Формирование у школьников навыков планирования своего труда в учебных мастерских на уроках технологии
Формирование у школьников навыков планирования своего труда в учебных мастерских на уроках технологии.
В процессе выполнения практических работ по технологии школьники, в основном, заняты исполнительской деятельностью.
Планированием их работы занимается учитель. Он объясняет по чертежу или эскизу, каким должно быть изделие, заранее подбирает заготовки, указывает рабочие операции и их последовательность, определяет необходимый для работы инструмент. Даже контроль за ходом изготовления изделий осуществляется учителем.
Всё это приводит к тому, что у школьников не формируются такие качества личности, как творческое отношение, самостоятельность в труде, умение организовывать своё рабочее место для предстоящей работы. Многие выпускники школ плохо читают рабочие чертежи. У них отсутствует навык по выбору технологии изготовления изделия согласно чертежа, так как слабо развито техническое мышление, нет навыка осуществления самоконтроля в работе.
Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам политехнического трудового обучения, непосредственные наблюдения занятий по труду учащихся 5-8 классов в учебных мастерских показывают, что этих педагогических ошибок можно избежать, если в процессе обучения школьники овладеют умением планировать свой труд и будут сознательно побуждаться к этому учителем.
Планирование школьниками своего труда по изготовлению учебных заданий включает много факторов. Это и определение материала, геометрических форм и размеров деталей, способов их соединения и т.д. Необходимо учитывать чтение чертежа (эскиза) или анализ образца, выбор рациональной совокупности и последовательности рабочих приёмов и операций с учётом имеющихся средств труда и необходимого времени, определение способов самоконтроля за процессом изготовления, определение требуемых инструментов, приспособлений, оборудования.
Освоение умениями планирования труда способствует развитию у школьников технического мышления, что является одной из главных задач политехнического трудового обучения.
Какие черты технического мышления формируются и активно проявляются в деятельности учащихся по планированию трудовых процессов?
Прежде всего, что способность к пространственному воображению, т.е. мысленному воссозданию формы детали по чертежу, представлению изменений формы заготовки в процессе обработки до реального изделия, взаимного расположения деталей в пространстве при сборке и т.д. Формирование способности у школьников к пространственному воображению успешно осуществляется, если учитель побуждает их планировать технологический процесс изготовления изделий. Ведь для этого учащийся должен чётко представить форму будущей детали, её положение по отношению к другим в составе целого изделия и прочее.
Важное значение имеет и такое качество технического мышления, как связь с практикой. Например, трудно спланировать процесс изготовления какого-либо изделия, если нет достаточных трудовых навыков по обработке данного материала. Школьники оперируют при этом такими техническими понятиями, как технологический процесс, заготовка, припуск на обработку, рабочая операция, режущий инструмент и др.
Ведущим приёмом развития мышления является создание проблемных ситуаций на занятиях.
Это происходит при обучении школьников планированию труда, что связано с новизной изделия, её формой, другими размерами, технологическими операциями, инструментами, приспособлениями, оборудованием.
Обучение планированию трудовых процессов способствует также воспитанию у учащихся общей культуры труда. Школа призвана знакомить учащихся в теории и на практике с производственно-технической культурой, характерной для современного предприятия. Школьники должны научиться:
- содержанию в чистоте и порядке своего рабочего места, рациональной организации его для работы;
- тщательному продумыванию предстоящего процесса труда, использованию при этом своих знаний и навыков;
- овладению культурой трудовых достижений, основными показателями которой являются быстрота, точность, экономичность, координация движений;
- контролированию своей работы, пользуясь при этом контрольно-измерительными приборами и инструментами;
- использованию технической документации: чертежей, эскизов, инструкционных и технологических карт, описаний оборудования и т.д.;
- в процессе общения в труде применять правильную техническую терминологию;
- бережно относиться к орудиям труда, экономно расходовать материалы и энергию.
Правильная организация рабочего места для предстоящей работы возможна только на основе планирования способов и средств труда. Без предварительного планирования предстоящей работы трудовые операции будут менее точными и экономичными, что происходит из-за чувства неуверенности у учащихся в правильности выполнения операций.
Как показывает опыт лучших учителей, обучение учащихся планированию трудовых процессов на уроках технического труда ведёт к развитию у них самостоятельности в трудовой деятельности. Планируя выполнение работ, учащиеся не только решают, как надо выполнить то или иное действие, но и сами их выбирают. Это, в свою очередь, способствует формированию творческого отношения к труду.
С точки зрения самого ученика, процесс планирования насыщен творческими моментами. Это выбор способов обработки, сборки и отделки изделия, определение средств и приёмов самоконтроля, подбор рабочих инструментов и приспособлений и т.д. Например, в процессе составления технологического плана изготовления изделия может обнаружиться, что выполнить одну из операций без применения специального инструмента или приспособления сложно. Тогда школьник старается придумать, разработать и использовать свою конструкцию инструмента или приспособления. В практике занятий в учебных мастерских это может быть, например, резец со специальным фасонным профилем режущей части, специальный шаблон для разметки или контроля детали, приспособление для зажима и т.п. Осознание несовершенства способов работы или недостаточности средств труда для достижения планируемых целей приводит к тому, что учащиеся стремятся создать новые способы, средства труда. Тем самым у них формируется активное, творческое отношение к делу.
Кроме знаний техники и технологии в процессе планирования своего труда школьники используют и общеобразовательные знания. Это главным образом по физике, химии, математике и черчению. Ведь без этих знаний многие более или менее сложные процессы изготовления изделий спланировать просто невозможно.
Итак, деятельность учащихся по планированию процессов изготовления учебных изделий способствует развитию у них технического мышления, воспитанию общей трудовой культуры, развитию самостоятельности и творческого отношения к труду, побуждает применять технико-технологические и общеобразовательные знания для решения учебно-трудовых задач. Выработанные самостоятельные планы изготовления учебных изделий служат для школьников руководством к практической работе, основой для рациональной организации рабочего места и осуществления самоконтроля во время изготовления изделий. Всё это говорит о большом педагогическом значении работы по обучению и привлечению школьников к планированию своего учебного и производственного труда.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»