Использование музыкальных видеофрагментов в развитии чувства ритма старших дошкольников
Зырянова Виктория Дмитриевна
Музыкальный руководитель
МАДОУ – Детский сад № 43
Первая кв. категория
Использование музыкальных видеофрагментов в развитии чувства ритма старших дошкольников
Чувство ритма является одной из ведущих музыкальных способностей, наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. Именно чувство ритма помогает каждому ребёнку выразить себя, отразить своё отношение к музыке в жестах, движениях, импровизации, игре на музыкальных инструментах. Если у человека не развито чувство ритма, то и музыкальная культура будет сформирована неполноценно.
Дошкольный возраст признан учеными важнейшим этапом в развитии ребенка, его музыкальных способностей и чувства ритма в том числе.
В литературе описаны многие средства развития чувства ритма, например, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Применению информационно-коммуникационных технологий в развитии чувства ритма уделяется недостаточно внимания. При этом многие авторы отмечают что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе опирается на требования государственного стандарта и потребности современных детей. Использование этих технологий в музыкальной деятельности дошкольников делает процесс обучения более ярким, эффективным, интересным. Традиционные методы обучения в сочетании с информационными технологиями помогают музыкальному руководителю развивать музыкальные способности дошкольников, в том числе и чувство ритма.
Многие педагоги используют яркие беседы-презентации в процессе восприятия музыки, в беседах о музыкальном искусстве, при разучивании танцев, в процессе игры на музыкальных инструментах.
Каким же образом можно использовать информационно-коммуникационные технологии в развитии чувства ритма у дошкольников? Мы предлагаем использовать озвучивание музыкальных видеофрагментов. Данные видеофрагменты направлены на восприятие метроритма музыкального произведения, различение долгих и коротких звуков с последовательным переходом на графическое изображение длительностей (от простого к сложному).
На первоначальном этапе мы развиваем способность различать долгие и короткие звуки, которые обозначаем в видео предметами разной величины (большие предметы – длинные звуки, маленькие – короткие). Ребенок, ориентируясь на изображение на экране, воспроизводит звуки с помощью звучащих жестов (хлопки, притопы, удары по коленям, щелчки) а также при помощи простых, понятных ему слов. Пример такого видео: «Веселые овощи» https://www.youtube.com/watch?v=trqFRiBwrcg.
Когда дети научатся улавливать метроритм музыкального произведения и воспроизводить его в звучащих жестах, можно постепенно начинать знакомить их с графическим изображением четвертых, восьмых, шестнадцатых длительностей и пауз. Каждую длительность нужно вводить постепенно, после усвоения предыдущей. Пример данного видео можно увидеть, перейдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/E5Y1/1xzCywyWm
Когда усвоены все длительности, используются видеофрагменты с чередованием длительностей и пауз. При этом дети озвучивают видеофрагменты не только при помощи звучащих жестов, но и при помощи понятных им слов.
Помимо этого, музыкальные руководитель может применять в образовательном процессе видеофрагменты с использованием музыкальных инструментов, направленные на стимулирование творческого процесса и развития чувства ритма в процессе игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах всегда привлекает детей и является одним из любимых видов деятельности. Использование инструментов, которые не имеют звукоряда (ложки, бубен, колокольчики), помогает выработать чувство ритма, обогащает музыкальные впечатления воспитанников. Пример, Музыкальная игра с ложками https://cloud.mail.ru/public/ttYk/CwnHTo5jc .
Упражнения в видеофрагментах делают процесс по развитию чувства ритма эффективным, поскольку ориентируются на интересы ребенка, работа проводится в интересной увлекательной форме, без зазубривания. Сочетание зрительного восприятия, звучащих жестов и ритмослогов помогает развитию координации, тренировке внимания, восприятию метроритма музыкального произведения.
Таким образом, использование видеофрагментов в образовательной деятельности с дошкольниками становится эффективной формой развития чувства ритма, поскольку опирается на интересы современного ребенка. В процессе деятельности задействуются различные каналы восприятия ребенка (слуховой, зрительный), усиливается познавательный интерес, улучшается запоминание пройденного материала. Увеличивается разнообразие форм организации совместной деятельности педагога и детей, активизируется творческий потенциал ребёнка, способствующий не только развитию чувства ритма, но и воспитанию интереса к музыкальной культуре.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»