Урок математики в 6 классе на тему «Действия с десятичными дробями»
Цель занятия: актуализировать знания учащихся о решении задач с десятичными дробями; повторить правила действий с ними; уметь применять полученные знания в практической ситуации.
Автор: Чижова Екатерина Павловна;
Квалификационная категория: первая
Место проживания: город Муром Владимирская область
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Дисциплина: математика
Учебник: Математика 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.] ; под ред.Г.В.Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4-е изд. – М.: Просвещение
Тема: Действия с десятичными дробями
Класс: 6
Продолжительность урока: 40 минут
Использование информационных технологий: презентация
Учебно-методическое обеспечение: УМК Математика 6 класс Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. Просвещение, 2016; Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. ВАКО, 2018. (Учимся разумному финансовому поведению).
Материально-техническая база: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (кейс)
Форма проведения урока: групповая с элементами индивидуальной и фронтальной работы
Тема: «Действия с десятичными дробями»
Цель занятия: актуализировать знания учащихся о решении задач с десятичными дробями; повторить правила действий с ними; уметь применять полученные знания в практической ситуации.
Предметные образовательные результаты: владение базовыми предметными понятиями: деньги, товар, услуга; понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе; применение навыков и умений решения типичных задач в области экономики, умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах.
Метапредметные образовательные результаты: постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи; способность и готовность к оценке и принятию решения; развитие социальных компетенций при работе в группе: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов расходов, практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций.
Личностные результаты: применение своих знаний и умений к решению новых проблем; приобретение опыта самостоятельной организации учебной деятельности; понимание смысла поставленной задачи; умение оценивать свои учебные достижения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Ход урока:
Этап I. Организационный момент.
Цель этапа: создать психологический микроклимат, благоприятствующий деятельности учащегося на уроке.
Этап II. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация опорных знаний и способов действий.
Этап III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Цель этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Этап IV. Введение в проблему
Цель этапа: организовать работу в группах (кейс-технологии)
Этап V. Самостоятельная работа учащихся в группах с материалами кейса
Цель этапа: закрепить и обобщить полученную ранее информацию (рассмотрение проблемы, поиск решения).
Этап VI. Презентация решения
Цель: обсудить результаты работы в группах
Этап VII. Рефлексия.
Цель этапа: организовать самооценку и взаимооценку работы учащихся.
Технологическая карта
1.ФИО (полностью) Чижова Екатерина Павловна
2.Место работы МБОУ СОШ № 7
3.Должность учитель математики
4.Предмет математика
5. Дата 28.11.2019
6.Класс 6А
7.Тема и номер урока в теме Действия с десятичными дробями, последний урок в теме
8.Базовый учебник Математика 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.] ; под ред.Г.В.Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
9. Формы работы учащихся: групповая с элементами индивидуальной и фронтальной работы
10. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (кейс)
11. Понятийный аппарат: цена, тариф, стоимость
12. Дополнительные источники: https://mathb-ege.sdamgia.ru/
Тип урока |
Урок повторения и обобщения знаний |
Цель |
актуализировать знания учащихся о решении задач с десятичными дробями; повторить правила действий с ними; уметь применять полученные знания в практической ситуации. |
Педагогические задачи |
применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении задач; уметь формулировать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение. |
Планируемые предметные результаты |
владение базовыми предметными понятиями: деньги, товар, услуга, понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, применение навыков и умений решения типичных задач в области экономики, умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах. |
Метапредметные УУД |
Познавательные: выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов расходов, практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций Регулятивные: постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, способность и готовность к оценке и принятию решения Коммуникативные: развитие социальных компетенций при работе в группе: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи |
Личностные результаты |
применение своих знаний и умений к решению новых проблем; приобретение опыта самостоятельной организации учебной деятельности; понимание смысла поставленной задачи; умение оценивать свои учебные достижения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые способы деятельности учащегося |
Время |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Орг. момент |
|
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Прогнозирование своей деятельности |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний. |
презентация |
Вступительное слово учителя. Повторение пройденного. Беседа с проблемным вопросом по теме урока. |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. |
Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самоопределение |
4 мин |
3 |
Постановка целей, задач, мотивационная деятельность учащихся |
презентация |
Вместе с учениками определяет цель урока. |
Определяют цель урока. |
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Целеполагание Постановка вопросов Самоопределение Учебная мотивация. |
2 мин |
4 |
Введение в проблему |
презентация |
Кратко описывает ситуацию и обозначает суть проблемы |
Выделяют важные аспекты, формулируют цели дальнейшей работы с кейсом |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Соотношение известной и новой информации Сотрудничество со сверстниками. Инициативное сотрудничество в поиска информации Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
3 мин |
5 |
Самостоятельная работа учащихся в группах с материалами кейса |
|
Направляет работу учащихся. |
ученики в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу Вспоминают виды задач на проценты, распознают задачи, применяют алгоритмы решения |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Интегрироваться в группу; Планирование учебного сотрудничества со сверстниками Ориентация в межличностных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
15 мин |
6 |
Презентация решения |
|
Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. |
Каждая группа выступает с предложениями по решению своей задачи |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности, ценносто-смысловая ориентация обучающихся |
10 мин |
7 |
Рефлексия. |
презентация |
Инициирует рефлексию детей -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уходите с урока? |
Оценивают свою работу и работу одноклассников. |
Контроль и оценка процесса и результатов действий Саморегуляция как способность преодоления препятствий Формулирование и аргументация своего мнения Самоанализ на основе критериев успешности |
3 мин |
8 |
Информация о домашнем задании |
презентация |
Дает установку на тренировку определенных умений |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока |
Умение оценить полученные знания Контроль, коррекция, выделение и осознание уже усвоенного и того, что еще подлежит усвоению Умение задавать вопросы Оценивание усвоенного содержания |
2 мин |
Содержание кейса
Задание 1.
Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.
Тарифный план |
Абонентская плата |
Плата за 1 минуту разговора |
Повременный |
135 руб. в месяц |
0,3 руб. |
Комбинированный |
255 руб. за 450 мин. В месяц |
0,28 руб. за 1 мин. Сверх 450 мин. В месяц |
Безлимитный |
380 руб. в месяц |
|
Выберите наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму Вы должны заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.
Задание 2.
Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.
Тарифный план |
Абонентская плата |
Плата за трафик |
План «0» |
Нет |
2,5 руб. за 1 Мб |
План «500» |
550 руб. за 500 Мб трафика в месяц |
2 руб. за 1 Мб сверх 500 Мб |
План «800» |
700 руб. за 800 Мб трафика в месяц |
1,5 руб. за 1 Мб сверх 800 Мб |
Ваш трафик составит 600 Мб в месяц и, исходя из этого, выберите наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей Вы заплатите за месяц, если его трафик действительно будет равен 600 Мб?
Задание 3.
Ваш брат собирается в туристическую поездку на трое суток в некоторый город. В таблице дана информация о гостиницах в этом городе со свободными номерами на время его поездки.
Он хотел бы остановиться в гостинице, которая находится не далее 2,5 км от центральной площади и рейтинг которой не ниже 8,5. Среди гостиниц, удовлетворяющих этим условиям, выберите гостиницу с наименьшей ценой номера за сутки. Сколько рублей будет стоить проживание в этой гостинице в течение трёх суток?
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»