Программа профилактики виктимного поведения подростков
Цель программы – формирование зрелой, целостной личности, способной к саморазвитию как развитию субъектности, готовой к противостоянию травле, к свершению самостоятельных выборов и несению за них личной ответственности.
Программа профилактики виктимного поведения подростков.
Большинство программ по профилактике виктимного поведения подростков, к сожалению, ориентированы на работу постфактум, то есть на реабилитацию детей, уже ставших жертвами насилия. Проблемным является создание программ, способствующих предупреждению жестокости и виктимного поведения.
Важно в работе психолога при общении с родителями в рамках кризисной психотерапии учитывать источники стрессов у матери и отца.
К потенциальным источникам стресса можно отнести: расставание с близкими друзьями, переезд семьи, давление со стороны ровесников, резкие перемены в режиме дня, начало и окончание образовательного процесса на любых ступенях, подготовка и сдача экзаменов, прохождение собеседований и любое вторжение во внутреннюю среду психологии субъекта .[c.1]
К профилактическим методам и формам виктимного поведения подростков можно отнести следующие:
1.Психологическое изучение подростков (психодиагностика), склонных к виктимному поведению.
2.Вербальные методы формирования негативного отношения к виктимному поведению и формирование морально-нравственного поведения в современном обществе.
3.Психологические и социально-психологические тренинги адекватного поведения в различной социальной среде.
4.Формирование адекватных паттернов поведения в различных ситуациях.
5.Формирование социально-психологического иммунитета к негативным внутренним и внешним факторам.
6.Демонстрация кино-видеофильмов о процессах и результатах в интимного поведения.
7.Использование арт-терапии в работе с подростками, склонными к виктимному поведению.
8.Социально-психологическая подготовка к различным негативным внутренним и внешним факторам.
9.Специальная психолого-нравственная работа с подростками-жертвами преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцами, маргиналами.
10.Вовлечение подростков, склонных к виктимному поведению, к общественно-значимой деятельности.
11.Проектирование, которое включает в себя: концептуализацию, программирование, планирование действий по реализации проекта, практическая реализация проекта.
12.Психологическое сопровождение подростков, склонных к виктимному поведению в жизнедеятельности, которое включает в себя психодиагностику, и психологический мониторинг, и психологическую подготовку, и психологическую защиту, и психологический прессинг, и заканчивается социально-психологической поддержкой подростков.
Адекватно проведенные этапы и методы психологического сопровождения подростков, склонных к виктимному поведению значительно снижают стрессогенные и чрезмерно эмоциональные условия различных видов деятельности, повышают их жизненную толерантность, плавное вхождение в социально-приемлемые формы, виды и способы поведения. Предлагаю к использованию разработанную программу профилактики.
«Программа профилактики виктимного поведения подростков».
Цель программы – формирование зрелой, целостной личности, способной к саморазвитию как развитию субъектности, готовой к противостоянию травле, к свершению самостоятельных выборов и несению за них личной ответственности.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
-
познакомить подростков с основами психологии личности, психологии личностного саморазвития;
-
раскрыть особенности психической жизни человека как существа из Вселенной;
-
дать знания о самом себе, а также познакомить со способами получения этого знания;
-
осуществить первичное знакомство с правилами написания научно-исследовательских работ в области психологии личности.
Развивающие задачи:
-
способствовать развитию ценностно-смысловой сферы личности,
-
способствовать развитию нравственно-волевых качеств личности;
-
помочь раскрыть творческий потенциал подростков,
-
содействовать развитию коммуникативных способностей подростков.
Воспитательные задачи:
-
формировать отношение к психической культуре как самоценности;
-
формировать готовность и способность к осуществлению самостоятельного выбора и несению за него ответственности;
-
способствовать воспитанию толерантного отношения к миру;
-
формировать умение воспринимать общие коллективные дела как свои собственные;
-
формирование способности занять определенную позицию в рабочей ситуации;
-
формировать потребность в активном проведении досуга, потребность в саморазвитии и самообразовании;
-
содействовать формированию профессиональных намерений, готовности к выбору профессии.
Сроки реализации программы – два года.
Организация комплектования учебных групп: Группы первого и второго года обучения комплектуются из учащихся 12-15 лет. Требований к гендерному составу, особенностям развития личности не предъявляется. Программа может быть рекомендована в структуре индивидуального маршрута личностного саморазвития ребенка в режиме общего психолого-педагогического сопровождения.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся в групповой форме. Периодичность занятий -2 раза в неделю. Оптимальная периодичность встреч – 2 раза в неделю (1 год обучения) и 3 раза в неделю (2 год обучения). Продолжительность занятий –1,5 часа.
Содержательный компонент включает в себя разделы, информационно и методологически адаптированные в соответствии с возрастными особенностями слушателей (12-15 лет).
Разделы носят названия: «Виктмизация и буллинг (школьная травля)», «Общение в жизни человека», «Тренинги общения», «Отношения», «Тренинги толерантности», «Переживание», «Тренинги личностного роста», «Социальное творчество» (1-й год обучения); «Развитие», «Психология успеха», «Творчество», «Тренинги креативности», «Значимость выбора в жизни человека», «Психология жизненного пути», «Психология семьи», «Карта жизни: тренинги профессионального самоопределения», «Диагностирование», «Социальное творчество» (2-й год обучения).
Выбор данных разделов обусловлен спецификой возрастного восприятия и интересами подростков.
Программа имеет свои содержательные особенности, определившие специфику используемых методов.
Цель, задачи и содержательные особенности программы определили выбор и специфику методов и методических приемов обучения, к которым можно отнести:
-
беседы, рассказ, диспуты, объяснение, выступление докладчиков (словесные методы),
-
демонстрацию, психологическое моделирование,
-
психологические упражнения и игры, проведение диагностик, тестирование, анкетирование (практические методы),
-
работа с наглядным материалом, стимульными материалами, просмотр видеозаписей (наглядные методы).
Предлагаемые в содержании программы темы изучаются как на теоретическом, так и на практическом уровне (через систему практических и дискуссионных занятий), поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задания несут в себе самостоятельное психологическое содержание.
Программой предусмотрены индивидуальная работа и работа в группах, что определено задачами и содержательными особенностями программы: обучая детей психологии, развивая их личностный потенциал, воспитывая умение общаться в коллективе, необходимо чередовать работу индивидуального характера и работу в группах общие традиционные методы и узко психологические, что позволит осуществлять эффективную реализацию программы.
В ходе реализации «Программы профилактики виктимного поведения подростков» используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические - в лабораторной форме; дискуссионные – в форме обсуждения.
Личностному саморазвитию подростков способствует также выполнение коллективных творческих проектов и социальных проектов, разработка и реализация которых предусмотрена программой.
Необходимые условия реализации программы:
-аудитория с мебелью, которая легко передвигается;
-художественные материалы и инструменты: альбомы для рисования, ватманы, маркеры, цветные карандаши, пластилин, краски (акварель, гуашь), кисти, нитки, восковые межи;
-техническое оснащение: компьютер, диски с инструментальной музыкой.
Перечень критериев результативности «Программы профилактики виктимного поведения подростков» учитывает данные Программы ЮНЕСКО и ФГОС нового поколения, где декларируется, что подросток должен уметь:
-
быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
-
самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование;
-
решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения;
-
быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
-
быть толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Ожидаемые результаты и способы их определения. Присвоение подростком психологических знаний является фактором развития его личности.
Результаты освоения программы 1 года обучения:
Метапредметные результаты: иметь представление о значении самостоятельного выбора и осознанном его свершении с учетом моральных норм; умения строить умозаключения и делать выводы, прогнозировать последствия своего выбора и осуществлять планирование своего поведения; умения организовывать совместную деятельность в группе; умения управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, осознанно использовать речевые средства для организации общения; положительная динамика развития научно-исследовательских способностей обучающихся.
Личностные результаты: опыт самопознания в творческой деятельности, сотворчестве с детьми и педагогом; наличие ориентации на применение правил и законов общения; положительная динамика уровня готовности и способности к решению морально-этических проблем, осуществления самостоятельного выбора, несения за него ответственности и оценки своих поступков, и снижение уровня тревожности и агрессивности, развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, творческой и ценностно-смысловой сфер личности.
Результаты освоения программы 2 года обучения:
Метапредметные результаты: изменение мотивов поведения, рост познавательной активности и познавательных интересов; наличие осознанности самостоятельного выбора и несения за него ответственности; умения строить умозаключения и делать выводы, прогнозировать последствия своего выбора и осуществлять планирование своего поведения; умения организовывать совместную деятельность в группе; умения управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, грамотно использовать речевые средства для организации общения; гуманизация системы отношений с миром и самим собой; положительная динамика развития научно-исследовательских способностей обучающихся.
Личностные результаты: опыт самопознания в творческой деятельности, общении, сотворчестве с детьми и педагогом; наличие ориентации на применение правил и законов общения; повышение уровня понимания и принятия другого человека; наличие готовности и способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков, осуществлению самостоятельного выбора и несения за него ответственности; снижение уровня тревожности и агрессивности, развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, творческой и ценностно-смысловой сфер личности.
Критерии оценки результативности прохождения программы:
-
психологические знания (понятия, факты, идеи, законы психологии, средства и приемы самопознания и саморазвития),
-
психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия (к примеру, знания о тактиках выбора), которые он приобретает в процессе обучения),
-
навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с культурой саморазвития как культурой развития субъектности личности в конкретный возрастной период),
-
опыт творческой самодеятельности, опыт личностного самопрогнозирования в разных видах деятельности;
-
овладение культурой психической деятельности,
-
формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и действительности в целом;
-
формирование готовности и способности к свершению самостоятельных выборов и несения за них ответственности.
Механизм оценки результатов:
-
наблюдение за тем, как подросток взаимодействует со сверстниками (критерии: активность, дружелюбие, умение решать споры);
-
заинтересованное, активное участие подростка в мероприятиях, тренингах общения, выполнении проектов;
-
анализ результатов мониторингов саморазвития личности по программе.
Таблица 1
Учебно-тематический план «Программы профилактики виктимного поведения подростков» 1-го года обучения
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Раздел 1 «Виктмизация и буллинг (школьная травля)» |
12 |
0 |
12 |
|
1 |
Сущность виктимного поведения |
2 |
- |
2 |
2 |
Спастись и выжить |
2 |
- |
2 |
3 |
Буллинг |
2 |
- |
2 |
4 |
Кибербуллинг |
2 |
- |
2 |
5 |
Культура личной безопасности |
2 |
- |
2 |
6 |
Веревочный курс |
2 |
- |
2 |
Раздел 2 «Общение» |
46 |
22 |
34 |
|
1 |
Условия понимания другого человека. |
2 |
1 |
I |
2 |
Умение слушать. |
2 |
1 |
I |
3 |
Язык и речь. |
2 |
1 |
I |
4 |
Сила слова. |
2 |
1 |
I |
5 |
Законы, приемы и виды общения. |
2 |
1 |
I |
6 |
Правила общения (по Карнеги). |
2 |
1 |
I |
7 |
Активность в общении. |
2 |
1 |
I |
8 |
Помехи общению. |
2 |
1 |
1 |
9 |
Проблемы в общении, способы их предотвращения и решения. |
2 |
1 |
1 |
10 |
Человек в обществе: проблема нравственности. |
2 |
1 |
1 |
11 |
Свобода выбора. |
2 |
1 |
1 |
12 |
Выбор и несение за него ответственности. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Ценностно-смысловая сфера личности как регулятор общения и выбора человека. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Взаимосвязь общения и отношения. |
2 |
1 |
1 |
15 |
Характер. |
2 |
1 |
1 |
16 |
Темперамент. |
2 |
1 |
1 |
17 |
Проявление темперамента и характера в общении. |
2 |
1 |
1 |
18 |
Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Общение» |
2 |
1 |
1 |
19 |
Научно-исследовательская работа по разделу «Общение» |
10 |
4 |
6 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Раздел 3 «Развитие коммуникативных навыков: теория и практика» |
84 |
34 |
50 |
|||||
1 |
Умение знакомиться с людьми |
4 |
2 |
2 |
||||
2 |
Техники знакомства |
4 |
2 |
2 |
||||
3 |
Марафон знакомств |
4 |
- |
4 |
||||
4 |
Невербальное общение |
4 |
2 |
2 |
||||
5 |
Техники невербального общения |
4 |
2 |
2 |
||||
6 |
Вербальное общение |
4 |
2 |
2 |
||||
7 |
Техники вербального общения |
4 |
2 |
2 |
||||
8 |
Общение и умение слушать |
4 |
2 |
2 |
||||
9 |
Средства общения |
4 |
2 |
2 |
||||
10 |
Эмоции и чувства |
4 |
2 |
2 |
||||
11 |
Проявление эмоций и чувств |
4 |
2 |
2 |
||||
12 |
Конфликты и причины их возникновения |
4 |
2 |
2 |
||||
13 |
Пути решения конфликтов |
4 |
2 |
2 |
||||
14 |
Умение поддерживать разговор |
4 |
2 |
2 |
||||
15 |
Навыки публичных выступлений навыков |
4 |
2 |
2 |
||||
16 |
Отработка публичного выступления |
4 |
2 |
2 |
||||
17 |
Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Развитие коммуникативных навыков: теория и практика» |
4 |
|
4 |
||||
18 |
Учебно-исследовательская работа по разделу «Развитие коммуникативных навыков: теория и практика» |
16 |
4 |
12 |
||||
|
ИТОГО |
144 |
60 |
84 |
Учебно-тематический план «Программы профилактики виктимного поведения подростков» 2-го года представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Учебно-тематический план «Программы профилактики виктимного поведения подростков» 2-го года обучения
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Раздел 1 «Безопасное поведение» |
44 |
12 |
32 |
|
1 |
Поведение и деятельность. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Моральные нормы. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Зависимость поведения от психологических особенностей личности и эмоционального состояния. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Типы поведения: адекватное, агрессивное, девиантное. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Факторы, влияющие на поведение. |
2 |
1 |
1 |
6 |
Рефлексия. |
2 |
1 |
1 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
7 |
Характер и поведение. |
2 |
1 |
1 |
||||
8 |
Темперамент и поведение |
2 |
1 |
1 |
||||
9 |
Привычки и их формирование. |
2 |
1 |
1 |
||||
10 |
Паттерны учения. |
2 |
1 |
1 |
||||
11 |
Способы волевой регуляции. |
2 |
1 |
1 |
||||
12 |
Защитная форма поведения: агрессия. |
2 |
1 |
1 |
||||
13 |
Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Поведение». |
6 |
2 |
4 |
||||
14 |
Учебно-исследовательская работа по разделу «Поведение» |
14 |
8 |
6 |
||||
Раздел 2 «Тренинги личностного роста» |
16 |
0 |
16 |
|||||
1 |
Кто я? |
4 |
- |
4 |
||||
2 |
Тренинг креативности |
4 |
- |
4 |
||||
3 |
Развитие мышления, памяти, внимания |
4 |
- |
4 |
||||
4 |
Психодиагностика |
4 |
- |
4 |
||||
Раздел 3 «Взаимоотношения полов» |
32 |
14 |
18 |
|||||
1 |
Половой диморфизм |
2 |
1 |
1 |
||||
2 |
Полоролевая социализация |
2 |
1 |
1 |
||||
3 |
Понимание себя как представителя своего пола |
2 |
1 |
1 |
||||
4 |
Понимание окружающих людей различных полов |
2 |
1 |
1 |
||||
5 |
Любовь и дружба |
2 |
1 |
1 |
||||
6 |
Конфликт и партнерство |
2 |
1 |
1 |
||||
7 |
Эмоции и взаимоотношения |
2 |
1 |
1 |
||||
8 |
Сексуальное насилие |
2 |
1 |
1 |
||||
9 |
Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Взаимоотношения полов» |
4 |
2 |
2 |
||||
10 |
Учебно-исследовательская работа по разделу «Взаимоотношения полов» |
12 |
4 |
8 |
||||
Раздел 4 «Тренинги развития толерантности» |
12 |
0 |
12 |
|||||
1 |
Толерантная личность |
4 |
- |
4 |
||||
2 |
Знакомство со стереотипами |
4 |
- |
4 |
||||
3 |
Быть принятым другими не значит быть как все |
4 |
- |
4 |
||||
Раздел 5 «Профилактика социальных заболеваний» |
12 |
0 |
12 |
|||||
1 |
Профилактика ВИЧ/СПИДа |
4 |
- |
4 |
||||
2 |
Ценности |
4 |
- |
4 |
||||
3 |
Жизнь без наркотиков |
4 |
- |
4 |
||||
Раздел 6 «Карта жизни: тренинги профессионального самоопределения» |
12 |
0 |
12 |
|||||
1 |
Тренинг профессионального самоопределения |
4 |
- |
4 |
||||
2 |
Профориентационная диагностика |
4 |
- |
4 |
||||
3 |
Профориентационная игра «Перспектива» |
4 |
- |
4 |
||||
Раздел 7 «Социальное творчество» |
52 |
18 |
34 |
|||||
1 |
Разработка социального проекта |
20 |
10 |
10 |
||||
2 |
Реализация социального проекта |
22 |
4 |
18 |
||||
3 |
Оформление результатов реализации проекта |
8 |
4 |
4 |
||||
4 |
Презентация социального проекта. |
2 |
- |
2 |
||||
|
ИТОГО |
216 |
59 |
157 |
Следует подчеркнуть, что для общества, для государства в целом, приоритетное значение должны иметь меры первичной профилактики и предупреждения виктимизации детей и подростков, среди которых важную роль должна играть психопрофилактическая работа. Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения подростков должна включать следующие меры:
1.Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний подростков, детерминирующих их виктимное поведение с целью их профилактики.
3.Индивидуальная и групповая психологическая коррекция устойчивых психоэмоциональных состояний подростков.
4.Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия, самооценки, шаблонов жертвенного поведения подростков.
5.Формирование и закрепление у обучающихся в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.
6.Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.
7.Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией учебных заведений), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности подростков, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми. В указанной выше системе профилактических мер основной акцент, на наш взгляд, должен быть смещен на психокоррекционную работу, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения.
Заключение
Виктимное поведение чаще всего свойственно подросткам в силу их незащищенности, так как их неустойчивая психика в большей степени уязвима по сравнению с психикой взрослых людей. Результаты негативного воздействия на подростков могут приводить ее к необдуманным асоциальным поступкам или усвоению роли жертвы. В этом возрасте индивидуальная виктимная предрасположенность обуславливает и определяет степень выраженности личностных качеств, таких как эмоциональная незрелость, недостаточное развитие волевых усилий, неумение разумно удовлетворять свои потребности, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и т.д. Все перечисленные факторы усиливают вероятность возникновения виктимного поведения у подростков.
Признаками психологической виктимизации подростков являются: пренебрежение их субъектными качествами во взаимодействии; препятствие приобретению ими субъектного опыта, осознанию области своей приватности и установлению контакта со средой; побуждение их к отчуждению ценных составляющих психологического пространства личности, не принимаемых виктимизатором. Виктимное поведение препятствуют успешному прохождению обучающимися подросткового кризиса. У виктимных подростков вместо чувства взрослости формируются инфантилизм, потребность в построении симбиотических отношений со взрослыми и сверстниками вместо потребности в автономии, предрасположенность к нарушению пищевого поведения, трудности в формировании временной перспективы, социальной и личностной идентичности.
Автор Кузнецова М.С.
Библиографический список
1. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика. М.: ГБОУ ВПО Первый Московский госмедуниверситет им. И. М. Сеченова, 2014. 48 с.
2. Арпентьева М.Р. Виктимное поведения: перспективы исследований и практические результаты // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 7-8 (68-69). С. 38-44.
3. Добрина О.А. Кто он? Социально-психологический портрет новосибирского подростка [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29649550 (дата обращения: 25.03.2019).
4. Емельянов И.Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78). С. 241-246.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
К сожалению, ранее в Сети уже были опубликованы аналогичные разработки.