Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для учащихся с ТНР на тему «Образование глаголов с помощью приставок»
Цель: формировать навыки приставочного словообразования глаголов.
Саблина Татьяна Николаевна, учитель-логопед
Высшая квалификационная категория
г.Москва
ГБОУ «Школа №1101»
Логопедические, коррекционные занятия
Конспект составлен на основе различных логопедических пособий:
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001
-
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Глагол. Местоимение. Причастие. Часть 2 - М.: Владос. 2003
-
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006
-
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь ля логопедических занятий №7.- Ярославль: Академия развития, 2001
-
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998
-
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.- М.: Гном, 2013
-
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004
-
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997
-
Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000
Тема: «Образование глаголов с помощью приставок»
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для учащихся с ТНР .
Длительность занятия- 45 минут
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для учащихся с ТНР .
Тема: «Образование глаголов с помощью приставок»
Цель: формировать навыки приставочного словообразования глаголов.
Задачи:
-
развивать навыки распознавания и понимания префиксальных дериватов;
-
закреплять навыки использования словообразовательных умений в самостоятельной речи;
-
обогащать словарь учащихся приставочными глаголами;
-
развивать произвольность устойчивость внимания; зрительную память и восприятие; развивать словесно - логическое мышление;
-
развивать силу, высоту, тембр голоса, формировать навыки речевого дыхания,
-
развивать умение планировать свою деятельность;
-
формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.
Оборудование: карточки с рисунками- жетоны за правильные ответы, карточки со словами, схемы слов, раздаточные карточки с приставками, раздаточные карточки для составления словосочетаний, рабочие тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Организационный момент
Чтение скороговорки: Сушеную грушу наш Сашенька скушал. Повторять медленно, быстро, громче, тише.
II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы
-Сегодня на занятии мы будем говорить о словах. Эти слова не отвечают на вопросы что? кто? и не обозначают признаки предмета. Что это за слова? (глаголы)
-Сегодня будем говорить о глаголах. Посмотрите на доску. На доске карточки с глаголами. Прочитаем. Все слова понятны?
- Нужно разделить глаголы на две группы. Подумайте, как это можно сделать.
- Я сейчас начну раскладывать слова на две группы, подумайте, почему я раскладываю карточки именно так. Логопед раскладывает слова в 2 столбика.
Карточки со словами на доске:
ПОДБЕЖАЛ ДУМАЛ СКЛЕИЛ КРАСИЛ ПЕРЕЧИТАЛ МЫЛ ДОВЯЗАЛ ВАРИЛ ВЫСЫПАЛ СТИРАЛ.
Если ученики не поняли принцип деления глаголов, то ставятся рядом два слова МЫЛ ПОМЫЛ и обращается внимание на отличие этих слов друг от друга.
Ученики вызываются к доске, им дается время на обсуждение задания. Затем по сигналу логопеда дети по одному подходят к доске, берут карточку со словом и кладут ее в подходящий столбик. После выполнения задания ученики садятся на свои места.
Проверка.
- Прочитайте слова первого столбика, второго. Почему разложили слова именно так? (в 1 столбике глаголы без приставки, во 2- с приставками)
- Читаем глаголы второго столбика и называем приставку. (Подбежал, приставка под-.)
ДУМАЛ КРАСИЛ МЫЛ ВАРИЛ СТИРАЛ |
ПОДБЕЖАЛ ПЕРЕЧИТАЛ ДОВЯЗАЛ ВЫСЫПАЛ СКЛЕИЛ |
Назовите тему занятия. (глаголы с приставками)
III Закрепление материала.
1 В схему слова «ПРИСТАВКА-КОРЕНЬ-СУФФИКС-ОКОНЧАНИЕ» ставится корень –пис-.
Будем придумывать слова с корнем –пис-.
- Придумайте слово с корнем –пис- (писать)
В СХЕМУ вставляются суффиксы –а- -л- и окончание –и. Будем сейчас добавлять различные приставки к слову писали.
Каждому ученику раздаются карточки, на которых написаны приставки.
за- |
пере- |
до- |
под- |
вы- |
в- |
про- |
ис- |
от- |
у- |
вз- |
|
- Как вы думаете, что написано на ваших карточках? (приставки)
- Выберете такую приставку из тех, что есть у вас на карточках, чтобы получилось новое слово.
По одному ученики выходят к доске с приставкой, ставят свою приставку в схему и называют новое слово. Логопед спрашивает, что значит это слово. Особое внимание обращается на слова «переписали, дописали, исписали»).
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
пере- |
-пис- |
-а- -л- |
-и |
вы- |
|
|
|
С- |
|
|
|
2 – Я буду читать предложения со словом писать. В этом слове пропущена приставка. Вам нужно понять, какая приставка пропущена, и поднять соответствующую карточку.
1 Я за-писал трудные слова на доске.
2 Надо пере-писать диктант еще раз.
3 Ученик до-писал упражнение после уроков.
4 Проверь диктант и под-пиши свою работу.
5 Из текста надо вы-писать только глаголы.
6 Света в-писала в слова пропущенные буквы.
Логопед читает предложение. Ученики поднимают карточку с приставкой. Повторяют исправленное предложение. Использованную карточку с приставкой дети откладывают в сторону.
Ученики кладут перед собой карточки, с которыми работали.
Логопед называет приставки, дети проверяют их наличие.
Назовите еще раз глаголы с корнем -пис-. Запишите эти глаголы в тетрадь, приставки выделите.
Записал, переписал, дописал, подписал, выписал, вписал.
Прочитайте глаголы, которые вы записали.
ФИЗМИНУТКА
3 Ученикам раздаются карточки со словами.
расколоть |
напечатать |
с ветки |
вбить |
позвать |
слететь |
к доске |
гвоздь |
орех |
вызывать |
на машинке |
в гости |
-Вы будете работать парами. Нужно из слов составить словосочетания
Расколоть орех
вбить гвоздь
слететь с ветки
напечатать на машинке
вызывать к доске
позвать в гости
Проверка. Дети читают получившиеся словосочетания. Карточки после проверки собираются.
Логопед открывает правильные словосочетания на доске. Вам надо будет запомнить словосочетания и записать их по памяти в тетрадь. Сейчас запоминаете 1 и 2 словосочетание. Обратите внимание также на правописание слов. Прочитайте хором по слогам. Первые два задания закрываются.Учащиеся записыват их в тетрадь. Затем запоминаются остальные словосочетания.
Самопроверка. Карточки открываются, ученики проверяют свои работы, ошибки исправляют зеленой ручкой. Затем выделяют приставки черной ручкой.
4 –Придумайте и запишите в тетрадь предложение с одним из словосочетаний.
Сначала дети называют предложение устно, затем записывают его в тетрадь.
IV Подведение итогов, оценка работы учащихся.
-Чему учились на занятии?
- Какие задания особенно понравились?
-Какие задания были самыми сложными ?
-Оценка работы учащихся.
Список литературы:
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001
-
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Глагол. Местоимение. Причастие. Часть 2 - М.: Владос. 2003
-
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006
-
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь ля логопедических занятий №7.- Ярославль: Академия развития, 2001
-
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998
-
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии.- М.: Гном, 2013
-
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004
-
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997
-
Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ
подбежал |
думал |
склеил |
красил |
перечитал |
мыл |
довязал |
варил |
высыпал |
стирал |
ПРИСТАВКИ
за- |
пере- |
до- |
под- |
про- |
ис- |
от- |
у- |
вы- |
в- |
вз- |
|
Карточки для словосочетаний
РАСКОЛОТЬ |
НАПЕЧАТАТЬ |
С ВЕТКИ |
ВБИТЬ |
ПОЗВАТЬ |
СЛЕТЕТЬ |
К ДОСКЕ |
ГВОЗДЬ |
ОРЕХ |
ВЫЗЫВАТЬ |
НА МАШИНКЕ |
В ГОСТИ |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»