Изменение имён прилагательных по родам (урок открытия нового знания)
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Учитель:
Пименова С.В.
Класс: 3 класс УМК «Школа России»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технологическая карта
-
Тема
Изменение имён прилагательных по родам
Цели
Образовательные: развитие умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний,умение анализировать и делать выводы;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: распознавать имя прилагательное среди других частей речи; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; определять род имен прилагательных.
Метапредметные:
-Регулятивные: умение сохранять учебную цель, в ходе выполнения учебной задачи; умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; умение контролировать свою деятельность; адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.
-Познавательные: умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
-Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание; умение аргументировать свою точку зрения; умение определять общую цель и пути ее достижения
-Личностные: ценностное отношение к совместной познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
- Диск к учебнику «В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Русский язык 3 класс»
- презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Этапы и цели урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I . Мотивация к учебной деятельности |
-Ребята, у нас на уроке сегодня очень много гостей, они к нам пришли первый раз и хотят познакомиться.
– …, … - А какое у вас сегодня настроение? -Какая часть речи помогла вам подобрать эти характеристики? -А что мы знаем об этой части речи? -Вы уже много знаете об этой части речи, а что вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка? Свой ответ начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы… (узнать что то новое об этой части речи, научиться грамотно и красиво писать,….) Спасибо, я учту ваши пожелания. -Когда вы рассказывали о себе, я предположила, как бы вы мне ответили, и записала некоторые имена прилагательные на доску: добрая, высокий, внимательный, любознательная, хорошее, замечательное. Посмотрите внимательно и скажите, можно ли объединить эти слова по какому либо признаку? -О чем это говорит? -Сформулируйте тему нашего урока. -Сегодня на уроке мы узнаем: Какова роль имён прилагательных в речи? С какой частью речи связано имя прилагательное? Мы научимся: Определять род имён прилагательных. |
Проверяют готовность к уроку. Ответы детей: (умный, добрый, спортивный, высокий, трудолюбивый ласковая, общительная, любознательная,внимательный,старательная, аккуратная…) Ответы детей: (хорошее, замечательное, прекрасное) Имя прилагательное Ответы детей: обозначет признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Да. Слова .. отвечают на вопрос какая?,…..на вопрос какой?,….на вопрос какое? Имена прилагательные изменяются по родам Изменение имён прилагательных по родам |
Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Цель: подготовить к восприятию нового материала. |
Минутка чистописания Откройте ваши тетради, проверьте посадку, запишите в тетради дату: -Как называется наука четкого красивого письма? Да, красивый и ясный почерк - это искусство. «Каллиграфия – это музыка для глаз» - утверждали китайские мудрецы. Давайте и мы порадуем свои глаза красивыми буквами. -Дайте характеристику букве и звукам, которые она обозначает
Словарная работа -Отгадайте загадку: Тройка-тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Всё покрылось серебром. - А что это за тройка? Д...кабрь год кончает, а зиму начинает. ...нварь году начало, а зиме середина. Ф…враль всех месяцев короче, и короче стали ночи. -Записать в тетрадь одну из пословиц. - Образовать от названия месяца имя прилагательное (устно) -Про февраль сложено немало пословиц и поговорок. У февраля два друга: метель да вьюга. Февраль – месяц лютый, спросит: как обутый. В феврале сильные морозы – короткая зима. Тёплый февраль приносит холодную весну. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. И у нас есть возможность проверить эту примету: Последняя неделя февраля была теплой, значит, теплой весны не стоит ждать скоро. |
Второе марта Классная работа Каллиграфия Юю Гласная, обозначает звук у, указывает на мягкость согласного. Может обозначать два звука: йу Зима Зимние месяцы Декабрьский, январский, февральский |
Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы |
-Рассмотрите картинку. Какое время года изображено на ней? Хорош… погода Ярк… солнце Свеж… ветер -Определите род и число каждого имени существительного. Можно сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и прилагательное. -Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному. -Какая часть слова в именах прилагательных указывает на род? - Как определили род имени прилагательного? (Чтение правила на с. 72) |
Весна Хорошая погода Яркое солнце Свежий ветер Наблюдения и ответы детей (стоит в ед .ч., отвечает на вопрос какой?, м.р. и т.д) -Окончание Чтение правила в учебнике |
Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные УУД: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физминутка |
Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.) Ухо – нос Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук. Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Учитель проводит одну физминутку на выбор |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V.Работа по теме 1.Создание проблемной ситуации Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
-На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те, которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица , открыты только 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на карточках)
Лента, шарф, платье -Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали? - А изменится ли прилагательное СИНИЙ для существительных ж.р..?Как оно будет звучать? А для сущ. С.р.? -Запишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания. -Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.? -Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные? - Заполните таблицу, которая находится у каждого из вас на столе, простым карандашом.
Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу (учебник с.73) |
Ответы детей Дети выбирают слова на карточках, подставляют в таблицу) Синий шарф, синяя лента, синее платье Ответы детей. Работают с таблицей (у каждого на столе такая же таблица, заполняют вместе) Работа в парах. |
Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Упражнения для закрепления |
Выполнение упр. 127 (с.74) по вариантам: 1в. – списать первую загадку, указать род прилагательных; 2в.– списать вторую загадку, указать род прилагательных. Выделить окончания имен прилагательных |
Дети работают в тетрадях. 2 человека работают у доски |
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД:управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока Цель: подвести итог проделанной работе на уроке |
-Как же определить род имени прилагательного? Повторим алгоритм. -Какие бывают окончания имён прилагательных?
Домашнее задание – с. 72 правило, упр. 126 |
Ответы детей |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия Цель: проверить работу детей на уроке. |
- Оцените свою работу на уроке, нарисуй на полях смайлик Я повторил(а)… Я узнал(а)… - Спасибо за работу. |
Дети работают с карточками. |
Личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
К сожалению, ранее в Сети уже были опубликованы аналогичные разработки.