Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей № 76 имени В.Н. Полякова» |
|
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета протокол № 1 от 31.04.2021 г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБУ «Лицей № 76» №170-од от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Классы: 10
Составитель программы: Довгий М. А., учитель истории и обществознания
Учителя, работающие по программе: Довгий М. А., учитель истории и обществознания
Тольятти
2021
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 10 классов (углубленный уровень) составлена с учетом требований Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ФГОС ООО (Приказ №1897 от 17.12.2010г.); ООП ООО МБУ «Лицей № 76».
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» определяет содержание деятельности с учетом особенностей образовательной политики МБУ «Лицей № 76», образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Финансовая грамотность оказывает сегодня значительное влияние на жизнь современного человека, проявляясь во всех сферах жизни, влияя на выбор будущей профессии, на благосостояние человека, его финансовую защищенность. Особенно актуальным является знание основ для обучающихся старших классов, так как после окончания школы, став совершеннолетними, они получают право на совершение финансовых операций. Поэтому очень важно, чтобы выпускник школы вступил во взрослую жизнь финансово подготовленным, так как ему неизбежно придется иметь дело с различными финансовыми организациями: банками, налоговыми органами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями, фондовыми биржами. Именно уровень финансовой грамотности выпускника станет определять, насколько успешным будет это взаимодействие.
Сегодня на будущих выпускников обрушиваются огромные потоки информации, в том числе из области финансов, и важно не просто научить его действовать по алгоритму, но и сформировать метапредметные навыки ориентироваться в объеме информации, в финансовом пространстве, действовать, исходя из поставленных задач, понимать и оценивать финансовые риски, а также нести ответственность за принимаемые решения в области финансов.
Курс «Основы финансовой грамотности» рассчитан на изучение в течение одного года, один раз в неделю. Курс рассчитан на ознакомление с основными финансовыми процессами и механизмами с привлечением современной экономической теории в области финансовой грамотности. Курс также охватывает большое количество практических задач, связанных с фондовым рынком, финансовыми услугами, способами заработка в сети Интернет и социальных сетях. Курс выполняет также важную профориентационную задачу. В ходе изучения тем курса обучающиеся могут рассмотреть финансовую сферу с точки зрения будущей профессии. Особенно это актуально для тем, связанных с фондовым рынком и организации собственного бизнеса.
Содержание курса предполагает установление межпредметных связей с другими предметами общеобразовательной школы. В программе курса предусмотрена история становления финансовых институтов, нормативно-правовые механизмы реализации финансовых продуктов и услуг. Такие дисциплины, как «Обществознание» и «Экономика» могут быть дополнены курсом «Основы финансовой грамотности», где обучающиеся получат более полное представление о функциях основных финансовых институтов в современном мире.
Таким образом, данный курс создает условия для успешной экономической социализации обучающихся старших классов, выполняет важную профориентационную функцию, а также позволяет получить представление о функционировании важнейших финансовых институтов.
Цель курса: формирование финансовой грамотности обучающихся, приобретение опыта решения задач на управление личными финансами на основе практико-ориентированного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
-
ознакомление обучающихся с практикой использования различных видов денег, в том числе цифровых;
-
освоить механизмы управления личными финансами;
-
научиться применять современные механизмы инвестирования;
-
познакомиться с процессами кредитования;
-
освоить способы заработка в Интерне и социальных сетях, не требующих специальных знаний;
-
исследовать финансовые возможности открытия собственного бизнеса;
-
рассмотреть возможности применения цифровых образовательных технологий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к экономическому образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
9) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.
Метапредметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» предусматривают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач;
4) в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
6) умение определять назначение и функции различных социально-экономических институтов;
7) умение самостоятельно принимать эффективные решения;
8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
9) владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» предусматривают:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
9) владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
10) владение знанием: об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета; о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике; о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них; об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.
Содержание рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 10 класс
(1 часа в неделю, 35 часов)
Раздел 1. Личность в цифровом мире.
Финансовое мышление и финансовое моделирование. Финансовые ловушки. Цифровизация экономического пространства. Роботизация. Искусственный интеллект и финансы. Компетенции цифрового мира. Hard skills и Soft skills.
Раздел 2. Денежная система в условиях цифровой экономике.
Виды и формы денег. Денежная масса. Скорость обращения денег. Функции денег. Электронные деньги. Цифровой рубль. Цифровые финансовые активы в России Криптовалюта. Блокчейн. Инфляция и дефляция. Наличный и безналичный расчет. Основные международные платежные системы. Национальная система платежных карт. Система быстрых платежей. Банковские карты. Мобильный банк. Основные виды мошенничества в условиях цифровой экономики.
Раздел 3. Финансовое моделирование.
Личный финансовый план. Определение текущей финансовой ситуации. Составление списка личных активов и обязательств. Формула подсчета чистого благосостояния. Анализ денежных потоков (доходов, расходов). Финансовая цель. Виды финансовых целей. SMART-подход при формировании финансовой цели. Финансовые ценности. Альтернативные варианты действий. Стратегии завершения финансового плана. Альтернативные издержки.
Раздел 4. Сбережение и инвестирование личных финансов.
Способы использования денег: потребление, сбережение, инвестирование. Риски и доходность инвестирования. Принципы управления рисками. Диверсификация вложений. Инструменты инвестирования. Банковские депозиты. Облигации федерального займа. Акции. Инвестиционное страхование жизни. Паевые инвестиционные фонды. Обезличенный металлический счет.
Раздел 5. Современные финансовые инструменты кредитования.
Кредитный договор. Условия кредитного договора. Этапы заключения кредитного договора. Права и обязанности заемщика и кредитора. Договоры залога, банковские гарантии и поручительства третьих лиц. Потребительский вексельный кредит. Форфейтинг. Облигация. Ипотечный кредит. Закладная. Ипотечные облигации. Микрофинансовые организации.
Раздел 6. Взаимодействие человека и государства.
Система персональных данных. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налогообложение в Российской Федерации. Социальные услуги и льготы. Пенсионная система в Российской Федерации. Пенсионная реформа.
Раздел 7. Начало бизнеса.
Бизнес план. Идеи для бизнеса. Анализ отрасли и рынка. Продукт и бизнес модель. Производственный план. Организационное устройство предприятия. Маркетинговая стратегия. Оценка рисков. Технологии получения дохода в сети Интернет и социальных сетях.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности» для 10 класса
2021-2022 учебный год
№ п/п урока |
Раздел учебной программы |
Кол-во часов |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Раздел 1. Личность в цифровом мире |
3 |
Финансовое мышление и финансовое моделирование. |
1 |
3 |
|
Роль искусственного интеллекта и роботизации в функционировании финансовой системы. |
1 |
|
4 |
|
Компетенции цифрового мира. Профессии будущего. |
1 |
|
5 |
Раздел 2. Денежная система в условиях цифровой экономике. |
6 |
Роль денег в финансовой системе. |
1 |
6 |
|
Инфляция и меры предотвращения инфляции. |
1 |
|
7 |
|
Криптовалюта и блокчейн: как это работает |
1 |
|
8 |
|
Платежные системы как финансовый инструмент. |
1 |
|
9 |
|
Банковские карты и мобильный банкинг. |
1 |
|
10 |
|
Основные виды мошенничества в условиях цифровой экономики |
1 |
|
11 |
Раздел 3. Финансовое моделирование |
4 |
Личный финансовый план: основы финансового моделирования. |
1 |
12 |
|
Финансовая цель как инструмент планирования. |
1 |
|
13 |
|
Основные этапы финансового планирования. |
1 |
|
14 |
|
Альтернативные издержки при финансовом планировании. |
1 |
|
15 |
Раздел 4. Сбережение и инвестирование личных финансов |
6 |
Анализ основных способов использования денег. |
1 |
16 |
|
Основные риски и доходность финансовых сбережений. |
1 |
|
17 |
|
Диверсификация вложений: основные принципы. |
1 |
|
18 |
|
Основные инструменты инвестирования на финансовом рынке. |
1 |
|
19 |
|
Виды банковских депозитов. |
1 |
|
20 |
|
Акции: как начать инвестировать с нуля. |
1 |
|
21 |
Раздел 5. Современные финансовые инструменты кредитования. |
6 |
Кредитный договор: условия, этапы заключения, основные риски. |
1 |
22 |
|
Правовые аспекты заключения кредитного договора. |
1 |
|
23 |
|
Обеспечение кредита. |
1 |
|
24 |
|
Ипотечный кредит: как не попасть в беду. |
1 |
|
25 |
|
Микрофинансовые и микрокредитные организации: что нужно знать. |
1 |
|
26 |
|
Анализ современных финансовых институтов с точки зрения потребителя. |
1 |
|
27 |
Раздел 6. Взаимодействие человека и государства. |
4 |
Персональные данные в Российской Федерации: сбор и хранение. |
1 |
28 |
|
Системы налогообложения. |
1 |
|
29 |
|
Виды социальных услуг и льгот в России. |
1 |
|
30 |
|
Пенсионная система. |
1 |
|
31 |
Раздел 7. Начало бизнеса |
|
Основные этапы бизнес-планирования. |
1 |
32 |
|
Организационно-правовые формы предпринимательства в России. |
1 |
|
33 |
|
Основные модели предпринимательских рисков. |
1 |
|
34 |
|
Технологии получения дохода в сети Интернет и социальных сетях. |
1 |
|
35 |
Итоговое повторение |
|
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Дополнительная литература для учителя:
URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Преподавание».
URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой грамотности, а также банк методических разработок учителей.
URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов «Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».
Дополнительная литература для учащихся:
Интернет-ресурсы
-
URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».
-
URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
-
URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».
-
URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски перед приобретением различных финансовых услуг.
-
URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.
-
URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.
-
Единая система идентификации и аутентификации. URL: https://esia.gosuslugi.ru.
-
Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.
-
Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.
Дополнительная литература
-
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
-
Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри, 2016.
-
Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
-
Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный в рамках Проекта Минфина России для 10—11 классов (2018).
-
Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»