В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Концепция развития мини-музея «Живая старина»

Концепция развития мини-музея «Живая старина»

Краткое описание
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. представляем опыт работы по организации мини-музея в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
концепция.docx Скачать


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида

Международный Конкурс педагогического мастерства

«Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы»




Я- воспитатель




Концепция развития мини-музея «Живая старина»




Автор: (Ф. И. О. полностью)

Лапина Наталья Анатольевна, воспитатель

Евдакова Мария Петровна, старший воспитатель

Телефон 8 961 980 1466

Адрес электронной почты

evdakova.maria@yandex.ru
















Г. Барнаул 2022г.






«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).


В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, и прежде всего, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. В фундаменте нашего культурного общества лежит «традиционная народная культура». Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть, особенности устройства жилища, быта, костюма, декоративно - прикладное искусство.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

Поэтому в настоящее время в педагогической практике основный целью является – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, народного искусства, народных обрядов и традиций, приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа, а так же программы регионального значения, целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.

А что же такое музей? Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

«Музейная педагогика» … Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Если обратиться к историческому контексту их использования, то термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной; Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду»; «Музейная педагогика. Из опыта методической работы» Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.).

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных общеобразовательных организаций. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Работа по созданию мини-музея в группе началась с ноября 2014 года. Создавая музей в нашей группе, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделили средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельностные, экспериментальные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края, декоративно - прикладное искусство.

Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

  • Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада;

  • Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;

  • Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Планируя музейное пространство, нами была поставлена цель: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея, формирование «образа музея» как хранителя культурно-исторического наследия.

Для достижения поставленной цели мы поставили ряд задач:

  1. Формирование у дошкольников представления о музее.

  2. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

  3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

  4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

  5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

  6. Развитие речи и расширения словарного запаса.

  7. Развитие креативного и логического мышления.

  8. Вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

  9. Воспитание культуры поведения.

  10. Воспитание любви к Родине.

  11. Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

  12. Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

  13. Приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

Решая эти задачи, мы определили перспективу развития мини-музея и разработали алгоритм по созданию музейного пространства:

  • выбор темы мини-музея

  • определение места размещения мини-музея

  • планирование экспозиций

  • выбор дизайна оформления мини-музея

  • подбор экспонатов

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является нравственно - патриотическое воспитание. Сегодня наше общество претерпевает крушение идеалов, отрицание общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном и духовном развитии. Поэтому содержание воспитания должно быть направлено на воспитание культурного человека, знающего, любящего свой край, свою Родину. В свете процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции, обычаи нашей Родины. В СМИ все реже транслируются детские программы, в которых показывают сказки, танцы, песни и многое другое. В связи с этим детям очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру нашей великой страны – России в разных видах деятельности. Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка. Исходя из вышесказанного, тему нашего мини-музея, мы выбрали направленную на воспитание патриотических чувств, знакомство с историческим прошлым, культурой и бытом нашей страны, с произведениями народного декоративно - прикладного искусства с их образной, цветовой, пластической и композиционной выразительностью. И дали название нашему мини-музею - «Живая старина».

Музей органично вписывается в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. Месторасположение нашего мини-музея выбрано с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности, и безопасности деятельности. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.

Мы организовали музейное пространство в групповом помещении, что дает возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации, дизайн нашего мини-музея органично вписывается в интерьер помещения. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражают специфику возраста детей группы. Мини-музеи постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Важная особенность этого элемента развивающей среды — участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. В любое время можно обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривают экспонаты, обсуждают их особенности, задают вопросы воспитателю, используют некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользуются дидактическими играми и проводят самостоятельные исследования. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Кроме того, в нашем мини-музее есть возможность располагать постоянные и сменные экспозиции. Экспонаты размещены на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Мы использовали стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы, модули.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.


В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями:

  • занятия-экскурсии

  • исследовательская деятельность

  • продуктивная деятельность

  • занятия познавательного цикла

  • проектная деятельность

  • экспресс выставки семейных коллекций

  • детские творческие работы

Мини-музей «Живая старина» - это не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская деятельность, экскурсионная работа с детьми, игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука», игры – эстетические упражнения «Закрась поднос», «Закончи узор», «Угадай, какая роспись?», «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок для мамы», «Художественные промыслы», «Собери гжельскую розу», «Собери матрёшку»; работа с родителями – выполнение «домашних заданий» (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, герб и девиз семьи); проведение тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин. Успешному решению задач развивающей экскурсии помогают специальные дидактические игры, нацеленные на создание соответствующей психологической установки, организующей процесс восприятия в нужном направлении. Этот раздел экскурсионной методики требует особенно пристального внимания, так как умело организованные развивающие игры стимулируют работу воображения, творческую импровизацию, позволяют избежать навязывания шаблонов и стереотипов восприятия.

Приведем краткое описание некоторых дидактических игр, используемых в практике развивающих экскурсий с детьми младшего возраста.

1. «О чем говорят вещи». Игра способствует развитию навыков восприятия художественного образа и проводится на экспозиции декоративно-прикладного искусства. Она может проходить следующим образом:

Вариант 1. Экскурсовод начинает рассказывать сказку, которую дети должны продолжить: «Вечером, после закрытия музея, старинные вещи "оживают". Они вспоминают о былом времени, о своих хозяевах, рассказывают друг другу истории, свидетелями которых они были...». Обращая внимание на выразительность формы, силуэта, цвета, особенностей материала, дети должны представить себе, как выглядели хозяева старинных предметов и каким мог быть характер их «беседы». Таким образом, развиваются чувство стиля, художественно-образное видение.

Вариант 2. Коллективное придумывание и разыгрывание небольшого сказочного действия, исполнители которого — дети, а действующие лица — музейные экспонаты. Они «действуют», «разговаривают», «совершают поступки» соответственно своему «характеру». Этот «характер», а иными словами — художественный образ в данном случае неизбежно выступает на первый план, и именно он определяет эмоциональное впечатление и содержание действия.

2. «Живая скульптура». Игра проводится после занятия на музейной экспозиции и направлена на развитие пластического чувства, образного видения, а также зрительной памяти и наблюдательности.

Условия игры: кто-нибудь из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать изображаемое произведение. Чтобы сделать «скульптуру» узнаваемой, дети должны обратить внимание на главное, наиболее характерное в образе, передать выразительность позы, жеста, пластику движения.

3. «Видящие руки». Игра требует специальной дидактической экспозиции, где разрешено трогать экспонаты, брать их в руки и т. п. Цель игры — развитие чувства фактуры, пластической формы и объема. Дети по очереди с закрытыми глазами ощупывают скульптуру, стараясь определить ее материал и форму. С этой целью можно использовать также детские работы, выполненные на уроках лепки, или предметы разнообразной формы и фактуры. Лишаясь возможности видеть скульптуру и ограничиваясь лишь тактильными ощущениями, дети концентрируют все внимание на особенностях материала и разнообразных изгибах формы, делая это с тем удовольствием и увлечением, которые всегда сопутствуют детской игре. Таким образом, развивается сенсорная культура, необходимая для восприятия пластических искусств.

4. Различные викторины, кроссворды, загадки, способствующие запоминанию сведений, пополнению знаний об искусстве.

Тематическое планирование экскурсий воспитательного типа должно строиться с учетом возраста экскурсантов. Приведем некоторые возможные темы для воспитательных экскурсий:

«Мы пришли в музей» (первое знакомство с художественным музеем, навыки музейного поведения, уважительное отношение к историческим и художественным памятникам);

«Как искусство «живет» в музее» (для детей младшего возраста);

«Как люди раньше жили» (для детей младшего возраста);

«Добрых рук мастерство» (по залам народного искусства, для детей младшего возраста);

«О чем рассказали вещи» (о декоративно-прикладном искусстве, для детей младшего возраста).

Каждый педагог может расширить круг тем воспитательной экскурсии в зависимости от индивидуальных особенностей группы, потребностей программы, возможностей экспозиции.

Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний. При этом акцент переносится с сообщения общей информации на более глубокое раскрытие содержания конкретной темы. В этом заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.

Конкретные познавательные задачи образовательной экскурсии определяются ее основной темой.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, вызывает желание узнать больше. Мы осваиваем новый тип занятий, повышаем профессиональную компетентность в области музейной педагогики. Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников. Последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Исходя из вышесказанного, мини-музея в детском саду обладает следующими особенностями:

  • Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;

  • Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;

  • Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

  • Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

  • Обогащение развивающей среды группы, ДОУ;

  • Использование новых форм работы с детьми и их родителями;

  • Формирование у дошкольников представления о музее

  • Повышение профессиональной компетенции

При организации работы по формированию музейной культуры используются различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, режиссерские, интеллектуально-познавательные, строительные, конструктивные, дидактические игры, вся работа строиться с учетом взаимосвязи принципов обучения и воспитания:

Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклором, с народной сказкой (инсценировки русских народных сказок для родителей и детей, организована «литературная викторина», развивающие занятия, использование стихов, загадок, пословиц, былин)(Приложение )

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.

Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр, календарно-обрядовые праздники).

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование, рисование).

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающим миром (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, совместная с родителями деятельность, субботники).

Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые, дидактические).

Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития, знакомство с народными играми, участие в спортивных развлечениях.

Мы изучили литературу, интернет ресурсы по проблеме приобщения детей к народным истокам, музейной педагогике, провели анализ знаний детей и семьи. В своей работе мы использовали анкеты для родителей и диагностическую карту, взятую из интернет ресурсов и адаптированную нами. На первом этапе работы по организации мини музея и приобщения детей к народным истокам, мы провели анализ уровня знаний детей

Полученные результаты говорят о том, что на начало учебного года в старшей группе (см анкету №1):

  • У большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

  • Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны.

  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали предметы старины, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций русского народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

  • Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

  • Не у всех детей сформировано представление о родословной, родственных отношениях и семье.

  • Дети незнакомы с многообразием народных промыслов.

После проведения системы работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры» была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.

  • Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение;

  • правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла;

  • умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

  • правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения;

  • самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края;

  • используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

По результатам анкетирования родителей выяснилось:

  • Родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но они готовы вместе с детьми узнавать об истории своего родного города, края, народных промыслах и повысить уровень педагогической культуры.

В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка. Родители не только заинтересовались, но и активно принимали участие в создании и пополнении мини-музея. От родственников и знакомых привозили предметы старины (прялка, чугунные утюги, керосиновые лампы, рубель, деревянные ложки, чашки и т.д).

Нами были организованы следующие экспозиции, отражающие возраст детей и определенную тематику:

  • «Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. В рамках этой деятельности был организован мастер-класс с родителями (см. презентация «Куклы из глубины веков»).

  • «Семейные традиции», где собраны реликвии – предметы, которые семья передает из поколения в поколение. Экспозиция направлена на воспитание любви и уважения к семье, к ее традициям, на развитие исследовательских, творческих навыков детей в совместной работе со взрослыми. На подготовительном этапе оформления данной экспозиции были проведены следующие мероприятия: рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; дидактические и сюжетно-ролевые игры; разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; составление рассказов о семье, оформление стенгазеты «В семейном кругу», создание альбомов «герб и девиз моей семьи», «Семейное генеалогическое древо». Для полноты восприятия детьми «путешествия по времени» родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: «у мамы золотые руки» – скатерти, полотенца, салфетки, панно, пинетки…», «Устаревшие предметы быта», «Юбилейные и старинные монеты», «Старинные ёлочные игрушки», «Куклы», «Детские фотографии мамы и папы», , «Открытки», и др.

  • «Декоративно-прикладное искусство». Целью которой является- формирование у детей интереса к историческому прошлому нашей страны, к произведениям народного декоративно-прикладного искусства с их образной, цветовой, пластической и композиционной выразительностью (см. проект по приобщению к детям дошкольного возраста к ДПИ)

  • «Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг, с историей возникновения книги, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота. Предварительная работа: заучивание поговорок о книгах, конкурс чтецов, выпуск журнала для родителей «Чтение — вот лучшее учение», совместно с родителями оформление книжек-малышек, акция по реставрации книг, продуктивная деятельность «Любимый герой книги»)

  • «Русский быт» Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре (см. Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры.) Совместно с детьми выполнен крупный макет печки, с помощью родителей собрана сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанные коврик, салфетки), сшиты народные и ролевые костюмы – используются для драматизации сказок, игровой импровизации. Детский проект «Мини-музей «Ложка»

  • «Я помню - я горжусь». Совместно с семьями детей нами были подобраны материалы о героях Великой Отечественной войны, дети подготовили рассказы о прадедушках и прабабушках, оформлена стенгазета «Люди! Покуда сердца́ стучатся, — помните!», фото боевых наград, о современных воинах (фотографии со службы, награды и знаки отличия Афганистана и Чечни.)

Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы, не только для детей, но и для кукол; составляют альбомы; помогают в сборе иллюстративного материала.

Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние три года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Совместно с родителями, мы приняли участие и одержали победу в Краевом фестивале детского фольклорного творчества «Солнцеворот 2015», выставка – конкурс декоративно-прикладного творчества и ремесел «Узоречье» - 3 место; «Солнцеворот 2017» - 2 место (см приложение№), диплом III степени в конкурсе «Россия – Родина моя» на открытом городском конкурсе имени Е.Л. Квитницкой «Школьный музей – новые возможности».

Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном учреждении. Здесь проходят занятия по изодеятельности, по конструированию, экспериментальная и исследовательская деятельность, и работа по проектной деятельности, и тесная взаимообратная работа не только с родителями, но и коллегами. В результате такой работы в ДОУ появился круг единомышленников, которые заинтересованы работой, созданием таких мини- музеев. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.

Коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию. Дети нашего детского сада имеют возможность познакомиться с разными экспонатами, могут сами выступать в роли экскурсоводов, рассказать о предметах, которые они предоставили вместе с родителями (см приложение№).

Наш опыт используется педагогами детского при проведении организованной образовательной деятельности, праздников, бесед, игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, в работе с родителями.

В целях повышения компетентности у педагогов по теме музейная педагогика были проведены:

  • Презентации «Мини - музей как средство взаимодействия с родителями», «Музейная педагогика в ДОУ» (см приложение№).

  • Консультации «Как организовать мини - музей», «Патриотическое воспитание в семье» (см приложение№).

  • Страница на сайте нашего ДОУ музей «Живая старина» ( http://212.детскийсад-барнаул.рф/?page_id=2110 )

Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.






Диагностическая карта для дошкольников.

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Назовите столицу нашей Родины. (Москва)

Какие вы знаете крупные города России?

Где вы живёте – в городе или в деревне? (в городе) Чем отличается деревня от города?

Как называется город, в которой мы живём? (Барнаул)

Определение по фотографиям «Узнай и назови».

Расскажи о своей семье (уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.)

Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть?

Какие знаешь народные праздники? Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем?

Любишь ли ты заниматься рукоделием? Чему бы хотел научить своих друзей?

Как ты понимаешь пословицу «Труд – кормит, а лень – портит»?

Что значит «Много снега – много хлеба»?

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:

Ученье - свет, а неученье - ........ ( тьма).

Апрель с водой, а май ....... ( с травой).

Вся семья вместе, так и душа ....... ( на месте).

Готовь сани летом, а телегу .......( зимой).

Кто не работает, .......( тот и не ест).

Мал золотник, .......( да дорог).

Поспешишь - .......( людей насмешишь).

Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).

Какую народную песню ты бы хотел исполнить?

Какие достопримечательности нашего города ты бы хотел показать гостям?

Выработали критерии к диагностической карте:

Высокий уровень.

1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

6.Ориентируется в истории, традициях, быту русского народа.

7.Знает особенности своего края.

8.Имеет представление о народных промыслах. Имеет практические навыки в работе с различным материалом (тесто, ткань, опил, семена растений, бросовый материал)

9.Проявляет интерес к народной культуре.

Средний уровень.

1.Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи.

2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

3.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

4.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.

5.Знает некоторые элементы истории, традиций и быта русского народа.

6.Знает некоторые особенности родного края.

7.Имеет практические умения в работе с различным материалом.

8.Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры.

Низкий уровень.

1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи.

2.Знает народные приметы.

3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.

4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним.

5.Имеет обрывочное представление об истории России и своего края.

6.Имеет элементарные навыки по работе с различным материалом.

7.Не проявляет интереса к народной культуре.













































Анкета для родителей

  1. Знакомы ли вы с культурой России?

  2. Какие традиции и обычаи страны вы соблюдаете в семье?

  3. Какие праздники вы празднуете?

  4. Какие виды народного промысла используете в украшении дома, одежды и тп.?

  5. Какие виды фольклора вы используете в общении с ребенком: шутки, прибаутки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. Приведите примеры?

  6. Чем по вашим наблюдениям любит занимается дома ребенок?

  7. Как вы считаете, необходимо ли вашему ребенку знать традиции, обычаи страны, русское народное творчество?

  8. В каких мероприятиях в детском саду вы бы хотели принять участие:

  • Праздник по русскому народному творчеству

  • Конкурс по созданию изделий народного промысла

  • Ярмарка

  • Состязания в русских народных играх

  • Концерт песни и пляски

  • Посиделки у самовара

  • Мастер – класс по созданию кукол

  • Другое………….

9. В какой роли вы хотели бы принимать участие в мероприятиях детского сада?

  • Участника

  • Зрителя

  • Помощника

10. Какими познаниями вы бы хотели поделиться в области русского народного творчества.

11. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?

12. Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?

13.Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?

14. Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?

15.Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?

16. Что Вы предпринимаете для этого?

Спасибо за внимание и оказанную помощь!











































































































































































































































































































Литература

Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос