Сценарий развлечения для старших дошкольников "Святки"
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Петрозаводского
городского округа
«Финно-угорский
детский сад комбинированного вида №
20 «Лумикелло»
Белавич Марина Константиновна,
музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад № 20"
Сценарий развлечения для старших дошкольников "Святки"
Цель: Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомить с
рождественскими обрядовыми праздниками.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, с народными приметами;
-учить эмоционально и выразительно исполнять фольклорные произведения (колядки, хороводы, заклички);
Воспитательные:
- воспитывать уважение к народным традициям;
Развивающие:
- развивать творческие способности; развивать коммуникативные качества.
Дети входят в зал под русскую народную мелодию
Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте, гости дорогие! Рада
видеть вас такими нарядными и весёлыми. Как быстро летит время! Совсем недавно мы
осень встречали, а теперь наступил и черёд красавицы зимы! Скажите, ребята, а вы
Зимушку любите? (Ответы детей.)
Ведущий: Я так и знала! Поэтому и пригласила Зимушку на праздник, но что-то не видно её среди
гостей. Зато я вижу здесь присутствуют её посланники - зимние месяцы. Ребята, вы
помните, как они называются?(Ответы детей).
2
Ведущий: Сейчас они расскажут нам про себя и мы у них всё разузнаем.
Выходят под музыку дети (декабрь, январь и февраль), кланяются
Ребёнок – Декабрь: Меня в старину "студнем" называли и говорили так: "Декабрь год кончает, а
зиму начинает". Я первый зимний месяц!
Ребёнок – Январь: А меня в старину называли "трескуном", потому что в Январе морозы
трескучие. А ещё январь – середина зимы. Январь – зимы государь!
Ребёнок – Февраль: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели!
Не зря меня называли "метельником"!
Ведущий: Спасибо вам, месяцы! Но что-то Зимушка задерживается, что делать не подскажете?
Месяцы (хором): Давайте её вместе звать!
Все дети (хором): Приходи, Зима!
Приходи сама!
С
морозами трескучими, снегами
сыпучими!
С ветрами
вьюжными, с метелями дружными!
С праздником, с Рождеством,
с колядой молодой!
Под русскую народную мелодию входит Зима, танцует и кружится
Зима: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие! Не замёрзли?
Я зима – краса, ледяная коса.
В белом платье до пят буду тешить
ребят.
Ведущий: Выходите в хоровод! Будем зиму чествовать!
Исполняется хоровод «Как на тоненький ледок», или хоровод «Здравствуй, Зимушка -Зима!»
Зима: Вот спасибо, ребята, порадовали вы меня! А приметы зимние вы знаете?
3
Дети (отвечают): Зимой дым из трубы столбом идёт– к морозу.
Кошка в клубок свернулась и нос спрятала– морозы наступают.
Если она скребёт пол– будет ветер или метель.
Если солнце, как в тумане - к метели.
Если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели.
Зима: Молодцы!
Ведущий: А я ещё одну примету знаю, если на улице бегать, прыгать и играть, то и мороза не
почувствуешь! Правда, ребята?
Зима: Ну, что ж, верная примета! Давайте играть! Я льдинку - снежинку сейчас в кругу закручу, а
вы прыгайте и её не касайтесь!
Дети встают в круг.
Проводится игра под музыку "Льдинка-снежинка"
Ведущий: Ребята, я предлагаю посоревноваться, да ловкость свою Зимушке показать.
Выбираем 2 команды по 5 человек. Каждый в команде берёт по снежку и пытается
кинуть его точно в обруч.
Проводится аттракцион «Попади в цель»
Ведущий: Мы сюда позвали вас поиграть,
повеселиться,
В круг скорее
все вставайте, со снежком поиграйте!
Со
снежком поиграйте, за мной слова
повторяйте:
Поют хором на мелодию песни “Ах, вы, сени…”.
Встанем вместе мы в кружок, будем
мы катать снежок,
У кого снежок
замрет, тот для нас плясать пойдет!
4
Проводится игра под музыку «Игра со снежком» - 3раза
(Дети быстро под музыку передают снежок друг другу, с окончанием музыки, тот, у кого остался в руках снежок, выходит в центр танцевать)
Зима: А теперь игра такая, на внимание, друзья:
Как скажу я - хлоп, хлоп, Вы ногами-
топ, топ!
А скажу я -топ, топ, Вы
руками- хлоп, хлоп!
Исполняется игра на внимание «Топ-хлоп»
Ведущий: Зимушка - зима, что ты нам принесла?
Зима: Глубокие снега, да святые вечера, день с курину пятку, Рождество, колядку!
(РАССКАЗЫВАЕТ ДЕТЯМ)
Сначала мы встречали Новый год и Рождество, а теперь наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. В святочные дни люди поздравляют друг друга, готовят угощения, ходят в гости. А вот шить, вязать, плести корзины да лапти, выполнять тяжёлую и грязную работу запрещается. Поэтому эти дни и считаются святочными, то есть святыми. В эти дни принято было колядовать - ходить по всей деревне с песнями - колядками, желая всем добрым людям счастья и здоровья.
Ведущий: Зимушка, а пойдём с нами колядовать. Вот и изба Деда Ивана. К нему и заглянем!
Только мешок для угощений возьмём!
Подходят дети с Ведущей и Зимой к домику Деда Ивана, стучат.
Ведущий: Эй, хозяин! Поднимайся, просыпайся! Пришла коляда, отворяй ворота!
Из домика выходит Дед Иван.
Дед Иван: Иду, иду! Здравствуйте, люди добрые! (кланяется)
Ведущий: Дед Иван, наступили святки - слушай наши колядки!
5
Дети исполняют колядку: Коляда
- маляда, прикатила молода.
Мы искали коляду во
Ивановом двору.
Как на улице мороз подмораживает
нос!
Не велит
долго стоять, велит скоро подавать:
Или теплый
пирог, или маслице-творог!
Дед Иван:
Молодцы! Вот вам угощение - сладкое
печение! Пряники, конфетки, кушайте
детки!
(Дед Иван подаёт Ведущей угощение в мешочек)
Ведущий и дети: (кладут угощение в мешок) Пожелаем этому дому нового счастья! Дай бог счастья тому, кто в этом дому! Вам и каша уста, вам и мёд на уста! Люди верили, что после таких слов придёт удача в их дом!
Ведущий: Самым волшебным развлечением на святках было гадание. Давайте и мы погадаем! В
этой маленькой корзинке что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется сбудется!
(проходит возле детей, они не глядя достают что-нибудь из корзины)
ЛЕНТА – К долгой, счастливой жизни
ПУГОВИЦА – Жить в большой семье
МОНЕТА – К богатству
ПРИЩЕПКА – Крепкое здоровье
КАРТОШКА – Ждёт большое счастье
СКРЕПКИ – К новым друзьям
СЕРДЕЧКО – К любви
КЛЮЧИК – К новоселью
ЦВЕТОЧЕК – К подарку
КОНФЕТКА – К сладкой жизни.
6
Зима: А теперь пора святки продолжать, петь да играть!
Проходи - ка, детвора в золотые ворота!
Проводится игра под музыку «Золотые ворота»
Сначала двое детей образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. В конце песни ворота опускаются, а пойманные дети присоединяются к водящим.
Ведущий: Праздник подошел к концу! Но хорошее настроение останется с нами!
Всем людям пожелаем добра, золота и серебра!
Пышных пирогов, медовых блинов!
Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!
Зима: Хорошо я сегодня повеселилась! Но пора и мне делами заниматься, свои владения
осмотреть. До свидания, ребята! (уходит)
Ведущий: Ну, а вы, ребята, можете отправляться колядовать!
Обязательно возьмите свой мешок для угощений! До свидания!
(дети с воспитателем идут в гости в другие группы)
Интернет-источник:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8921
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»