Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 5–11-х классов
Государственное учреждение социального обслуживания
«Балейский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Маяк» Забайкальского края
Перспективный годовой план
психолого-педагогической работы
на 2023 год
Педагог – психолог: Н.Р. Андреева
г. Балей
Перспективный годовой план
психолого-педагогической работы
на 2023 год
Цель: психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, содействие психическому, и социальному развитию детей на всех возрастных этапах, создание условий, компенсирующих трудности развития и обеспечивающих личностное становление, профилактика условий возникновения подобных нарушений, сохранение психологического здоровья воспитанников и педагогического коллектива и успешную социальную адаптацию.
Задачи:
-
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников на этапе поступления и адаптации в центре.
-
определение индивидуальных особенностей личности, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии социальной адаптации.
-
предупреждение возникновения правонарушений среди детей «группы риска».
-
оказание помощи педагогам в вопросах развития, воспитания воспитанников, посредством психологического консультирования.
Основные направления работы:
1. Работа с воспитанниками
Психопрофилактическая работа
• мониторинг социально-психологического климата в центре;
• обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень; психологическое сопровождение воспитанников 5 классов в период адаптации;
- Диагностика:
• определение причин нарушений в поведении и развитии воспитанников;
• получение информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике развития для оказания своевременной психологической помощи;
• диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы;
• определение интересов, способностей и склонностей для содействия наиболее полному развитию личности ребенка, профориентационная диагностика.
- Групповая развивающая работа:
• групповые развивающие занятия с воспитанниками;
• психологические тренинги для подростков.
-Индивидуальная консультативная и коррекционно-развивающая работа:
• индивидуальные занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы и поведение (по результатам диагностики и запросам педагогов);
• консультирование воспитанников (проблемы взаимоотношений);
• психологическое сопровождение детей, оказавшихся в сложной ситуации.
2. Работа с педагогами и администрацией:
- Консультативная работа:
• участие в объединении различных специалистов для решения актуальных проблем воспитанников;
• профилактика эмоционального выгорания;
• индивидуальные консультации (по запросу педагогов);
• приглашение педагогов на индивидуальные консультации с выдачей рекомендаций;
- Просветительская работа:
• тематические выступления и доклады на педсоветах, методических объединениях, участие в семинарах-практикумах, дистанционные вебинары.
План работы педагога-психолога
№ |
Планируемые мероприятия |
Срок |
Категория сопровождения |
Ожидаемый результат |
Примечание |
|||
1. |
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА |
|||||||
1.1 |
Планирование психолого-педагогического сопровождения на новый год |
в течение года |
педагог- психолог |
Планирование психолого-педагогического сопровождения |
|
|||
1.2 |
Текущее оформление рабочей документации, самообразование |
в течение года |
педагог- психолог |
оформление рабочей документации, самообразование |
|
|||
1.3 |
Разработка коррекционное -развивающих занятий и тренингов |
в течение года |
воспитанников и педагогов |
Подбор заданий, упражнений, игрового материала |
|
|||
1.4 |
Подготовка тем для выступлений и консультаций на педагогических и методических советах. |
в течение года |
педагоги |
Предоставление воспитателям дополнительной информации в области педагогики и психологии. |
|
|||
1.5 |
Создание электронного банка данных всех воспитанников. (использование ИКТ) |
в течение года |
педагог- психолог |
Систематизация и хранение информации о воспитанниках |
|
|||
1.6 |
Составление презентаций для выступлений и коррекционное -развивающих занятий. (использование ИКТ) |
в течение года |
педагоги воспитанники |
Наглядное и доступное представление рассматриваемой темы. |
|
|||
1.7 |
Заполнение психолого-медико-педагогических карт |
в течение года |
педагог - психолог |
Мониторинг развития ребенка |
|
|||
1.8 |
Участие в педагогических советах, методических объединениях, дистанционных вебинарах |
в течение года |
педагог- психолог |
Подготовка материалов, к выступлению на педагогических советах, производственных совещаниях, семинарах - практикумах |
|
|||
1.9 |
Участие в работе Совета профилактики центра, заседаниях при директоре с обсуждением воспитанников, склонных к правонарушению. |
ежемесячно согласно плану проведения |
педагоги администрация |
Снижение уровня правонарушений среди воспитанников |
|
|||
1.10 |
Подготовка материалов, к выступлению на педагогических советах, производственных совещаниях, семинарах - практикумах |
в течение года |
педагог- психолог |
Подготовка материалов, к выступлению |
|
|||
1.11 |
Разработка индивидуальных программ жизнеустройства воспитанников |
в течение года |
педагог- психолог |
Разработка индивидуальных программ жизнеустройства воспитанников |
|
|||
1.12 |
Рекомендации для педагогов по построению эффективного взаимодействия с подростками.
|
май |
педагог- психолог |
Эффективное взаимодействие с подростками |
|
|||
1.13 |
Оформление уголка психолога |
один раз в квартал |
педагог- психолог |
|
|
|||
2 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
|||||||
№ |
Планируемые мероприятия |
Срок |
Категория сопровождения |
Ожидаемый результат |
Примечание |
|||
2.1. |
Мониторинг по оценке психологического климата в учреждении |
Начала марта |
Воспитанники учреждения |
Создание благоприятного психологического климата, способствующего укреплению психологического здоровья детей |
|
|||
2.2. |
Мониторинг по оценке психологического климата в учреждении |
Середина марта |
Сотрудники учреждения |
Создание благоприятного психологического климата |
|
|||
2.3. |
Мониторинг по употреблению ПАВ |
Середина марта |
Воспитанники учреждения |
Уменьшение факторов риска, приводящих к злоупотреблению ПАВ |
|
|||
2.4. |
Анкетирование по жизнеустройству детей-сирот |
Конец марта |
Воспитанники учреждения |
Выявление и предупреждение проблемных ситуаций |
|
|||
2.5. |
Анкетирование «Что ты знаешь о своих родственниках?» |
Конец марта -начало апреля |
Воспитанники учреждения |
Определить уровень осведомлённости у воспитанников о своих родственниках |
|
|||
2.6. |
Диагностика по подготовке детей к самостоятельной жизни |
Апрель |
Воспитанники учреждения |
Достаточный социальный и личностный потенциал выпускников для самостоятельной жизни |
|
|||
2.7. |
Диагностика суицидального риска |
май сентябрь |
Подростковый возраст |
Выделение групп суицидального риска, сопровождение детей, с целью предупреждения самоубийства |
|
|||
2.8. |
Тестирование по выявлению факторов жестокого обращения с детьми |
Раз в квартал |
воспитанники |
Выявление факторов жестокого обращения |
|
|||
2.9. |
Диагностика личностных отклонений у детей |
Апрель |
воспитанники |
Выявление личностных отклонений у воспитанников |
|
|||
2.10 |
Опросник для выявления готовности к выбору профессии |
март |
подростки |
Готовность к выбору профессии |
|
|||
2.11 |
Мониторинг сформированности социальных компетенций воспитанников |
Раз в два квартала |
воспитанники |
|
|
|||
2.12 |
Диагностика Буллинга у детей |
В течении года |
воспитанники |
Выявление о наличии насилия, агрессии, жестокого обращения как со стороны воспитателей, так и со стороны детей |
|
|||
3. |
Коррекционно-профилактическая работа |
|||||||
|
Методическая работа с педагогическим коллективом: Разработка рекомендаций по профилактики конфликтного поведения |
март |
Воспитатели |
Повышение психологической компетенции педагогов, выработка стратегии и тактики в оказании помощи воспитанникам склонным к жестокости в поведении |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Самоидентификация нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры» |
январь |
воспитанники |
Сформировать представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Этические нормы жизни» |
февраль |
воспитанники |
Обучение детей правилам этикета и |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Общение с детьми и взрослыми» |
март |
воспитанники |
Формирование навыков эффективного поведения |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Экологическая культура» |
апрель |
воспитанники |
Формирование представления об экологической культуре и сознательного отношения к природе |
|
|||
|
Разработка рекомендаций «Профилактика ненормативной лексике в подростковой среде» |
апрель |
педагоги |
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи воспитанникам склонным к ненормативной лексике |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни» |
май |
воспитанники |
Расширять знания о понятие родина |
|
|||
|
Информационное занятие «Международный день детского телефона доверия» |
17 мая |
воспитанники |
Повышение узнаваемости детского телефона доверия среди воспитанников |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Правовые нормы жизни» |
июнь |
воспитанники |
Формирование правовой культуры воспитанников |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Культура взаимодействия со средой проживания» |
июль |
воспитанники |
Обеспечить условия для трудовой и социально-бытовой ориентации и адаптации воспитанников |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Формирование умений и навыков труда» |
август |
воспитанники |
Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Профессиональная ориентация» |
сентябрь |
воспитанники |
Расширить представление детей о мире профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Экономика и ее роль в жизни человека. Финансово-денежные нормативы жизни» |
октябрь |
воспитанники |
Расширить представление детей о назначении и видах денег и культуре обращения с ними |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Основы безопасности жизнедеятельности» |
ноябрь |
воспитанники |
Формировать знания детей о правилах безопасного поведения |
|
|||
|
Коррекционно-профилактическое занятие: «Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни» |
декабрь |
воспитанники |
Установление целей и планирование на дальнейшую жизнь у подросков |
|
|||
|
Наблюдение и оказание своевременной помощи |
в течение года |
воспитанники |
Предупреждение отклоняющего поведения |
|
|||
|
Профилактика эмоциональных срывов и предупреждение суицида среди детей и подростков |
в течение года |
воспитанники |
Профилактика эмоциональных срывов |
|
|||
|
Релаксация |
в течение года |
воспитанники |
Снятие эмоционального напряжения |
|
|||
3.19. |
Информационная работа с воспитанниками по разъяснению их прав и обязанностей, порядка защиты прав. Обучение детей как вести себя в трудной жизненной ситуации. Как правильно довериться взрослому, если по отношению к тебе совершено насилие и жестокость. |
в течение года |
воспитанники |
Разъяснение прав и обязанностей, порядка защиты прав |
|
|||
3.20. |
Психопрофилактика девиантного поведения. (тестирование, анкетирование, беседы) |
в течение года |
воспитанники |
Развитие социальных навыков |
|
|||
3.21. |
Индивидуальная работа с воспитанниками, состоящими на учете, пропускающими занятия без уважительной причины. (беседы) |
в течение года |
воспитанники |
Снижение количества пропуска уроков |
|
|||
3.22. |
Коррекционно- развивающие занятия по военно-патриотическому воспитанию |
В течении года |
Все воспитанники |
Воспитывать патриотизм у подрастающего поколения |
|
|||
|
Начало январь |
Все воспитанники |
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину |
|
||||
|
Конец январь |
Все воспитанники |
Познакомить детей с историей появления флага России |
|
||||
|
Начало февраля |
Все воспитанники |
Формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России |
|
||||
|
Конец февраля |
Все воспитанники |
Воспитывать интерес к культуре своего народа |
|
||||
|
Начало марта |
Все воспитанники |
Воспитывать любовь к своей малой Родине |
|
||||
|
Конец марта |
Все воспитанники |
Расширять знания детей о Российской Армии |
|
||||
|
Начало апреля |
Все воспитанники |
Воспитывать толерантность |
|
||||
|
Конец апреля |
Все воспитанники |
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство гордости, сопереживания |
|
||||
|
Начало мая |
Все воспитанники |
Расширять представления детей о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества |
|
||||
|
Конец мая |
Все воспитанники |
Познакомить детей с героическими фактами русской истории |
|
||||
|
Начало июня |
Все воспитанники |
Развитие исторической памяти на основе различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины |
|
||||
|
Середина июня |
Все воспитанники |
Познакомить с происхождением своего имени, пробудить интерес к прошлому в истории своего имени. |
|
||||
|
Начало июля |
Все воспитанники |
Научить уважительно относится к истории своей Родины, к старшему поколению |
|
||||
|
Конец июля |
Все воспитанники |
Формирование патриотических чувств |
|
||||
|
Начало августа |
Все воспитанники |
Развитие способностей осмысливать события и явления прошлого |
|
||||
|
Середина августа |
Все воспитанники |
Дать знания о том, что Победу приближали не только воины, но и те, кто остался в тылу |
|
||||
|
Начало сентября |
Все воспитанники |
Знакомить детей с историей, традициями нашей страны |
|
||||
|
Конец сентября |
Все воспитанники |
Воспитание у детей чувства глубокого патриотизма, интереса к прошлому, настоящему и будущему |
|
||||
|
Начало октября |
Все воспитанники |
Формирование потребности в совершении добрых поступков |
|
||||
|
Конец октября |
Все воспитанники |
Закреплять знания о патриотизме |
|
||||
|
Начало ноября |
Все воспитанники |
Формирование духовности, чувства патриотизма через знакомство с былинами и легендами русского народа, с героическими образами былинных богатырей |
|
||||
|
Конец ноября |
Все воспитанники |
Изучение материалов и духовной культуры народов, их семей и общественного быта |
|
||||
|
Начало декабря |
Все воспитанники |
Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет |
|
||||
|
Середина декабря |
Все воспитанники |
Формировать положительное отношение к мирному времени, когда нет войны |
|
||||
|
Развивающие занятия по профилактики Буллинга: «Профилактика насилия в подростковом сообществе» «Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками» |
В течение года |
Все воспитанники |
Обучение навыков мирного разрешения конфликтов |
|
|||
4. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
|||||||
|
Коррекция дезадаптации у вновь прибывших и временно помещенных детей Беседы, направленные на выявление причин дез-адаптации в течение года |
в течение года |
воспитанники |
Повышение адаптации; улучшение самочувствия и поведения детей; установление положительного климата в центе |
|
|||
|
Оказание психологической помощи детям и подросткам находящихся в кризисном состоянии -Что ты можешь сделать, если чувствуешь отчаяние и беспомощность?» (беседа с воспитанниками суицидальными прочвлениями) |
в течение года |
воспитанники |
Восстановление позитивного отношения к окружающей действительности, развитие позитивной временной перспективы |
|
|||
|
Коррекция эмоциональной сферы у младших школьников Развитие эмоциональной сферы |
в течение года |
младшие школьники первоклассники |
Развитие эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития |
|
|||
|
Релаксационное занятие в сенсорной комнате для воспитанников: эмоциональная разгрузка и снятие эмоционального напряжения у воспитанников; - тренинговые занятия; - коррекционные упражнения, игры; - арт- терапия; - сказкотерапия. |
в течение года |
все желающие педагоги и воспитанники центр |
Эмоциональная разгрузка и снятие эмоционального напряжения у воспитанников |
|
|||
|
Коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками «группы риска» -работа по программе «Опасности жизни»; - тренинги, коррекционные упражнения; - ситуативные разборы, мини- лекции; -техники «Волшебный свет», «Эффект выбора», «Дорога к себе», «Я хозяин своей жизни» |
в течение года |
воспитанники |
Профилактика детского суицида и суицидальных попыток. Обучение воспитанников социальным навыкам и умениям преодоления стресса |
|
|||
|
Профилактические занятия с воспитанниками, склонными к правонарушениям и самовольным уходам |
в течение года |
воспитанники |
Повышение уровня дисциплины и этических норм поведения. |
|
|||
|
Релаксационное занятие в сенсорной комнате для педагогов с высокой стадией эмоционального выгорания. |
декабрь |
педагоги специалисты |
Снижение уровня эмоционального выгорания. Эмоциональная разгрузка и снятие мышечного напряжения участников |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
5. |
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ |
|||||||
5.1 |
Индивидуальное консультирование воспитанников и педагогов по результатам обследования детей |
в течение года |
все желающие педагоги и воспитанники центр |
Оказание помощи педагогам, воспитанникам в решении вопросов воспитания, развития, обучения |
|
|||
5.2 |
Консультации воспитанников |
в течение года |
воспитанники |
С целью разрешения личных проблем, профориентационное консультирование |
|
|||
5.3 |
Участие в работе ПМПк центра |
по плану заседанииПМПк |
воспитанники, специалисты |
Обследование детей с особенностями в развитии и нарушениями поведения. Составление общего заключения и образовательного маршрута. |
|
|||
5.4 |
Консультирование воспитателей по выполнению рекомендаций ПМПк |
в течение года |
воспитатели |
Рекомендации ПМПК |
|
|||
5.5 |
Консультации педагогов по профессиональным и личным вопросам -«Учимся владеть собой» элементы саморегуляции для педагогов |
в течение года |
воспитатели |
Консультации педагогов по профессиональным и личным вопросам |
|
|||
6. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И САМООБРАЗОВАНИЕ |
|||||||
|
Работа с методической и научно-популярной литературой |
в течение года |
педагог - психолог |
Повышение профессионального уровня. |
|
|||
|
Работа с личными делами и медицинской документацией воспитанников. |
в течение года |
педагог - психолог |
Сбор информации о развитии ребенка до поступления в центр |
|
|||
|
Пополнение банка данных: а) коррекционным материалом; б) литературой; в) диагностическим материалом |
в течение года |
педагог - психолог |
Расширение банка данных. |
|
|||
|
Самообразование по теме |
в течение года |
педагог - психолог |
Повышение профессионального уровня |
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»