«Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
«Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы
детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубление и систематизация знаний о формировании творческих навыков и эмоциональной сферы у детей во всех видах музыкальной деятельности.
Задачи: 1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
2.Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
3.Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды музыкального восприятия, обогащать их чувственный опыт.
4.Создать картотеку дидактических игр по развитию музыкальности у детей.
Актуальность
Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность.
«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»).Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
-
Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
-
Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
-
Чувство ритма необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.
Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
-
Восприятие;
-
Исполнительство;
-
Творчество;
-
Музыкально-образовательная деятельность.
Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Работа с воспитателями
-
консультации для воспитателей по теме самообразования;
-
разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них
музыкальной деятельности; -
способствовать освоению способов снятия эмоционального напряжения и возможностей улучшения
показателей эмоционального развития детей.
Работа с родителями
-
консультации для родителей по теме самообразования;
-
обогащение предметно – развивающей среды в группе;
-
организация совместных праздников.
Планируемый
результат: повышение
эффективности музыкально-эстетического
развития детей посредством
формирования
эстетического и сознательного отношения
к музыкальной культуре.
Способ демонстрации результата проделанной работы: выступление на детских утренниках, презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, диагностика.
Литература:
1. Школяр Г.Л. Ребёнок в музыке, музыка в ребёнке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8).
2. Радынова О.П. Слушаем музыку: М. Просвещение, 1990.
3. «Потешки и забавы для малышей», вып.1. М. «Советский композитор», 1992.
4. М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду».
5. А.А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя».
6. М.Ю. Картушина «Мы играем, рисуем и поём» (интегрированные занятия для детей), издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2009 год;
Периодические издания:
1. Дошкольная педагогика.
2. «Музыкальный руководитель»
3. «Колокольчик».
4. Справочник музыкального руководителя
2021-2022уч.год «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие музыкальных способностей» |
|||
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
Практические результаты |
Сентябрь |
1.«Музыкально-эстетическое воспитание в ДОУ» 2.«Встречаем Осень» - (сценарий для всех групп) |
1.Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10. 2.Разработать сценарии к осенним утренникам для всех групп. |
2.Праздники «День Знаний», «Встречаем Осень» |
Октябрь |
|
|
1.«Мой край родной Башкортостан»-тематическое мероприятие 2.Анализ проведенного анкетирования среди воспитателей. |
Ноябрь Декабрь |
1.Организация праздника родословной «Шежере» Новогодние утренники (сценарий для старших групп).
2.«Музыкальная деятельность в ДОУ» |
|
|
Январь Февраль |
1.«Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости» 2. «Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей. |
1.Изучить литературу: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. Написать сообщение по теме. 2. Оформить музыкально –дидактическую игру, подобрать литературу. |
1.Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совещании «Релаксационные техники с педагогами». 2. Папка-передвижка в группе старшего дошкольного возраста |
Март Апрель |
1.«Роль воспитателя в музыкальном воспитании на занятиях и в самостоятельной деятельности» - консультация для воспитателей. |
1.Изучить публикации, используя интернет-ресурсы. 2.Составить конспект. |
1.Разработка публикаций и статей по изученной теме. |
Май |
1 Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника». 2. Конкурс-фестиваль. |
1.Подготовка детей к конкурсу, разучивание репертуара, репетиции. 2.Подготовка детей к выпускному празднику. |
1.Проведение выпускного праздника «Как дошкольники создавали свой сайт». 2. Районный конкурс-фестиваль «Весна -45» |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Подробнее о критериях оформления разработок см. в разделе Помощь.