Картотека упражнений, разминок и коммуникативных игр для дошкольников
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Петрозаводского городского
округа
«Финно-угорский детский
сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»
Белавич Марина Константиновна,
музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад № 20"
Картотека упражнений, разминок и коммуникативных игр для дошкольников
Упражнение "Потягушки"
Это кто уже проснулся? смотрим по сторонам, ладошка как "козырёк"
Кто так славно потянулся? тянемся вверх двумя руками и опускаем через стороны
Потягушки-потягушечки, вытягиваем правую, затем левую руку вверх
От носочков до макушечки! прикасаемся двумя руками от носков вверх к макушке
Мы потянемся, потянемся, выполняем наклоны вправо- влево, руки на поясе
Маленькими не останемся. грозим указательными пальчиками двух рук перед собой
С каждым часом, с каждым днём хлопаем в ладоши ритмично
мы растем, растем, растем! руки на поясе, выполняем лёгкие прыжки на месте
Упражнение "Ёлка"
Вот стоит большая ёлка, вытянуть через стороны руки вверх
вот такой высоты. замереть, глядя на ладони
У неё большие ветки: плавно опустить руки в стороны, ладони выпрямить
вот такой ширины. покачаться на расставленных ногах
Есть на ёлке даже шишки, перед собой в разных местах быстро сжимать кулачки - шишки
ап - ап, ап - ап!
А внизу – берлога мишки присесть, изобразив над головой купол
и оттуда слышен храп! сложить ладони под голову
Упражнение «Ножки бежали по дорожке»
Ножки, ножки бежали по дорожке. бегут на носочках друг за другом
Бежали лесочком, прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгают на 2 -х ногах с продвижением вперёд
прискакали на лужок,
прискакали на лужок, сели дружно все в кружок! садятся на пол, вытянув ноги
А теперь в кружочке отдыхайте, ножки! поглаживают ножки от коленей вниз
А теперь на ножки наденем мы сапожки: хлопают по коленкам
этот с левой ножки, сначала "натягивают" сапог на левую ногу
этот с правой ножки. потом на правую
Вот так хорошо, поднимаются на ножки
мы пойдем в сапожках по мокрым дорожкам! топают быстро ножками на месте
Гимнастика "Гномики"
Жили-были гномики указательными и большими пальцами рук показываем размер
В расчудесном домике. ладони сложены в виде крыши
Папа-гном дрова рубил, ребром правой ладони ударяем по левой ладони
Гном-сынок их в дом носил, хватательные движения кистями рук
Мама-гномик суп варила, "варят кашу" правым указат. пальцем на левой ладони
Дочка-гном его солила, пальцы правой руки сложены в «щепотку», солят
Гномик-бабушка вязала, имитируем вязание на спицах вытянутыми указат. пальцами
Гномик-тетушка стирала, потираем кулачки друг о друга
Дед – окошко открывал, кистями рук делаем приглашающий жест к себе
Всех знакомых в гости звал!
Динамическая разминка "Уж ты, зимушка -зима!"
(для детей старшего возраста)
Уж ты, зимушка - зима, выполняют 4 ритмичных хлопка в ладоши
закружила, замела делают согнутыми перед собой руками "моторчик"
все дорожки, все пути, руки на поясе, топают на месте
ни проехать, ни пройти. «удивляются» и пожимают плечами
Мы на лыжи дружно встали, двигаются друг за другом скользящим шагом, "едут на лыжах "
друг за другом побежали.
Уж ты, зимушка – зима, выполняют 4 ритмичных хлопка в ладоши
закружила, замела делают руками перед собой "моторчик"
все дорожки, все пути, руки на поясе, топают на месте
ни проехать, ни пройти. "удивляются" и пожимают плечами
На коньки мы дружно встали, двигаются друг за другом "едут на коньках"
друг за другом побежали.
Разминка "Дождевые капли"
(для детей старшего возраста)
Дождевые
капли, 4 ритмичных хлопка правой
ладонью по левой.
прыгайте в ладоши!
4 ритмичных хлопка левой ладонью по
правой.
Дождевые капли,
пошлёпывание ладошками по ногам от
лодыжек вверх, затем вниз
вымойте мне
ножки!
Дождевые капли, 4
постукивания правой рукой по левому
плечу сзади
бейте по спине!
4 постукивания левой рукой по правому
плечу сзади
Дождь грибной,
вытянуть обе руки вверх, выпрямить
спину, потянуться на носочках
но нужно
и замереть
подрасти
и мне!
Динамическая разминка «Был у Зайки огород»
(для детей старшего возраста)
Был у зайки огород, разводим руки в стороны
Ровненьких две грядки. вытягиваем прямые руки вперед
Там играл зимой в снежки, имитируем «лепку снежков».
Ну, а летом- в прятки. закрываем и открываем ладонями глаза.
А весною в огород шагаем на месте
Зайка радостно идет.
Он сначала всё вскопает, имитируем копание лопатой
А потом всё разровняет, топаем ногами на месте, руки на поясе
Семена посеет ловко правой рукой с левой ладони «разбрасываем семена»
И пойдет сажать морковку.
И глядишь, на грядке вновь медленно поднимаем руки вверх
Вырастут горох, морковь. качаем руками вверху
А как осень подойдет, разводим руки в стороны, одновременно кружась 1 раз
Урожай свой соберет. прижимаем ладони к груди
Упражнение - самомассаж "Будем здоровы!"
(для детей старшего возраста)
Чтобы горло не болело, поглаживаем горло поочерёдно ладонями сверху вниз
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать растираем носик снизу-вверх указательными пальчиками
Будем носик растирать..
Лобик тоже разотрём, ладонями по очереди растираем лоб
Не забудем мы о нём
Вилку пальчиками сделай, делаем «вилочку» из указательного и среднего пальчиков
Ушко ты погладь умело. разглаживаем ушки
Знаем, знаем, да, да, да: чередуем хлопки в ладоши и хлопки по коленям
Нам простуда не страшна!
Разминка - самомассаж "Любит ёжик умываться"
(для детей старшего возраста)
Любит ёжик умываться, активно разжимаем и сжимаем кулачки перед собой
Вместе с нами закаляться:
Лапку правую вперёд вытягиваем правую руку вперёд
Он немножечко потрёт, левой рукой выполняем растирание правой руки
А потом наоборот – вытягиваем левую руку вперёд
Лапку левую потрёт. правой рукой выполняем растирание левой руки
Грудку тоже моет чисто выполняем растирание груди двумя ладонями
Быстро-быстро, быстро-быстро. ускоряем движение
Чтобы чистым ему быть, выполняем растирание ушей
Надо ушки ведь помыть.
Ёжик, ёжик, всё помыл? качаем головой
Носик вымыть не забыл? выполняем растирание носа указательными пальчиками
Гимнастика "Осенние листья"
(для детей старшего возраста)
Раз, два, три, четыре, пять, делают пять ритмичных хлопков в ладоши
Будем листья собирать. разжимают и сжимают кулачки
Листья березы, разгибают пальцы на двух руках одновременно, с большого
Листья рябины, разгибают указательные пальцы
Листья тополя, разгибают средние пальцы
Листья осины, разгибают безымянные пальцы
Листья дуба мы соберем, соединяют тыльной стороной две раскрытые ладони в виде вазы
Маме осенний букет отнесем! в таком положении шевелят всеми пальцами
Игра - разминка на внимание "Сосны, ёлочки, пенёчки"
(для детей старшего возраста)
Ход игры: Под спокойную музыку дети свободно двигаются по залу (например, "гуляют в лесу").
По окончании музыки и команде педагога "СОСНЫ", "ЁЛОЧКИ" или "ПЕНЁЧКИ",
дети должны остановиться и изобразить:
"СОСНЫ" -поднять руки высоко вверх.
"ЁЛОЧКИ" -раскинуть руки в стороны и вниз.
"ПЕНЁЧКИ" -присесть на корточки.
Игра "Море волнуется"
(для детей старшего возраста)
Дети стоят врассыпную, плавно покачивают руками внизу и поют или произносят слова:
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
Дети замирают в позе какого -либо морского обитателя.
1 вариант: Ребёнок - водящий ходит между детьми, смотрит, чтобы они не шевелились.
2 вариант: Ребёнок - водящий ходит между детьми и пытается угадать, кого изображают дети.
Игра «Найди мяч»
(игра для старших дошкольников)
Выбирается ведущий - ребёнок. Дети встают в шеренгу лицом к нему. За спинами передаётся мяч
или другой предмет (мягкая игрушка). Передача предмета прекращается по сигналу (звонку колокольчика). По выражению лиц играющих, ведущий - ребёнок должен угадать у кого из детей остановился мяч (игрушка).
В музыкальном варианте игры начало и окончание передачи мяча определяется звучанием музыки.
Игра -разминка «Корабль пришёл»
(игра для старших дошкольников)
Дети стоят в кругу, ребёнок- ведущий в центре.
Ведущий: Корабль пришёл?
Дети: С чем корабль?
Ведущий: С одной повертушкой. Дети должны прокружиться на месте 1 раз
Ведущий: Корабль пришёл?
Дети: С чем корабль?
Ведущий: С одной попрыгушкой. Дети выполняют 1 прыжок
Ведущий: Корабль пришёл?
Дети: С чем корабль?
Ведущий: С двумя попрыгушками. Дети выполняют 2 прыжка
Ведущий: Корабль пришёл?
Дети: С чем корабль?
Ведущий: С 1 присядушкой. Дети приседают один раз
Ведущий: С 2 присядушками. Дети приседают 2 раза
Ведущий: С 1 похлопушкой. Дети выполняют 1 хлопок
Ведущий: С топотушками. Дети топают и. т. д.
Упражнение "Шарик красный"
(для старших дошкольников)
Воздух мягко набираем, медленный долгий вдох носом
Шарик красный надуваем, активный и долгий выдох ртом
Шарик тужился, пыхтел, быстро набрать ртом воздух и надуть щёки
Лопнул он и засвистел: долгий выдох со звуком с-с-с через сомкнутые зубы
Игра «Приглашаем в наш оркестр!»
(для старших дошкольников)
Цель: развивать слуховое восприятие, память, воображение, проявлять внимание к собеседнику.
Ход: Дети - участники рассаживаются на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит: Представьте себе, знаменитый дирижёр приглашает в свой оркестр музыкантов!
Подумайте, с каким музыкальным инструментом вы пришли бы в этот оркестр?
Важно помнить, что инструменты в оркестре не должны повторяться.
Первый ребёнок называет музыкальный инструмент, с которым он придёт в оркестр, второй ребёнок повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой инструмент. Третий припоминает, что взял второй и называет свой инструмент и так далее.
Вариант усложнения: для детей подготовит. групп можно уточнить, что оркестр будет только с использованием струнных инструментов, или только духовых, или ударных, или смешанный. Можно усложнить задание, попросив детей повторять название всех инструментов,
которые прозвучали до них.
Игра - завершение занятия «Пирамида комплиментов»
(для старших дошкольников)
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, развитие умения замечать и ценить
положительные качества других.
Оборудование: любые мягкие кубики, модули, кружки, плоские цветы.
Игра проводится в конце совместной деятельности.
Дети располагаются в кругу свободно: стоя, сидя, лёжа
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик –это комплимент, который можно подарить, сказать кому-либо из детей. И из этих комплиментов можно построить пирамиду. Дети, по- очереди берут кубики и, говоря комплимент кому-либо, складывают пирамиду.
Педагог следит, чтобы комплименты адресовались всем детям.
Игра «Много нас»
(для старших дошкольников)
Двигаясь в хороводе, дети произносят четверостишие, последняя строчка содержит задание.
Шел по крыше воробей.
Собирал своих друзей!
Много, много, много нас:
Спляшут девочки сейчас!
Девочки выходят в центр и пляшут под музыку.
В дальнейшем первые три строчки повторяются, а последняя строчка может иметь разные варианты:
(например) - прыгают мальчики сейчас;
(например) - кружатся Танечки сейчас;
(например) - смеются девочки сейчас; и т.д.
К последней строке всегда добавляется слово «сейчас».
Коммуникативная игра «Волшебная поляна цветов»
(для старших дошкольников)
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения,
замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или полотно в форме полянки, плоские цветы по кол-ву детей.
Педагог: (показывает на лежащую на полу ткань). Ребята, это зеленая полянка.
Какое у вас настроение, когда вы смотрите на полянку, где нет цветов?
(Грустное, печальное, скучное)
Педагог: Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и
внимания получается скучной и печальной. А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга?
Давайте украсим эту полянку цветами, но необычными, а цветами - комплиментами!
Дети по- очереди берут по одному цветку, говорят комплимент любому ровеснику и
выкладывают цветок на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Педагог: Посмотрите, ребята, как ваши добрые слова украсили полянку!
А сейчас какое у вас настроение?
Дети: Веселое, счастливое.
Педагог: Я очень рада, что вы умеете внимательно относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игра "Поменяемся норками"
(для старших дошкольников)
Игра развивает ловкость, внимание, координацию движений. Учит выполнять действия разной направленности ( поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами). Атрибуты: две мягкие игрушки (заяц и заяц, медведь и медведь, и.т.д) Описание игры: дети становятся в круг, немного сужают его, а педагог говорит с детьми слова игры и одновременно проходит внутри круга с 2-мя игрушками.
Слова игры: По лесочку я гуляла, и две норки (две берлоги) увидала.
Ну-ка, звери, не зевайте, быстро норки поменяйте! По окончании слов, одновременно опускает игрушки под ноги двум детям, которые должны быстро взять игрушку и поменяться местами.
Комментарий: Разучивать игру следует в спокойном темпе. Когда правила игры понятны всем детям, игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить её интенсивность и сложность.
Коммуникативная игра «Все друзья!»
(для старших дошкольников)
Ход игры: педагог и дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.
1. В нашей группе все друзья. держась за руки, идут в центр круга
И раз, два, три. делают 3 притопа
Вы и мы, и ты и я. держась за руки, отходят назад
И раз, два, три. делают 3 притопа
Повернись к тому, кто слева, движения по тексту
Повернись к тому, кто справа.
Здесь мы все друзья, хлопки
Здесь мы все друзья!
2. В нашем группе все друзья. держась за руки, идут в центр круга
И раз, два, три. делают 3 притопа
Вы и мы, и ты и я. держась за руки, отходят назад
И раз, два, три. делают 3 притопа
Подмигни тому, кто слева, движения по тексту
Подмигни тому, кто справа.
Здесь мы все друзья, хлопки
Здесь мы все друзья!
3. В нашей группе все друзья. держась за руки, идут в центр круга
И раз, два, три. делают 3 притопа
Вы и мы, и ты и я. держась за руки, отходят назад
И раз, два, три. делают 3 притопа
Обними того, кто слева,
Обними того, кто справа.
Здесь мы все друзья, хлопки
Здесь мы все друзья!
Интернет - источники:
3). http://preschool33.ru/dyhatelnaya-gimnaplastika/
4). https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-starshaja-grupa.html
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»