджер: Командированные вам заплатят за 3 дня до предстоящей поездки.
__________________________________________________________________
Приложение № 2 к уроку
Критерий оценивания (от 1 до 5 баллов) |
Соискатель 1 |
Менеджер 1 |
Соискатель 2 |
Менеджер 2 |
Общая культура речи (правильность, точность, уместность, выразительность, логичность, содержательность) |
|
|
|
|
Тактичность, вежливость, доброжелательность в общении |
|
|
|
|
Использование этикетных речевых формул (качество, количество, уместность) |
|
|
|
|
Соблюдение логики высказываний в процессе диалогового взаимодействия |
|
|
|
|
Уверенность, психологическое раскрепощение (поза, жесты, мимика, тональность речи) |
|
|
|
|
Степень установления контакта с собеседником, проявление соучастия к процессу |
|
|
|
|
Оригинальность, креативность мышления |
|
|
|
|
Сведения об авторе статьи
ФИО автора |
Петунина Ольга Владимировна |
Научная степень, звание |
__________ |
Место работы |
ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского», Россия, г.Челябинск |
Должность |
Преподаватель кафедры СГиППД |
|
elitgranit_op@mail.ru |
Телефон |
89514476643 |
Сопроводительное письмо
Настоящим письмом гарантирую, что размещение статьи «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СИТУАТИВНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ИТОГОВОМ УРОКЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ», автора Петуниной Ольги Владимировны, в журнале «Информ-образование» не нарушает ничьих авторских прав. Автор передает на неограниченный срок учредителю журнала неисключительные права на использование научной статьи путем размещения полнотекстовых сетевых версий номеров на Интернет-сайте журнала.
Автор несет ответственность за неправомерное использование в научной статье объектов интеллектуальной собственности, объектов авторского права в полном объеме в соответствии с действующим законодательством РФ.
Автор подтверждает, что направляемая статья нигде ранее не была опубликована, не направлялась и не будет направляться для опубликования в другие научные издания.
Также удостоверяем, что автор согласен с правилами подготовки рукописи к изданию, утвержденными редакцией журнала «Информ-образование» и размещенными на официальном сайте журнала.
О.В. Петунина __________ ______
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»