Использование технологии логического мышления в проектной деятельности младших школьников
Использование технологии логического мышления в проектной деятельности младших школьников
Разработала: учитель изобразительного искусства
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им К.Д. Воробьева»
Шилова Наталья Алексеевна
На современном этапе необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Для прогресса нужны люли умные, свободные, высокообразованные, творческие, обладающие нестандартным мышлением, способные осуществить научно-технический прогресс.
Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса Школа первой ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе вооружает обучающихся знаниями, умениями, навыками, способствует их развитию.
В связи с этим уже в начальной школе возникает потребность в целенаправленном формировании логического мышления, которое позволит обучающимся развить самостоятельную логику мышления. На ее основе они будут строить умозаключения приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы. обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос. новую проблему, а затем решать их своими силами. Творческий характер мышления выражается именно в такой самостоятельности.
Одним из видов деятельности, где успешно развивается логическое мышление, является изобразительное искусство. В процессе рисования происходит развитие обучающегося, его познавательных умений. Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 ого сентября 2011 года начали работать все общеобразовательные учреждения. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой принадлежит сегодня методу проектов.
Термин «проект» переводе латинского означает бросание вперед. Согласно стандарту, под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий. предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.
В изобразительном искусстве это творческий проект.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает искать, изобретать, создавать новое.
Проекты в зависимости от сложности замысла могут быть различными по продолжительности:
-краткосрочные,
-средней продолжительности;
-долгосрочный.
В начальной школе на уроках изобразительного искусства рекомендуется использовать мини-проекты. Уроки по программе Б. М. Неменского дают возможность применять проектную деятельность начиная с 1- ого класса. При составлении календарно — тематического плана выделяется ведущая тема раздела, которая будет вынесена на проектирование из которой формируются темы в банке проектов, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. Кроме того, сами обучающиеся имеют возможность выбрать на основе банка проектов, тему проекта, организационную форму.
На протяжении всех занятий учитель выступает в роли консультанта и помощника, но не эксперта.
Все проекты, создаваемые обучающимися, являются их маленькими победами в учебном процессе. Обучающиеся вовлекаются в этот процесс, начиная с анализа темы и заканчивая итоговым результатом. Им нравится защищать свои проекты, т.к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал
Творческий проект -это процесс, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром предметов и развитием их способностей.
Но творческий проект невозможно создать без мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
Какие из логических операций применит обучающийся, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Поэтому очень важно на протяжении учебного времени развивать логическое мышление обучающихся. И как итог, в проекте, они продемонстрируют, как овладели приемами логики.
Все это и обусловило актуальность темы: «Использование технологии логического мышления в проектной деятельности младших школьников». Но прежде, чем более подробно рассматривать данную тему, проанализируем особенности мышления у обучающихся младшего школьного возраста.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает высокого уровня. Все психические процессы. восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли определенный путь развития.
Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой - либо один из процессов.
Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вил умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления -его опосредованный характер. То, что ребенок не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное -через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта-ощущения, восприятия, представления-и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления —его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь B отдельном, в конкретном.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
-
Предметно-действенное (наглядно-действенное);
-
Наглядно-образное;
-
Логическое
1) Предметно-действенное мышление- мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;
Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками практически разъединяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент.
2) Наглядно-образное мышление дает возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.
B данном случае ребенок B ходе анализа и синтеза познаваемого объекта необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Поэтому в начальной школе необходимо развивать логическое мышление.
3) Логическое мышление — это мышление понятиями, суждениями, умозаключениями, лишенными непосредственной наглядности.
Развитие логического мышления не означает, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться. Наоборот, эти исходные формы по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь под его влиянием.
Умение логически мыслить, по мнению A.B. Петровского, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок.
Исходя из того, что учебно-познавательная деятельность – это самоуправляемая деятельность обучавшегося по решению личностно-значимых и социально актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающихся овладением необходимыми для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации, сгруппируем три вида общеучебных умений:
-
1.Учебно-управленческие.
-
Учебно-информационные
-
Учебно-логические.
Кратко определим содержание данных групп общеучебных умений
1) Учебно-управленческие умения – общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающимися;
2) Учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение переработку и использование информации для решения учебных задач;
3) Учебно-логические умения – общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки решения учебных задач. Несут в себе пять умений:
-
Анализ и синтез.
-
Сравнение.
-
Обобщение классификация.
-
Определение понятий.
-
Доказательство и опровержение.
Рассмотрим более подробно сущность учебно-логических умений и алгоритм их проведения:
I. Анализ и синтез
Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое его частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступает та или иная черта, свойства предмета. Умение выделять свойства дается младшим школьникам с большим трудом. Мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета.
Алгоритм проведения анализа и синтеза объекта.
-
Определить объект анализа и синтеза, выделить его от других объектов или процессов.
-
Выделить составляющие данные объекта.
-
Осуществить качественное и количественное описание частей объекта.
Качественное описание – это определение свойств частей объекта.
Количественное описание – это соотношение свойств частей объекта к величине, принятой за единицу.
-
Определить пространственное отношение частей объекта, т.е. установить их связи, влияние друг на друга.
-
Определить временные отношения.
-
Определить функциональные отношения частей объекта, т.е. их согласованность.
-
Определить причинно-следственные отношения, т.е. влияние одних частей объекта на другие.
-
Определить отношения объекта с другими объектами.
-
Определить существенные признаки, без которых объект не может существовать.
Выполняя коллективный проект в 3-ем классе «Памятки архитектуры города Курска» для украшения рекреации школы, обучающиеся проанализировали необходимую информацию. Это цветовая гамма рекреации, освещение, размеры. Изучили архитектурные памятники города. Проанализировав их, выбрали себе понравившиеся и приступили к воплощению проекта. В процессе работы выделили характерные (существенные) признаки архитектурного памятника: конструктивные строение, пропорции, объем, пространственное расположение, цветовое решение. Проанализировав существенные признаки, объединили их в единое целое (т.е. выполнили синтез) и успешно создали проекты.
ІI. Сравнение — это способ познания посредством установления сходства и различия признаков объекта.
Обучающийся познает окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, т.е. учится мыслить.
Алгоритм проведения сравнения
-
Выделить объект для сравнения.
-
Выполнить неполное однолинейное сравнение объекта, т.е. установить либо сходство, либо различие по одному признаку.
-
Выполнить неполное комплексное сравнение объекта, т.е. установить либо сходство, либо различие по нескольким признакам.
-
Выполнить однолинейное сравнение, т.е. установить сходство и различие по одному признаку.
-
Выполнить комплексное сравнение, т.е. установить сходство и различие по нескольким признакам.
-
Выполнить сравнение по аналогии, т.е. выполнить сходство одних признаков и на основе этого выделить сходство в других.
В первом классе выполняя проект «узор на крыльях бабочки», предназначенный для клумбы около школы, обучающиеся создали эскизы бабочек, которые воплотили в жизнь старшеклассники, изготовив бабочек из пластиковых бутылок и расписав их по эскизам первоклассников.
Выполняя проект, ребята сравнивали характерные особенности бабочек при помощи однолинейного сравнения по одному признаку, а также комплексного, по многим признакам: форме, цветовому решению, особенностям узора. На основе данных выполняли сравнение по аналогии, т.е. сравнивали своих бабочек с фотографиями существующих в природе бабочек.
III. Обобщение и классификация
Обобщение —это способ познания посредством определения общих существенных признаков объекта.
Классификация – распределение объектов по существенному признаку.
Алгоритм проведения классификации
-
Установить род объекта.
-
Определить признаки объекта.
-
Определить общие и отличительные признаки объекта.
-
Определить признаки по которым род будет делиться на виды.
-
Распределить объекты по видам и подвидам.
Неумение выделять общее и существенное может серьезно затруднить процесс обучения. Умение выполнять обобщение существенных признаков способствует формированию другого очень важного умения – отвлекаться от несущественных деталей, обращая внимание на главное.
На уроках изобразительного искусства обучающиеся осуществляют индуктивное обобщение, т.е. определяют общие признаки предметов и объясняют их в форме суждения. Напоминаю определение суждения.
Суждение – это мысль, в которой что - либо утверждается или отрицается о признаках объекта.
Так, выполняя проект «Посуда, созданная народными умельцами, у тебя дома» обучающиеся третьего класса представляли себя продолжателями традиций народных промыслов. По выбору, создавали посуду в стилистике Городецкой, Хохломской, Гжельской росписи. Они выделяли существенные признаки промыслов и классифицировали их распределяя их на виды и подвиды. На основе суждений анализировали синтезировали, сравнивали, обобщали классифицировали свои творческие проекты, а потом по желанию обменивались своими творческими работами на ярмарке посуды.
IV. Определение понятий
Определение понятий – это способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия.
Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.
Понятие имеет содержание и объем.
Содержанием понятия называют существенные признаки объекта, отраженные в понятии.
Объемом понятия называют объект, существенные признаки которого зафиксированы в понятии.
Очень важно научить обучающегося мыслить понятиями. Именно в этом состоит развитие логического мышления.
В начальной школе формируются понятия о существенных признаках всех изучаемых объектов.
V. Доказательство и опровержение
Доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого- либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений.
Доказательство состоит из трех частей:
-
Тезис – это суждение, истинность которого надо доказать
-
Аргументы – это суждения, из которых выводится истинность тезиса
-
Форма доказательства – это способ логической связи между тезисом аргументами.
Опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.
Доказательство и опровержение – необходимое условие для защиты проекта.
Обучающийся создал свою творческую работу, которая доставляет радость ему и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Он видит, как серьезно оценивают его творчество, и сам серьезно относится к своей работе. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение. Для его презентации и защиты обучающийся использует тезисы, аргументы и доказательства. А если необходимо, то и опровержение.
Умение логически мыслить, овладение основными учебными действиями является необходимым условием успешного освоения материала на протяжении всего периода обучения.
Уроки изобразительного искусства являются средством развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста. Они развивают не только уровень познания, но и формируют психологический мир личности, также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.
Метод проекта дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в формировании культуры личности.
Работа над проектом приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу того, что создается и к тому, что накоплено.
При выполнении проекта обучающийся показывает результат освоения изобразительной деятельности. При этом он должен иметь в виду, что целью является не только знакомство формой изображения, но и знакомство понятиями, выраженными этой формой, что даст возможность учителю осуществлять диагностику знаний и умений и своевременно проводить коррекционные мероприятия.
В учебном процессе проект — переход от единичных рисунков к полному и обобщенному представлению процессе создания творческой работы осознанием цели.
Создавая проект, обучающийся выбирает тему, изучает необходимую информацию, отмечает характерные особенности, воплощает замысел в рисунке. При выполнении этой работы суждения и умозаключения становятся более конкретными и ясными, потому что ребенок видит результат – творческую работу.
Нужно отметить, что при выполнении проекта у обучающихся развиваются интеллектуальные способности. Исходя из этого необходимо приучать их к правильному суждению о своей работе на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Именно эти сведения помогут более точно проанализировать и защитить проект.
На основе логического мышления развивается пространственное и образное мышление. Во время работы над проектом это помогает обучающемуся по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по- новому его отображать в своих рисунках.
Таким образом, педагогическими условиями развития логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста являются: включение детей в проектную деятельность (краткосрочный или мини- проект), в ходе которой ярко проявиться их активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации. Учитель использует различные средства и методы обучению школьников сравнивать, обобщать, анализировать. Обучение и развитие логического мышления младших школьников должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, использование разнообразных развивающих материалов.
Для успешного выполнения проектов необходимо развивать у младших школьников логическое мышление, а именно
-
Высокий уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.;
-
Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновений нескольких вариантов решения проблем;
-
Высокий уровень организованности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что овладение процессом проектирования невозможно осуществлять без опоры на технологию логического мышления. Формирование школьников учебно-логических умений не заканчивается в начальном звене. Эта работа продолжится и со старшеклассниками.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»