Конспект интегрированного обобщающего занятия по лексической теме: «Деревья, кустарники». в старшей группе компенсирующей группе для детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 50
Конспект
интегрированного обобщающего занятия по лексической теме:
«Деревья, кустарники».
в старшей группе компенсирующей группе для детей с ЗПР
Выполнили педагоги:
учитель –дефектолог Камарова Н.Т.
учитель – логопед Перфилова А.В.
воспитатели: Мыльникова Н.Ю.
Савкина Н.А.
Миасс
2022
Конспект
интегрированного обобщающего занятия по лексической теме:
«Деревья, кустарники».
Цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, о лесе, как природном сообществе, по средствам театрализованной деятельности.
Задачи:
-уточнить представления детей о лесе;
- закрепить названия деревьев, части дерева (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
- совершенствовать навыки диалогической речи. Продолжать работу над согласованием слов в предложении в роде, числе, падеже;
- обогащать словарный запас детей в рамках лексической темы;
-развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память;
-развивать навыки пространственной ориентации;
-закрепить правила поведения в лесу;
-воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её;
- воспитывать навыки организованного поведения;
- развивать у детей активный интерес к конструированию, побуждать использовать постройки в самостоятельной игровой деятельности;
-развивать творческие возможности детей через театрализованную деятельность.
-закреплять умения входить в образ;
-воспитывать интерес и желание участвовать в театрализованных представлениях.
Материалы и оборудование: декорации для театрализованной постановки;
иллюстрации с изображением деревьев.
Применение современных образовательных технологий:
музыкальное сопровождение сказки.
Предварительная работа:
1. Беседа о лесе, деревьях, кустарниках, животных и птицах, живущих в лесу.
2. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением леса в разное время года;
3. Пластические этюды.
Образные перевоплощения:
-
Показать, как животные готовятся к зиме (ёжик забирается в норку, медведь ищет себе место для берлоги и укладывается спать, белочка складывает шишки и грибочки в кладовую)
-
Изобразить осинку, дрожащую на ветру, могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой.
-
Вспомнить и показать действия, которые совершают люди в лесу (сбор ягод и грибов и т.д.)
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, у меня есть волшебная книга. Она приготовила для вас сюрприз.
Звучит музыка. (открывается волшебная книга)
Это загадки. Внимательно слушайте до конца, постарайтесь отгадать.
Весной веселит, летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает.
Осенью умирает, весной оживает.
Д: (Лес)
Дефектолог: Молодцы! Слушайте следующую загадку.
Д: …..Ответы детей.
1. Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой.
2. Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей.
3. Что за дерево стоит-
Ветра нет,
А лист дрожит?
4. У неё одёжки колки:
Всё иголки, да иголки.
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож.
5. Стоит чудо-дерево,
На дереве мячики:
Летом зеленые,
Осенью румяные.
6. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
Его я плоду очень рад-
Он витамином С богат.
(на каждый ответ дефектолог показывает картинку - отгадку)
Дефектолог: - Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
Дефектолог: А кроме деревьев, что еще растет в лесу?
Д: кусты, ягоды, грибы.
Дефектолог: Как вы думаете, для чего нам нужны деревья?
Д: ……
Дефектолог: Правильно! Деревья выделяют такие вещества, которые очищают воздух. На деревьях живут белки, бурундуки, совы, гусеницы, жуки. А под деревьями зайцы, ежи, муравьи. Деревья служат пищей и домом для разных животных, насекомых и птиц.
Давайте попросим волшебную книгу показать нам историю, которая случилась давным – давно в одном лесу…
Звучит музыка, открывается волшебная книга
Русская народная сказка «Как коза избушку построила»
Действующие лица:
Бабушка - Рассказушка
Старуха-Говоруха
Мама-Коза
Козлята – 2 ребенка
Яблоня - 1 ребенок
Елка - 1 ребенок
Дуб – 1 ребенок
Осина - 1 ребенок
Куст шиповника – 1 ребенок
Березка – 1 ребенок
Декорации: Печь, стол, стул, тарелка с ложкой, чайная чашка, самовар. Хлев для коз. Имитация леса. Волшебная книга. Костюмы для героев. Афиша.
Ход театрализованного представления.
Звучит музыка
(На печи лежит старуха – Говоруха).
Бабушка – Рассказушка:
В одной деревушке старушка жила,
Её Говорухой родня прозвала.
Могла говорить она день без умолку,
В хозяйстве от этого не было толку.
Говоруха. (Просыпается, потягивается и говорит)
Я старуха – говоруха,
Я люблю поговорить.
Утром люди все встают,
На работу идут.
Ну, а я все лежу,
В потолок я гляжу,
Никуда я не спешу.
Лишь к обеду я встаю, (встает)
Ложку с кашею беру,
Наливаю себе чаю –
Поедаю, выпиваю.
И пошла я, говорить,
Говорить, говорить,
Разговаривать.
Бабушка - Рассказушка:
Скот давно уже гуляет -
Воду пьет, траву щипает.
А старуха долго спит,
Их забыла, не спешит.
Коза. – Козлятушки – детушки, плохо нам у старухи.
Пойдемте в лес, построим там избушку и будем в жить.
Старуха – говороуха. -
- Ой, опять проговорила,
Про козлят-то я забыла.
Пойду, выпущу гулять,
Свежей травки пощипать.
Бабушка – Рассказушка:
Пришла Говоруха, открыла сарай.
Говоруха:
Коза, где ты там? Ну, иди, погуляй!
Ой-ё-ёй!
Пойду-ка, прилягу скорее домой.
Бабушка - Рассказушка:
Коза и козлятки на волю попали.
Здесь было для них всё, чего пожелали:
Душистая травка, зеленый лужок,
Ручей говорливый, шалун-ветерок. (Звучит музыка)
Долго топали тропой,
Незнакомой стороной.
Вот в лесочек дружно в ряд
Пришел наш сказочный отряд.
Что за деревца стоят?
На них яблочки висят!
Коза. – Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
Яблоня. – Не строй подо мной избушку, яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут. Ступай еще куда – нибудь!
Бабушка - рассказушка:
Снова в пути коза и козлята,
Храбрые, смелые наши ребята.
Вот елки стоят, шишки - игрушки,
Резвятся бельчата на самой макушке.
Козленок. – Ёлка, ёлка! Можно нам под тобой избушку построить?
Ёлка. – Не строй подо мной избушку. Шишки с меня упадут, твоих козляток ушибут. Найди местечко получше.
Бабушка - рассказушка:
Вот дуб на поляне, могуч и силен.
А что, интересно, Козе скажет он?
Коза. – Дуб. Дубочек! Можно мне под тобой избушку построить?
Дуб. – Не строй подо мной избушку, по осени жёлуди с меня упадут. Твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Бабушка - Рассказушка:
А вот и осинки растут молодые,
Такие все хрупкие, феи лесные.
Коза. – Осинка. Осинка! Можно мне под тобой избушку построить?
Осина. – Мои листики днем и ночью шумят, вам спать не дадут. Найдите местечко получше.
Бабушка - Рассказушка:
А вот куст-шиповник, красавец какой,
Тенистый, пушистый, совсем молодой.
Коза. – Шиповник. Шиповник. Можно мне под тобой избушку построить?
Шиповник. – Что вы, что вы! Или не видите? Вон какие на мне колючки острые! Будете прыгать – скакать, всю шерстку себе испортите. Ступай.
Бабушка – Рассказушка:
Долго герои наши шагали,
Спать захотели, ножки устали.
А вот на поляне березка растет,
Качает ветвями, как будто зовет.
Коза. – Березка, березка! Можно нам под тобой избушку построить!
Береза. – Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной свою избушку.
козлята строят избушку из мягкого модульного конструктора
Бабушка – Рассказушка:
Козлятки носили бревно за бревном,
По бревнам стучала Коза молотком.
И вот - новый дом! Будто был всегда тут.
Коза и козлятки в нем мирно живут.
Звучит музыка, все герои танцуют.
Герои выходят на поклон.
Логопед: Ребята! Про кого была сказка? Какие еще были в ней герои?
Д: ….
Логопед: Расскажите, какая история случилась в лесу?
Д: ….
Логопед: Под каким деревом построила коза свою избушку и почему?
Д: ….
Логопед: Скажите, если в лесу будут расти только березы, то лес будет как называться? Если – дубы? Если – ели? А если все деревья будут разными?
Д: роща, дубрава, ельник, смешанный лес.
(на каждый ответ детей, логопед показывает соответствующую картинку)
Логопед: – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу. Поиграем в игру «Да или Нет»
1. Ломать деревья (нет)
2. Сажать больше деревьев (да)
3. Рвать цветы (нет)
4. Любоваться красотой природы (да)
5. Оставлять мусор в лесу (нет)
6. Разжигать костры в лесу (нет)
7. Слушать пение птиц (да)
8. Топать и кричать в лесу(нет)
Итог:
Логопед: - Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что интереснрго мы с вами узнали?
Дети: ….
Ребята! Лес - это большой дом. В нем есть место для лесных жителей. Лес их кормит, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый воздух. И мы с вами должны лес беречь.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый – чистый
И родник живой
Ключевой водой.
(Владимир Степанов)
ЛИТЕРАТУРА :
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы – М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2014 г.
2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Москва-Просвещение,1999г,289с.
3. Шелест Т. Наблюдения в природе //Дошкольное воспитание. 2001.№6.
4. Большая книга загадок/ Составители Е. Нефёдова, О. Узорова. – М.: «Планета детства», ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 816с.: илл.32.
5. Вахрушев А.а., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «БАЛАСС», 2003. – 304с.
6. Русская народная сказка «Как коза избушку построила» в обработке М. Булатова
Самоанализ
интегрированного обобщающего занятия по лексической теме:
«Деревья, кустарники».
в старшей группе компенсирующей группе для детей с ЗПР
28 февраля педагогами группы «Полянка» было проведено открытое интегрированное обобщающее занятие по лексической теме: «Деревья, кустарники».
С целью наилучшего усвоения лексического материала дети были вовлечены в театрализованную постановку русской народной сказки с элементами конструирования.
Перед нами были поставлены следующие задачи.
Задачи:
-уточнить представления детей о лесе;
- закрепить названия деревьев, части дерева (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
- совершенствовать навыки диалогической речи. Продолжать работу над согласованием слов в предложении в роде, числе, падеже;
- обогащать словарный запас детей в рамках лексической темы;
-развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память;
-развивать навыки пространственной ориентации;
-закрепить правила поведения в лесу;
-воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её;
- воспитывать навыки организованного поведения;
- развивать у детей активный интерес к конструированию, побуждать использовать постройки в самостоятельной игровой деятельности;
-развивать творческие возможности детей через театрализованную деятельность.
-закреплять умения входить в образ;
-воспитывать интерес и желание участвовать в театрализованных представлениях.
Конечной целью было закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, о лесе, как природном сообществе, по средствам театрализованной деятельности.
Каждый педагог проводил предварительную работу в своем направлении по лексической теме.
-
Часть
Организационная
На этом этапе НОД был применен метод игровой мотивации, а именно сюрпризный момент «Волшебная книга». Для активизации мыслительной деятельности в начале занятия детям было предложено отгадать загадки о деревьях.
-
Часть
Игра драматизация
При распределении ролей были учтены индивидуальные особенности и возможности детей. В данной части решались речевые и эмоционально- волевые задачи. Дети смогли победить свои тревоги и страхи, связанные с выступлением на публику. Для этого была создана благоприятная обстановка, эмоциональный настрой сохранялся у детей на протяжении всей театрализованной постановки.
Яркие костюмы, декорации и музыкальное сопровождение помогли детям перевоплотиться и создать образы героев сказки.
-
Часть
Итог. Рефлексия.
Итог.
В этой части педагог совместно с детьми выявил уровень осознания содержания сыгранной сказки. Дети активно отвечали на поставленные педагогом вопросы, что дает основание полагать, что материал детьми усвоен.
Рефлексия.
Ребята были активны, чувствовали себя комфортно, давали обратную связь. Делились своими положительными эмоциями, высказывали свои мысли и пожелания.
Все части занятия были объединены единым сюжетом и лексической темой. Для реализации каждой задачи мы подобрали приемы, которые помогли их решить. Использовали следующие приемы: беседа, показ, смена видов деятельности, сюрпризный момент, аудиозаписи.
Материал был подобран с учетом психоречевых особенностей детей.
В ходе НОД использовались: наглядный, словесный, игровой и практический методы. Форма работы фронтальная.
Материалы:
-
словесные (вопросы для беседы, загадки, сценарий сказки, художественное слово);
-
наглядно- демонстрационные (иллюстрации по теме, декорации, костюмы, афиша);
-
игровые ( сюрпризный момент, игра драматизация);
-
практические (продуктивная деятельность –конструирование).
Вывод
Мы считаем, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной. Таким образом, поставленные задачи удалось выполнить, цель достигнута.
- Конспект интегрированного занятия по лексической теме: «Дикие животные». НОД в области художественно – эстетического развития. Рисование нетрадиционным способом «Ёжик» в старшей группе для детей с ЗПР.
- Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краски осени» Нетрадиционное рисование
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»